Вопрос № 151. Как соотносятся ислам и психология?

Психология – это наука, изучающая поведение и разум человека. Как вы знаете,
наука использует в основном такие методы, как наблюдение и эксперимент.
Мы также знаем, что уахьи (Куран и Сунна) не являются наукой, а
соответственно над уахьи невозможно провести наблюдение или эксперимент.
Исходя из этого, становится понятно, что наука ограничена физическими
инструментами, а уахьи нет, — уахьи выше этого. Уахьи – это знание Аллаха,
которое не нуждается ни в каких инструментах и не ограничено ничем.
Итак:

  1. Ислам – это не психология, Ислам намного больше, нежели просто
    психология, потому что Ислам не ограничен в знании о человеке и его поведении
    какими – либо физическими инструментами.
  2. Психология это в основном две составляющие: поведение человека, и его
    разум (размышление, мировоззрение и т.д). Получается, цель психологии
    заключается в том, чтобы повлиять на поведение и разум человека.
    Если сравнивать цели психологии и ислама, то можно увидеть много общего.
    Ислам также преследует цель изменить намерения, убеждения, поведения
    людей: нрав, речь и т.д.
    Ислам делает основной акцент на имане (мировоззрении) человека, и его
    поведении, которое автоматически меняется в результате исправления имана.
    Надо знать, что некоторые психологи говорят, что человек не может исправить
    свой разум, поэтому не может изменить своё поведение, якобы человек будет
    всегда себя вести так, как его воспитали родители, какие основы заложили у
    него в детстве. Тогда возникает вопрос «зачем столько усердий, если ничего
    невозможно изменить»?
    Поэтому одним из лучших инструментов в достижении такой цели, как
    изменение поведения человека, является ислам. Ислам — это самая лучшая
    мотивация: вести себя хорошо ради Довольства Аллаха, достижения Рая,
    спасения от Огня.

Ислам дает человеку очень сильную мотивацию. Когда человеку скажешь «если
ты будешь врать, то Аллах очень сильно разгневается на тебя», то он никогда не
будет врать.
Ислам нам обьясняет, что такое рух, что такое нафс, обьясняет как исправить
свой нафс, изменить своё поведение, нрав.
Поэтому мы говорим, что самая лучшая психология — это ислам, лучше этого не
бывает.
Цель психологии — понимать человека и изменить его. В первую очередь
благодаря исламу можно добиться этих целей. Вы знаете, что многие люди с
помощью ислама изменились.
Также цель психологии — мотивировать человека. А самая сильная мотивация
— это ислам. Потому что ислам учит тому, что если человек совершает хорошие
дела, то Создатель им доволен, а если человек нарушает чьи-то права, то
Создатель им недоволен, и предупреждает его о наказании.
Психология тоже побуждает человека прощать, говоря, что это путь к счастью,
решению проблем.
Но если вы посмотрите на стиль Куръана, то поймёте, что это идеальная
мотивация.
وَسَارِعُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ
«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна
небесам и земле, уготованному для богобоязненных».
الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاءِ وَالضَّرَّاءِ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают
людей. Воистину, Аллах любит творящих добро.
Сура «Алю Имран», аят 133, 134.
Обратите внимание, Куръан не просто побуждает простить другого, но и
облегчает выполнение этой задачи. Если человек простить другого, то первое —
он попадёт в Рай, а второе — он будет из числа муттакын, а третье — он получит
любовь Аллаха, а четвёртое — будет из числа мухсинин. Глядя на эти аяты
человек стремится простить другого человека.
Современная психология является доводом на то, что ислам это истинная
религия. Глядя на ислам, человек понимает, что эту религию не способен
создать человек.
Психология изучает разум человека, то есть, посредством науки сегодня люди
понимают как можно повлиять на разум человека. Но ислам об этих сказал ещё
1500 тысячи лет назад.
Например, ислам не просто приказывает читать намаз, а читать его с хушу’:
— не совершать во время намаза лишние действия;
— не отвлекаться на ненужные мысли;
Когда вы это практикуете, то видите, как намаз влияет на вас и понимаете, что

такой приказ не может быть приказом человека. Такой приказ мог дать только
тот, кто знает человека лучше его самого, то есть Господь.
Также в исламе есть методы, которые избавляют вас от высокомерия, печали,
горя и стресса.
Если человек сравнит знания, полученные из ислама, со знаниями, которые ему
дает психология, то автоматически ему станет ясно, что ислам — это истина.
Потому что информацию, которая есть в исламе, мог сказать только тот, кто
создал разум человека.
Когда мы изучаем ислам, то видим уникальную связь между приказами,
придумать такое человеку не под силу.
Например, когда человек завидует, то у него увеличиваются печаль и горе; когда
человек считает себя выше других, то это нарушает его спокойствие. Также
показуха, запретная любовь, чрезмерный страх — все это разрушает человека.
Ислам не просто говорит, чтобы люди не совершали эти дела, а также учит тому,
как их не совершать. Например, чтобы не быть высокомерным, ислам вас учит
думать о смерти, что все рано или поздно закончится. Когда человек делает
суджуд, то его высокомерие исчезает.
Также ислам учит бороться с завистью, для этого необходимо верить, что все,
что у тебя есть — это от Аллаха. У человека должно быть убеждение, что все,
что у него есть — это лучше для него, потому что Аллах так решил, а то, что у
есть у другого — это лучше для него, потому что так Аллах решил. Когда вы
будете в этом убеждены у вас не будет зависти.
Ислам — это не просто набор приказов и запретов, это определенная
взаимосвязь между всеми положениями ислама, такое не смог бы придумать
человек, родившийся более 1400 лет назад. Такую уникальную связь мог
заложить только Господь, который создал человека и его разум.