Ответ:
Пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم получал вахъи (Откровение) в двух формах:
1. Куръан, который он получал через ангела Джибриля عليه السلام. Сегодня мы видим Куръан в форме книги.
2. Сунна – хадис, также является вахъи и религией, но способ его ниспослания был другим: иногда посланник получал хадис от Аллаха عزّ و جلّ напрямую, иногда во сне, а иногда через ангела. И это есть – сунна.
Как Куръан и ислам – религия, также и хадис является религией. Человек не имеет права сказать, что принимает то, что доказано из Куръана, а то, что доказано из хадиса не принимает. Принимать то, что доказано из хадиса точно такой же фард, как принимать то, что доказано из Куръана.
Аллах عزّ و جلّ в Куръане говорит:
لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ
لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ – Поистине, был для вас
فِي رَسُولِ اللَّهِ – в посланнике Аллаха,
أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ – хороший пример.
Суре «Аль-Ахзаб», аят 21.
Аллах عزّ و جلّ говорит, что в посланнике صلى الله عليه وسلم для вас хороший пример. Имеется в виду, что он для нас является идеальным примером в религии. Любые слова и дела, которые доказаны от пророка, мы должны принимать и считать религией.
Какое различие между Куръаном и сунной?
1. Куръан – это слово Аллаха, которое Он عزّ و جلّ передал через Джибриля عليه السلام пророку Мухаммаду صلى الله عليه وسلم и каждый аят сохранился в его памяти.
Хадис – не является словом Аллаха. Но это вахъи (Откровение) от Аллаха, которое проявлялось в виде слов или действий пророка. Например, сподвижник рассказал, что посланник Аллаха совершал вуду (омовение) или намаз таким-то образом – это является хадис. То есть, Откровение от Аллаха, действие пророка и слова сподвижника – это хадис. Сподвижники – это ученики пророка.
Куръан – это Откровение от Аллаха, слово Аллаха.
2. В намазе мы читаем суры, но если вместо суры мы прочитаем хадис, то намаз не будет действительный и это станет нововведением.
3. Куръан от начала до конца является Откровением. А что касается хадисов, то есть такие, которые не являются Откровением и религией. Например, действия пророка относительно его одежды, еды и т.д., – это хадисы, но это не Откровение от Аллаха, это не дин (религия). Аллах عزّ و جلّ не сказал какую еду кушать, какую одежду носить, какие дома строить и т.д.
4. В Куръане нет ни одного недостоверного слова. А хадисы бывают ضَعِيفٌ «даиф» слабые по ошибке приписанные к пророку, и مَوْضُوعٌ «мавду́ъ» ложные преднамеренно приписанные пророку. Но это не говорит о том, что все основные хадисы под сомнением, – нет. Есть достоверные хадисы, слабые и ложные.