Вопрос № 50. Какое положение занимает джамаат в Исламе? Является ли фардом быть в джамаате?

В Исламе «джамаат» (جَمَاعَةٌ) — это значит: «быть вместе», إِتِّحَادٌ — сплочённость, и это является очень важным уроком.
Ислам говорит, что нельзя людям разделяться на основе нации, стран и по другим причинам, и ислам говорит, что надо быть вместе, в сплоченности, и находится в джамаате является фардом, потому что
Аллах عَزَّوَجَلَّ в Куръане говорит:
وَلَا يَزَالُونَ مُخْتَلِفِينَ * إِلَّا مَن رَّحِمَ رَبُّكَ وَلِذَلِكَ خَلَقَهُمْ

Однако они не перестают вступать в противоречия,
за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого.
Сура «Худ» 118-119.

وَلَا يَزَالُونَ — «Без конца
مُخْتَلِفِينَ — они будут разногласить,
إِلَّا — не будет разногласий, не будут разделяться
مَن رَّحِمَ رَبُّكَ — те, кого помилует твой Господь
وَلِذَلِكَ خَلَقَهُمْ — и для этого Аллах их создал»
Этот аят говорит о том, что только на джамаате Милость Аллаха, а Гнев Аллаха и мучения на тех, которые отделились от джамаата.

И Аллах عَزَّوَجَلَّ в Куръане говорит:

وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا
Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь.
Сура «Алю Имран», аят 103.
وَاعْتَصِمُوا — «Крепко держите
بِحَبْلِ اللَّهِ — вервь Аллаха
جَمِيعًا — все вместе
وَلَا تَفَرَّقُوا — и не разделяйтесь».

جَمِيعًا — это приказ находится в джамаате,
وَلَا تَفَرَّقُوا — это запрет на разделение в разные джамааты, группы, секты.

Если есть один джамаат, один амир, и человек отделяется от этого джамаата, выбирает для себя другого амира, то это называется تَفَرَّقَ «тафаррокъ» и это является харам, большой грех, фасад. Аллах عَزَّوَجَلَّ в Куръане говорит:
«وَلَا تَفَرَّقُوا» — не отделяйтесь от джамаата, не создавайте секту, для себя отдельно свой джамаат не создавайте, находитесь в том джамаате, который является джамаатом пророков и сподвижников.
Есть люди, которые разногласят с джамаатом, отделяются, выбирают для себя другого амира, и думают, что это правильно, а на самом деле это большой грех, харам.
Это нормально, когда у человека в некоторых вопросах бывают разногласия с учителем, братьями, и это разногласие (إِخْتِلاَفٌ «ихтиляф») — не харам, но когда, на основе этих разногласий, причиняют вред, разделяются, создают секты, отделяются от джамаата, выбирают другого амира, то это харам, это и есть основной фасад, который принес исламу и мусульманам очень большой вред.

Аллах عَزَّوَجَلَّ в Куръане говорит:
وَلَا تَكُونُوا۟ كَٱلَّذِینَ تَفَرَّقُوا۟ وَٱخۡتَلَفُوا۟ مِنۢ بَعۡدِ مَا جَاۤءَهُمُ ٱلۡبَیِّنَـٰتُ وَأُو۟لَـٰۤىِٕكَ لَهُمۡ عَذَابٌ عَظِیمࣱ

Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения
Сура «Алю ‘Имран», аят 105.

وَلَا تَكُونُوا۟ — «Не будьте
كَٱلَّذِینَ — подобно тем, которые
تَفَرَّقُوا۟ — разделились на разные группы (секты)
وَٱخۡتَلَفُوا۟ — и разногласили (делали «ихтиляф»)
مِنۢ بَعۡدِ مَا جَاۤءَهُمُ ٱلۡبَیِّنَـٰتُ — после того, как к ним пришел довод и доказательство;
وَأُو۟لَـٰۤىِٕكَ لَهُمۡ عَذَابٌ عَظِیمࣱ — и таким людям (уготовано) великое мучение».

Это говорит о том, что иудеи, христиане и другие заблудшие люди разделились, а вы не разделяйтесь. Где в хадисе сказано, что Умма разделится на 73 группы, на 73 течения, то это не говорит о том, что дозволено или можно разделяться на 73 течения, нет! Наоборот, в хадисе говорится о том, что не надо присоединяться к тем 72 течениям, которые заблудились, и надо быть в одном джамаате, который является джамаатом пророков и сподвижников رضي الله عنهم.
И в хадисе «Джамиу» Ат-Тирмизи, 2863 сказано, что

قَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم ‏»‏ وَأَنَا آمُرُكُمْ بِخَمْسٍ اللَّهُ أَمَرَنِي بِهِنَّ السَّمْعُ وَالطَّاعَةُ وَالْجِهَادُ وَالْهِجْرَةُ وَالْجَمَاعَةُ فَإِنَّهُ مَنْ فَارَقَ الْجَمَاعَةَ قِيدَ شِبْرٍ فَقَدْ خَلَعَ رِبْقَةَ الإِسْلاَمِ مِنْ عُنُقِهِ إِلاَّ أَنْ يَرْجِعَ ‏»‏.
Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Я прикажу вам пять вещей, о которых мне приказал Аллах:
слушаться и повиноваться, совершать джихад и хиджру и находиться в джамаате; а кто отдалится от джамаата хоть на пядь, тот снял лямку ислама со своей шеи, — пока не вернется обратно». ‏
Хадис сахих.

قَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم — Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
وَأَنَا آمُرُكُمْ — «Я приказываю вам
بِخَمْسٍ — пять вещей,
اللَّهُ أَمَرَنِي بِهِنَّ — Аллах мне приказал, чтобы я вам объяснил эти вопросы и приказал вам:
السَّمْعُ — слушаться,
وَالطَّاعَةُ — подчиняться,
وَالْجِهَادُ — джихад,
وَالْهِجْرَةُ — переселение (это когда нужно будет переселиться, например, из Макки в Мадину),
وَالْجَمَاعَةُ — находиться в джамаате.
‎فَإِنَّهُ مَنْ فَارَقَ الْجَمَاعَةَ — потому что если кто-то ушёл из джамаата, отделился от джамаата
‎قِيدَ شِبْرٍ — на пядь
‎فَقَدْ خَلَعَ – поистине, он снял
‎رِبْقَةَ الإِسْلاَمِ — ответственность Ислама, обязанность Ислама, ограничение Ислама, договор Ислама
‎مِنْ عُنُقِهِ — со своей шеи
‎إِلاَّ أَنْ يَرْجِعَ — пока он не вернётся в джамаат.

«Джамиу» Ат-Тирмизи, 2863, сахих хадис.

رِبْقَةَ — это веревка или аркан, которым завязывают животное, чтобы оно было под контролем.

رِبْقَةٌ — عَقْدٌ، وَقَيْدٌ
رِبْقَةُ الإِسْلَامِ — عَقْدُ الإِسْلَامِ

رِبْقَةَ الإِسْلاَمِ — когда человек заходит в Ислам, то заходит с определенным договором, с ограничениями и обязанностями.
Если, например, какое-то животное, связанное веревкой, арканом (رِبْقَةَ), снимает с себя этот аркан (رِبْقَةَ), то оно заблудится и теряется.
Точно также человек, который выходит из джамаата, заблудится и теряется, поэтому находится в джамаате — это приказ Аллаха ‎عَزَّ وجَلَّ, это фард каждому мусульманину (мужчине и женщине), и отдаление от джамаата является заблуждением и большим грехом.

Вы знаете много больших ученых, которые жили раньше и живут в наше время, у которых большие знания, но они не смогли для Ислама сделать то, что смогли сделать сподвижники. У них нет того влияния (эффекта), которые были во времена сподвижников ‎رضي الله عنهم, потому что во время сподвижников ‎رضي الله عنهم был джамаат, и они находились в одном джамаате. Когда есть джамаат, то он останавливает зульм, и в свое время сподвижники ‎رضي الله عنهم остановили зульм, и людям понравился джамаат, который останавливает зульм. В то время зульм был большой, разнообразный: было рабство, кто-то был физическим рабом, а кто-то был психологическим рабом, кто-то поклонялся идолом, а кто-то должен был опускать голову перед правителем. Психология людей такая, что им нравится, когда не зульма, и когда они посмотрели на сподвижников, что именно они могут дать им свободу и могут остановить зульм, то им это понравилось и они присоединились к этому джамаату, и многие люди принимали Ислам. До сегодняшнего дня ислам остановился в том времени, когда были сподвижники и табиины, и дальше Ислам не распространялся потому, что джамаат остановился. От джамаата и аш-Шуры осталось просто название и все ушло под контроль королей, и короли заставляли, чтобы их называли амирами, халифами и так далее. То есть, от джамаата осталось только название, а весь контроль взяли на себя правители и короли, и, таким образом, Ислам остановился. Королям не нравилось, чтобы был джамаат и аш-Шура, потому что если будет джамаат и аш-Шура, то у них не будет власти и контроля, и поэтому короли поменяли смысл джамаата и аш-Шуры, а эти ученые присоединились к этому неправильному пониманию, и Ислам не смог распространяться. Эти ученые не смогли сделать для Ислама то, что сделали сподвижники ‎رضي الله عنهم и табиины.

Эти ученые предпочитали слова правителей и королей, и оставили джамаат и аш-Шуру, эти ученые не рассказали и не рассказывают что-то о важности джамаата, потому что они знают, если они скажут, что должен быть общий джамаат всех мусульман и должно быть общее свободное аш-Шура, то короли обидятся, и поэтому эти ученые остановили и ограничили Ислам только некоторыми определенными вопросами.
Очень важно существование джамаата для того, чтобы остановить зульм, потому что большой зульм невозможно остановить без джамаата. Если у мусульман будет один большой сильный джамаат и будет свободная аш-Шура, то зульм остановится.
Сегодня тоже существуют разные джамааты и аш-Шура, но это не свободное и общее аш-Шура, а это джамаат и аш-Шура, которое находится под чьим-то контролем.
Истинная джамаат – это джамаат сподвижников رضي الله عنهم и когда люди смотрят, что такой джамаат останавливает и ликвидируют зульм с этой планеты, то психология человека такая, что им нравится это, и они заходят в Ислам (принимают ислам). Целью Ислама является остановить зульм, а для этого условием является джамаат, поэтому находиться в джамаате является фардом!
Для того, чтобы Ислам распространялся должным образом нужен джамаат, поэтому обязанность мусульман чтобы они находились в джамаате, укрепили свой джамаат и сплоченность. Мусульмане должны оставить создание разных джамаатов, они не должны разделяться и это является основным вопросом Ислама.
Есть очень много ученых, которые знают фикх, хадисы, но кафиры и другие заблудшие люди не слушаются их, потому что вместе со знанием и доводами нужно, чтобы у мусульман были качества лидеров. И основным и важным качеством лидеров — это говорить против зульма, и останавливать зульм, который невозможно сделать без джамаата.