До этого мы изучали, что ислам, в общем, состоит из 8 вещей:
Первое — это иман, это быть убежденным во всём, что сказано в Откровении, не отказываться и не проявлять сомнений. И кроме этого есть другие требования имана, которые человек должен выполнять. А для того, чтобы человек понял, что такое иман, он обязательно должен понять, что такое уахью. Мы изучали и поняли, что уахьи сохраняется в виде Куръана и сунны — значит, обязательно нужно быть убежденным в Откровении, в той его части, истинность которой доказана, и надо знать, что само Откровение себя объясняет и это объяснение بَيَانٌ (байан) поняли сподвижники, его смысл, его مَعْنًى маъна, тафсир, ташрих, байан сподвижники поняли, а это и есть правильное понимание и объяснение. И то, что уахьи не объясняет, и что не доказано из понимания сподвижников, надо оставить так, как есть.
Например, уахьи говорит про какую-то вещь, сообщает информацию, но не объясняет её, — тогда это надо понимать, как есть, фард верить в это так, как есть. Надо знать, что иман, вера в Откровение (уахьи), означает, что человек верит в Откровение и не меняет его смысл, не делает таъвиль.
Всё то, что в исламе, это после имана, потому что иман является условием (шарт, شَرْطٌ), и без имана не принимается никакое благое дело, а после имана — таухид. В первую очередь надо знать, что таухид в языковом значении ( люга لُغَةٌ) означает считать и признавать кого-то единственным, а ширк это значит отдавать кому-то долю.
В исламе таухид — это значит не делать по отношению к Аллаху شَريكٌ шари́к, не допускать, что у Аллаха есть какие-то помощники; а ширк в исламе — это значит делать по отношению к Аллаху شَريكٌ шари́к, — то есть, признавать, что у Него есть помощники. Где в Куръане и сунне говорится о таухиде и запрещается ширк — это значит не делайте по отношению к Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ шари́к, не равняйте никого с Аллахом عَزَّ وَ جَلَّ и не говорите, что у Него есть какие-то помощники.
Возникает вопрос: в чем именно нельзя признавать за Аллахом عَزَّ وَ جَلَّ помощников и делать по отношению к Нему شَريكٌ шари́к? Что будет считаться ширком и великим грехом?
В том, что только для Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, в том, что Аллах عَزَّ وَ جَلَّ определил и назначил только для Себя и сказал, что это будет только Ему, и никому нет никакой доли в этом, что эти вещи можно посвящать только Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ, признавать только за Аллахом عَزَّ وَ جَلَّ ; если кто-то даст какую-то часть из этого кому-то, помимо Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, то это будет ширком, сделает шари́к по отношению к Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ.
Надо знать, что когда слово ширк переводят как многобожие, это не правильно, потому что ширк это не только многобожие, а это делать شَريكٌ шари́к — признавать, что у Аллаха есть партнёр, помощник, какую-то долю отдавать не Аллаху, а другому. То есть, тот, кому-то вы отдаёте какую-то долю из того, что Аллах عَزَّ وَ جَلَّ определил для Себя, автоматически — он, тот — становится иляхом, маъбудом: объектом поклонения.
То, как люди переводят слово إلَه «илях» — Бог, а شرك «ширк» — многобожие — неверный переводом исламских терминов.
Мы поняли, что таухид — это признание за Аллахом عَزَّ وَ جَلَّ того, что на самом деле относится только к Аллаху, и когда никому не отдают и доли из этого, отдавать же долю или примешивать кого-то к Аллаху — это ширк.
Возникает вопрос: что же это такое, что относится только к Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ и в чём нельзя отдавать доли другому, иначе это было бы ширком, а кто совершает ширк, тот навечно попадет в Ад?
Есть 4 вещи, в которых нельзя давать доли кому-то, помимо Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ :
1. الذَّات — «зат» Личность Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ.
2. الصِّفَات — «сыфа́т» Качества и Атрибуты Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ
3. الأَفْعال — «афъа́ль» дела Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ »
4. العبادة — «иба́да» поклонение Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ
Их должен знать каждый человек, как и то, что они принадлежат только Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ и нельзя давать и доли в этих вещах кому-то, кроме Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, и это и есть таухид, а если кто-то даст долю в этом кому-то другому, помимо Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, тот совершит ширк.
- Личность Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ над Аршем, и эта личность Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ только для Него.
Аллах говорит:
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ — Скажи: «Он, Аллах, единственный».
Сура «Аль-Ихлас», аят 1
- У Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ много качеств.
Например, Аллах является الرَّحْمَنُ «Ар-Рахман» — Милостивый, здесь качество «Рахма» — это обширная Милость.
Аллах الرَّحِيم «Ар-Рахим», Его милость вечная.
Аллах العَلِيمُ «Аль-Алим» — Всезнающий, القَادِرُ «Аль-Кадир» — Всемогущий, может делать все, что захочет, الصَّمَدُ «Ас-Самад» — Самодостаточный (ни в ком и ни в чем не нуждается), ألله أكبر «Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ Акбар» — Великий, нет никого величественнее и больше Него.
Аллах настолько Большой, что человеческий разум не может постигнуть этого. Аллах العَظِيمُ «Аль-Азым» — Великий, الكَبِيرُ «Аль-Кябир», Он напрямую не разговаривал даже со своими пророками, кроме некоторых случаев. Аллах обычно разговаривал с пророками через ангелов, и это указывает на Его Величие.
الحمد لله «Алхамдулиллях» — Хвала Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ, хамд — это хвала.
سبحان الله «Субханаллах» — Пречист Аллах, у Него нет таких недостатков, как у, махлюка.
И кроме этих качеств есть ещё те, которые нельзя придавать кроме Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ никому, в противном случае это будет ширк. Мы должны признать все Качества, все Сыфаты такими, как они есть, и ни в коем случае не искажать их, а также никому другому не придавать этих Качеств.
- أفعال الله (афъалюЛлах) — Деяния Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ.
Аллах — الخالق [аль-Халик], Он всё создал; Аллах الرب [ар-Рабб], Он ведёт всю эту систему, которая вокруг нас, Аллах القيوم [аль-Кайюм], Он контролирует эту систему, — то есть, Он сам ведёт и контролирует всё созданное им: Он кормит, даёт энергию; Аллах الرزاق [Ар-Разак] – Он тот, кто даёт ризк: энергию, пропитание.
Аллах создал для нас инструменты и способы для достижения своих целей اسباب [асбаб], и это тоже Деяние Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ .
Аллах сделал так, что за той системой, как устроен мир, стоит наука, — это и есть асбаб, способ, механизм, как всё работает; разные гормоны, силы и факторы обеспечивают процессы, и об этом говорит наука, но за этой наукой стоит أفعال [афъа́ль] Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ عز وجل
Мы видим, например, что меняется погода, времена года, и знаем, что это приводят в действие определённые механизмы (асбаб), и наука это объясняет.
Кто стоит за этими асбабами, Кто их самих создал, Кто контролирует?
Это Аллах, Творец, الخالق Аль-Халик. Он الرب Ар-Рабб, Он ведёт всю эту систему. Он القيوم Аль-Кайюм, он всё контролирует.
То есть, надо знать, что всё, что мы видим, можно объяснить с помощью науки, но за самой наукой стоит Аллах! И отрицать это было бы глупостью!
Сама наука объясняет, что те процессы, которые происходят во Вселенной, не могли бы проходить сами по себе и не могли бы самопроизвольно возникнуть.
И самый интеллектуально развитый в этой системе — это человек, и он сам признает, что не он воздвиг это, и не может это контролировать.
Отрицать Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, опираясь на науку, — это глупость, ведь наука только объясняет, как эта вселенная работает и что за видимыми изменениями стоит какой механизм, سبب сабаб, — кто-то называет это природными явлениями, — но эта природа не может существовать сама по себе.
Аллах Аль-Халик, Ар-Рабб, Аль-Кайюм, Ар-Разак, Ас-Сомад, Он эту природу создал и управляет ею. Признать эти дела за Аллахом عَزَّ وَ جَلَّ и есть таухид, и не нужно никому другому приписывать и доли из этого, иначе это будет ширк.
Аллах — Раббуль-алямин, Господь миров, и это Он обеспечивает свои создания, свой مخلق махлюк, всем необходимым.
Куръан идеальным образом описывает и объясняет Сыфат и Афъа́ль Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ.
Солнце обеспечивает поддержание жизни на Земле, хотя в нём содержится настолько большой запас энергии, что оно могло бы уничтожить всё на этой планете, но Аллах контролирует его.
Человек не может жить без кислорода, и Аллах обеспечил его, ведь немного дальше от поверхности планеты кислорода уже нет, и это сделал Господь Миров. Надо знать, что если бы этого кислорода было чуть больше, то легко мог бы получиться взрыв, который уничтожил бы всё на этой планете, а если бы его было чуть меньше, то не хватило бы для жизни людей и животных, и этот баланс сохранят Аллах Аль-Кайюм, Он контролирует всю систему.
- العبادة — «иба́да» поклонение Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ .
То, что человек совершает ради Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ и есть поклонение, но только те дела, которые Аллах сам избрал, например: саджда (земной поклон), рукуъ (поясной поклон), кунут (предстояние перед Аллахом عَزَّ وَ جَلَّ со смиренностью).
Мы знаем, что есть семь вещей, где никому другому, помимо Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, нет никакой доли, какой-либо части, они и составляют поклонение.
- Максимальная любовь.
Любить своих детей можно, но это не поклонение, а любить кого-то больше всего на свете — это поклонение. Если человек больше всего любит Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, то значит, у него есть таухид, а если кого-то другого, то совершает ширк.
- Сильное уважение.
Когда из уважения делают поклон, кланяются до земли, делают саджьда или рукуъ или стоят настолько смиренно, как перед Аллахом عَزَّ وَ جَلَّ, то это поклонение, а поклоняться другим, помимо Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ — это ширк.
- Сильный страх, к которому примешиваются любовь и уважение.
Бояться насекомых или змей — не поклонение, не ширк.
- Дуа. دُعَاءٌ : взывать о помощи, не имея видимых оснований на то, что тебе ответят.
Те, которые просят дуа только у Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, соблюдают таухид, а те, которые обращаются к кому-то другому, совершают ширк.
5. Упование. تَوَكُّلٌ (таууаккуль).
Когда человек выполнит все возможные способы и решения своего вопроса и после этого полагается на Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, так как убеждён, что результат в руках Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, то это и есть упование, а уповать на свои связи, богатство и так далее — это ширк.
- Сильная надежда. الرجاء (ар-радьжаъ).
Надежда, которая не имеет физического обоснования (способа). Например, надеяться, ждать, что другой человек поможет тебе потому, что он сам обещал, то это не ширк, но ожидать, что что-то ему поможет сверх естественным (без физическим) образом, помимо Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ — ширк.
- Полное, абсолютное подчинение.
Мы должны быть убеждены, что только Аллахعَزَّ وَ جَلَّ может объявить что-либо религией, Он сообщает это в Куръане или через пророка. Если же человек будет думать, что кто-то другой может создавать религию, то это будет ширк.
Надо знать, что среди людей наиболее талантливый и умный — это тот, кто поставит перед собой наиболее высокую цель и стремится к её осуществлению, а самое большое — это Аллах, и поэтому самое лучшее — это поставить себе целью добиться Довольства Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ.
Не надо думать, что самые умные люди — это богатые люди.
Конечно, у них есть талант, но перед ними лучше по положению счастливые, а перед ними — те, которые поставили себе целью добиваться Довольства Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ.
Схема по уроку: