Вопрос № 23. В каких формах Аллах عزّ وجلّ ниспосылал Откровение пророку Мухаммаду صلى الله عليه وسلم?

 Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم получил Откровение разными способами: 

1. Ангел приносил знание в виде Куръана или Сунны, и этот вид называется Уахийю аль-джалий. 

2. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم слышал звук, похожий на звук колокольчика, в этом звуке было знание, которое пророк запоминал. 

3. Прямое внушение от Аллаха عزّ وجلّ.

4. Во сне.

5. Иногда Аллах عزّ وجلّ вкладывал какую-то информацию в голову сподвижника, потом этот сподвижник это говорил и демонстрировал при пророке صلى الله عليه وسلم, и потом Аллах عزّ وجلّ подтверждал правильность этих действий. 

Мудрость этого в том, чтобы люди поняли достоинство сподвижников, например, часто бывало так, что Умар ибн аль Хаттаб выдвигал какую-то идею, а потом Аллах عزّ وجلّ ниспосылал аят или хадис, подтверждающий это. Так же было и с азаном, сначала, когда сподвижники это увидели во сне, потом сказали об этом пророку, и затем Аллах عزّ وجلّ ниспослал Откровение на этот счёт и это стало религией (азан). 

Иногда, когда сподвижник совершал какие-то дела, а потом в подтверждение этих дел Аллах عزّ وجلّ ниспосылал Откровение и это называется ат-такрир — один из видов Откровения. 

6. Чудеса (аяты, знамения).

Аллах عزّ وجلّ иногда совершает такие дела, которые невозможно совершить обычным способом или же Аллах عزّ وجلّ вкладывает баракат в какую-то вещь, и такие чудеса могут проявляться у пророков или у кого-то другого. Когда такие чудеса проявляет пророк, то это религия, потому что один из смыслов Уахийю — это указание. 

Сейчас мы разберём хадис, в котором человек спрашивает у пророка как он получает Откровение. 

Хадис № 3

‎حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ يُوسُفَ ، قَالَ: أَخْبَرَنَا مَالِكٌ ، عَنْ هِشَامِ بْنِ عُرْوَةَ ، عَنْ أَبِيهِ ، عَنْ عَائِشَةَ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، أَنَّ الْحَارِثَ بْنَ هِشَامٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ سَأَل رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، كَيْفَ يَأْتِيكَ الْوَحْيُ؟ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: « أَحْيَانًا يَأْتِينِي مِثْلَ صَلْصَلَةِ الْجَرَسِ، وَهُوَ أَشَدُّهُ عَلَيَّ فَيُفْصَمُ عَنِّي، وَقَدْ وَعَيْتُ عَنْهُ مَا قَالَ، وَأَحْيَانًا يَتَمَثَّلُ لِي الْمَلَكُ رَجُلًا فَيُكَلِّمُنِي فَأَعِي مَا يَقُولُ «، قَالَتْ عَائِشَةُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا: وَلَقَدْ رَأَيْتُهُ يَنْزِلُ عَلَيْهِ الْوَحْيُ فِي الْيَوْمِ الشَّدِيدِ الْبَرْدِ فَيَفْصِمُ عَنْهُ، وَإِنَّ جَبِينَهُ لَيَتَفَصَّدُ عَرَقًا.

‎[صحیح البخاري: 2، صحیح مسلم:2333، موطا مالك :458، سنن النسائى:933، جامع الترمذي:3634 ، مسند احمد:25303، صحيح ابن حبان:38]

Передал АбдуЛлах Ибн Юсуф, которому передал Малик от Хишама Ибн Урвы, который передал от своего отца, а тот от Аиши رضي الله عنها, что Харис Ибн Хишам رضي الله عنه спросил посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم : «О, посланник Аллаха! Как к тебе приходят Откровения?» Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم ответил: «Иногда они бывают похожи на звон колокольчика, и это самый трудный их вид для меня; они отходят, и я уже знаю, что мне передано (ангелом). А иногда приходит ко мне ангел в облике человека, он мне говорит, а я это запоминаю». Аиша رضي الله عنها добавляет: «Поистине я видела посланника Аллаха, когда ему ниспосылалось Уахийю, и в тот день было очень холодно, но когда ниспослание закончилось я увидела, что по его лбу течёт пот!» 

Айша رضي الله عنها говорит, что Харис ибн Хишам رضي الله عنه спросил у пророка صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

‎يَا رَسُولَ اللَّهِ — О, посланник Аллаха!

‎كَيْفَ يَأْتِيكَ الْوَحْيُ؟ — как тебе приходит Уахъи?

‎فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: — Сказал посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ :

‎أَحْيَانًا — Иногда

‎يَأْتِينِي — приходит ко мне 

‎مِثْلَ صَلْصَلَةِ الْجَرَسِ — похожий на звук колокольчика,

‎وَهُوَ أَشَدُّهُ عَلَيَّ — и это для меня тяжело.

‎فَيُفْصَمُ عَنِّي — и когда это положение проходит,

‎وَقَدْ وَعَيْتُ عَنْهُ — я уже знаю

‎مَا قَالَ — то, что сказал (этот ангел).

‎وَأَحْيَانً — А иногда,

‎يَتَمَثَّلُ لِي الْمَلَكُ رَجُلًا — является ко мне ангел в облике человека.

‎فَيُكَلِّمُنِي — разговаривает со мной,

‎فَأَعِي مَا يَقُولُ — и я запоминаю то, что говорит ангел.

‎قَالَتْ عَائِشَةُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا: — Сказала Айша رضي الله عنها:

‎وَلَقَدْ رَأَيْتُهُ — И поистине, я видела (пророка صلى الله عليه وسلم),

‎يَنْزِلُ عَلَيْهِ الْوَحْيُ — когда ниспосылались ему Откровение,

‎فِي الْيَوْمِ الشَّدِيدِ الْبَرْدِ — в день сильного холода.

‎فَيَفْصِمُ عَنْهُ — когда это прекратилась,

‎وَإِنَّ جَبِينَهُ — поистине, с его лба (пророка صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ)

‎لَيَتَفَصَّدُ عَرَقًا — тёк пот.

 «Сахих» Аль-Бухари, 2; «Сахих» Муслим, 2333; «Муваттаъ» имам Малик, 458; «Сунан» Ан-Насаи, 933; «Джамиу» Ат-Тирмизи, 3634; «Муснад» Ахмад, 25303; «Сахих» ибн Хиббан, 38.

Почему имам аль Бухари главу об Откровении пишет раньше, чем главу об имане? 

Аш-Шарха

Имам Аль-Бухари رحمة الله приводит этот хадис в своём «Сахихе» под номером 2 в главе «Книга об Уахийю» (كتاب بدء الوحي) перед главой «Книга об имане» (كتاب الإيمان). 

То есть, сначала имам аль-Бухари объясняет положение Уахийю, что это, и как оно ниспосылалось, потому что иман (то, во что мы верим) — это и есть Уахийю. 

Поэтому, сначала надо знать положение Откровения, и необходимо знать разницу между Уахийю и не Уахийю, и пока человек этого не поймет, то не поймёт статус Откровения, не поймёт, что Уахийю — это религия, это то, что ниспослал Аллах, то есть, без этого понимания разницы человек ничего не сможет понять из религии. 

А если кто-то добавит в религию то, что не доказано из Откровения, то это будет بِدْعَةٌ (бидъа), нововведение, которое является заблуждением.

Имам аль-Бухари رحمة الله начинает свою книгу «Сахих» с хадиса о намерении, а потом объясняет статус Уахийю, а затем объясняет иман, чтобы люди верили и действовали по Откровению, потому что действовать по Уахийю — это тоже часть имана, поэтому Уахийю — это «дин», и кроме Уахийю ничего больше не является «дином». 

Этот хадис передаёт Айша, которая названа أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ — мать правоверных, и то, что Айша является матерью правоверных, доказано из Куръана: 

وَأَزۡوَ ٰ⁠جُهُۥۤ أُمَّهَـٰتُهُمۡ

И его супруги (супруги пророка صلى الله عليه وسلم) матери (мусульман). 

Сура «Аль-Ахзаб», 6.

Этот аят является опровержение всем тем, кто плохо говорит про Айшу. Человек, который говорит, что Айша не является матерью правоверных, сам не является муъмином, потому что Аллах عزّ وجلّ решил, что супруги пророка являются матерями правоверных, и поэтому мы должны считать супруг пророка матерями правоверных. 

Харис ибн Хишам спросил у пророка: 

‎يَا رَسُولَ اللَّهِ – о, посланник Аллаха!

‎كَيْفَ يَأْتِيكَ الْوَحْيُ؟ — как тебе приходит Уахийю?

Уахийю в языке (لُغَةٌ – арабский язык) означается быстрый, скрытный (الوحي في اللغة: حركَةٌ سريعَةٌ خفيفَةٌ). 

В истиляхе Уахийю означает религиозные знания, которые Аллах عزّ وجلّ ниспослал пророкам صلى الله عليه و سلم. Религиозные знания, которые приходят от Аллаха, бывают не только в виде книги, но, например, в знамениях (аятах) и это тоже религия, тоже довод. Сегодня эти знания, которые являются религией, сохраняются виде Куръана и Сунны. 

Сказал посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

‎أَحْيَانًا — Иногда

‎(أَحْيَانًا) — جَمْعُ حِينٍ يُطْلَقُ عَلَى كَثِيرِ الْوَقْتِ وَقَلِيلِهِ

«Иногда» — это может быть много времени или мало, «хин» (единственное число) — это момент.

‎يَأْتِينِي — приходит ко мне 

‎مِثْلَ صَلْصَلَةِ الْجَرَسِ — подобно звуку колокольчика,

صَلْصَلَةٌ — صَوْتٌ فِيهِ تَرْجِيعٌ؛

В языке «саут» — это голос, который повторяется, например, как звонок. 

صَوْتُ الرَّعْدِ، صَوْتُ الجَرَسِ، صَوْتُ الحَدِيدِ — صَلْصَلَةٌ

‎صَوْتُ الجَرَسِ — это как звонок, как удар железа об железо, и раньше «джарас» — это именно колокольчик. 

То есть, посланник Аллаха слышит звук, подобный звуку колокольчику, внутри которого содержится Уахийю. 

Риваят «Сахих» Муслим, 2333:

‎ «أَحْيَانًا يَأْتِينِي فِي مِثْلِ صَلْصَلَةِ الْجَرَسِ»

«Иногда приходит ко мне (Уахийю) в виде звука, похожего на дребезжание колокольчика».

Уахийю приходит внутри في этого звука, похожего на звук колокольчика. 

«Звук, подобный звуку колокольчику» — это ташбих تَشْبِيه (уподобление). Существуют разные объяснения этого момента, но мы не будем об этом говорить, поскольку не видим какого-то правильного мнения, поэтому мы оставляем этот хадис таким, так он есть. 

Пророк صلى الله عليه وسلم сказал, что слышит звон, похожий на звон колокольчика, внутри которого приходит Откровение, и когда этот звон заканчивается, то в его памяти остаётся Откровение. Всё ясно, и нет никаких проблем, и здесь не нужно что-то добавлять от себя. 

Например, некоторые люди задаются вопросом «как Уахийю можно уподоблять звону колокольчика (صَلْصَلَةِ الْجَرَسِ), ведь звук колокольчика — это харам. 

На самом деле, звон колокольчика (صَلْصَلَةِ الْجَرَسِ) не является харамом в религии, а харамом является именно тот колокольчик, который использовали мушрики, когда совершали ширк. То есть, они надевали его своим животным, своим детям, хранили дома, чтобы отгонять джиннов, и у них было такое убеждение, что колокольчик защищает от джиннов, плохих душ, от сглаза, и это является ширком. По этой причине ислам запретил надевать колокольчик детям, животным, а если этой причины нет, то колокольчик не запрещен в исламе. 

Некоторые сказали, что колокольчик запрещен, потому что это музыка, и это абсолютно неправильно, так как на это нет никакого довода. Получается, если бы звон колокольчика (صَلْصَلَةِ الْجَرَسِ) был бы запрещён, то Аллах عزّ وجلّ не стал бы ниспосылать Уахийю таким образом. 

‎ وَهُوَ أَشَدُّهُ عَلَيَّ — и это самый трудный вариант для меня

То есть, звук колокольчика, внутри которого знание, является тяжелым для пророка. 

‎فَيُفْصَمُ عَنِّي — когда это проходит (отходит от меня)

‎فَيُفْصَمُ) فَصَمَ — قَطَعَ، شَقَّ، حَلَّ — Отрезать, отделить, разрешиться (о ситуации). 

Как Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит: 

‎لَا ٱنفِصَامَ لَهَا

… не сломается это…

Сура «Аль-Бакара», 256.

То есть, فَيُفْصَمُ عَنِّي — отходит эта ситуация от меня, значит прекращается этот звук, и когда он прекращается

‎وَقَدْ وَعَيْتُ عَنْهُ — и я уже знаю от него

‎وعي — это знание, запоминание. 

‎مَا قَالَ — что сказал ангел. 

То, что сказал мне ангел внутри этого звука, уже находится в моей памяти. 

‎ما قال — имеется ввиду ангел. 

Получается, ангел приносит знание, а пророк это слышит как звон колокольчика.

Возникает вопрос «звон колокольчика — это кто»? 

Это ангел, потому что в этом хадисе рассказывается про то, как ангел приносит Откровение. 

Посланник Аллаха объясняет два варианта: 

1. Ангел приходит и говорит, и это пророк слышит в виде звука колокольчика; 

2. Ангел приходит в облике человека. 

‎وَأَحْيَانً — А иногда,

‎يَتَمَثَّلُ لِي الْمَلَكُ رَجُلًا — является ко мне ангел в облике (подобно) человека.

Здесь имеется ввиду ангел Джибриль. 

‎فَيُكَلِّمُنِي — разговаривает со мной,

‎فَأَعِي مَا يَقُولُ — и я запоминаю то, что говорит ангел.

‎قَالَتْ عَائِشَةُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا: — Сказала Айша رضي الله عنها:

‎وَلَقَدْ رَأَيْتُهُ — И поистине, я видела (пророка صلى الله عليه وسلم),

‎يَنْزِلُ عَلَيْهِ الْوَحْيُ — когда ниспосылались ему Откровение,

‎فِي الْيَوْمِ الشَّدِيدِ الْبَرْدِ — в день сильного холода.

‎فَيَفْصِمُ عَنْهُ — когда это прекратилась,

‎وَإِنَّ جَبِينَهُ — поистине, с его лба (пророка صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ)

‎لَيَتَفَصَّدُ عَرَقًا — тёк пот.

‎(لَيَتَفَصَّدُ) مَأْخُوذٌ مِنَ الْفَصْدِ وَهُوَ قَطْعُ الْعِرْقِ

Артерия, которую рассекают и оттуда бежит кровь.

فِقْهُ الْحَدِيثِ (Фикхуль хадис)

 1. Посланник Аллаха не говорил ложь, он получал Откровение. 

Обратите внимание, пророк получает Откровение в сильно холодный день, то с его лба течет пот, подобному тому как течёт кровь из артерии, и это говорит о том, что он действительно получал Откровение. Невозможно, чтобы со лба человека текла пот, без физических занятий, просто по желанию. 

2. Ислам — истинная религия, а Мухаммад — посланник Аллаха, а Аллах عزّ وجلّ — наш Создатель. 

3. Посланник Аллаха сам не сочинял Откровение, потому что он от этого испытывал тяжесть. 

4. Религия — это только Уахийю, а Уахийю — это то, что пришло с Неба. То, чего нет в Откровении, не является религией, и поэтому: тафсир, шарх, иджтихад, слова и мнения не являются религией.

5. Посланник Аллаха получал Откровение в разных формах. 

6. После получения Откровения пророк не забывал его, а запоминал наизусть. 

7. Пророк был скромным человеком, и когда его спрашивает какой-то человек, он даёт подробный ответ, и не говорит «это тебя не касается, не задавай такой вопрос». 

8. صوت الجرس (соутуль джарас) не является харамом, если в нём отсутствует ширк. Например, люди, которые вешают колокольчик на детей, животных и так далее с убеждением, что это защищает от джиннов, совершают ширк.

9. Получение Откровения было тяжелым делом для пророка, так как получить такую ответственность — это великий статус и ответственность. Знание Откровения — это знания Аллаха, которое даётся через Откровение (Куръан и Сунна), и это указывает на важность и на то, что Откровение имеет высший статус! 

10. Сподвижники спрашивали такие вопросы, в которых для нас очень много пользы и не задавали лишних и ненужных вопросов. 

11. Хадисы, как и Куръан являются Уахийю (Откровением).

Куръан приносил Джибриль, а помимо Куръана существует Уахийю, на которое указывает этот хадис.

12. Не каждый хадис является Уахийю (Откровение). 

13. Откровение имеет великий статус, и первое требование для имана, чтобы человек отличал Уахийю от не Уахийю, и чтобы давал Откровению высокий статус. 

14. Лучший метод обучения — это ассоциация с другими вещами. 

Например, из этого хадиса мы поняли, что посланник Аллаха получает знание и оно эффективно сохраняется в памяти, и ассоциируется (объединяется) это знание с мелодией колокольчика. 

Наука сегодня говорит, что если объединить учебу с другими действиями, например, с движением, то это является хорошим, эффективным методом.