Вопрос № 143. Как праведников приравнивают к Аллаху عزّ وجلّ?

Аулйия (праведники) — это хорошие люди, которые являются друзьями Аллаха
عزّ وجلّ.
Некоторые люди говорят, что невозможно, чтобы кто-то делал пророка или
аулийя сотоварищем (شَرِيكٌ) с Аллахом عزّ وجلّ. Это ложное представление, потому
что, когда любую вещь из махлюка вы делаете сотоварищем (شَرِيكٌ) с Аллахом عزّ
وجلّ, это и есть ширк. Если кто-то делает ангела, пророка или аулийя
сотоварищем (شَرِيكٌ) с Аллахом عزّ وجلّ, то это — ширк.
Есть четыре вещи, которые принадлежат только Одному Аллаху عزّ وجلّ и в
этих четырех вещах нет никакой доли для кого-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ: это
Личность (ذَاتٌ) Аллаха, Качества (صِفَاتٌ) Аллаха, дела (أَفْعَالٌ) Аллаха и поклонение
(عِبَادَةٌ) Аллаху.
Если кто-то какую-то долю из этих четырех вещей дает кому-то, помимо
Аллаха عزّ وجلّ, то это и есть ширк.
Разные люди принимают (считают) различные объекты сотоварищами (شَرِيكٌ) с
Аллахом عزّ وجلّ, кто-то делает объектами поклонения пророков, кто-то аулийя
или идолов.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
لَّٰكِنَّا هُوَ اللَّهُ رَبِّي وَلَا أُشْرِكُ بِرَبِّي أَحَدًا
Что же касается меня, то мой Господь — Аллах, и я никого не приобщаю в
сотоварищи к моему Господу.
Сура Аль-Кахф, 38 аят.
Аллах объясняет убеждения муъмина:
وَلَا أُشْرِكُ بِرَبِّي أَحَدًا — муъмин никого не делает сотоварищем (شَرِيكٌ) с Аллахом عزّ وجل.
«Никого (أَحَدًا)» — значит, не только идола, ведь, если бы имелись в виду только
идолы, то было бы сказано «идолы», а в аяте говорится никого (أَحَدًا), значит: ни
пророка, ни уалийя, никого.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит, приказывает пророку:
قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَىٰ إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ

أَحَدًا
Скажи: поистине, я человек, подобный вам. Он ниспослал мне в Откровении,
что у вас нет другого Господа, помимо Господа Единого! И кто надеется на
встречу со своим Господом, пусть совершает благие дела и никого не приобщает
в сотоварищи в поклонении своему Господу!
Сура Аль-Кахф, 110 аят.
وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا — и никого не приобщает в сотоварищи в поклонении своему
Господу!
Здесь Аллах тоже говорит «никого» (أَحَدًا), то есть, ислам запрещает не только
поклонение идолам, а вообще, запрещает поклонение кому-либо, кроме Аллаха.
Если человек просит дуа у аулийя, то он этого уалийю делает сотоварищем
(شَرِيكٌ) с Аллахом, потому что дуа — это поклонение, и дуа можно просить только у
Аллаха عزّ وجلّ.
Делать дуа пророку или аулийя — это и есть поклонение им, а это ширк акбар.
Точно также, когда кто-то дает Качество Аллаха عزّ وجلّ какому-то уалийю, то он
этого уалийю делает сотоварищем (شَرِيكٌ) с Аллахом عزّ وجلّ в этом качестве.
Например, Качество Аллаха عزّ وجلّ, что Он не нуждается в асбабах, он слышит
и помогает без каких-либо физических действий или способов, но есть те,
которые это качество дают аулийя, которые давно умерли, говоря, что аулийя
слышат их, помогают им, хотя у них нет физических способов. Это значит, что
они Качества Аллаха عزّ وجلّ дают этим аулийя.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لَا
يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ
А те, которые взяли себе вместо Аллаха других покровителей и помощников,
говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к
Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во
мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует.
وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ — Те, кто берут себе помимо Аллаха аулийя, говорят:
(аулийя — имеется в виду те, на которых уповают, просят у них, думая, что они
помогают без физического способа),
مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ — мы поклоняемся им лишь для того, чтобы они
приблизили нас к Аллаху.
(Те мушрики, которые поклонялись идолам, тоже говорили, что эти идолы
приближают их к Аллаху عزّ وجلّ, и что идолы за них ходатайствуют. Они говорили:
мы их просим, а они у Аллаха عزّ وجلّ просят за нас).
إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ — Аллах рассудит их в Судный День в том, в чем они
разногласили
إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ – Поистине, Аллах не Дарует руководства лживым,
неблагодарным!
Сура Аз-Зуммар, 3 аят.
В аяте говорится:
وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ — любой объект, на который вы уповаете или думаете, что
он помогает вам без каких-либо физических действий или способов, или слышит
дуа, то это ширк.
Разница между теми, которые поклонялись идолам, или теми, которые
поклоняются могилам (просят дуа у аулийя), только в том, что одни возводили

памятники в честь хороших праведных людей, а затем из них делали идолов, а
другие, когда умирали праведники, приходит к нему на могилу и взывает к ним,
говоря, что они приближают их к Аллаху, но это и есть ширк, Куръан назвал это
ширком.