Вопрос № 79. Каково определение человеку, и какая разница между ним и животным?

Ответ на этот вопрос.
Человек — это создание Аллаха, творение Аллаха, которое имеет
разум, является ответственным, пришел на эту землю как халиф, он
знает цель своей жизни и старается её выполнить. Такое определение
человеку дает Куръан.
Во многих аятах Куръана говорится о том, что Аллах عزّ وجلّдал
человеку разум. Почему Куръан об этом часто говорит, почему
напоминает? Для того, чтобы человек понял, что у него есть разум, и что
у него есть цель. Куръан объясняет цель жизни человека. Аллах дал
человеку разум, чтобы он понял, что у него есть цель, и чтобы он
старался выполнить свою задачу.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане сказал, что человек является خَلِيفَةً
«хали́фа». Аллах عزّ وجلّ говорит ангелам:
‎إِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً
И когда твой Господь сказал ангелам: «Я создаю на земле
халифа»… (сура «аль-Бакара», аят 30).

Когда Аллах عزّ وجلّ создал Адама, то сказал ангелам эти слова.
Халифа – это не только король, правитель и т. д., халифа это тот, кто
будет жить не по своей воле, а выполнять волю Того, Кто сделал его
халифом. «Халифа» дословно переводится как «наместник». Но на
самом деле это не совсем правильный перевод – как наместник,
заместитель и т. д. Халифа — это тот, кто будет жить не по своей
воле. Конечно, у человека есть своя воля, но он должен подчинить свою
волю, свою свободу, свои права этой норме, этому Откровению, которое
пришло, этому стандарту. Человек должен подчинить свою жизнь, все
свои желания этому Откровению. И это все является определением
человека.
Поэтому то, что человек является халифа, означает, что он будет
подчиняться Откровению, что он знает цель своей жизни: поклоняться
Аллаху.
Разница между человеком и животным следующая:
1.Человек знает цель своей жизни, а животное не знает.

  1. У человека есть разум, а у животных нет.
  2. Человек является мукалляф.
    Мукалляф — это значит ответственный. Это значит, что на нем
    лежат обязанности, и он должен их выполнить.
    Мукалляф — это значит ответственный, и значит он будет
    отвечать. Например, ребенок не является мукалляф. Почему? Потому
    что он не отвечает. У него разум еще не развит. А когда человек
    становится совершеннолетним, то он становится мукалляф, то есть, он
    отвечает. Если он совершит грех, то его ждёт наказание. Мукалляф – это
    тот, кого наказывают, если он совершит грех.
    Человек мукалляф, а животное не является мукалляф. С человека
    будет спрос, и он является  مَسْؤُولٌ – ответственным, а с животных спроса
    не будет.
    В этом мире есть два вида людей. Один — это те, которые живут,
    подобно животным. Они думают, что случайно родились, появились на
    свет случайно, потом умрут и на этом все закончится. У них нет никакого
    интереса, чтобы узнать, что же является целью их жизни.
    Какая цель у жизни, это важный вопрос. Но, к сожалению, очень
    многие люди не обращают на это внимания. Поэтому ислам сказал, что
    те люди, которые не знают цели своей жизни, как животные. Ислам
    сказал, что люди, которые не знают цели жизни и думают, что они
    родились случайно, и что у них нет никакой цели, как животные.

Аллах عزّ وجلّ говорит:
‎وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِّنَ الْجِنِّ وَالْإِنسِ لَهُمْ قُلُوبٌ لَّا يَفْقَهُونَ بِهَا وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لَّا يُبْصِرُونَ بِهَا وَلَهُمْ آذَانٌ لَّا
يَسْمَعُونَ بِهَا أُولَٰئِكَ كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُولَٰئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ
Мы создали для Ада много джиннов и людей! У них сердца,
которыми они не разумеют, у них глаза, которые не видят, и у них уши,
которые не слышат… они как животные и даже более заблудшие! Они и
есть беспечные/ праздные люди! (сура «аль-Аъраф», 179). 
‎وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِّنَ الْجِنِّ وَالْإِنسِ — — Мы создали для Ада много джиннов и
людей.
‎لَهُمْ قُلُوبٌ لَّا يَفْقَهُونَ بِهَا — — у них сердца, которыми они не разумеют,
‎وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لَّا يُبْصِرُونَ بِهَا — — у них глаза, которыми они видят,
‎وَلَهُمْ آذَانٌ لَّا يَسْمَعُونَ بِهَا — — и у них уши, которыми они не слышат.
‎أُولَٰئِكَ كَالْأَنْعَامِ — — они – как животные
‎بَلْ هُمْ أَضَلُّ — — и даже более заблудшие (чем животные)!
‎أُولَٰئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ — — они и есть небрежные, беспечные люди!
غَافِلٌ – — небрежный человек, который не обращает внимания на
цель своей жизни.
Сура «аль-Аъраф», 179 аят.
Это говорит о том, что они заблудились, не обратили внимания на
цель своей жизни, ведут себя как животные и говорят, что нет разницы
между человеком и животным, а то, что мы родились, это случайность,
потом мы умрем и на этом всё закончится – по этой причине они попадут
в Ад!..
Аллах عزّ وجلّ говорит: «لَهُمْ قُلُوبٌ» — у них есть сердца,
‎لَّا يَفْقَهُونَ بِهَا — они не понимают ими, не используют свой разум, они
не обращают внимания на цель своей жизни, и они небрежны. И как раз
все это объясняется последним словом » الْغَافِلُونَ «: что они غَافِلٌ —
небрежные.
‎وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لَّا يُبْصِرُونَ بِهَا — — они своими глазами не видят,
‎وَلَهُمْ آذَانٌ لَّا يَسْمَعُونَ بِهَا — — у них есть уши, но они не слышат ими.
Этот аят указывает на то, что для того, чтобы человек был на
истинном пути, нужно использовать следующие способы:
قُلُوبٌ «кулуб».
Первое – здесь имеется в виду عَقْلٌ разум. То есть, человек должен
думать. Люди по урфу для этого слова используют слово «сердце».
Поэтому здесь тоже слово قُلُوبٌ кулуб.
Поэтому для того, чтобы следовать истинному пути, надо
размышлять. Разум надо подчинить Откровению. Человеку надо думать,
для чего он, для какой цели…

‎ .أَعْيُنٌ — Второе – глаза. Человек истину видит глазами.
‎.آذَانٌ — Третье – уши. Ушами человек слышит истину, Откровение,
его объяснение и т. д.
Про этих заблудших людей Аллахعزّ وجلّ  здесь говорит, что они не
думают, они истины не признают, не прислушиваются к истине, —
‎أُولَٰئِكَ كَالْأَنْعَامِ — — они ведут себя как животные,
‎بَلْ هُمْ أَضَلُّ — — и даже более заблудшие.
Те люди, которые не получают знания, не думают о цели своей
жизни, которые не прислушиваются к истине, это глупые люди, это
заблудшие люди. Даже более заблудшие, чем животные. Почему?
Потому что животные знают многое. Они выполняют то, для чего
Аллах عزّ وجلّ их создал: животные знают своих хозяев, подчиняются
своему хозяину, приносят пользу своему хозяину, выполняют свою роль.
Но эти люди, почему они хуже животных? Потому что они не выполняют
своей цели, не знают своего Создателя, своего Хозяина, Аллаха عزّ وجلّ ,
своего Малика.
По двум причинам человек хуже, чем животное, и более
заблудший:

  1. У него есть разум, но он его не использует. А у животных нет
    разума. Если у человека есть разум, и он не знает о цели своей
    жизни и не думает о ней, то значит он более заблудший, чем
    животное.
  2. Животные слушаются своего хозяина, а этот человек не
    слушается своего хозяина, своего Господа.
    Аллах عزّ وجلّ Говорит:
    ‎أُولَٰئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ – они небрежны.
    Это болезнь, это проблема! Небрежность – это когда человек не
    приобретает знания, сам Откровение не изучает, а говорит: как ученые
    скажут, так и будем делать… Если спросишь их о цели жизни, они
    говорят: зачем мне знать? А на вопрос: почему ты являешься
    мусульманином, отвечают: потому что мои родители мусульмане…
    Это и есть غَافِلٌ г̇а́филь – небрежный: тот, кто не знает, для чего
    Аллах отправил ему Куръан, и не задумывается, почему он мусульманин.
    Аллах عزّ و جلّ ниспослал вам Куръан и сохраняет его не просто так,
    а для того, чтобы вы его изучали, действовали по нему и
    распространяли. За это будет спрос. Ноغَافِلٌ г̇а́филь, небрежный человек

не придаёт этому значения, он не знает о своей проблеме, не знает о
том, что его ждет очень сильное наказание.
Аллах عزّ و جلّ про таких людей в Куръане говорит:
‎إِنَّ شَرَّ ٱلدَّوَآبِّ عِندَ ٱللَّهِ ٱلَّذِينَ كَفَرُوا۟ فَهُمْ لَا يُؤْمِنُونَ
Поистине, худшие создания перед Аллахом — те, которые
отрицают Откровение и не веруют. (сура «аль-Анфаль», аят 55).
‎إِنَّ شَرَّ ٱلدَّوَآبِّ عِندَ ٱللَّهِ – поистине, наихудшими существами их живых
существ перед Аллахом являются те,
‎ٱلَّذِينَ كَفَرُوا۟ فَهُمْ لَا يُؤْمِنُونَ – которые не уверовали (отрицают Откровение)
и не уверуют.
Сура «аль-Анфаль», аят 55.
Аллах عزّ و جلّ здесь ясно объясняет, что человек, который отрицает
ислам, شَرَّ ٱلدَّوَآبِّ — хуже животного.
‎شَرَّ – худший; ٱلدَّوَآبِّ – животное/ живое существо мн. ч دَابَّةٌ
Почему худшие существа? Потому что человек, а не знает своей
цели. Разница между человеком и животным в том, что человек знает
свою цель. Получается, что те люди, которые не знают своей цели и не
придают этому значения, являются худшими существами. В Судный День
когда они увидят наказание Аллаха, то будут сожалеть о том, что не
последовали за пророком.
Аллах عزّ و جلّ  говорит:
‎وَيَوْمَ يَعَضُّ الظَّالِمُ عَلَىٰ يَدَيْهِ يَقُولُ يَا لَيْتَنِي اتَّخَذْتُ مَعَ الرَّسُولِ سَبِيلًا * يَا وَيْلَتَىٰ لَيْتَنِي لَمْ أَتَّخِذْ فُلَانًا خَلِيلًا * لَّقَدْ
أَضَلَّنِي عَنِ الذِّكْرِ بَعْدَ إِذْ جَاءَنِي وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِلْإِنسَانِ خَذُولًا
Когда несправедливые люди/ залимы будут кусать свои руки и
говорить: «О, горе мне! Пошёл бы я за пророком! О, горе мне! Лучше бы
я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвлёк меня/ увёл в сторону от
зикра/ от Откровения после того, как оно мне открылось!..» (сура «аль-
Фуркан», 27 – 29 аяты).
‎وَيَوْمَ يَعَضُّ الظَّالِمُ – — когда за́лимы (несправедливые люди)
‎عَلَىٰ يَدَيْهِ يَقُولُ  – — будут кусать свои руки и говорить:
يَا لَيْتَنِي اتَّخَذْتُ مَعَ الرَّسُولِ سَبِيلًا – — о, горе мне! Лучше бы я последовал
путем посланника!

‎يا وَيْلَتَىٰ لَيْتَنِي لَمْ أَتَّخِذْ فُلَانًا خَلِيلًا – — о, горе мне! Лучше бы я не брал такого-то
себе в друзья!
‎لَّقَدْ أَضَلَّنِي – — он ввел меня в заблуждение,
‎عَنِ الذِّكْرِ بَعْدَ إِذْ جَاءَنِي – — отвратил меня от зикра (от Откровения)!
То есть, взял себе такого-то в близкие друзья, сделал его своим
идеалом, последовал за ним и попал в заблуждение. Он отвратил меня
от Откровения, призывал к другому…
Сура «Аль-Фуркан», 27 – 29 аяты.
Есть Откровение и не Откровение. Разница между ними огромная,
больше, чем между небом землей.
В первую очередь человек должен знать, что есть вахьи
(Откровение) от Аллаха, и должен знать разницу между Откровением и
не Откровением.
Абу Бакр Ас-Сыддык رضي الله عنه — самый лучший и уважаемый
человек в этой умме после пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم , но его
слова не могут равняться Откровению. Если человек приравняет слова
Абу Бакра к Куръану, к сунне или Откровению, то он совершит куфр.
Поэтому надо знать разницу между вахьи и не вахьи. Слова и действия
Абу Бакра رضي الله عنه — это не Откровение.
Есть люди, которые спокойно говорят: наша религия состоит из 4-х
вещей: Куръан, сунна, иджтихад и кыяс…
Иджтихад и кыяс – это от ученых. А Куръан ниспослан с неба! То
есть, они спокойно приравнивают вахьи к иджтихаду, а это путь к куфру,
это заблуждение. Любая другая вещь в религии кроме Откровения –
заблуждение. Вахьи, которое донес до нас пророк صلى الله عليه وسلم , это и
есть путь пророка. А есть другие вещи. Мы не отрицаем ни ученых, ни
сподвижников رضي الله عنهم . Ученые – наши уважаемые имамы, но надо
знать, что их слова, их иджтихад, их кыяс, их иджма могут быть
тафсиром (объяснением) для Откровения, но никак не религий.
Мы не отрицаем тафсир, шарха, кыяс, иджма, иджтихад имамов и
ученых, все это объяснение для вахьи, но вот само объяснение не
является религией, потому что объяснение может быть правильным, а
может быть неправильным. Поэтому слова ученых, или тафсир и шарха
могут быть правильными и могут быть неправильными, а религия ислам
не может быть неправильной. Поэтому религия – это только вахьи
(Откровение). А ученые могут быть правы, а могут ошибаться. Если
какой-то ученый неправильно дает тафсир, то несмотря на то, что мы его
уважаем, мы не примем его слова, потому что его слова не могут быть

религией. Поэтому нельзя говорить, что наша религия состоит из
четырех вещей, Куръана, сунны, иджтихада и кыяса.
Религия состоит только 2-х вещей: это Куръан и сунна. А иджма,
иджтихад и кыяс – это объяснение, которое может быть правильным или
неправильным. Поэтому в аяте сказано, что человек, который попал в
заблуждение скажет: «О, горе мне! Почему я взял себе такого-то в
близкие друзья, сделал его своим идеалом, своим имамом и подчинялся
ему полностью?! Он увел меня عَنِ الذِّكْرِ – от зикра».
‎الذِّكْر – — зикр – это Откровение. У Куръана и вахьи есть много
переводов, один из них – зикр.
‎عَنِ الذِّكْرِ بَعْدَ إِذْ جَاءَنِي – отвратил меня от зикра/от Куръана и сунны, и
увел в другую сторону от вахьи.
Значит, следовать вахьи – это идти путем пророка صلى الله عليه وسلم , и
это истина. А если ты не идешь по вахьи, то это будет заблуждением,
даже если будешь идти где-то рядом.
Как сказано в аяте:  لَّقَدْ أَضَلَّنِي عَنِ الذِّكْرِ – он ввел меня в заблуждение,
увел от зикра. То есть, если религия не соответствует Откровению, то
это заблуждение, даже если это будет мнением какого-то великого
имама. Объяснение этому – слова:
عَنِ الذِّكْرِ – от Откровения, إِذْ جَاءَنِي – которое пришло от пророка صلى الله
عليه وسلم (сура «аль-Фуркан», 27 – 29 аяты).
Человек, который не знает о цели своей жизни, хуже животного.
Например, человек идет на рынок, но не знает для чего он туда идет и
что будет покупать. Точно так же человек, который пришел в эту жизнь,
но не знает, для чего. Человек является человеком потому, что знает о
цели своей жизни, знает, для чего Создатель дал ему эту жизнь, и
старается идти к своей цели. А цель жизни человека – это изучать вахьи
(Откровение), действовать по нему и распространять. Так же цель жизни
– это получить довольство Аллаха عزّ و جلّ .
Если человек получил довольство Аллаха, он достиг своей цели. А
если получил недовольство Аллаха, Его гнев, то проиграл в этой жизни,
не выполнил своей цели.