Вопрос №122. Чем отличается хороший человек от плохого человека? Кто является хорошим человеком, а кто – плохим?

Многие думают, что каждый человек знает, кто хороший, а кто нет, и
что является хорошим и плохим, и всё это человек знает и так, и не
нужно тут никакой религии.
Они говорят, что хороший – это когда полезен для людей, когда он
знает их права и выполняет их. Это правильно, хороший человек – это
тот, который знает права людей и соблюдает их.
Но на самом деле права бывают двух видов:
1) права Аллаха عَزَّ وَجَلَّ;
2) права людей.
Если человек выполняет права людей, то он хороший на половину, а
для того, чтобы человек был хорошим полностью, для этого нужно
выполнить два вида прав: права Аллаха عَزَّ وَجَلَّ и права людей.
На самом деле, разница между хорошим и плохим человеком – это
когда он знает права своего Создателя и выполняет эти права.
Права Создателя – это поклонение.
Например, когда говорят, что какой – то человек «хороший», но он не
читает намаз, то на основании того, что сказал нам наш Создатель, его
слова удивительные. Человек не читает намаз, и он хороший! Как он
может быть хорошим, если не выполняет права своего Создателя?!
«Хороший» – это тот, кто выполнил два вида прав, когда познал своего
Господа и выполняет Его права, а тот, кто не делает этого, он
«нехороший».
Есть много людей, которые не обманывают людей, не нарушают чьих-
то прав, но не читают намаз, не изучают Ислам.
А есть такие, которые намаз читают, у них длинная борода, а если это
женщина, то она одевает хиджаб, они совершают хадж, читают Куръан,
получают знания, но обманывают людей, завидуют им, делают фасад,
совершают нечестие и порчу, то это тоже нехорошие люди.
Ислам не говорит, что, когда человек читает намаз, имеет длинную
борода, или, если это женщина, то одевает хиджаб, то он (она) может

делать что хочет, Ислам не говорит, что после этого человек может
обманывать, завидовать, злословить.
Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит:
لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَٰكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ
وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ
وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا
وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ
Благочестие состоит не только в том, чтобы ты повернул своё лицо в
сторону востока или запада (когда выбираешь направление, куда салят
совершать). На самом деле благочестив тот, кто уверовал в Аллаха и в
Последний (Судный) День, и в ангелов, и в Писания, и в пророков, и кто
расходует своё имущество, несмотря на свою любовь к нему, даёт
родственникам и сиротам, беднякам и путникам, и тем, кто просят
(беднякам). И освобождает рабов, совершает салят и выплачивает закят,
и выполняет свои договоры! И проявляет терпение в тяжёлые времена, в
болезни и во время войны. Они правдивы, и это и есть те, в ком есть
такъуа!
Сура «Аль-Бакара», аят 177.
Плохой человек – не значит, что он больной, не очень красивый,
бедный, это тот, кто нарушает права Аллаха عَزَّ وَجَلَّ и права людей.
Иногда он нарушает права своего Создателя, иногда нарушает права
родителей, детей.
Плохие родители – это те, которые нарушают права своих детей, не
знают права своих детей: что их надо воспитывать, надо дать им
образование и так далее.
Плохой сын – тот, кто нарушает права своих родителей.
Плохой брат – кто нарушает права своего брата.
Плохой муж – кто нарушает права своей супруги.
А плохая супруга – та, которая нарушает права своего мужа.
Плохой преподаватель – это тот, кто нарушает права своего ученика.
Есть множество людей, которые думают, что все люди одинаковы, и
нет разницы, какая у них религия, что понятие хорошего и плохого
человека не имеет отношения к религии. Они думают, что человек, если
даже он придерживается буддизма или индуизма, но при этом у него
хороший нрав, хорошо обращается с людьми, то он хороший человек,
какой бы ни была его религия. Поэтому они считают, что люди бывают
хорошим и плохими, и не важно, какой они религии.
Но истина такая, что принятие Ислама – это права Аллаха عَزَّ و جَلَّ,
права Создателя, и пока человек не выполнил Его права, то он не может
быть хорошим.
Некоторые люди говорят, что не надо быть мусульманином, надо быть
хорошим человеком, и так говорить нельзя, потому что это разговор
джахиля, так как для человека обязательны два вида прав: права Аллаха
عَزَّ وَجَلَّ и права людей.

Один человек, который, например, не является мусульманином, и его
нрав, его дела будут хорошими, но основная вещь – это права Аллаха عَزَّ
وَجَلَّ, и он не выполнил права Аллаха عَزَّ و جَلَّ, а это было обязательным.
Обязательным является познать своего Создателя и поклоняться ему, и
для этого обязательно принятие им Ислама, чтобы, в первую очередь, он
стал мусульманином, изучал Ислам и действовал по Исламу.
Потому что хороший человек – это человек, о котором Создатель
скажет, что он хороший.
Не может быть кого-либо лучше, чем человек, который полностью
действует по Исламу, потому что Ислам учит тому, чтобы человек не
воровал, не обманывал, выполнил права, был хорошим, добрым и так
далее, и вместе с этим Ислам объясняет права Создателя.
Поэтому, когда человек изучает Ислам, действует по Исламу, то он
является самым лучшим человеком.
То есть, хороший человек – это тот человек, кого Создатель в
Откровении назвал хорошим человеком.
И когда мы смотрим в Откровение, ниспосланное Аллахом, то видим
разницу между хорошим и плохим:
1) Знания (عِلْمٌ).
Хороший человек – это тот, у кого есть знания, а плохой – джахиль, у
которого нет знаний. Здесь имеется в виду знание وَحْىٌ Откровения.
Человек, знающий وَحْىٌ Откровения, является «алимом», то есть, он
знающий перед Аллахом.
Аллах عَزَّ و جَلَّ в Куръане говорит:
وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ
У тех, кто получают знания, есть степени (определённые высокие
степени перед Аллахом)!
Сура «Аль-Муджадиля», 11.
Человек, который изучает науку и так далее, то это очень хорошо.
Человек, который с хорошими намерениями изучает физику, химию и
так далее, то это является поклонением, и за это ему будет награда, но
он не является «алимом» перед Аллахом, который получает
«определенные степени».
«Алимом» является тот, кто понял смысл Откровения, понял, что عَزَّ و
جَلَّ говорит человеку через Откровение. Это и есть عِلْمٌ, и этот человек и
есть «алим».
Эти степени перед Аллахом не для того человека, который знает
химию, физику и биологию, несмотря на то, что это очень хорошее дело,
и поклонение, и награда, но степеней для него нет. Когда человек
выучил, например, арабский язык, то у него нет степени перед Аллахом,
или человек, который знает الجَّرْحُ وَالتَّعْدِيلُ, то это не значит, что у него есть
степени перед Аллахом عَزَّ و جَلَّ, это все хорошие, полезные дела.
Ну а знания عِلْمٌ – это, именно, знать смысл Откровения.
Степени перед Аллахом, именно для человека, который понял, что

сказано в Куръане и Сунне.
Аллах عَزَّ و جَلَّ в Куръане говорит:
قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ
Скажи, разве равны те, кто знают, и те, которые не знают?
Сура «Аз-Зумар», аят 9.
Человек, который знает Ислам, познал своего Создателя, его права не
равен тому, кто не знает этого.
2) Действия (عَمَلٌ).
Хороший человек – это тот, который действует по Откровению, а
плохой – это тот, кто действует против Откровения.
Действовать (عَمَلٌ) – это значит عمل صالح, делать праведные дела, то
есть, действовать по Откровению.
Аллах عَزَّ و جَلَّ в Куръане говорит:
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
(Аллах) Тот, кто создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас: кто из вас
будет совершать хорошие дела? И Он — Сильный, Прощающий!
Сура «Аль-Мульк», аят 2.
А أَحْسَنُ عَمَلًا ۚ – «наиболее хорошие дела», это значит, действовать по
Откровению.
Когда человек понял, что сказано в وَحْىٌ Откровении, и действует в
соответствии с этим, вот это и есть хороший человек.
3) Это تَقْوَى.
Человек, у которого есть تَقْوَى, хороший, а у которого нет تَقْوَى, то он
плохой.
Что такое تَقْوَى?
Это сторониться грехов, усердствовать в том, чтобы не совершать их.
Создатель сказал, что лучший — тот, у которого есть تَقْوَى, кто
сторонится грехов.
Аллах عَزَّ و جَلَّ в Куръане говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِّن قَوْمٍ عَسَىٰ أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ وَلَا نِسَاءٌ مِّن نِّسَاءٍ عَسَىٰ أَن يَكُنَّ خَيْرًا
مِّنْهُنَّ وَلَا تَلْمِزُوا أَنفُسَكُمْ وَلَا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ بِئْسَ الِاسْمُ الْفُسُوقُ بَعْدَ الْإِيمَانِ وَمَن لَّمْ يَتُبْ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

  • يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا أَيُحِبُّ
    أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ * يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَىٰ
    وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
    О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над
    другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не
    насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше
    них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга
    оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после
    того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся залимами.

О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо
некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом
(не высматривайте недостатки других) и не злословьте за спиной друг
друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного
брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха عَزَّ وَجَلَّ
(И проявляйте по отношению к Аллаху такъуа)! Воистину, Аллах عَزَّ وَجَلَّ —
Принимающий покаяния, Милосердный.
О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали
вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине,
самый уважаемый перед Аллахом — тот, в ком есть такъуа. Поистине,
Аллах Знающий, Осведомлённый!
Сура «Аль-Худжурат», аят 11 — 13.

Здесь Аллах عَزَّ و جَلَّ четко и ясно сказал:
إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ – лучший перед Аллахом – это тот, у кого больше تَقْوَى,
кто оставляет грех.
Что такое грех? Грех – это нарушение прав Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, и прав Его
творений.
Поэтому человек, который не совершает намаз, не является хорошим
человеком перед Аллахом, даже если он занимается полезными для
общества делами, потому что грех, который он совершает — оставление
намаза, является настолько великим грехом, что становится
препятствием для достижения довольства Аллаха عَزَّ وَجَلَّ.
Аллах عَزَّ و جَلَّ в Куръане говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ
عَلِيمٌ خَبِيرٌ
О, те, которые уверовали, воистину Мы сотворили вас из мужчины и
женщины, и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг
друга. Воистину самый почитаемый среди вас тот, кто более
Аллахобоязнен, воистину Аллах عَزَّ وَجَلَّ – Знающий, Ведающий.
О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали
вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине,
самый уважаемый перед Аллахом — тот, в ком есть такъуа. Поистине,
Аллах Знающий, Осведомлённый!
Сура «Аль Худжурат», 13
То есть, Аллах عَزَّ وَجَلَّ людей создал от Адама и Хаввы, и сделал (شُعُوبًا)
разными народами: богатыми и бедными, учеными, рабочими и
крестьянами, и так далее, а так же разными племенами для того, чтобы
вы узнали друг друга.
В этом аяте Аллах عَزَّ وَجَلَّ указывает на такой важный момент, что Он
сотворил людей разными народами не для того, чтобы одни из них
считали себя лучше других, не для того, чтобы один народ проявлял
высокомерие и национализм по отношению к другому, а для того, чтобы
люди узнавали и изучали друг друга, и Аллах عَزَّ وَجَلَّ указывает здесь, что

перед Аллахом не имеет значения то, какой человек нации, а перед
Аллахом лучше тот, кто больше всех страшится Его Гнева и стремится к
Его довольству.
4) Даъват «دَعْوَةٌ» – призыв к Исламу.
Призыв к Исламу – это путь пророков, и это очень полезная вещь для
ислама.
Аллах عَزَّ و جَلَّ в Куръане говорит:
وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Чья же речь может быть прекраснее, чем речь того, кто призывает к
Аллаху, и совершает праведные дела, и говорит: поистине я из числа
мусульман»
Сура Фуссылат, аят 33.
Призыв к Исламу является обязанностью каждого мусульманина,
чтобы довести до людей правильное понимание ислама. Поэтому
трудиться на этом пути, расходовать своё время, имущество и так далее

  • это самые лучшие дела перед Аллахом.
    5) Джихад «جِهَادٌ»
    Джихад – это любое усердие на пути Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, направленное на
    распространение и возвышение Слова Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, и это является
    самым полезным делом для Ислама.
    Самый лучший джихад – это когда вы получаете знания, делаете
    даъват «دَعْوَةٌ».
    Человек, который воюет ради Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, устраняя «фитну и
    фасад» на Земле, человек расходующий своё имущество на пути Аллаха
    عَزَّ وَجَلَّ, учёный, обучающий людей, призывающий людей, посвятивший
    свою жизнь этому делу, все они являются муджахидами, и они являются
    одними из лучших людей перед Аллахом.
    Хадис № 37
    125 — (1889) حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ يَحْيَى التَّمِيمِيُّ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الْعَزِيزِ بْنُ أَبِي حَازِمٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ بَعْجَةَ، عَنْ
    أَبِي هُرَيْرَةَ، عَنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنَّهُ قَالَ: «مِنْ خَيْرِ مَعَاشِ النَّاسِ لَهُمْ، رَجُلٌ مُمْسِكٌ عِنَانَ فَرَسِهِ
    فِي سَبِيلِ اللهِ، يَطِيرُ عَلَى مَتْنِهِ، كُلَّمَا سَمِعَ هَيْعَةً، أَوْ فَزْعَةً طَارَ عَلَيْهِ، يَبْتَغِي الْقَتْلَ وَالْمَوْتَ مَظَانَّهُ، أَوْ رَجُلٌ فِي
    غُنَيْمَةٍ فِي رَأْسِ شَعَفَةٍ مِنْ هَذِهِ الشَّعَفِ، أَوْ بَطْنِ وَادٍ مِنْ هَذِهِ الْأَوْدِيَةِ، يُقِيمُ الصَّلَاةَ، وَيُؤْتِي الزَّكَاةَ، وَيَعْبُدُ رَبَّهُ حَتَّى
    يَأْتِيَهُ الْيَقِينُ، لَيْسَ مِنَ النَّاسِ إِلَّا فِي خَيْرٍ»،
    Передал Яхья ибн Яхья Ат-Тамимийю, которому передал Абду-ль-Азиз
    ибн Абу Хазим от своего отца, который передал от Бааджи, а тот от Абу
    Хурайры, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
    «Лучшая жизнь у того, кто держит (в руках) поводья своей лошади на
    Пути Аллаха, едет на ней верхом и когда услышит тревогу или заметит
    опасность, устремляется туда, ищет сражения и смерти на месте (хочет
    стать шаɦидом).
    Или же у того, кто держит мелкий скот на вершине гор или в одной из
    долин, совершает салят, и выплачивает закят, и поклоняется своему
    Господу, пока не встретит смерть, и приносит людям одно лишь благо!»

«Сахих» Муслим, 1889.
مِنْ خَيْرِ مَعَاشِ النَّاسِ لَهُمْ، — Лучшая жизнь обещана следующим категориям
людей:
رَجُلٌ مُمْسِكٌ عِنَانَ فَرَسِهِ فِي سَبِيلِ اللهِ، — человек держащийся за уздечку своего коня
на пути Аллаха عَزَّ وَجَلَّ,
يَطِيرُ عَلَى مَتْنِهِ، كُلَّمَا سَمِعَ هَيْعَةً، — передвигающийся верхом на его спине, и как
только услышит он сигнал тревоги
أَوْ فَزْعَةً طَارَ عَلَيْهِ، يَبْتَغِي الْقَتْلَ وَالْمَوْتَ مَظَانَّهُ، — или страха, то летит туда, ища
сражения и смерти;
أَوْ رَجُلٌ فِي غُنَيْمَةٍ فِي رَأْسِ شَعَفَةٍ مِنْ هَذِهِ الشَّعَفِ، — или человек, держащий мелкий
рогатый скот на одном из холмов,
أَوْ بَطْنِ وَادٍ مِنْ هَذِهِ الْأَوْدِيَةِ، يُقِيمُ الصَّلَاةَ، — или в одной из долин, и он выстаивает
намаз,
وَيُؤْتِي الزَّكَاةَ، وَيَعْبُدُ رَبَّهُ حَتَّى يَأْتِيَهُ الْيَقِينُ، — выплачивает закят, и поклоняется
своему Господу, до тех пор, пока не придёт к нему смерть,
لَيْسَ مِنَ النَّاسِ إِلَّا فِي خَيْرٍ — при том, что не знали люди от него ничего, кроме
блага.
«Сахих» Муслим, 1889.
И в одном из риваятов:
عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الخُدْرِيِّ، قَالَ: جَاءَ أَعْرَابِيٌّ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ أَيُّ النَّاسِ خَيْرٌ؟
قَالَ: » رَجُلٌ جَاهَدَ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ، وَرَجُلٌ فِي شِعْبٍ مِنَ الشِّعَابِ: يَعْبُدُ رَبَّهُ، وَيَدَعُ النَّاسَ مِنْ شَرِّهِ «
Передаётся от Абу Саида Аль-Худрийи, что пришёл как-то один
бедуин к пророку صلى الله عليه وسلم и спросил: «О, посланник Аллаха صلى الله
عليه وسلم, кто из людей лучше?»
Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم ответил: «Тот, кто совершает джихад
своим телом и своим имуществом, и тот, кто живёт в ущелье в горах,
поклоняется своему Господу и не причиняет людям никакого вреда
(зла)».
«Сахих» аль-Бухари, 6494.
И в другой версии говорится:
عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ، أَنَّ رَجُلًا أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: أَيُّ النَّاسِ أَفْضَلُ؟ فَقَالَ: «رَجُلٌ يُجَاهِدُ
فِي سَبِيلِ اللهِ بِمَالِهِ وَنَفْسِهِ»، قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «مُؤْمِنٌ فِي شِعْبٍ مِنَ الشِّعَابِ يَعْبُدُ اللهَ رَبَّهُ، وَيَدَعُ النَّاسَ مِنْ
شَرِّهِ»
Передаётся от Абу Саида Аль-Худрийи, что один человек пришёл к
пророку и спросил: «Кто из людей лучше?» Посланник Аллаха صلى الله عليه
وسلم ответил: «Тот, кто сражается на Пути Аллаха عَزَّ وَجَلَّ своим
имуществом и самим собой». Тот человек спросил: «А кто после него?»
Пророк ответил: «Муъмин, живущий в ущелье в горах, который
поклоняется Аллаху, Своему Господу, и держит людей в безопасности от
какого-либо вреда со своей стороны».
«Сахих» Муслим, 1888.
В этих ривайятах передается один хадис разными словами. Поэтому

нужно знать, что в хадисах слова большую роль не играют, самое
главное суть и смысл. В этом есть разница между Куръаном и хадисами,
так как в Куръане сохранены и слова и смысл.
Суть этого хадиса в том, что лучший человек – это тот, кто делает
джихад, который помогает людям противостоять «зульму, фитне и
фасаду». А если не может этого сделать, то он должен оставить других в
безопасности от своих бед и зол.
В этом хадисе мы также видим указание на два вида прав: права
Аллаха عَزَّ وَجَلَّ и права творений. Права Аллаха عَزَّ وَجَلَّ – это поклонение
только Ему, а права творений – это благое отношение к ним и избегание
причинения вреда им.
Человек, который делает джихад на пути Аллаха عَزَّ وَجَلَّ – он лучший
человек, а потом тот, кто не причиняет вред другим и приносит им только
пользу.
Здесь важно отметить, что в этом хадисе не имеется в виду, что
человек должен либо воевать, либо уходить в горы, нет, в этом хадисе
говорится о том, что если происходит фитна (смута), война и он не
найдет джамаъата, который держится Курана и Сунны в понимании
сподвижников (джамаъат будет до Судного Дня), то в таком случае
лучше человеку оставить их, тем самым защитить людей от вреда, но
если есть джамаъат, то обязательно человеку держаться джамаъата, и
это доказано из Курана и Сунны.
Сегодня не воюют на лошадях, и война ведется другими способами,
современными технологиями и основная цель хадиса – это смысл
«маъна», который объясняет достоинство джихада.
Здесь объясняются два достоинства джихада, два качества:

  • человек воюет против несправедливости «зульма»
  • человек сам «зульм» не совершает.
    Рассматриваемый нами хадис доносит до нас такой смысл, что целью
    джихада не является причинение вреда и увеличение смуты, а наоборот,
  • джихад ведётся против смуты и целью его является обеспечение
    безопасности и мира.
    6) Выполнять права людей и не причинять им вреда.
    7) Джамаъат «جَمَاعَةٌ».
    Хороший человек это тот, кто держится джамаъата, и находиться с
    джамаъатом является фардом.
    Именно держаться джамаъата сподвижников, можно принести пользу и
    укрепить Ислам, и не говориться, чтобы открыть или создать какой-то
    новый джамаъат.
    Необходимо держаться джамаъата сподвижников, помогать друг другу,
    решать проблемы друг друга, делать даъват.
    Человек, который находится в джамаъате, лучше перед Аллахом عَزَّ
    وَجَلَّ и Аллах عَزَّ وَجَلَّ любит его.
    Обратите внимание!
    Довод из Куръана, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ любит человек, который находится
    вместе с джамаъатом: Сура «аль-Кахф», где говорится про историю

людей Пещеры, и с ними находилась собака, про которую Аллах عَزَّ وَجَلَّ
упомянул в Великом Куръане.
Аллах عَزَّ وَجَلَّ упомянул эту собаку потому, что она была с джамаъатом,
и до Судного Дня каждый человек будет читать про неё, и в этом есть
достоинство джамаъата.