Вопрос № 32. Есть ли границы у разума?

Ограничен ли разум?

Ответ на этот вопрос. Как наука ограничена, так же и разум ограничен. Как наука, так и разум ограничен местом и временем. عَقْلٌ акль, разум, может познать какую-то вещь, если она находится в каком-то месте или в каком-то времени. 

Например, пятьсот лет назад у людей был разум, но если бы кто-то им сказал, что будет такое время, когда по воздуху будет летать металл, они не поверили бы и не смогли бы себе это даже представить, — несмотря на то, что у всех был разум. А сегодня, мы видим, самолеты летают по воздуху. Это говорит о том, что разум ограничен и многого не понимает, пока не увидит или пока не узнает об этом подробную информацию. 

И если вам кто-то скажет, что была война, но это не было до такого-то года, и не было в тот год, и не было после того года, то разум автоматически будет отрицать эту информацию, потому что для того, чтобы разум поверил во что-то, ему нужно указать время, когда это событие происходило. Если отойти от времени, то разум уже не сможет представить.

Если вам скажут, что есть красивый город, но он нигде не находится, тогда автоматически разум отказывается себе это представить. Для того, чтобы в это поверить, нужно сказать, что он где-то есть. 

То есть, как и все системы, так же и разум человека ограничен. 

У человека ограничены возможности зрения, слуха… все системы ограничены и так же и разум. 

Например, тысячи лет назад у людей тоже были глаза, но они не знали про микробы, и когда появился микроскоп, они увидели и узнали, что микробы вызывают различные болезни. Это говорит о том, что все человеческие органы ограничены. И в том числе ограничен разум. 

У разума есть свои границы, есть свои условия. И первое обязательное условие – это то, что разум требует ответа на вопрос: когда это случилось? И второе – где это произошло?

Когда человек отрицает эти вопросы и говорит «нигде» и «никогда», то автоматически разум не может себе этого представить, потому что разум ограничен. Это говорит о том, что человеческий разум не знает всего и не понимает, так же как и наука, которая не объясняет всего.

Это был ответ на вопрос № 32.