Ислам включает в себя восемь вещей:
1) الْإِيمَان – аль-и́ма́н;
2) التَّوْحِيد – ат-таухи́д;
3) العِلْم – аль-‘ильм/ знание;
4) العَمَلُ الصَّالِحُ – аль-‘а́малю c̣а́лих/ праведные дела;
5) التَّقْوَى – ат-та́къва/ оставить ослушание Аллаха;
6) التَّبْلِيغُ – ат-табли́ґ/ распространять ислам;
7) الجَمَاعَةُ – джа́маа;
8) الجِهَادُ – джиɦа́д.
1. الْإِيمَان аль-иман
Иман означает, что вы должны верить в ту информацию, которая ниспослана в Откровении и не проявлять ни малейших сомнений. Антоним слову иман – куфр. Когда в человеке присутствует куфр, то это аннулирует его иман, потому что куфр – это то, что выводит человека из ислама.
Иман – это вера человека в то, что Аллах عزَّ وجلَّ это его Создатель, المَعْبُودُ / ма’буд, Он тот, кому должно быть адресовано поклонение, и вера в то, что все пророки были мусульманами.
Пророк на арабском языке – نَبِيٌّ / наби́й. Когда мы упоминаем имя какого-либо пророка, то говорим عَلَيْهِ السَّلَامُ / ‘аляйɦи салям: «мир ему!», или говорим صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَمَ / c̣алляЛлаɦу ‘аляйɦи уа салям: «да благословит его Аллах и приветствует!»
Первым пророком был Адам عليه السلام, отец всех людей. Потом был Нух عليه السلام, он жил долго и призывал людей к исламу, но мало кто послушался. Аллах عزَّ وجلَّ наказал тех людей, которые ослушались Нуха عليه السلام.
Ибрахим عليه السلام был посланником Аллаха. Когда он родился, то люди, в основном, поклонялись идолам, и Ибрахим عليه السلام объяснил им, что поклоняться кому-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ , неправильно. За это люди разгневались на него и бросили в огонь. Аллах عزَّ وجلَّ спас его.
Муса عليه السلام тоже был посланником Аллаха, ему был ниспослан Таурат. Иса عليه السلام также был посланником Аллаха; Аллах عزَّ وجلَّ его создал без отца и даровал ему книгу — Инджиль. Пророку Мухаммаду صلى الله عليك و سلم Аллах عزَّ وجلَّ даровал Куръан.
2. التَّوْحِيد таухид
Таухид — это считать Аллаха عزَّ وجلَّ единственным достойным поклонения и не придавать Его Качеств никому другому; то есть, таухид —это не придавать Аллахуعزّ وجلَّ равных.
Антоним таухида — ширк.
3. العِلْم знание
Человек должен познать правильный смысл Откровения.
Аллах عزَّ وجلَّ ниспослал своим пророкам религиозные знания – Откровение: وَحْيٌ вахью. Сегодня это знание сохраняется в виде Куръана и Сунны, и правильное понимание этого знания – это понимание сподвижников. Сподвижники, رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ раḋыяЛлаɦу ‘анɦум, – это те люди, которые видели пророка صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَمَ , были мусульманами и таковыми и умерли. Сподвижники – это ученики пророка صلى الله عليه وسلم, поэтому их понимание это и есть правильное понимание ислама, правильный فِقْهٌ фикɦ.
Самым лучшим сподвижником был Абу Бакр رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ . Когда мы произносим имя какого-то сподвижника, то говорим раḋыяЛлаɦу ‘анɦу: да будет доволен им Аллах.
4. العَمَلُ الصَّالِحُ праведные дела
Праведные дела – это любые дела, которыми вы получаете Довольство Аллаха عزَّ وجلَّ. Также это называется حَسَنَةٌ хасана: благое, хорошее, доброе дело, — то есть, всё, чем вы можете добиться Довольства Аллаха عزَّ وجلَّ. За эти дела Аллах عزَّ وجلَّ вам даёт награду: ثَوَابٌ č̣аууа́б. Выполнять то, что приказано в Куръане и в сунне, тоже относится к праведным делам.
Например, в Откровении есть приказы: соблюдайте права людей, совершайте салят/ намаз, выплачивайте закят, держите пост, совершайте хадж, умру, повторяйте зикр, распространяйте ислам, показывайте хороший нрав, проявляйте терпение, будьте благодарными, придерживайтесь братства.
Также, к праведным делам относится: остановить зульм (несправедливость), устранить фасад (нечестие), прекратить фитну (искушение), и если не удастся прекратить это мирным путём, то дозволено воевать.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
مَنۡ عَمِلَ صَـٰلِحࣰا مِّن ذَكَرٍ أَوۡ أُنثَىٰ وَهُوَ مُؤۡمِنࣱ فَلَنُحۡیِیَنَّهُۥ حَیَوٰةࣰ طَیِّبَةࣰ وَلَنَجۡزِیَنَّهُمۡ أَجۡرَهُم بِأَحۡسَنِ مَا كَانُوا۟ یَعۡمَلُونَ
Тому, кто совершит праведные дела, будь это мужчина или женщина, но он муъмин/ обладатель имана, Мы даруем приятную/ хорошую жизнь! Их воздаяние — награда за те хорошие дела, которые они совершали.
Сура «Ан-Нахль», 97 аят.
5. التَّقْوَى такъуа
Такъуа – это отстраниться от греха.
Грех – это любые дела, из-за которых человека ждёт Недовольство Аллаха عزّ وجلّ .
Когда человек приглашает усилия к тому, чтобы не совершить грех, это называется التَّقْوَى такъуа. Чем больше у человека такъуы, тем он ближе к Аллаху عزّ وجلّ, и Аллах عزّ وجلّ любит такого человека; чем больше у человека грехов, тем он дальше от Аллаха عزّ وجلّ.
6. التَّبْلِيغُ таблиг̇
Таблиг̇ – это распространение религиозных знаний: ислама.
Когда вы кому-то даёте книгу, зовёте на урок, в джамаат, — это всё относится к таблиг̇у.
7. الجَمَاعَةُ джамаат
Понимание смысла الجَمَاعَةُ аль-джама́’а включает в себя два пункта:
· Мусульманин должен быть с братьями, должен находиться в джамаате. Конечно, физически человек может жить в каком-то отдалённом месте, но он должен поддерживать связь с братьями.
· Мусульманин не должен противоречить Откровению и общему пониманию сподвижников رضي الله عنهم.
Джамаат – это джамаат сподвижников رضي الله عنهم, а не какая-то группа, секта и так далее.
8. الجِهَادُ джиɦад
Джиɦа́д – это усердие. Проявлять усердие во всех тех семи пунктах, которые мы перечислили.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
وَٱلَّذِینَ جَـٰهَدُوا۟ فِینَا لَنَهۡدِیَنَّهُمۡ سُبُلَنَا وَإِنَّ ٱللَّهَ لَمَعَ ٱلۡمُحۡسِنِینَ
Тем, которые делают джихад ради Меня, Мы обязательно будем указывать верное направление/ руководить, — поистине, Аллах с теми, кто совершает добро!
Сура «Аль-‘Анкабут», 69 аят.
Здесь под словом «джихад» подразумевается усердие, так как этот аят был ниспослан в Макке до того момента, когда Аллах عزّ وجلّ разрешил воевать.