Вопрос № 5. Что такое الإيمان بالله иман биЛлях? Вера в Аллаха.

Мы до этого изучали, что ислам состоит из восьми вещей:

  1. Иман الْإِيمَان. 

Аллах в Куръане говорит:

وَالَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا سَنَسْتَدْرِجُهُم مِّنْ حَيْثُ لَا يَعْلَمُونَ 

А тех, которые отрицают Наши аяты/ Откровение, тех, которые считают Наши аяты ложью, Мы накажем так, откуда они и не ожидали наказания. 

وَالَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا — те, которые не верят, те, которые считают ложью Наши аяты,

سَنَسْتَدْرِجُهُم  — Мы ухватим/ Мы нападаем на них, — то есть накажем, —

مِّنْ حَيْثُ لَا يَعْلَمُونَ — с такого места, с такой стороны, откуда они и не могли бы подумать.

То есть, если человек не уверует, то Аллах عزَّ و جَلّ его накажет, и у человека будут беды и проблемы там, где он их даже и не ожидал.

Сура «Аль-А’раф», 182 аят.

Также, мы изучали, что иман — это отсутствие куфра; когда в человеке есть куфр, его иман аннулируется, потому что كَفْرٌкуфр — это противоположность иману, и это то, что выводит человека из ислама, — например, когда человек отрицает или искажает Откровение, и так далее.

 الْإِيمَان иман, дословно, переводится يَقِين якы́н: убеждённость; а в шариате иман означает, что человек должен считать истиной то, о чём сказано в Откровении, быть в этом убеждённым и не должен проявлять никакого сомнения, вот это и есть иман.

 Аллах в Куръане говорит:

وَٱلَّذِینَ یُؤۡمِنُونَ بِمَاۤ أُنزِلَ إِلَیۡكَ وَمَاۤ أُنزِلَ مِن قَبۡلِكَ وَبِٱلۡـَٔاخِرَةِ هُمۡ یُوقِنُونَ * أُو۟لَـٰۤىِٕكَ عَلَىٰ هُدࣰى مِّن رَّبِّهِمۡ وَأُو۟لَـٰۤىِٕكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ

Сура «Аль-Бакара», 4—5 аяты.

И те, которые уверовали в то, что ниспослано тебе, и в то, что было ниспослано до тебя, и в будущей жизни убеждены,

Они находятся на Прямом пути, и это именно они те, которые получат успех!

وَٱلَّذِينَ — те, которые

 يُؤْمِنُونَ — уверовали

 بِمَآ أُنْزِلَ إِلَيْكَ — в то, что ниспослано тебе (о Мухаммад)

وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ — и в то, что ниспослано до тебя,

وَبِٱلۡـَٔاخِرَةِ هُمۡ یُوقِنُونَ — и в ахыра/ в будущей жизни они убеждены,

أُو۟لَـٰۤىِٕكَ عَلَىٰ هُدًى مِن رَّبِّهِمْ — эти люди находятся на истине от их Господа,

وَأُو۟لَـٰۤىِٕكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ — и именно эти люди получат успех!

Сура Аль Бакара 4—5 аяты.

«وَبِٱلۡـَٔاخِرَةِ هُمۡ یُوقِنُونَ — и в ахыра/ в будущей жизни они убеждены», — значит, иман би-ль-ахыра — это якын би-ль-ахыра, что служит доводом и указывает на то, что иман — это якын, это смысл слова иман, убежденность, — يَقِين якын. 

То есть необходимо быть убеждённым в истинности всего сказанного в Откровении и нельзя сомневаться в этом. Человек, который верит в это, — муъмин, и человек, который в этом сомневается, — кяфир. 

И надо знать, что в имане есть степени. Убежденность — يَقِين якын — это первая степень имана; потом, есть другие степени, и, также, иман включает в себя дела: أَعْمَالٌ аъма́ль. То есть, иман это не только убежденность, يَقِين якын, но иман включает в себя и дела. 

Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал, что иман — это вера человека в Аллаха, в ангелов, в Писания, в посланников, в Судный день и в предопределение, قَدَرٌ ка́дар, будь там что-то для него приятное или неприятное. 

И посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал, что ислам — это когда человек свидетельствует «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ ля иляɦа илля Аллах/ нет истинного объекта поклонения/ нет никого, кто был бы достоен поклонения, кроме Аллаха, и مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ — Мухаммад — посланник Аллаха, выстаивает салят, выплачивает закят, постится в месяце рамадане и, если есть возможности и силы, то совершает хадж. 

На самом деле, в этом хадисе посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم объясняет أَرْكَانُ الإسلام / аркяну ль-ислам: столпы ислама, но это не определение ислама и не определение имана, здесь просто перечислены важные моменты.

Мы поняли, что первое — это الْإِيمَان иман, а в имане главное — это вера в Аллаха (الإيمان بالله/ иман биЛлях), поэтому человеку очень важно познать своего Господа.

Что такое الإيمان بالله иман биЛлях/ вера в Аллаха? Это убеждённость в истинности информации, переданной в Откровении насчёт Аллаха, без колебаний и сомнений или отрицаний, не искажая и не изменяя смысла слов, не добавляя от себя каких-то представлений и так далее. 

Итак, الإيمان بالله иман биЛлях/ вера в Аллаха — это пять вещей:

  1. Вера в Личность Аллаха: верить и не сомневаться в том, что Аллах существует, Он один, у Него не было начала и не будет Ему конца, Он находится над аршем, а арш — над небесами.

2.      Вера в Качества Аллаха/ صفات الله сыфат Аллаха, не проявляя никаких сомнений в том, что Аллах такой один, единственный, и ни у кого нет таких Качеств (صفات/ сыфа́т), как у Аллаха عزَّ وجَلّ; у Него есть Прекрасные Имена, и эти Имена относятся к Его Качествам, потому что в Имени как раз объясняются Его Качества. 

Например, Аллах — الرَّحْمَن Ар-Рахма́н, в этом Имени содержится Качество Аллаха, صفات الله сыфа́т Аллаха; мы должны быть убеждены в том, что у Аллаха есть رَحْمَةٌ Ра́хма: Милость, поэтому мы говорим, и мы убеждены в том, что Аллах الرَّحْمَن, الرَّحِيم Ар-Рахма́н и Ар-Рахи́м. Также, Аллах — العَلِيم Аль-Али́м: Знающий; Он всё знает. И Он — القَادِر Аль-Кади́р: Всемогущий. 

3.     Вера в الأفْعالُ الله афъ’аль Аллаха: в Деяния Аллаха; убеждённость в том, что у Аллаха عزَّ و جَلّ есть прекрасные деяния, каких ни у кого другого быть не может.

Например, Аллах عزَّ وجَلّ всё создал и контролирует весь процесс, Он ведёт, регулирует эту систему, Он القَيُّوم Аль-Кайюм; Он Создатель — الخَالِق Аль-Х̇а́ликъ, Он Господь Миров — رَبّ العالمين [ра́ббу ль-‘алями́н]; Он кормит, даёт пропитание; Он организовал всё и следит за порядком.

4.    Уверенность в необходимости поклоняться Аллаху и в том, что поклоняться можно только Ему; быть убежденным и не сомневаться, что поклонение — это право Аллаха и обязанность маклюка, и истинное поклонение — это поклонение одному только Аллаху. 

Тот, кому вы поклоняетесь, — это ваш مَعْبُودٌ маабуд, это إِلَه илях; поэтому мы говорим, что кроме Аллаха другого маъбуда нет, — значит, другого иляха, кроме Аллаха, нет; то есть кроме Аллаха другого объекта поклонения нет. 

Поэтому мы говорим «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ ля иляɦа илля Аллах»: нет истинного объекта поклонения, кроме Аллаха.

 لاَ — нет; إِلَهَ — иляɦ: مَعْبُودٌ маъбуд, объект поклонения 

إِلاَّ اللَّهُ — кроме Аллаха. 

Это значит, что поклоняться можно только одному Аллаху, и нельзя поклоняться никому другому. 

Поклонение — это те дела и действия махлюка, которые Аллах избрал для Себя. Например, дуа — это действие человека, которое Аллах избрал для Себя, нельзя дуа просить ни у кого, помимо Аллаха. Также, например, садьжда, рукуъ, — всё это поклонение, которое называется التَّعْظِيم та’зы́м: уважение. Также, упование на Аллаха — это тоже عِبَادَةٌ ‘иба́да, поклонение, как и боязнь Аллаха, любовь к Аллаху; всё это поклонение, а поклоняться нужно только Ему одному.

5.   Вера в истинность того, что сказано Аллахом в Откровении, не сомневаясь в этом. 

Всё, что сообщил Аллах в Откровении — истина. Например, Аллах сказал, что Мухаммад صلى الله عليه وسلم Его посланник, поэтому мы свидетельствуем: أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ — Аллах наш единственный إِلَه илях, маъбуд, кому можно поклоняться, и кроме Него других объектов поклонения нет, и Мухаммад صلى الله عليه وسلم Его посланник. 

Также, Аллах عزَّ وجَلّ сказал, что смерть — это не конец, после смерти есть жизнь, настоящая жизнь начинается после смерти: в Судный день Аллах соберёт всех людей и будет расчёт (حِسَابٌ хиса́б), послушные и покорные Аллаху, те, которые подчинялись Аллаху, попадут в рай, а те, которые ослушались Его, попадают в ад (جَهَنَّمُ джаɦа́ннам); рай — это хорошее место, которое Аллах уготовил для хороших людей, там человек увидит Аллаха, и ад — это плохое место, где человек получит наказание где будут мучения от Аллаха. 

Аллах عزَّ وجَلّ, также, сказал, что есть такой махлюкъ — ангелы (مَلاَئِكَةٌ маля́икя), Аллах عزَّ وجَلّ их создал из نُورٌ нура (света), и все они послушны Аллаху и поклоняются Ему. 

Также, Аллах عزَّ وجَلّ сказал, что в качестве руководства Он ниспослал писания, такие как: Таурат, Инжиль, Забур и Куръан. 

Также, Аллах عزَّ وجَلّ сказал, что в разное время, для разных народов, Он назначал посланников, пророков, — для того, чтобы те разъясняли людям писания. Пророк (نَبِىءٌ наби́ъ) или посланник (رَسُولٌ расу́ль) — это тот человек, который получает Откровение (уахью) от Аллаха عزَّ وجَلّ; Откровение — это знание, которое касается религии (دِينٌ дин); пророк получал Откровение, религию, и объяснял её людям. 

Аллах عزّ وجلّ, также, сказал, что всё, что происходит, Аллах عزّ وجلّ знал, и всё это у Него записано; это называется аль-ка́дар (القدر). 

Аллах عزّ وجلّ говорит в Куръане о Себе:

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِیمِ

قُلۡ هُوَ ٱللَّهُ أَحَدٌ * ٱللَّهُ ٱلصَّمَدُ * لَمۡ یَلِدۡ وَلَمۡ یُولَدۡ * وَلَمۡ یَكُن لَّهُۥ كُفُوًا أَحَدُۢ

Сура «Аль-Ихляс», 1 — 4 аяты.

قُلۡ هُوَ ٱللَّهُ أَحَدٌ — Скажи: «Он, Аллах, — Единственный. 

То есть только Аллах مَعْبُودٌ маъбуд истинный, и только Он Господь миров ( رَبّ ٱلْعَـٰلَمِينَ раббу ль-‘а́лями́н) и Творец (Аль-Х̇а́ликъ الخالق). 

То есть только Аллах такой, один-единственный, нет никого такого кроме Него. Например, пророков было много, также как и ангелов, людей и так далее.

أَحَدٌ — Единственный. 

С каждого аспекта Он один-единственный; Он Единственный маъбуд, и кроме Него нет другого маъбуда, а все другие маъбуды кроме Него — ложные.

Аллах عزّ وجلّ говорит:

وَإِلَـٰهُكُمۡ إِلَـٰهࣱ وَ ٰ⁠حِدࣱ لَّاۤ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلرَّحۡمَـٰنُ ٱلرَّحِیمُ — ваш илях — один, единственный,

لَّاۤ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ — нет никого, кто был бы достоен поклонения, кроме Него. 

Сура «Аль-Бакара», 163 аят.

Также, Он Единственный в Своих Качествах (صِفَاتٌ сыфа́т): 

أَنَّ ٱللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَیۡءࣲ قَدِیرٌ

Поистине, Аллах всё может!

Сура «Аль-Бакара», 106 аят.

Для Аллаха нет ничего невозможного, и Он такой один, единственный; и помимо этого у Него есть много других качеств и атрибутов, в которых Он Единственный: وَاحِدٌ уа́хид. 

ٱللَّهُ ٱلصَّمَدُ — Аллах Аc̣-C̣амад ٱلصَّمَدُ, Он не нуждается ни в чем; у Него не было начала и не будет у Него конца; все остальные нуждаются в Нём; Аллаху عَزَّ وَجَلَّ не нужны какие-либо способы и средства, чья-либо помощь и так далее; всё, что есть вокруг, Он создал без помощников и без инструментов. 

Обратите внимание! Когда вы строите дом, вам нужны материалы, план и так далее; Аллах عزّ وجلّ создал всю эту вселенную без помощников, без инструментов и так далее. 

Закон Аллаха таков, что Он создаёт способы, и через эти способы делаются дела в этой дунья, Он Аль-Халик. И такой — только Аллах, только у Аллаха такое качество; если же человек будет думать, что пророки и аулия тоже могут совершать дела без инструментов и способов, что они также не нуждаются в физических способах, то это ширк, он приобщит Аллаху равных, شَرِيكٌ шари́кь, помощников, сотоварищей в Его качествах. 

Аллах عزّ وجلّ говорит:

إِنَّمَاۤ أَمۡرُهُۥۤ إِذَاۤ أَرَادَ شَیۡـًٔا أَن یَقُولَ لَهُۥ كُن فَیَكُونُ

إِنَّمَاۤ أَمۡرُهُۥۤ — Его качество, Его статус, — такой, 

إِذَاۤ أَرَادَ — что когда Он пожелает 

شَیۡـًٔا — что-то, 

أَن یَقُولَ لَهُۥ كُن — то скажет: «Будь!», — 

فَیَكُونُ  — и это сбывается. 

Сура «Йа Син», 82 аят. 

Далее в суре «Аль-Ихляс» Аллах говорит:

لَمۡ یَلِدۡ وَلَمۡ یُولَدۡ — у Него нет детей, и Он не был рожден. 

То есть, у Него нет детей, нет потомства, и нет родителей. 

وَلَمۡ یَكُن لَّهُۥ كُفُوًا أَحَدُۢ — и нет Ему равного. 

Ни пророки, ни ангелы, — никого! 

Обратите внимание! Человек со временем стареет, но Аллах عزّ وجلّ — Аc̣-C̣амад (ٱلصَّمَدُ); на человека влияет время, со временем он меняется, но на Аллаха عزّ وجلّ время влиять не может, потому что Он ٱلصَّمَدُ Аc̣-C̣амад, время Его менять не может; сытый человек становится голодным, потому что он нуждается в энергии и получает эту энергию из еды, но Аллах عزّ وجلّ не нуждается в энергии, Ему не нужна еда, потому что Он Аc̣-C̣амад (ٱلصَّمَدُ). 

لَمۡ یَلِدۡ وَلَمۡ یُولَدۡ — у Него нет потомства, и Он не является чьим-то потомком, — потому что Он не нуждается в потомстве; в потомстве нуждаются родители, чтобы продолжался род, чтобы за ними ухаживали дети, но у Аллаха عزّ وجلّ нет конца, Он не нуждается, чтобы за Ним ухаживали. 

وَلَمۡ یَكُن لَّهُۥ كُفُوًا أَحَدُۢ — и нет Ему равных. 

Ни у кого нет такой силы, чтобы можно было с Ним равняться, и никто не может Его остановить. Если Аллах عزّ وجلّ решит, чтобы у какого-то человека было благо, он получит его; даже если весь махлюкъ соберётся, чтобы воспрепятствовать этому, никто не отнимет того блага, которым наделит Аллах. 

Слово «Аллах» — это Имя нашего Аль-Халика (الخالق). Это имя произносили все пророки: Ибрахим عليه السلام, Муса عليه السلام, Иса عليه السلام, Мухаммад صلى الله عليه وسلم; нашего Создателя зовут Аллах, и это не арабы придумали, а это наш Создатель, Аллах, Которого признавали все пророки; все пророки поклонялись Ему и считали Его Творцом; Мусе عليه السلام Аллах даровал Таурат (تَوْرَاةٌ), Исе عليه السلام — Инджиль (إِنْجِيلٌ); также, Аллах عزّ وجلّ отправил Забур (زَبُورٌ) и Куръан (قُرْآنٌ). Ислам — религия Аллаха (دِينٌ дин). Все пророки называли Аллаха Аллахом. 

Например, на иврите Его называют «Яхуа, Иль, илях или илохим»; на английском языке Его называют «God», на русском — «Бог», на индийском языке — «Багъуан». На самом деле, слово «Аллах» — это на иврите, от слова «ило́хим»; когда пророки Аллаха просили дуа, то говорили: «Ило́хим»; это же слово мы говорим на арабском: « اللَّهُمَّ /Алла́ɦумма», что означает «о Аллах!» Корень этих слов — слово اله «илях», что с иврита переводится как «маъбуд»; прибавили артикль «аль», чтобы определить и уточнить, получилось «аль-илях»; но когда какое-то слово часто употребляется, то буква «алиф» в середине убирается и получается «Аллах»: истинный маъбуд, истинный объект поклонения, Тот, Кому мы должны поклоняться; Он Единственный объект поклонения, и кроме Него никому другому поклоняться нельзя. Это и есть смысл слова «Аллах», — наш Создатель, رَبّ ٱلْعَـٰلَمِينَ раббу ль-‘алямин (Господь миров), Тот, Кто всё создал. Он — Господь, رَبٌّ рабб, Он организовал всё это и ведёт эту систему, контролирует её.