До этого мы изучали, что ислам состоит из восьми вещей, и одно из них — это знание (عِلْمٌ «и’льм»). Ильм (عِلْمٌ) это — знание смысла Куръана и Сунны.
Надо знать, что Куръан — это كَلَامُ اللَّه (калямуЛлах) и хадис является– разъяснение (بَيَانٌ «байян»), объяснение этого Куръана, и невозможно понять Куръан и действовать по нему без хадиса, потому что хадис — это разъяснение Куръана.
Аллах عَزَّ وَ جَلَّ в Куръане говорит:
فَإِذَا قَرَأۡنَـٰهُ فَٱتَّبِعۡ قُرۡءَانَهُۥ — И как Мы прочитаем тебе его, повторяй прочитанное/ Куръан,
ثُمَّ إِنَّ عَلَیۡنَا بَیَانَهُ — и после Мы разъясним тебе его.
Сура «Аль-Кыяма», 18-19 аяты.
В этом аяте Аллах عَزَّ وَ جَلَّ объяснят, что Аллах عَزَّ وَ جَلَّ будет отправлять байян после Куръана.
В этом аяте имеется в виду, что байяном для Куръана является хадис, так как в аяте сказано: ثُمَّ – после, то есть, Аллах عَزَّ وَ جَلَّ ниспослал Куръан, а затем ниспослал хадис, чтобы разъяснить этот Куръан. Мы поняли, что Господь, который ниспослал Куръан, ниспослал это разъяснение (بَيَانٌ «байян») в хадисе.
Вопрос тем людям, которые отрицают хадисы: что имеется в виду в этом аяте:
ثُمَّ إِنَّ عَلَیۡنَا بَیَانَهُ — и после Мы разъясним тебе его?
Если они скажут, что здесь имеется в виду Куръан, и один аят объясняет другой аят, то это объяснение неправильное.
Если вы обратите внимание на смысл всех этих аяты, то вы поймете, что байян — это что-то другое, кроме Куръана, которое должно быть от Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, и мы знаем, что от Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ больше ничего нет, кроме Куръана и хадиса.
В этих двух аятах Аллах عَزَّ وَ جَلَّ говорит:
فَٱتَّبِعۡ قُرۡءَانَهُۥ — читай Куръан,
ثُمَّ إِنَّ عَلَیۡنَا بَیَانَهُ — и после Мы разъясним тебе его
То есть, Аллах عَزَّ وَ جَلَّ приказывает, чтобы мы читали Куръан и поняли его смысл.
И здесь есть ответ на основной вопрос, что читать и изучать смысл Куръана — это обязанность каждого мусульманина, то есть, каждому мусульманину обязательно (фард) уметь читать Куръан на том языке, на котором он был ниспослан, и этот язык عَرَبِيٌّ مُبِي ( арабийюн мубин), и обязательно каждому мусульманину знать его смысл.
Знать смысл Куръана — это не значит, что надо знать все тафсиры, которые есть на сегодняшний день, а смысл Куръана — это значит: знать, что Аллах عَزَّ وَ جَلَّ говорит в Куръане, что Он требует, что является фардом, харамом, халялем и так далее.
Аллах عَزَّ وَ جَلَّ в Куръане говорит:
وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا
Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь!
Сура «Алю Имран», 103 аят.
بِحَبْلِ اللَّهِ — вервь Аллаха — это Куръан и ислам, то есть, крепко держитесь и действуйте.
Приказ Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, чтобы мусульманин крепко держался Куръана, то есть, действовал по Куръану. И невозможно крепко держаться Куръана, пока человек не будет знать смысл Куръана.
Крепко держитесь – это, в первую очередь, означает: изучайте, поэтому обязанность, чтобы человек умел читать Куръан, и знал смысл Куръана.
Аллах عَزَّ وَ جَلَّ в Куръане говорит:
ٱتَّبِعُوا۟ مَاۤ أُنزِلَ إِلَیۡكُم مِّن رَّبِّكُمۡ
Следуйте тому, что ниспослано вам от вашего Господа!
Сура «Аль-А’раф», аят 3.
ٱتَّبِعُوا۟ — следуйте,
مَاۤ أُنزِلَ — тому, что ниспослано (Уахийю)
ٱتَّبِعُوا۟ — следуйте — это значит: последовать, повторять, делать так, как сказано.
То есть, невозможно чтобы человек делал «итибаъ» за Уахийю, пока он не будет знать смысл этого Уахийю, и поэтому обязанность каждого мусульманина, чтобы он умел читать Куръан, и знал его смысл.
Обязанность родителей, чтобы они научили детей чтению Куръана, и дали им время, чтобы они изучали смысл Куръана, размышляли. И это касается и взрослых людей, которые не умеют читать Куръан, и не знают смысл Куръана, потому что сподвижники научились Куръану, когда были взрослыми, потому что это фард.
Те люди, которые говорят, что просто читать Куръан достаточно, а знать смысл Куръана не входит в обязанность, что нужно спросить у кого-то, и делать то, что они скажут, то такие люди являются врагами вашего Имана, так как они вас призывают к слепому следованию «таклиду», они отдаляют вас от книги Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, и отдаляют от Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ.
Чтение Куръана «тилява» — это фард, а что касается «таджвида», то это не фард.
Иногда бывает, что через таджвид шайтан отдаляет человека от Куръана, потому что шайтан хочет, чтобы человек обратил внимание на свой стиль чтения, на голос.
Куръан не был ниспослан для того, чтобы вы обращали внимание на чтение, а Куръан ниспослан для того, чтобы вы размышляли (делали тадаббур), чтобы вы обратили внимание на его смысл, читали и думали, что Аллах говорит.
Аллах عَزَّ وَ جَلَّ в Куръане говорит:
ٱلَّذِینَ ءَاتَیۡنَـٰهُمُ ٱلۡكِتَـٰبَ یَتۡلُونَهُۥ حَقَّ تِلَاوَتِهِۦۤ أُو۟لَـٰۤىِٕكَ یُؤۡمِنُونَ بِهِۦ وَمَن یَكۡفُرۡ بِهِۦ فَأُو۟لَـٰۤىِٕكَ هُمُ ٱلۡخَـٰسِرُونَ
Те, которым даровано писание, читают его с пониманием, они веруют в него; а те, которые не принимают, поистине, в убытке!
Сура «Аль-Бакара», 121 аят.
حَقَّ تِلَاوَتِهِۦۤ — это значит: знать его смысл, и действовать по нему.
Этот аят довод на то, что изучать Куръан, его смысл является фардом, а те люди, которые говорят что حَقَّ تِلَاوَتِهِۦۤ — это имеется в виду «таджвид», то это неправильный тафсир.
Если кто-то читает Куръан с таджвидом и не чрезмерствует в этом (гулю не делает,), то это является мустахаб амаль.