Вопрос № 133. Останется ли действительной шахада того, кто совершит ширк?

Если человек произносит шахаду «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ» и после этого
совершит куфр и ширк, то его шахада и все хорошие дела становятся
тщетными, аннулируются.
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит:
وَمَن يَكْفُرْ بِٱلْإِيمَٰنِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُۥ وَهُوَ فِى ٱلْءَاخِرَةِ مِنَ ٱلْخَٰسِرِينَ
Тщетны деяния (аннулируются его дела) того, кто отрекся от веры
(совершает куфр, будучи уверовавшим), а в Последней жизни он
окажется среди потерпевших убыток.
Сура аль-Маида, аят 5
وَمَن يَكْفُرْ بِٱلْإِيمَٰنِ — И кто совершил куфр после имана.
Второй смысл:
И кто совершит куфр от имана, то есть, отрицает, отказывается от
имана.
Когда человек говорит «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ», но после этого совершит
грех, но не куфр и ширк, то этот человек попадает в Ад, там очистится из-
за своего шахады, и за свой иман он выйдет из Ада и войдет в Рай, то
есть, из-за греха навечно не останется в Огне.
Хадис «Сахих» Муслим, 94:
مَا مِنْ عَبْدٍ قَالَ: لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، ثُمَّ مَاتَ عَلَى ذَلِكَ إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّةَ » قُلْتُ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ؟ قَالَ: «وَإِنْ زَنَى
وَإِنْ سَرَقَ» قُلْتُ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ؟ قَالَ: «وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ» ثَلَاثًا.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا مِنْ عَبْدٍ — Любой человек
قَالَ: لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ — который скажет «ла иляха илла Ллах»
ثُمَّ مَاتَ عَلَى ذَلِكَ — затем умрет на этом убеждении
إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّةَ — обязательно войдет в Рай.

قُلْتُ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ؟ — Абу Зарр спрашивает: даже если он совершит
прелюбодеяние и ворует?
وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ — Посланник Аллаха ﷺ ответил: даже если он совершит
прелюбодеяние и даже если ворует.
قُلْتُ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ؟ — Абу Зарр еще раз спрашивает: даже если он
совершит прелюбодеяние и ворует?
وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ» ثَلَاثًا — Посланник Аллаха ﷺ три раза повторил: даже если
он совершит прелюбодеяние и даже если ворует.
«Сахих» Муслим, 94.
В этом хадисе говорится о том, что человек за прелюбодеяние и
воровство, вечно не останется в Аду. Он, конечно, войдет в Ад,
очистится, а затем войдет в Рай.
Поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал, что, если у человек есть иман, и
у него нет куфра и ширка, и он говорит «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ», то он
обязательно войдет в Рай, даже если он делал прелюбодеяние и
воровал.
И в одном ривайяте передается от Муаза ибн Джабаля:
عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ كَانَ آخِرُ كَلَامِهِ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ دَخَلَ الْجَنَّةَ
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, чьи последние слова будут «أَنْ لاَ
إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ» войдет в Рай».
У некоторых людей есть недоразумение на счет этого хадиса и они
говорят, что, если человек произносит шахаду «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ», то, все
равно, он попадёт в Рай, даже если у него будет куфр и ширк, и это
неправильное и ложное представление.
Мы не должны брать один хадис, и оставлять все остальные аяты,
которые говорят о том, что, если человек совершает куфр и ширк, то его
«أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ» аннулируется.
Получается, что если у человека есть куфр и ширк, то у него «أَنْ لاَ إِلَهَ
إِلاَّ اللَّهُ» уже нет.
А если у него есть «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ», и нет куфра и ширка, то тогда он
обязательно попадает в Рай.
Здесь обещание, что если человек сказал «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ», то ему
обещан Рай.
Например, человек является лицемером, он говорит «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ
اللَّهُ», но его шахада недействительна, потому что у него есть куфр, его
намаз не действителен, потому что у него есть куфр. Поэтому, когда у
человека есть куфр, то его «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ» недействительно.

Ислам нигде не говорит, что, если человек, просто языком сказал «أَنْ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ», то он обязательно войдет в Рай, даже если у него будет
куфр и ширк.
Есть очень много людей, которые говорят «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ», и все
равно они совершают куфр и ширк: кто-то поклоняется могилам, кто-то
пророков и имамов делает сотоварищами с Аллахом عزَّ و جلّ, кто-то
правителей, кто-то ученых и так далее. Это все является ширком,
который аннулирует эти действия человека, и аннулируют его «أَنْ لاَ إِلَهَ
إِلاَّ اللَّهُ», то есть, обязательно, чтобы у человека не было куфра и ширка,
и обязательно, чтобы человек был убежден и знал смысл «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ
اللَّهُ».
Поэтому в хадисе сказано:
عَنْ عُثْمَانَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ مَاتَ وَهُوَ يَعْلَمُ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، دَخَلَ الْجَنَّةَ»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: « Кто умер и он знает «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ»,
тот войдет в Рай.»
«Сахих» Муслим, 26
То есть говорить просто слова «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ» не достаточно, а
надо, чтобы человек был убежден и знал их смысл, у него не было куфра
и ширка.