Мы не видим Аллаха, и Он с нами не разговаривает по следующим причинам:
1. Мы в этой жизни находимся на экзамене, то есть наша жизнь «дунья» служит испытанием. Испытание заключается в том, что человек не видит Аллаха, Аллах с ним не разговаривает и при это человек верит в Него, это испытание – иман. Мы не видим Аллаха, мы не видим ангелов, пророчество завершилось, но мы уверовали и это требование к каждому человеку. От пророков, из Небесных книг нам ясно, что нашим Создателем является Аллах, что цель нашей жизни — поклоняться Одному Аллаху, что после смерти Аллах всех нас оживит и будет спрос за все дела.
Разум человека Аллах создал ограниченным, который не знает ответы на каждый вопрос. Аллах также создал шайтана, который делает наущает «вас вас» человека. И если в этих условиях человек уверует, то значит, что он сдал экзамен и обрел успех. В этом и заключается экзамен и испытание. То есть обязанность человека уверовать в условиях ограниченной информации, ограниченного разума. Если человек уверует в этих условиях, то значит он сдал экзамен.
2. Настоящая (основная) цель человека — иман би ль-гайб الإِيمَانُ بِالغَيْبِ , чтобы мы уверовали в Аллаха بِالغَيْبِ, то есть уверовали в Него не видя Его, не слыша Его, чтобы уверовали в ангелов, которых мы тоже не видели и не слышали. Например если человек увидит или услышит Аллаха, то это не будет гайб بِالغَيْبِ. Человек получает награду за свой иман, потому что у человека есть условие — гайб بِالغَيْبِ, и основная цель человека: иман би ль-гайб الإِيمَانُ بِالغَيْبِ.
Аллах в Куръане говорит:
إِنَّمَا تُنذِرُ مَنِ اتَّبَعَ الذِّكْرَ وَخَشِيَ الرَّحْمَٰنَ بِالْغَيْبِ ۖ فَبَشِّرْهُ بِمَغْفِرَةٍ وَأَجْرٍ كَرِيمٍ
إِنَّمَا تُنذِرُ مَنِ اتَّبَعَ الذِّكْرَ وَخَشِيَ الرَّحْمَٰنَ بِالْغَيْبِ — Ты (о, Мухаммад) увещаешь только тех кто последовал за Напоминанием (Откровением) и боится Милостивого в тайне (когда не увидели Аллаха).
То есть человек боится, любит Аллаха, уверовал в Аллаха би ль-гайб بِالْغَيْبِ.
فَبَشِّرْهُ بِمَغْفِرَةٍ – (В результате этого) обрадуй же его (у кого есть иман, кто боится Аллаха بِالْغَيْبِ) прощением
وَأَجْرٍ كَرِيمٍ — и щедрой (почетной) наградой (вхождением в Рай)!
Сура «Йа Син», аят 11.
3. Аллах дал человеку возможность самому выбрать религию, услышав доводы, доказательства. То есть, Аллах не принуждает, не заставляет человека уверовать.
Аллах в Куръане говорит:
لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ
«Нет принуждения в религии».
Сура «Аль-Бакара», аят 256.
Если бы Аллах показался людям и приказал, чтобы люди уверовали, то это было бы одно из видов принуждения.
Но Аллаха отправил доводы через Откровение и оставил выбор за человеком: если человек уверует, то получит от этого пользу, а если не уверует, то принесёт себе вред.
Во время экзамена нет никакого принуждения и это общее правило. То есть вы можете ответить, написать так, как хотите. В результате экзамена выяснится кто правильно ответил, а кто неправильно.
То есть кто хочет пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует.
Те кто уверуют попадут в Рай, а кто не уверуют попадут в Ад!
Аллах не заставляет, чтобы вы приобрели иман, то есть Аллах дает право выбора.
Аллах в Куръане говорит:
وَقُلِ الْحَقُّ مِن رَّبِّكُمْ ۖ فَمَن شَاءَ فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاءَ فَلْيَكْفُرْ ۚ إِنَّا أَعْتَدْنَا لِلظَّالِمِينَ نَارًا أَحَاطَ بِهِمْ سُرَادِقُهَا ۚ وَإِن يَسْتَغِيثُوا يُغَاثُوا بِمَاءٍ كَالْمُهْلِ يَشْوِي الْوُجُوهَ ۚ بِئْسَ الشَّرَابُ وَسَاءَتْ مُرْتَفَقًا
وَقُلِ الْحَقُّ مِن رَّبِّكُمْ – Скажи: истина от вашего Господа
فَمَن شَاءَ فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاءَ فَلْيَكْفُرْ — кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть станет неверным.
إِنَّا أَعْتَدْنَا لِلظَّالِمِينَ نَارًا — Поистине, Мы приготовили тем, кто совершит «зульм»(куфр, ширк) огонь,
أَحَاطَ بِهِمْ سُرَادِقُهَا — пламя которого окружат их.
وَإِن يَسْتَغِيثُوا يُغَاثُوا بِمَاءٍ كَالْمُهْلِ يَشْوِي الْوُجُوهَ ۚ بِئْسَ الشَّرَابُ وَسَاءَتْ مُرْتَفَقًا — А если они воззовут о помощи, им помогут водой, подобной расплавленному металлу, которая опаляет лица. Как ужасно это питье и как плох (Ад) как прибежище!
Сура «Аль-Кахф», аят 29.
Аллах мог бы Сам прийти и приказать, чтобы люди поклонялись Ему, но тогда это не было бы экзаменом. Человек должен уверовать в Аллаха, не видя Его! Человек должен отказаться от всех наущений шайтана, от всех сомнений и должен выбрать путь веры (имана), путь пророков, которые объяснили истину. Это и есть иман, и за это Аллах дает человеку награду!
Но этого имана не будет, если человек увидит Аллаха. Если бы Аллах Сам говорил с людьми, тогда какой смысл создавать человека, отправлять пророков и Небесные книги, зачем тогда Судный день и т.д. Это испытания для людей. Мы не слышим и не видим Аллаха, разум человека ограничен, и есть шайтан, который наущает. И если несмотря на все это, человек уверовал в то, что Аллах говорит в Откровении и сказал, что это истина – он получит за это награду. Основное испытание человека, это его вера в пророков и их знамения. Для тех, которые уверовали би ль-гайб и приняли Откровение, Аллах уготовил Рай. А для тех, кто отказался и не принял, уготован Ад. Поэтому самое основное – это иман. Аллах не показал Себя человеку и не разговаривал с каждым, Его знамений достаточно чтобы уверовать. Аллах дал человеку разум, чтобы он сам размышлял над Его знамениями и устранял сомнения.
И параллельно Аллах создал шайтана и даровал ему долгую жизнь, чтобы он искушал человека, потому что для человек эта жизнь экзамен.
Надо знать основное, что Аллаху нравится в человеке это – иман. А иман — это вера в то, что не видел. Но это не значит, верить без доказательств. Некоторые люди говорят: «Ты веришь, значит не требуешь довода», – это не так. Иман имеет 2 компонента:
— Уверовать в то, что доказано.
— Не верить в то, что не доказано.
Верить во все подряд – это не иман. Люди и в идолов верят и т.д.
Ислам требует от человека уверовать в то что доказано от Аллаха, а в то что не доказано от Него не верить. Основной силой религии и имана является довод — то, что доказано из Откровения. То, чего нет в Откровении не может быть доводом и не может быть религией. Довод —это информация, которая пришла от Аллаха, а увидеть что-то своими глазами – это не довод.
Например, Аллах в Куръане говорит, что Муса и Иса были пророками. Мы верим в это, несмотря на то, что не видели их, и мы любим их. То, что сказано в Откровении, является истиной и самым сильным доводом. Поэтому надо знать, что иман – это верить, когда твой разум не может постичь эту информацию.
Аллах сделал эту дунью испытанием для человека. Эта дунья دَارُ الإمْتِحَان — экзаменационный дом/ дом испытаний, то есть, когда мы узнаем что-то из Откровения, то мы должны уверовать и не должны сомневаться в этом.
Как на экзамене, так и в этой дуньи есть правильные и неправильные варианты ответа:
Правильный вариант – это следовать пророкам и Откровению. Неправильный – это слушаться шайтана, потакать своим страстям и совершать харам.
Тот, кто выбрал правильный вариант, тот сдал экзамен, а тот, кто выбрал неправильный провалил его.