Признаки Судного Дня делятся на два вида:
- Малые признаки Судного Дня (علامات الساعة الصُّغرى)
- Большие признаки Судного Дня (علامات الساعة الكبرى)
Малых признаков Судного Дня много и мы их будем изучать на разных
этапах.
Хадис № 23
حَدَّثَنَا أَبُو اليَمَانِ، أَخْبَرَنَا شُعَيْبٌ، حَدَّثَنَا أَبُو الزِّنَادِ، عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ
النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » لاَ تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يَكْثُرَ فِيكُمُ المَالُ، فَيَفِيضَ حَتَّى يُهِمَّ رَبَّ المَالِ مَنْ يَقْبَلُ صَدَقَتَهُ،
وَحَتَّى يَعْرِضَهُ، فَيَقُولَ الَّذِي يَعْرِضُهُ عَلَيْهِ: لاَ أَرَبَ لِي «
Передал Абу аль -Яман, которому передал Шуайб, ему передал Абу
Зинан от Абу Абду -Рахмана, который передал от Абу Хурайры رضي الله عنه,
что пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «Не наступит Час (Судный День), пока
имущества у вас не станет много (настолько много), что богатые не будут
знать, кому же дать саадака (кому отдать свой закят). И дойдёт до того,
что человек будет приносить кому -то имущество, а тот будет ему
отвечать: я в этом не нуждаюсь!»
«Сахих» аль -Бухари, 1412.
قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: — Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
لاَ تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يَكْثُرَ فِيكُمُ المَالُ، — Не наступит Час (Судный День), пока
имущества у вас не станет много (настолько много),
فَيَفِيضَ حَتَّى يُهِمَّ رَبَّ المَالِ مَنْ يَقْبَلُ صَدَقَتَهُ، — что богатые (хозяин имущества будет
переживать) не будут знать, кому же дать садака (закят). То есть, будет
переживать за то, кто примет от него саадака (закят).
وَحَتَّى يَعْرِضَهُ، فَيَقُولَ الَّذِي يَعْرِضُهُ عَلَيْهِ: لاَ أَرَبَ لِي — И дойдёт до того, что человек
будет приносить кому -то имущество, а тот будет ему отвечать: я в этом
не нуждаюсь!
«Сахих» аль -Бухари, 1412.
Обратите внимание!
(فَيَفِيضَ)
فاضَ يَفِيض ، فَيْضًا – это имеется в виду «много, полно»
فَاضَ الْكَأْسُ أَوِ الإِنَاءُ : اِمْتَلأَ – стакан стал полным, значит переполнилось.
فَاضَ النَّهْرُ : كَثُرَتْ – так же «стало много».
В другом риваяте от Абу Хурайры رضي الله عنه передается:
عَنْ أَبِيهِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلمقَالَ: «لَا تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يَكْثُرَ الْمَالُ وَيَفِيضَ،
حَتَّى يَخْرُجَ الرَّجُلُ بِزَكَاةِ مَالِهِ فَلَا يَجِدُ أَحَدًا يَقْبَلُهَا مِنْهُ، وَحَتَّى تَعُودَ أَرْضُ الْعَرَبِ مُرُوجًا وَأَنْهَارًا»
Передаётся от Абу Хурайры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه
وسلم сказал: «Не наступит Час, пока имущества не станет настолько
много, что уже никто ни в чём не будет нуждаться, и люди не будут знать,
кому отдать свой закят. И будут опять на землях арабов сады и реки».
«Сахих» Муслим, 157.
لَا تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يَكْثُرَ الْمَالُ وَيَفِيضَ، — Не наступит Час, пока имущества не
станет настолько много (переполнится),
حَتَّى يَخْرُجَ الرَّجُلُ بِزَكَاةِ مَالِهِ فَلَا يَجِدُ أَحَدًا يَقْبَلُهَا مِنْهُ، — человек определит закят от
своего имущества и не найдет никого, чтобы от него это приняли. То
есть, не найдет никого, кому можно заплатить закят.
وَحَتَّى تَعُودَ أَرْضُ الْعَرَبِ مُرُوجًا وَأَنْهَارًا — И станет земля арабов садами и реками
(вернется на землю арабов сады и реки).
«Сахих» Муслим, 157.
Хадис № 24
حَدَّثَنَا مُسَدَّدٌ، قَالَ: حَدَّثَنَا يَحْيَى، عَنْ شُعْبَةَ، عَنْ قَتَادَةَ، عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، قَالَ: لَأُحَدِّثَنَّكُمْ حَدِيثًا لاَ يُحَدِّثُكُمْ أَحَدٌ
بَعْدِي، سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلميَقُولُ: » مِنْ أَشْرَاطِ السَّاعَةِ: أَنْ يَقِلَّ العِلْمُ، وَيَظْهَرَ الجَهْلُ، وَيَظْهَرَ
الزِّنَا، وَتَكْثُرَ النِّسَاءُ، وَيَقِلَّ الرِّجَالُ، حَتَّى يَكُونَ لِخَمْسِينَ امْرَأَةً القَيِّمُ الوَاحِدُ «
Передал Мусаддад, которому передал Яхья от Шуабы, который
передал от Катады, а тот — от Анаса ибн Малика رضي الله عنه, который
сказал: «Я расскажу вам хадис, который никто вам уже не расскажет. Я
слышал, как пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «Из признаков Часа (Судного
Дня) — станет мало знания, а невежество (джахль) распространится, и
участятся прелюбодеяния, женщин будет много, а мужчин станет мало, и
будет даже так, что пятьдесят женщин будет опекать (отвечать) один
мужчина.
«Сахих» Аль -Бухари, 81.
سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلميَقُولُ: — Я слышал, как пророк صلى الله عليه وسلم
сказал:
مِنْ أَشْرَاطِ السَّاعَةِ: أَنْ يَقِلَّ العِلْمُ، — Из признаков Часа (Судного Дня) — станет мало
знания,
وَيَظْهَرَ الجَهْلُ، وَيَظْهَرَ الزِّنَا، وَتَكْثُرَ النِّسَاءُ، وَيَقِلَّ الرِّجَالُ، — а невежество (джахль)
распространится, и участятся прелюбодеяния, женщин будет много, а
мужчин станет мало,
حَتَّى يَكُونَ لِخَمْسِينَ امْرَأَةً القَيِّمُ الوَاحِدُ — и будет даже так, что пятьдесят женщин
будет опекать (отвечать) один мужчина.
«Сахих» Аль -Бухари, 81.
Аш -Шарха:
مِنْ أَشْرَاطِ السَّاعَةِ: أَنْ يَقِلَّ العِلْمُ، — Из признаков Часа (Судного Дня) — станет мало
знания,
Здесь «знания العِلْمُ» имеется в виду знание Откровения (Куръан и
Сунна).
Простых знаний технологий, наук и так далее будет много.
وَيَظْهَرَ الجَهْلُ، وَيَظْهَرَ الزِّنَا، وَتَكْثُرَ النِّسَاءُ، وَيَقِلَّ الرِّجَالُ، — а невежество (джахль)
распространится, и участятся прелюбодеяния, женщин будет много, а
мужчин станет мало,
الجَهْلُ – джахль – это антоним (противоположный) «знания العِلْمُ», то есть,
незнание, когда человек не понимает смысл Откровения. Джахль – это
человек, у которого есть «джахль — незнание».
Что значит: أَنْ يَقِلَّ العِلْمُ – знания станет мало?
Это значит, что люди не будут изучать «Уахийю» (Откровение), и
вместо этого они станут изучать другие вещи. Люди будут думать, что
«знания العِلْمُ» — это изучать арабский язык или изучать книги, в которых
написано про «фикх» или написано какие -то «усули» и принципы и так
далее.
На самом деле «знания العِلْمُ» — это то, что написано в Откровнеии, что
Аллах عزَّ و جلَّ говорит в «Уахийю» (Откровении).
Люди не будут изучать «Уахийю» (Откровение), они будут изучать
другие книги, в религии они будут добавлять от себя очень много вещей,
думая, что изучать такую -то книгу обязательно и люди будут тратить
свои жизни на это. У них не будет времени для того, чтобы изучать
«Уахийю» (Откровение). Они будут изучать «джархи», будут призывать к
различным сектам, к ученым и так далее, и на все это они будут тратить
свое время.
То есть, какой -то человек будет вам объяснять какой -то не нужный
вопрос (джарха) о каких -то людях, что они такие -то и такие -то, будет
тратить время на те вопросы, в которых есть разногласия, тратить время
на разные мазхабы, будет призывать к этому, а Куръан будет учить
только наизусть, или просто обучать чтению Куръана.
Надо знать, что это не говорит о том, что нигде не будет ученых, и
нигде не будет знаний.
Из хадисов доказано, что до Судного Дня будут ученые, будет
джамаъат, которые будут действовать по Откровению. Они будут его
изучать, будут по нему действовать и будут распространять Откровение.
Этот хадис говорит о том, что большое количество мусульман не будет
изучать Откровение, и только малое количество мусульман будут
изучать правильное понимание Откровения в понимании сподвижников,
а остальные будут «джахили». Конечно, у них будут другие знания, такие
как, арабский язык, фикха, джарха, иснад, мантык, философия и так
далее.
وَيَظْهَرَ الزِّنَا – «зина» станет явным, то есть, люди не будут стесняться
открыто совершать «зина» при людях.
وَتَكْثُرَ النِّسَاءُ، وَيَقِلَّ الرِّجَالُ، — станет много женщин, а мужчин будет мало.
حَتَّى يَكُونَ لِخَمْسِينَ امْرَأَةً القَيِّمُ الوَاحِدُ — и будет даже так, что пятьдесят женщин
будет опекать (отвечать) один мужчина. То есть, за пятьдесят женщин
(сюда входит и сестры, и дочери) будет отвечать один мужчина.
Бывает такая ситуация, когда много мужчин умирает на войне, то у них
останутся женщины (жены, дети и так далее), и одному мужчине
придется отвечать за пятьдесят женщин. Это не говорит о том, что везде,
всегда будет так, что женщин будет много, а мужчин мало.
В этом хадисе не говорится, что это будет всегда и везде, а
указывается, что будет. Это значит, что будет такой период и такое
место, где количество женщин будет много, а количество мужчин будет
мало.
В одном риваяте:
عَنْ سَالِمٍ، قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلمقَالَ: «يُقْبَضُ العِلْمُ، وَيَظْهَرُ الجَهْلُ وَالفِتَنُ،
وَيَكْثُرُ الهَرْجُ»، قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَمَا الهَرْجُ؟ فَقَالَ: «هَكَذَا بِيَدِهِ فَحَرَّفَهَا، كَأَنَّهُ يُرِيدُ القَتْلَ»
Передаётся от Салима, который рассказал, что слышал, как Абу
Хурайра передавал слова пророка صلى الله عليه وسلم, который сказал:
«Заберут знания и джахль (невежество) будет повсеместно, а также
фитны (вред) и порча и аль-хардж (الهَرْجُ)». Сподвижники спросили: «О,
посланник Аллаха! Что такое хардж?» Он ответил: «Когда делают вот
так», и показал рукой (жестом), что будто убивает кого-то.
«Сахих» Аль -Бухари, 85.
عَنْ سَالِمٍ، قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلمقَالَ: — Абу Хурайра رضي الله عنه
сказал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
«يُقْبَضُ العِلْمُ، — заберут знания,
وَيَظْهَرُ الجَهْلُ – невежество (джахль) будет много (явным),
وَالفِتَنُ، — будет фитна,
وَيَكْثُرُ الهَرْجُ» — и «харджу» будет много.
قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَمَا الهَرْجُ؟ — спросили: «о, посланник Аллаха, что такое
харджу?
فَقَالَ: «هَكَذَا بِيَدِهِ — посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал, вот так
показывая рукой,
فَحَرَّفَهَا، — пошевелил ею,
كَأَنَّهُ يُرِيدُ القَتْلَ – показал на своей шее жест убийства ( то есть, «»хардж» —
это «катль», значит «убивать»)
В одном риваяте сказано:
«أَنْ يُرْفَعَ الْعِلْمُ، وَيَكْثُرَ الْجَهْلُ»
Поднимет (заберёт) (Аллах) знания, и распространится невежество…
«Сахих» Аль -Бухари, 5231.
أَنْ يُرْفَعَ الْعِلْمُ – заберет (Аллах) «ильм» (знание), وَيَكْثُرَ الْجَهْلُ – много будет
«джахля» (невежества).
Значит, люди не будут уважать Откровение, не будут давать ей
должный статус, поэтому Аллах عز وجل заберет это знание Откровения
(وحي), потому что люди не будут ее изучать или будут интересоваться
другими вещами.
Сегодня вы видите, что люди «Уахийю» (Откровение) учат только
наизусть, а чтобы получать знания они изучают другие книги, с
удовольствием их читают: другие «фатауа» и книги ученых, а книгу
Аллаха عز وجل должным образом не изучают.
Помимо Уахийю (Откровения) они тратят свою жизнь на что-то другое:
изучение арабского языка, «асмау риджаль» (биоография рассказчиков
хадисоов), «джарх уа таъдиль» (раздел науки передатчиков хадиса),
«мантык» (логика), вопросы, в которых есть разногласия. Это все, что мы
перечислили, не означает, что это запрещено, но проблема, именно, в
том, что сегодня люди не обращают внимания на «Уахийю», то есть,
перестали изучать Откровение.
Люди будут считать, что хорошие ученые – это те, которые отвечают
какому-то оппоненту из другого «мазхаба» или «маслака».
Это и есть признак Судного дня, когда люди уважают и предпочитают
того, кто отвечает людям и защищает свой мазхаб, маслак, свое течение
и группу, свои интересы, которые отвлекают теми вопросами, что
является не Откровением.
Вы видите, что люди читают разные лекции, которые даже не
объясняют Откровение. Возможно, в них есть польза, но целью должно
быть изучение Откровения, ведь многие слушатели еще даже не поняли
смысл суры «Аль -Фатиха», не знают смысл Куръана.
В одном риваяте:
قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ بَيْنَ يَدَيِ السَّاعَةِ لَأَيَّامًا، يَنْزِلُ فِيهَا الجَهْلُ، وَيُرْفَعُ فِيهَا العِلْمُ، وَيَكْثُرُ فِيهَا
الهَرْجُ» وَالهَرْجُ: القَتْلُ
Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «Перед Судным Днём придут такие дни,
когда Аллах пошлёт джахль и поднимет (заберёт) знания»
«Сахих» Аль -Бухари 7062, 7063.
قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ بَيْنَ يَدَيِ السَّاعَةِ – Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
«Перед Судным днем
لَأَيَّامًا، — будут такие дни
يَنْزِلُ فِيهَا الجَهْلُ، — Аллах пошлет «джахль» (невежество)
وَيُرْفَعُ فِيهَا العِلْمُ، — и поднимет «ильм» (знание).
وَيَكْثُرُ فِيهَا الهَرْجُ» — и «харджу» много будет.
الهَرْجُ – это эфиопский язык («хабаш»)., переводится: قَتْلُ – убивать.
«Сахих» Аль -Бухари 7063.
И это объяснение в самом хадисе:
قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَمَا الهَرْجُ؟ — спросили: «О, посланник Аллаха, что такое
«хардж». فَقَالَ: «هَكَذَا بِيَدِهِ – посланник Аллаха ответил, вот так показывая
рукой.
فَحَرَّفَهَا، كَأَنَّهُ يُرِيدُ القَتْلَ – вот так показал, давая понять про убийство
человека.
В одном риваяте Абу Хурайры:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لاَ تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يُقْبَضَ العِلْمُ، وَتَكْثُرَ الزَّلاَزِلُ،
وَيَتَقَارَبَ الزَّمَانُ، وَتَظْهَرَ الفِتَنُ، وَيَكْثُرَ الهَرْجُ — وَهُوَ القَتْلُ القَتْلُ — حَتَّى يَكْثُرَ فِيكُمُ المَالُ فَيَفِيضَ»
Передаётся от Абу Хурайры, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم
сказал: «Не наступит Час, пока не будет поднято (пока не заберут)
знания, участятся землетрясения, время начнёт пролетать быстро,
распространятся фитны и войны, а имущества станет много-премного».
«Сахих» Аль -Бухари, 1036
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: — Передаётся от Абу Хурайры, что
посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«لاَ تَقُومُ السَّاعَةُ – Не наступит Судный час,
حَتَّى يُقْبَضَ العِلْمُ، — пока не поднимут (заберут) знания,
وَتَكْثُرَ الزَّلاَزِلُ، — участятся землетрясения,
وَيَتَقَارَبَ الزَّمَانُ، — время начнёт пролетать быстро (например лето и зима
быстро будут проходить, месяц за месяцем быстро пролетать),
وَتَظْهَرَ الفِتَنُ، — распространятся фитны
وَيَكْثُرَ الهَرْجُ — и войны,
وَهُوَ القَتْلُ القَتْلُ – и «хардж» является «катль»,
حَتَّى يَكْثُرَ فِيكُمُ المَالُ — а имущества станет много فَيَفِيضَ – очень много.
В этом риваяте сказано:
وَتَظْهَرَ الفِتَنُ – и распространится фитна.
Фитна (الفِتَنُ) – это любое дело, которое отдаляет человека от Аллаха عز
وجل, также разнообразные испытания и наказания являются фитной.
В этом предложении слово «фитна» (الفِتَنُ) означает, что появятся такие
такие дела, которые будут отвлекать человека, делать его небрежным к
религии Аллаха عز وجل. Поэтому нужно усердствовать, чтобы
современные технологии, разного рода занятия, спорт и другие удобства
не были«фитной» (الفِتَنُ) для человека: не стали преградой и не отвлекали
от Аллаха عز وجل. Все эти дела могут стать причиной не изучать
Откровение «Уахийю».
Также «фитна» (الفِتَنُ) – это война, в частности, та война, в которой
воюют не так, как приказал Аллах عز وجل.
В одном риваяте есть дополнительное высказывание:
«وَيَكْثُرَ شُرْبُ الْخَمْرِ»
Повсеместно распространится распитие спиртного (то есть,
алкоголиков будет много)
«Сахих» Аль -Бухари, 5231.
В одном риваяте:
قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «يَتَقَارَبُ الزَّمَانُ، وَيَنْقُصُ العَمَلُ، وَيُلْقَى الشُّحُّ، وَيَكْثُرُ الهَرْجُ» قَالُوا: وَمَا
الهَرْجُ؟ قَالَ: «القَتْلُ القَتْلُ»
Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Время начнёт лететь быстро,
и люди будут меньше совершать благих дел, их охватит жадность, а
убийств (войн) станет много». Сподвижники спросили: «О, посланник
Аллаха, что такое الهَرْجُ?»
Пророк ответил: «Убийства, убийства!»
Риваят «Сахих» Аль -Бухари, 6037
قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: — Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«يَتَقَارَبُ الزَّمَانُ، — время будет идти быстро
وَيَنْقُصُ العَمَلُ، — и люди будут меньше совершать благих дел
وَيُلْقَى الشُّحُّ، — их охватит жадность
وَيَكْثُرُ الهَرْجُ» — а «хардж» (убийств, войн) станет много».
قَالُوا: وَمَا الهَرْجُ؟ قَالَ: — посланника Аллаха спросили: «Что такое «хардж»?».
«القَتْلُ القَتْلُ – Посланник Аллаха сказал: «Убийства, убийства».
В этом риваяте وَيَنْقُصُ العَمَلُ، — благих дел будет меньше, то есть, мало
будут действовать по Откровению.
И надо знать общее правило, что признак Судного дня не означает,
что это будет везде и всегда так, потому что это условие нигде не
сказано.
Потому что из других хадисов ясно, что до Судного дня будут люди,
которые будут действовать по Откровению, они будут крепко держать
Куръан и Сунну.
فِقْهُ الحَدِيثِ
(Что мы поняли из этого хадиса)
- Это достоинство знаний, что знания являются Милостью Аллаха
عز وجل.
Получать знания, чтобы человек понял, что сказано в Откровении
(Уахийю) и это является обязанностью каждого мусульманина.
Изучение Куръана и Сунны — это путь к Аллаху عز وجل и это является
спасением. Основная причина фитн — это جَهْلٌ «джахль», когда люди не
будут знать смысл Откровения. Человек, который получает знания,
приближается к Аллаху عز وجل, у него будет дружба с Аллахом عز وجل. Те,
которые получают знания, ищут знания, находятся на пути пророков, они
являются наследниками пророков, и в Судный день они будут с
пророками.
Если кто-то хочет, чтобы в Судный день он был с пророками, то
необходимо, чтобы он изучал Откровение (Куръан и Сунну).
И самую большую пользу может принести этой религии тот, у кого есть
знание Откровения. Когда человек умирает, его тело разлагается, его
тело исчезает, но его знания останутся, и если люди будут действовать
по его знаниям, которые он распространял, то он получит за это награду
даже после смерти.
- جَهْلٌ (джахль) является фитной, небрежностью, и جَهَالَةٌ — это
отсутствие знаний, когда человек не понимает Куръан и Сунну, и
جَهْلٌ (джахль) отдаляет человека от Аллаха عز وجل.
Человек, который является جَهْلٌ не может принести для Ислама какую-
то пользу, ту пользу, которую может принести عَالِمٌ (ученый).
جَهْلٌ (джахль) — это путь к грехам, а грех — это путь к недовольству
Аллаха عز وجل, а недовольство Аллаха عز وجل — это путь в Ад.
И наоборот, знания — это путь к добру и благу, а добро, благо и
хорошие дела являются причиной Довольства Аллаха عز وجل, и
Довольство Аллаха — это путь в Рай.
Знания — это свет, который у человека останется после смерти, а جَهْلٌ
(джахль) — это мрак и с этим мраком человек пойдет в могилу, и будут у
него разнообразные проблемы.
Разумный человек никогда не согласится пойти в могилу с мраком, он
должен стараться, чтобы пойти в могилу со светом, и ему нужен свет в
«барзахе», а свет — это знания.
Человека, который получает знания, изучает Откровение (Куръан и
Сунну) уважают даже ангелы, а человека, который не получает знания,
проклинают все проклинающие.
جَهْلٌ (джахль) — это причина зульма и фасада, а знания — это причина
мира, безопасности и успокоения.
Первым уроком Куръана, когда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم
получил его, был приказ о знании, и поэтому, первый приказ Ислама — это
получение знаний.
Надо знать, что первая атака шайтана на человека — это чтобы он не
получал знания, отвлекая его другими вопросами. Шайтан хочет
потушить именно этот свет для того, чтобы у человека не было знания и
чтобы он заблудился в этом мраке заблуждений. - Знание — это знания Откровения (Уахийю).
Знания, которые Аллах عزّ وجلّ приказать получать -это знание
Откровения, и любая вещь, которая отвлекает мусульманина от
Откровения, является جَهْلٌ. - Убийства, войны в основе являются фитной.
Поэтому, не надо участвовать в тех войнах, в которых неизвестна
ясная, явная цель этого, потому что люди не знают, для чего они воюют,
кто их использует и так далее. - Из этого хадиса поняли, что у людей не будет стыдливости, حَيَاءٌ (
стыда) не будет. - Землетрясения бывают по двум причинам:
● Физическая причина, которую нам объясняет наука.
● Из-за этих физических причин иногда бывают землетрясения, как
наказание от Аллаха عزّ وجلّ. - По причине грехов Аллах عزّ وجلّ забирает بارَكَة (достаток) из
времени, и время будет проходить быстро, и люди не будут
успевать совершать свои дела. - Мы поняли, что у людей будет много شُحٌّ (жадности).
Приказ Ислама, что надо расходовать имущество на пути Аллаха عزّ
وجلّ.
У сподвижников رضي الله عنهم имущества было мало, но они расходовали
много, а сегодня, у мусульман имущества много, но они расходуют мало,
потому что чего-то боятся.
Они предпочитают свои удобства, хотят удобную жизнь и поэтому они
тратят больше на свои удобства, и они любят свои удобства больше, чем
Ислам, и поэтому они стали жадными. - Действий по Откровению будет мало.
Действия по Откровению означает изучение Откровения, действий по
нему и распространение Откровения.
Надо тратить свое имущество на Откровение и надо тратить свое
время на Откровение.
Не надо приближаться к тому, что Откровение назвало «харамом», и
нужно совершать то, что Откровение назвало обязательным. И также
нужно совершать дополнительные дела ради Аллаха عزّ وجلّ, чтобы
приблизиться к Аллаху عزّ وجلّ.
Хадис № 25
56 — (2908) وَحَدَّثَنَا عَبْدُ اللهِ بْنُ عُمَرَ بْنِ أَبَانَ، وَوَاصِلُ بْنُ عَبْدِ الْأَعْلَى، قَالَا: حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ فُضَيْلٍ، عَنْ
أَبِي إِسْمَاعِيلَ الْأَسْلَمِيِّ، عَنْ أَبِي حَازِمٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «وَالَّذِي نَفْسِي
بِيَدِهِ لَا تَذْهَبُ الدُّنْيَا، حَتَّى يَأْتِيَ عَلَى النَّاسِ يَوْمٌ لَا يَدْرِي الْقَاتِلُ فِيمَ قَتَلَ، وَلَا الْمَقْتُولُ فِيمَ قُتِلَ» فَقِيلَ: كَيْفَ يَكُونُ
ذَلِكَ؟ قَالَ: «الْهَرْجُ، الْقَاتِلُ وَالْمَقْتُولُ فِي النَّارِ»
Передали АбдуЛлах ибн Умар ибн Абан и Уасилю ибн Абду-ль-Аъля,
которым передал Мухаммад ибн Фудайл от Абу Исмаила Аль Аслямийя,
который передал от Абу Хазима, а тот от Абу Хурайры, который
рассказал, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа! Не закончится эта дунья, пока не
придёт такое время, что убийца не будет понимать, за что он убивает, и
убитый не будет знать, за что его убили».
Пророка صلى الله عليه وسلم спросили: «Как такое возможно?!» Он ответил:
«Войны; и убийца и убитый, оба окажутся в Огне».
«Сахих» Муслим, 2908.
Имам Муслим говорит:
Передает АбдуЛлах ибн Умар ибн Абан, от Абдиль А’ля, говорит
передает Мухаммад ибн Фудаиль, от Аби Исмаил Аслямии, от Аби Хазм
от Абу Хурайры, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ — Клянусь Аллахом, в Чьих Руках моя душа,
لَا تَذْهَبُ الدُّنْيَا — не пройдет эта дунья (то есть, не наступит Судный день),
حَتَّى يَأْتِيَ عَلَى النَّاسِ يَوْمٌ — пока не наступит такой день (пока не будут такие
времена),
لَا يَدْرِي الْقَاتِلُ فِيمَ قَتَلَ — что тот, кто убивает (الْقَاتِلُ — тот, кто убивает) не будет
знать за что он убивает кого-то,
وَلَا الْمَقْتُولُ فِيمَ قُتِلَ — а кого убили (الْمَقْتُولُ), не будет знать, за что его убили.
فَقِيلَ: — Спросили:
كَيْفَ يَكُونُ ذَلِكَ؟ — Как это будет?
قَالَ: «الْهَرْجُ — Сказал посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم: «Будет много войн,
(الْهَرْجُ — это когда люди много убивают друг друга)
الْقَاتِلُ وَالْمَقْتُولُ فِي النَّارِ — тот, кто убил (الْقَاتِلُ) и тот, кого убили (الْمَقْتُولُ ) (то есть,
убийца и убитый будут в Огне)».
В этом хадисе объясняется, что мусульмане будут воевать, но они не
будут знать, для чего они воюют, и их будут обманывать, и это является
фитна.
И тот, кто участвует в этой фитне, в этой войне, будь это тот, кто
убивает или убитый (الْقَاتِلُ или الْمَقْتُولُ), то они оба будут в Огне.
Обратите внимание!
И убийца (الْقَاتِلُ) и также убитый (الْمَقْتُولُ) будут в Огне.
Убитый (الْمَقْتُولُ) — в Огне, потому что он участвует в этой фитне (в этой
войне), а если все-таки убитый (الْمَقْتُولُ) не участвует в этой фитне (в этой
войне), но его убьют, то такой الْمَقْتُولُ не попадет в Ад.
То есть, в этом хадисе имеется в виду, именно, тот убитый (الْمَقْتُولُ),
который участвовал в этой фитне (в этой войне).
Этот хадис говорит о том, что пока не будет ясной, четкой цели войны,
то мусульманам нельзя участвовать в каких-то войнах.
Также войны между мусульманами являются фитной, и мусульманам
строго запрещено участвовать в таких фитнах (в таких войнах), потому
что эти войны является фитной, а фитна — это харам.