Вопрос №99. Обязательно ли подчиняться Аллаху عزّ وجلّ?

Каждый человек должен подчиняться Аллаху عزّ وجلّ.
Подчинение на арабскомязыке — طاعَةُ.
Подчинение (طاعَةُ) делится на два вида:

  1. Подчинение (طاعَةُ), которое является поклонением.
    Это абсолютное, безусловное подчинение, которое можно проявлять
    только по отношению к Аллаху عزّ وجلّ. Если кто-то, таким образом,
    подчиняется кому-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ, то он совершает шикр.
    Считать что-то религией — это абсолютное (безусловное) подчинение,
    и человек должен подчиняться в абсолютной форме только Откровению
    (وَحْىٌ).
    А Откровение (وَحْىٌ) ниспослано от Аллаха عزّ وجلّ, и Откровение (وَحْىٌ) —
    это религия (دين).
    Если у кого-то будет такое представление, что, помимо Аллаха عزّ وجلّ,
    кто-то ещё может создать религию, то он проявляет абсолютное
    подчинение, и это будет ширком. Потому что абсолютное подчинение —
    это поклонение, а поклонение кому-то, помимл Аллаха عزّ وجلّ — это ширк.
    Куръан назвал абсолютное подчинение (طاعة) поклонением (عِبَادَةٌ).
    Аллах عز و جل в Куръане говорит:
    ‎أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَن لَّا تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ * وَأَنِ اعْبُدُونِي هَٰذَا صِرَاطٌ مُّسْتَقِيمٌ
    Разве не заключили с вами догово́р, о, люди, что вы не будете
    поклоняться шайтану?! Ведь он вам явный враг!
    А будете поклоняться Мне — это Прямой Путь!
    Сура «Йа Син», 60 — 61 аяты.
    أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَن لَّا تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ – Разве Я (Аллах) не заключил договор,
    о, сын Адама (о, человек), что вы не будете поклоняться шайтану?!
    إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ – Он для вас явный враг!
    وَأَنِ اعْبُدُونِي هَٰذَا صِرَاطٌ مُّسْتَقِيمٌ – И вы будете поклоняться Мне — это Прямой
    путь!

Здесь говорится о том, что подчинение шайтану является поклонением
(عِبَادَةٌ), и это является ширком.
Каждый грех, совершенный человеком, будет подчинением шайтану,
но не каждый грех является ширком.
Речь в аяте идёт о том, что, если человек считает какую-то вещь
религией, которая, на самом деле, не является Откровением (وَحْىٌ), и ее
нет в Откровении, то он на религии шайтана. То есть, считать религией
то, что не от Аллаха عزّ وجلّ — это абсолютное подчинение и ширк, и это
поклонение шайтану.

  1. Подчинение (طاعَةُ), которое не является поклонением. Такое
    подчинение не является ширком. Например, человек подчиняется амиру,
    подчиняется своему начальнику и так далее.
    В общем, нужно знать, что подчинение бывает разных видов.
    Если человек работает водителем и подчиняется своему начальнику в
    том, куда и когда ехать, то это не грех и не ширк. Потому что это не то
    подчинение, которое принадлежит только Аллаху عزّ وجلّ.
    Также, если человек подчиняется своему руководителю, амиру и так
    далее, то это не будет ширком, так как Аллах عزّ وجلّ не избирал для Себя
    это подчинение.
    Подчинение, которое только для Аллаха عزّ وجلّ, и которое Аллах عزّ وجلّ
    избрал только для Себя — это подчинение в религии. То, что Аллах عز و جل
    назвал «фардом» или «харамом», то обязательно нужно считать это
    «фардом» или «харамом». А то, что Аллах عزّ وجلّ в Откровении не назвал
    «фардом» или «харамом», то не нужно это делать «фардом» или
    «харамом».
    Это не говорит о том, что в мирских делах нет подчинения Аллаху عزّ
    وجلّ.
    На самом деле, подчинение Аллаху عزّ وجلّ в мирских делах — это и есть
    подчинение Откровению (وَحْىٌ).
    Что значит: подчинение Аллаху عزّ وجلّ в мирских делах?
    Например, вы в своих мирских делах не совершаете «зульм»,
    «фасад», не обманываете, не воруете и так далее, потому что это
    запрещено. Когда человек не обманывает в своих мирских делах, то это
    значит, что человек в мирских делах подчиняется Аллаху عزّ وجلّ, и это
    будет подчинением Откровению (وَحْىٌ), потому что Откровение запрещает
    человека обманывать.
    Не обманывать, не совершать «зульм» и так далее — это общий хукм
    (приказ), который, в том числе, действует и в мирских делах.
    Но в мирских делах есть такие моменты, про которые не сказано в
    Откровении.
    Например, человек вправе сам себе выбирать профессию: доктора,
    инженера, предпринимателя и так далее, и Откровение не говорит кем
    ему стать. Или, например, человек может путешествовать на самолете,
    поезде и так далее, и ислам про это не говорит. Также, человек сам

выбирает в каком доме жить: в старом или новом, или выбирает, что ему
кушать: рис, мясо, овощи и так далее. Это мирские дела, которые Ислам,
Откровение не объясняет. Поэтому нужно знать, что все то, в чем мы
подчиняемся Аллаху عزّ وجلّ, это подчинение Откровению (وَحْىٌ).
Аллах عزّ وجلّ ниспослал Откровение (وَحْىٌ) и поэтому подчинение
Откровению (وَحْىٌ) — это и есть подчинение Аллаху عزّ وجلّ.
А в тех вопросах, про которые в Откровении ничего не сказано, то у
человека есть право выбора.
Здесь есть важный момент: то, что не доказано из Откровения (وَحْىٌ), то
это нельзя называть или делать это религией. Когда человек добавляет
в религию то, чего там не было, то он совершает нововведение, и это
заблуждение.
Нужно знать такой важный момент!
Мусульманину нужно знать, что объясняет Откровение (وَحْىٌ), и то, что
Откровение (وَحْىٌ) не объясняет, то это не может быть религией.
Поэтому, если человек, от себя, делает какую-то вещь «фардом» или
«харамом» и так далее, то это нововведение.
Поэтому у человека должно быть убеждение, что религию может
создать только Аллах عز و جل, и ни у кого другого больше нет на это
полномочий.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
‎إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ
Принимать решения надлежит только Аллаху! Хукм принадлежит
только Аллаху!
Сура «Юсуф», аят 40.
Под хукмом (الْحُكْمُ) имеется в виду решение Аллаха عزّ وجلّ.
Когда Аллах عزّ وجلّ захочет, то определяет что-то как религию, когда
Он что-то пожелает, то делает что-то «харамом» или делает что-то
«фардом». Такие решения принадлежат только Аллаху عزّ وجلّ, никто
больше не имеет право на это.
Есть много людей, которые на основе своих желаний, делают что-то
религией, например, придумывают какой-то «харам» или «фард». Такие
действия являются нарушением этого аята.
Абсолютное, безусловное (полное) подчинение, которое является
поклонением (عِبَادَةٌ) — это то, чтобы человек считал «харамом» или
«фардом» то, что Аллах عز و جل определил как «харам» и «фард», и
чтобы человек не делал религией то, что Аллах عزّ وجلّ не назвал
религией.
На основе своей аналогии и так далее нельзя что-то называть
«харамом» или «ваджибом» и так далее, так как это является большим
грехом, и большим преступлением.
Например, если человек не кушает свинину, а кушает говядину, то этот

человек подчиняется Аллаху عزّ وجلّ, и это признак подчинения Аллаху عزّ
وجلّ.
Также, если человек использует только законные пути для того, чтобы
зарабатывать, приобретать и так далее, то это является подчинением
Аллаху عزّ وجلّ.
Например, если человек не ворует, не делает коррупцию, «зульм»,
обман, не грабит, «риба» не кушает и так далее, то это значит, что он
подчиняется Аллаху عزّ وجلّ, а если он делает эти вещи, то он ослушается
Аллаха عزّ وجلّ.
Надо знать, что подчинение Аллаху عزّ وجلّ бывает разных видов:

  1. То подчинение, которое является условием имана, и без этого
    подчинения человек не является мусульманином.
    Это такое убеждение, что то, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ нам объяснил через
    Откровение, то это является религией. То, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ сделал
    «харамом», то это является «харамом», а то, что он назначил и сделал
    «фардом», то это является «фардом».
    Помимо Аллаха عزّ وجلّ никто не может создать религию.
  2. Такое подчинение Аллаху عزّ وجلّ, когда человек не делает это
    подчинение, то он становится грешником, но не становится мушриком и
    кафиром.
    Это тогда, когда человек считает «харамом» то, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ
    сделал «харамом», но человек, всё равно, делает этот грех, например:
    ворует, обманывает, лжет, злословит, делает «зульм», разногласит в
    разных вопросах и так далее, то это грех.
    И также то, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ обязал, то есть, сделал обязательным
    («фард» и «ваджиб») и человек считает это «фардом» и «ваджибом», но
    всё равно не выполняет.
    Например, не держит пост в месяц рамадан, не получает знания, не
    распространяет религию, не находится в джамаате и так далее. Всё это
    является грехом, но человека это не выводит из Ислама, и это не ширк.
    Когда человек считает «харам» «харамом» и совершает этот грех, то это
    грех, но не куфр. Но если, всё-таки, обязательные вещи он не считает
    обязательными, и «харам» не считает «харамом», то это куфр и это
    выводит человека из Ислама.
    Например, один человек убил другого человека, то это очень большой
    грех, и за это есть наказание, за это человек попадёт в Ад, но это не
    куфр, и это не выводит человека за рамки Ислама. Но, если всё-таки,
    человек убил другого человека и думает, что убивать человека – это не
    «харам», то он выходит из Ислама и становится кафиром. Он выходит из
    Ислама не из-за того, что он убил человека, а из-за того, что у него
    отсутствует то обязательное подчинение, которое является условием
    для имана.
    Поэтому надо знать, что бывают такие моменты, когда какой-то грех не
    является куфром, но человек за этот грех становится кафиром, потому
    что он считает это дозволенным и не считает это «харамом»!
    Аллах عزّ وجلّ Единый, кто может создать религию и сделать что-то

«халяль», «харам» или обязательным («фардом»), и помимо Аллаха عزّ
وجلّ никто не имеет на это право.
Что касается подчинения пророку Мухаммаду صلى الله عليه وسلم, то
Мухаммад صلى الله عليه وسلم тоже не имеет право делать что-то «харамом»
без Откровения (وَحْىٌ).
Но когда он получает Откровение (وَحْىٌ) от Аллаха عزّ وجلّ и делает что-
то «харамом», то это, на самом деле, Аллах عزّ وجلّ делает «харамом»,
потому что это Откровение (وَحْىٌ) от Аллаха عزّ وجلّ.
Поэтому, когда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم решает какую-то вещь,
то это будет религией, так как это, на самом деле, решение Аллаха عزّ
وجلّ.
Без решения Аллаха عزّ وجلّ, без Откровения (وَحْىٌ) Аллаха عزّ وجلّ никто
не имеет права сделать что-то религией.
Решение пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم, на самом деле, является
решением Аллаха عزّ وجلّ.
Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ
فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при
принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли
решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в
очевидное заблуждение.
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ — Не подобает верующим мужчинам и женщинам
إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ — когда решает Аллах и Его посланник
أَمْرًا — какое-то дело
أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ — чтобы у них был выбор
مِنْ أَمْرِهِمْ — в их делах
وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ — И кто ослушался Аллаха и Его посланника
فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا — он заблудился явным заблуждением.
Сура Аль-Ахзаб, аят 36.
Значит, если что-то доказано из Откровения (وَحْىٌ), то есть, это
решение есть в Откровении (وَحْىٌ), то это будет такое решение, которое
никто не имеет права изменить.
Если кто-то оставляет Откровение (وَحْىٌ) и берёт «фатву» какого-то
имама, которая противоречит Откровению (وَحْىٌ), и меняет положение
какой-то вещи, то это является заблуждением.
Поэтому имам ибн Касир رَحِمَهُ اللهُ в тафсире этого аята пишет:
قَالَ الإمَامُ ابن كثير (رَحِمَهُ اللهُ): إِذَا حَكَمَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ بِشَيْءٍ، فَلَيْسَ لِأَحَدٍ مُخَالَفَتُهُ وَلَا اخْتِيَارَ لِأَحَدٍ هَاهُنَا،
وَلَا رَأْيَ وَلَا قَوْلَ
Когда Аллах и Его посланник решат насчёт чего-либо, то никому
нельзя противоречить этому, и нет ни у кого там выбора, не может быть
другого мнения или каких-либо высказываний!

إِذَا حَكَمَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ بِشَيْءٍ، — когда решает Аллах и его посланник что-то
فَلَيْسَ لِأَحَدٍ مُخَالَفَتُهُ وَلَا اخْتِيَارَ لِأَحَدٍ هَاهُنَا، — нельзя кому-то противоречить этому,
никому здесь нет выбора, чтобы он вынес какое-то другое решение,
И поскольку мы считаем слова и дела пророка Мухаммада صلى الله
عليهوسلم религией, то это, на самом деле, Откровение (وَحْىٌ). Поэтому то,
что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم говорит на основе Откровения (وَحْىٌ),
то это религия, а то, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم скажет что-то не
по Откровению (وَحْىٌ), то это не религия, и подчинения в этом тоже нет.
Если какой-то человек скажет какие-то вещи и люди принимают это как
религию, то это ширк.
Если какой-то человек скажет какие-то слова для того, чтобы люди
делали это религией, или люди сделают это религией, то это ширк.
А тот человек, который сказал, чтобы люди сделали это религией,
называется «тагут», потому что это полное подчинение.
Поэтому любой учёный или правитель, который придумал какой-то
закон, или сказал какие-то слова, и назвал это религией, то этот учёный
или этот правитель является «тагутом». И принимать его слова или его
закон в качестве религии, делать из этого религию, будет ширком.