Вопрос № 52. Нужно ли принуждать людей к принятию Ислама?

Этот вопрос является важным, потому что, когда мы говорили, что таблиг, то есть, распространять Ислам, является фардом, то у некоторых людей возникли недоразумения, что джихад и таблиг означает, что нужно заставлять людей, чтобы они приняли Ислам, и что джихад это значит, что надо убивать тех, кто не принимает Ислам. Также возникают такие вопросы, как, например, правда ли что когда сподвижники пророка صلى الله عليه وسلم воевали с римской и персидской империей, то воевали для того, чтобы они принимали Ислам и заставляли их принимать Ислам и, таким образом, распространяли Ислам мечом. 

Когда мы читаем книги, которые были написаны теми людьми, которые не понимают Ислам, то они там говорят, что Мухаммад صلى الله عليه وسلم, когда ему не давали распространять Ислам в Макке, то он переселился в Мадину и там готовил армию и команду для того, чтобы напасть на Макку и на весь остальной мир. И, таким образом, он приготовил армию, напал на Макку, затем, шаг за шагом, захватывал разные города, распространяя Ислам мечом, заставляя людей принимать Ислам. Это все абсолютно неправильное представление!

Истина такая, что когда пророк صلى الله عليه وسلم переселился из Макки в Мадину, то макканские мушрики, враги Ислама продолжали враждовать с Исламом, с мусульманами и нападали на них, но мусульманам было запрещено им отвечать. И эта несправедливость продолжалось до тех пор, пока Аллах عزّ وجلّ не разрешил мусульманам сражаться с теми, кто сражался с ними. Макканские люди были врагами Ислама и нападали на мусульман в Мадине, потому что они знали, что Макка — это центр Ислам, а там были их идолы. Они знали, что Ибрахим عليه السلام построил Каабу, чтобы там была только религия Аллаха, и чтобы поклонялись только Одному Аллаху. Они знали, что если те люди, которые переселились в Мадину наберут силу, то придут и уничтожат этих идолов, очистят это место. И для того, чтобы сохранить своих идолов, свои интересы, они нападали на мусульман, которые переселились в Мадину, то есть, на пророка صلى الله عليه وسلم и его сподвижников. 

Когда Аллах عزّ وجلّ разрешил мусульманам сражаться с такими людьми, мусульмане захватили Макку. После этого они убирали все препятствия на пути Ислама. 

Неправильно, когда говорят, что Мухаммад صلى الله عليه وسلم заставлял людей принимать Ислам и для этого воевал с ними, так как, на самом деле, такого не было. Ни одного человека не было, которого бы заставили принять Ислам. 

Это бы противоречило Куръану, где ясно сказано, что нет принуждения в религии. 

لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ – Нет принуждения в религии! 

Сура «Аль-Бакара», аят 256.

Сподвижники пророка صلى الله عليه وسلم сражались с империями, такими как римская, персидская, но они не сражались для того, чтобы люди принимали Ислам, и неправда то, что если человек не принимает Ислам, то его надо убить. 

Для того, что человек понял эти вещи, нужно знать некоторые вещи:

  1. В первую очередь нужно знать, что те империи, которые были в то время, то есть, римская и персидская (Иран и Рум) заставляли людей поклоняться правителям. 

И эти правители были господами, помимо Аллаха, объектами поклонения для этих людей. Они совершали зульм, поступали несправедливо, убивали людей. Все знают, что они убивали столько людей, что из черепов людей строили здания и у них было много других несправедливостей. 

В Куръане Аллах عزّ وجلّ рассказывает в суре «Ар-Рум», что война между Римом и Персией была у них как традиция, и каждый год они воевали между собой и это был зульм. Для того, чтобы освободить этих людей от зульма, сподвижники сражались с ними. 

Нужно благодарить ислам и сподвижников رضي الله عنهم за то, что они освободили людей от зульма, уничтожили этот зульм, прекратились эти войны и другие действия. Но вместо того, чтобы благодарить ислам и сподвижников пророка, люди возражают исламу. 

  1. Сегодня мы видим развитие в науке и в технологии, видим, что эта наука и технология сделали жизнь человека удобной. 

Это развитие, будь это в Европе или в другом каком-то месте, началось с того момента, когда мусульмане убрали этих правителей, которые не давали людям учиться, и, таким образом, ислам открыл двери к каждому виду знания. Разумный человек не может сомневаться в том, что если бы иранские и римские империи продолжались, если бы сподвижники не убрали эти империи, то развитие, которое мы сегодня видим, не было бы таким. Наука и технология не были бы на таком уровне, сегодня бы люди так не развивались, не было бы такой свободы, человечество не было бы таким, потому что самым большим блоком и препятствием были именно эти две империи, которые были господами и объектами поклонения для людей. Вы знаете, что за все время существования человечества, люди так не развивались, как начали развиваться после того, как исчезли эти империи. Было такое время, когда люди поклонялись Луне и считали, что Луна является богом, а сейчас такое время, когда люди хотят долететь и сделать первый шаг на поверхности Луны, и в этом очень большую роль сыграл ислам, который пришел и объяснил людям, что Луна — это все лишь создание Аллаха, это не бог, это не объект поклонения.

  1. Сподвижники رضي الله عنهم не сражались для того, чтобы люди принимали ислам, потому что в Куръане четко и ясно сказано:

 «لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ» — «нет принуждения в религии»

Сура «Аль-Бакара», аят 256.

То есть, не дозволено заставлять людей, чтобы они приняли ислам.

  1. Сподвижники сражались и уничтожили тех правителей, которые не давали свободу людям. 

Сподвижники убрали этих правителей и дали свободу людям и это является благом, и надо благодарить их за эти действия, и на любого человека, где бы он не находился, повлияло это благо.

  1. Сподвижники رضي الله عنهم говорили правителям и другим людям, что если они хотят принять ислам, то пусть принимают, если не хотят, то пусть не принимают, и так же правителям говорили, чтобы они не делали других людей своими рабами, и чтобы правители не становились объектами поклонения для людей, и чтобы они дали людям свободу и права. 

Но в то время, если кто-то принимал ислам, то их убивали или же наказывали, мучали, и не было никакой свободы, не было свободы в религии, и не были соблюдены права, был зульм, и эти правители заставляли людей, чтобы им поклонялись. Если те условия, которые ислам объяснил, правители принимали, то с ними сподвижники не сражались, а сражались только с теми правителями, которые проявили высокомерие и продолжали делать этот зульм (несправедливость). 

Например, сподвижники не сражались с правителями Эфиопии в Африке, с правителями Йемена, Армении и с многими другими правителями. То есть, сподвижники رضي الله عنهم сражались с правителями не для того, чтобы заставить их принять ислам, а сражались против таких правителей, которые запрещали людям принимать ислам, не давали и нарушали права людей, совершали зульм, поступали несправедливо, не давали никакой свободы, заставляли, чтобы им поклонялись. Эти правители сами стали господами и объектами поклонения, помимо Аллаха. Для того, чтобы люди получили свободу, чтобы не было препятствий к принятию ислама, сподвижники убрали этих правителей. Если какой-то человек принимал ислам, то эти правители и другие знатные люди мучили их, запрещали принимать ислам, хотя это является основным правом человека. 

И после этого надо знать, что Ислам четко и ясно объяснил, что эта мирская жизнь (дунья), является экзаменом, испытанием (إِمْتِحَانٌ (имтихан). А экзамен, испытание (إِمْتِحَانٌ (имтихан) — это когда у человека есть правильные и неправильные варианты, если же уберут неправильные варианты, то это будет уже не экзамен. Точно также, мирская жизнь является испытанием, экзаменом, где должно быть и хорошее, и плохое. Экзамен будет тогда, когда вокруг тебя есть хорошие и плохие вещи. 

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ * الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ

Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь,

Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий.

Сура «Аль-Мульк», аяты 1-2.

Эта мирская жизнь является экзаменом и поэтому Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ создал разные условия и разные факторы, например, Аллах создал шайтана, который вводит людей в заблуждение, и Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ дал долгую жизнь шайтану, и по причине шайтана много людей попадёт в Ад. Почему Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ не уничтожает шайтана? Ответ ясен, потому что эта дунья является экзаменом, и значит, здесь должны быть такие условия как на экзамене, должно быть хорошее и плохое. Также, например, Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ приказал не кушать свинину, однако, мы видим что у свиньи рождаются больше детей, чем у коровы, козы и так далее. Вопрос такой, если свинья является харамом, то почему Аллах даёт ей столько потомства? Ответ ясен: в этой дунье должен быть и харам, чтобы эта дунья стало испытанием и экзаменом, потому что экзамен — это когда есть харам и халяль, и если в этой дунья не будет харама, не будет шайтана, не будет куфра, то это не будет испытанием, экзаменом. 

Поэтому представление многих людей неправильное, которые они говорят, что Ислам — это значит надо освободить одну территорию, и поставить там государство, где будет запрещен всякий харам, что там не будет никакого харама, что женщина не будут ходить без платка, не будет вино, не будет свинины, не будут других харамов. Если будет так, то не будет никаких испытаний, а если не будет испытаний, то нет смысла и этому дунья, так как Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ создал эту мирскую жизнь для испытаний, для экзамена (إِمْتِحَانٌ). 

Надо знать, что Ислам – это Откровение от Аллаха (Куръан и Сунна). В исламе (Откровении) большее внимание уделяется жизни людей, то есть, Ислам нам даёт урок, как живут люди? Куръан говорит, что у человека есть выбор в этой дунья, как им нравится, то так пусть они и живут в своей местности, на своей территории. В Исламе существует своя почетность для выбора человека, даже если человек совершает куфр или ширк. Ислам не сказал, что, если кто-то идёт в церковь, то надо его убить, и что надо уничтожить все церкви. Никто не имеет права заставлять людей принимать Ислам, если они не хотят этого. Человеку Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ дал выбор, если он хочет, то может принять истину и получить Довольство Аллаха, а если он хочет этого, то продолжает жить в заблуждении и, таким образом, он получит недовольство Аллаха и мучение. 

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

وَقُلِ ٱلۡحَقُّ مِن رَّبِّكُمۡ فَمَن شَاۤءَ فَلۡیُؤۡمِن وَمَن شَاۤءَ فَلۡیَكۡفُرۡ إِنَّاۤ أَعۡتَدۡنَا لِلظَّـٰلِمِینَ نَارًا

Скажи: истина — от вашего Господа, и кто хочет, тот её принимает/верует, а кто не хочет, отказывается/проявляет куфр/ отказывается от ислама; поистине, Мы уготовали ослушникам Аллаха Огонь! 

Сура «Аль-Кяхф», аят 29. 

Этот аят указывает на то, что Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ дал человеку три вещи: 

1. ‎الوحي – Откровение, то есть, довод. 

2. ‎العقل – Разум, то есть, способность понимать.

3. ‎الاختیار — Выбор.

Эти три вещи делают человека лучше любого другого махлюка, и это значит, что никто не имеет права забрать эти три вещи у человека. 

Ислам сказал, что если человек будет нарушать права людей, то ему будет наказание в этой дунья. Ислам приказывает, чтобы правители придумали такие законы, чтобы не было нарушений прав человека: чтобы люди не воровали, зульм, фасад не совершали и так далее, и для преступников должно быть наказание, и это не принуждение, а это есть дисциплина. Принуждение было бы тогда, если бы Аллах приказал наказать или наложить штраф на того, кто не принимает ислам или на того, кто не читает намаз, кто не держит пост в месяц рамадан и не совершает хадж. Важно понимать, что ислам так не говорит. 

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ

Нельзя принуждать к принятию религии! Что истина, а что ложь — уже разъяснено! 

Сура «Аль-Бакара», аят 256.

В этом аяте Аллах говорит о доводе и о выборе, то есть, у человека есть довод, который разъясняет им, что есть истина, а что ложь, и у человека есть выбор: принимать это или нет. 

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

إِنَّا هَدَيْنَاهُ السَّبِيلَ إِمَّا شَاكِرًا وَإِمَّا كَفُورًا

إِنَّا هَدَيْنَاهُ السَّبِيلَ — Поистине, Мы указали человеку верную дорогу

إِمَّا شَاكِرًا وَإِمَّا كَفُورًا — и теперь он может выбрать сам: захочет ли быть благодарным/ примет истину, или не примет и откажется… 

Сура «Аль-Инсан», аят 3.

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

إِنَّ هَٰذِهِ تَذْكِرَةٌ فَمَن شَاءَ اتَّخَذَ إِلَىٰ رَبِّهِ سَبِيلًا

إِنَّ هَٰذِهِ تَذْكِرَةٌ  — Поистине, это (Откровение) — напоминание,

فَمَن شَاءَ اتَّخَذَ إِلَىٰ رَبِّهِ سَبِيلًا — и кто хочет, тот выберет путь, который ведёт к Аллаху. 

Сура «Аль-Инсан», аят 29.

Кто выбирает ислам, то делает это только по своей воле, без принуждения. Если кто-то принял ислам по своей воле и намерению, то его ислам примется, а если же его заставили, то его ислам не примется. 

Мы поняли, что у людей есть выбор и никто не имеет права заставлять людей принимать ислам. Таблиг — это значит, что человек должен объяснить другим людям Откровение, то есть, довод от Аллаха, что Аллах дал человеку выбор в этой дунье, что человек может жить так, как он этого желает. Но надо знать, что если человек уверует и примет ислам, подчинится Аллаху, то получит Его Довольство, а если человек будет проявлять ослушание, совершать куфр, то получит недовольство Аллаха, и таких доводов очень много в Куръане и Сунне. 

На самом деле, есть много людей, которые поняли эту тему неправильно, даже среди мусульман, и поэтому вышло недоразумение. Чтобы человек понял эту тему правильно, надо знать, что ислам – это религия Аллаха, и это религия всех пророков и она истинна. Помимо ислама есть множество других религий, которые ложные, где неправильное убеждение, харам, мерзость и так далее. 

Аллах установил, чтобы было такое место, чтобы там, помимо ислама, не было других религий, и этим центром оказалась Мекка. Аллах выбрал это место и приказал Ибрахиму عليه السلام, чтобы он поехал в Мекку и построил Каабу, о чем сказано в Куръане. Таким образом, Аллах сделал центром ислама Мекку через Ибрахима عليه السلام, и надо знать, что ислам в Мекке начался не при пророке Мухаммаде صَلَّى ٱللَّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, а до него. Все знают, когда он даже еще не родился, Кааба стояла, намаз совершался, хадж и другие ритуалы совершались. И для этой цели Аллах приказал Ибрахиму, чтобы он со своим сыном Исмаилом عليه السلام приехал в Мекку и построили Каабу, а также разослали объявление о совершении хаджа. Поэтому надо знать в первую очередь, что Мекка является центром, где будет только религия Ибрахима عليه السلام и другой религии там не будет, и это является религией Аллаха. Поэтому, когда там поставили идолов, то Аллах приказал их убрать, потому что закон Аллаха такой, что центром ислама является Мекка и там будет только ислам и не будет другой религии. Аллах объявил Мекку «харам» (الحرام), то есть, запретным местом и назвал ее центром и чтобы центр Ислама был в безопасности Аллах объявил, что на окружающих территориях тоже не будет другой религии, тут имеется ввиду «джазира» (جَزِيرَةٌ), то есть арабский полуостров. 

В первую очередь, необходимо обратить внимание на то, что есть Мекка и ее близлежащие территории и остальной мир. В этом есть разница: на территории самой Мекки и близлежащих территориях запрещены иные религии, кроме религии Аллаха. Там запрещено поклонение идолам, запрещено наличие мест, где может быть поклонение кому-то другому, помимо Аллаха, а потому люди, проживающие на упомянутых территориях должны быть в религии Аллаха, не должны совершать куфр и ширк, не должны поклоняться идолам и должны поклоняться только Аллаху. В данном случае необходимо знать и помнить, что куфр и ширк запрещены вообще везде, не только в Исламе, но и в остальных религиях, но касательно нашей темы о Мекке и ее близлежащих территориях, стоит отметить, что любому человеку, совершающего куфр или ширк, запрещено жить в Джазире. Такие люди могут проживать и находиться в других регионах мира. Поэтому слово «харам» тут имеет два значение: тот харам, который у Аллаха харам, и это любой куфр и ширк, а второе понимание — это проживание людей, совершающих куфр и ширк на упомянутых территориях Мекки.

Запрет на поклонение идолам в Мекке не означает, что это позволительно в остальном мире, так как куфр и ширк запрещены везде. Но, если на другой территории, кроме «джазиры», проживает человек, совершающий куфр и ширк, ислам не приказывает, что его нужно выдворить из этой территории. 

И сейчас мы будем изучать хадис, который разъясняет эту разницу. Хадис №16, Имама Ахмад говорит:

Хадис № 16

الحدیث:16

حَدَّثَنَا يَعْقُوبُ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَبِي، عَنِ ابْنِ إِسْحَاقَ، قَالَ: وَحَدَّثَنِي صَالِحُ بْنُ كَيْسَانَ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، عَنْ عُبَيْدِ اللهِ بْنِ عَبْدِ اللهِ بْنِ عُتْبَةَ، عَنْ عَائِشَةَ، قَالَتْ: كَانَ آخِرُ مَا عَهِدَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ قَالَ « لَا يُتْرَكُ بِجَزِيرَةِ الْعَرَبِ دِينَانِ

[مسند احمد: 26352، و أخرجه الطبراني في الأوسط:1066]

صحیح

Передал Я’куб, ему передал его отец, которому передал Ибн Исхак, ему рассказал Салих ибн Кяйсан, передавший от Аз Зухри, который передал от УбайдуЛлаха ибн АбдиЛляха ибн Утба, который передал от Аиши, которая рассказала: «Последнее распоряжение, которое оставил посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم — «вы не должны допускать никакой другой религии, кроме ислама, на арабском полуострове». 

«Муснад» Ахмад, 26352; «Аль-Муъджаму аль-Аусат» Ат-Табарани, 1066. Хадис «сахих».

Айша رضي الله عنها сказала, что последний приказ пророка صلى الله عليه وسلم был о том, что верующие не должны оставлять в Джазире (арабском полуострове) никакой религии, кроме Ислама.

عهد ахида — это значит завещание, приказ, обещание. 

Как Аллах в Коране говорит:

 وَعَهِدْنَا إِلَىٰ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ أَن طَهِّرَا بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ

Мы завещали Ибрахиму и Исмаилу содержать Мой дом в чистоте… 

Сура «Аль-Бакара», аят 125. 

В хадисе говорится — عَهِدَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — взял Посланник Аллаха обещание, такой договор, издал такой безоговорочный приказ о том, что لَا يُتْرَكُ بِجَزِيرَةِ الْعَرَبِ دِينَانِ в пределах «джазиратуль араб», не может быть دِينَانِ двух религий, то есть Ислам и иная религия. (Что такое «джазиратуль араб» Уахийю не объясняет, а это становится понятным из урфа, и имеется в виду Мекка и окружающая территория)

То есть, решение Аллаха такое, что эта территория предназначена только для исповедания религии ислам. Надо знать, что этот хадис не подразумевает того, что в «джазиратуль араб», должны проживать только арабы, нет, здесь речь идет, именно, об Исламе, и помимо Ислама другой религии там не будет и там могут жить все те, кто исповедует Ислам, вне зависимости от национальности. Тут никоим образом не говорится о национализме, а тут речь идет об Исламе, то есть, «джазира» — Мекка и ее прилегающие территории не только для арабов, но и для остальных мусульман, и это решение и указ Аллаха. Ведь основатель Мекки – Ибрахим عليه السلام не был арабом и вышеупомянутый хадис не говорит о том, что Ислам будет только в пределах «джазиратуль араб», нет, хадис говорит, что в «джазиратуль араб» будет только Ислам. Этот хадис объясняет, что вся планета делится на две территории: «джазиратуль-араб» (جَزِيرَةُ الْعَرَبِ) и вся остальная земля, где никто не должен запрещать людям строить свои храмы для поклонения. Хадис указывает на то, что лишь Макка и окружающая территория предназначена только для ислама, это место и называется «джазиратуль-араб» (جَزِيرَةُ الْعَرَبِ), а в любом другом месте мусульмане не имеют права запрещать людям, создавать им препятствия, если они хотят поклоняться кому-то, помимо Аллаха.

Вся эта мирская жизнь — это испытание, и здесь должны быть ложь и истина, харам и халяль. Если бы ислам приказал запретить любую другую религию и сказал бы убивать кяфиров, запрещать им строить свои храмы для поклонения, то почему тогда в этом хадисе указывается на ограниченную территорию «джазиратуль-араб» (جَزِيرَةُ الْعَرَبِ)? Это сделано для того, чтобы было понятно, что это ограничение касается только «джазиратуль-араб» (جَزِيرَةُ الْعَرَبِ), и там не будет никакой другой религии, кроме ислама. И тогда многие аяты, касающиеся именно этой территории, и многие хадисы становятся ясны, и это именно там нельзя проживать представителям других религий, и от них не может быть принята джизья. 

Вы знаете, что в Египте есть пирамиды, в Сирии разные объекты поклонения, которые существовали ещё до сподвижников رضي الله عنهم, и они это всё оставили, ничего не разрушили, они понимали эту разницу между «джазиратуль-араб» и остальным миром.

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

وَلَوْلَا دَفْعُ اللَّهِ النَّاسَ بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لَّهُدِّمَتْ صَوَامِعُ وَبِيَعٌ وَصَلَوَاتٌ وَمَسَاجِدُ 

Если бы Аллах не дозволил защищаться (противостоять несправедливым людям), то были бы разрушены монастыри, церкви, синагоги и мечети. 

Сура «Аль-Хадж», аят 40.

صَوَامِعُ جمع :الصَّوْمَعَةُ — الصَّوْمَعُ 

دَيْر، بيت العبادة عند النَّصارى

— это монастырь, то есть, особенное место, там где поклоняются монахи христиане

 بِيَـعٌ جمع: بیعة — это церковь, место для поклонения простых христиан

 صَلَوَاتٌ : الصَّلاَةُ :بيْت الصلاة لليهود — синагоги

Слово «салят» пришло из иврита в арабский язык. 

مَسَاجِدُ جمع: مسجد

Масджид — это мечеть, это место, где поклоняются мусульмане.

Конечно, во всех местах, кроме масджидов, люди совершают ширк и куфр, все религии, кроме ислама, неправильные, но, несмотря на это, Аллах не разрешает их разрушать. 

Этот аят говорит также о том, что взрывать их места поклонения недопустимо — это тоже фасад.

То есть, мы поняли, что тот, кто хочет жить в Макке или на окружающей территории, он должен принять ислам, или ему придётся уехать оттуда, а на всей остальной территории земли положение другое.

В Куръане, например, в сурах «Аль-Анфаль» и «Ат-Тауба» есть такие аяты, которые касаются только территории «джазиратуль-‘араб», аяты, в которых содержится приказ сражаться с людьми, проживающими в Макке и на окружающей её территории до тех пор, пока люди не примут ислам. Те, которые неправильно поняли ислам, берут эти аяты для обвинения против ислама, и это неправильно, так как ислам говорит, что нельзя никого убивать за то, что он отказывается принять ислам. В этих двух сурах сказано про «ахлюль китаб», и сказано, как сражаться с ними, но у них другое положение, если они не проживают на территории «джазиратуль-‘араб».

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

فَاِذَا انْسَلَخَ الْاَشْهُرُ الْحُرُمُ فَاقْتُلُوا الْمُشْرِكِيْنَ حَيْثُ وَجَدْتُّمُوْهُـمْ وَخُذُوْهُـمْ وَاحْصُرُوْهُـمْ وَاقْعُدُوْا لَـهُـمْ كُلَّ مَرْصَدٍ فَاِنْ تَابُوْا وَاَقَامُوا الصَّلَاةَ وَاٰتَوُا الزَّكَاةَ فَخَلُّوْا سَبِيْلَـهُـمْ ۚ اِنَّ اللّـٰهَ غَفُوْرٌ رَّحِيْـمٌ 

[التوبة:5]

Когда пройдут эти запретные месяцы, убивайте этих мушриков, где бы вы их ни нашли, хватайте их, окружайте, подстерегайте (то есть, нападайте); но если они принесут покаяние и станут выполнять салят/намаз и выплачивать закят, то оставьте их в покое. Поистине, Аллах Прощающий, обладатель Вечной Милости. 

Сура «Ат-Тауба», аят 5.

Если кто-то скажет, что этот аят касается всех людей во все времена, то такой человек невежественный (джахиль), и это противоречит Куръану. 

На самом деле этот аят отвечает на один вопрос: Как же можно сражаться на территории Макки, возле Каабы, ведь это харам? Ведь мы знаем, что Макка и её окрестности — это запретная территория. И Аллах дал ответ на этот вопрос, то есть, разрешил это на короткий промежуток времени в определённой ситуации. 

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

 حَيْثُ وَجَدْتُّمُوْهُـمْ — где бы вы их ни нашли!

То есть, даже если внутри Каабы, и это особенная ситуация.

И обратите внимание, в начале этой суры Аллах ясно говорит:

بَرَآءَةٌ مِّنَ اللّـٰهِ وَرَسُوْلِـهٓ ٖ اِلَى الَّـذِيْنَ عَاهَدْتُّـمْ مِّنَ الْمُشْرِكِيْنَ 

[التوبة:1]

Аллах и Его посланник отрекаются от тех мушриков, которые прежде заключили с вами договор. 

Сура «Ат-Тауба», аят 1.

Значит, речь идёт именно о тех, которые заключили договор (عَاهَدْتُّـمْ), а это были кто? Это были, именно, макканские мушрики. 

Получается, что все дальнейшие приказы в нижеследующих аятах говорят именно об этих людях, живущих в Макке. 

И далее, в четвёртом аяте, Аллах говорит, что это не касается тех мушриков, которые заключили договор с мусульманами и не нарушили свой договор:

 اِلَّا الَّـذِيْنَ عَاهَدْتُّـمْ مِّنَ الْمُشْرِكِيْنَ ثُـمَّ لَمْ يَنْقُصُوْكُمْ شَيْئًا وَّلَمْ يُظَاهِرُوْا عَلَيْكُمْ اَحَدًا فَاَتِمُّوٓا اِلَيْـهِـمْ عَهْدَهُـمْ اِلٰى مُدَّتِـهِـمْ ۚ اِنَّ اللّـٰهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِيْنَ 

Кроме тех мушриков, которые заключили с вами договор и не нарушали ничего из него, не помогали другим против вас, тогда выполняйте ваш договор до срока его окончания. Поистине, Аллах любит таких, кто отстраняется от греха. 

Сура «Ат-Тауба», аят 4.

Мы много раз уже говорили, что основная причина всех заблуждений — это то, что люди берут какой-либо аят и не обращают внимания, в каком контексте это сказано, то есть, выводят его из контекста. 

На самом деле, исламское знание — это понять Куръан и хадисы в том контексте, в котором они ниспосланы.

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

وَاقْتُلُوْهُمْ حَیْثُ ثَقِفْتُمُوْهُمْ وَ اَخْرِجُوْهُمْ مِّنْ حَیْثُ اَخْرَجُوْكُمْ 

[البقرۃ:191] 

Убейте их, где бы вы их ни нашли, и прогоните оттуда, откуда они выгнали вас 

Сура «Аль-Бакара», аят 191.

Здесь говорится о том, что «они выгнали вас»; а откуда мусульмане были изгнаны? Из Макки, конечно, и, значит, речь идёт, именно, про макканских мушриках, и им нужно сказать: либо вы примете ислам, либо мы теперь выгоним вас, потому что Аллах так решил, что в Макке не будет места никому, кроме мусульман.

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

اَخْرِجُوْهُمْ مِّنْ حَیْثُ اَخْرَجُوْكُم — прогоните их оттуда, откуда они прогнали вас. 

А если теперь эти аяты пытаться перенести на всякого кяфира, то это будет заблуждением.

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит о них:

وَقَاتِلُوْهُـمْ حَتّـٰى لَا تَكُـوْنَ فِتْنَةٌ وَّيَكُـوْنَ الـدِّيْنُ كُلُّـهٝ لِلّـٰهِ ۚ فَاِنِ انْتَـهَوْا فَاِنَّ اللّـٰهَ بِمَا يَعْمَلُوْنَ بَصِيْـرٌ 

[الانفال:39]

Сражайтесь с ними до тех пор, пока не исчезнет фитна и религия вся целиком будет посвящена Аллаху! 

Сура «Аль-Анфаль», аят 39.

Мы говорили, что Макка это особое место и для «джазирату ль-‘араб» особые приказы. 

وَقَاتِلُوْهُـمْ حَتّـٰى لَا تَكُـوْنَ فِتْنَةٌ — Аллах говорит, чтобы сражались с этими мушриками, пока не исчезнет фитна (здесь фитна — это ширк), 

وَّيَكُـوْنَ الـدِّيْنُ كُلُّـهٝ لِلّـٰهِ — пока религия не будет целиком посвящена одному только Аллаху.

То есть, это на территории Макки и «джазирату ль-‘араб». 

Некоторые не грамотные люди выдвигают эти аяты как довод, что нужно сражаться со всеми кяфирами на этой планете, и уничтожить все другие религии, но это противоречит исламу. Если бы ислам говорил об этом, тогда почему существуют распоряжения о мирных договорах (عَهْدٌ), перемириях (أَمَانٌ аман), джизья (جِزْيَةٌ) и так далее, то есть, мусульманин может взять кяфира под своё покровительство, можете заключить с ними мирный договор, может просто жить рядом с ними. Получается, что такой тафсир прямо противоречит исламу! Надо знать, что этот аят касается только Макки и окружающей территории «джазирату ль-‘араб», на это указывает и хадис № 16, который мы изучали. 

И Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

فَاِنْ تَابُوْا وَاَقَامُوا الصَّلَاةَ وَاٰتَوُا الزَّكَاةَ فَخَلُّوْا سَبِيْلَـهُـمْ ۚ اِنَّ اللّـٰهَ غَفُوْرٌ رَّحِيْـمٌ 

[التوبة:5] 

А если они покаются и станут выстраивать салят, выплачивать закят, то оставьте их в покое/прекратите сражаться с ними. Поистине, Аллах Прощающий, Обладатель Вечной Милости! 

Сура «Ат-Тауба», аят 5.

Как мы уже говорили, эти аяты касаются только «джазирату ль-‘араб», и пусть никто не говорит, что этот аят является «мансух», потому что действие этого аята будет до Судного Дня. Макка — это центр ислама, об этом говорят эти аяты, и для того, чтобы можно было там жить нужно принять ислам, то есть, оставить куфр и ширк, совершать салят и выплачивать закят. Для жителей Макки и Мадины и окружающей территории «джазирату ль-‘араб» есть особое распоряжение, поэтому, когда они отказались выплачивать закят, то Абу Бакр ас-Сыддык сражался с ними. 

Такое же объяснение есть в хадисе:

Хадис № 17

حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدٍ الْمُسْنَدِيُّ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو رَوْحٍ الْحَرَمِيُّ بْنُ عُمَارَةَ، قَالَ: حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، عَنْ وَاقِدِ بْنِ مُحَمَّدٍ، قَالَ: سَمِعْتُ أَبِي يُحَدِّثُ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، أَن رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ:» أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَشْهَدُوا أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ، وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ، وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ، فَإِذَا فَعَلُوا ذَلِكَ عَصَمُوا مِنِّي دِمَاءَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ، إِلَّا بِحَقِّ الْإِسْلَامِ وَحِسَابُهُمْ عَلَى اللَّهِ».

[صحیح البخاري:25، صحیح مسلم:22 ] 

Передал АбдуЛлах Ибн Мухаммад аль-Муснади, которому передал Абу Раух Аль-Харами ибн Ума́ра, ему передал Шуъба от Уа́кыда ибн Мухаммада, которому его отец передал от Ибн Умара, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Мне было приказано сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет иного объекта поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, начнут выстаивать салят и выплачивать закят. А когда они начнут это выполнять, то спасут этим свою кровь/свои жизни и имущество, если только не преступят запреты Аллаха, а расчёт их на Аллахе. 

«Сахих» Аль-Бухари, 25; «Сахих» Муслим, 22.

Шарх:

Здесь также перечислены три вещи: шахада, намаз и закят. 

Этот хадис говорит то же, что и в следующем аяте.

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

فَاِنْ تَابُوْا وَاَقَامُوا الصَّلَاةَ وَاٰتَوُا الزَّكَاةَ فَخَلُّوْا سَبِيْلَـهُـمْ ۚ اِنَّ اللّـٰهَ غَفُوْرٌ رَّحِيْـمٌ 

[التوبة:5] 

А если они покаются и станут выстраивать салят, выплачивать закят, то оставьте их в покое/прекратите сражаться с ними, — поистине, Аллах Прощающий, обладатель вечной милости! 

Сура «Ат-Тауба», аят 5.

Принесут покаяние – значит, оставят ширк и куфр, и примут ислам.

В хадисе сказано, что был приказ от Аллаха, чтобы посланник Аллаха сражался с людьми, и в аяте приходит этот приказ, и этот приказ сражаться касается только тех, кто жил или будет жить в Макке и на арабском полуострове «джазирату ль-‘араб». То есть, в этом хадисе говорится о людях, которые жили в Макке, Мадине и на окружающих территориях.

Хадис говорит о трех категориях людей: о мушриках, мунафиках и мусульманах. Поэтому Абу Бакр опирался на этот хадис и сражался с теми, которые отказались выплачивать закят, то есть, делали фасад. 

В хадисе сказано:

حَتَّى يَشْهَدُوا أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ — пока они не засвидетельствуют, что нет истинного объекта поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и пока не начнут выстаивать салят, выплачивать закят. А если они это будут делать, то этим они спасут себя и своё имущество, то есть, дальше с ними не будем сражаться, если только они не нарушат права ислама, то есть, если они совершат какие-либо преступления, нарушат ограничения ислама, то расчёт за Аллахом.

Значит, если человек стал лицемером и только внешне выполняет салят и выплачивает закят, то отвечать он будет перед Аллахом, и не наша обязанность проверять его намерение, или проводить расчет с ним.

Мы поняли, что если человек живет в Макке и Мадине и окружающей их территории, то он должен принимать Ислам, потому что это центр Ислама и чтобы не было такого, чтобы кяфиры там жили и делали фасад и порчу. Поэтому Аллах عزّ وجلّ запретил им там жить и запретил, чтобы там была какая-то другая религия, помимо Ислама, и назвал Макка харам, чтобы было больше безопасности. 

В хадисе сказано слово « جَزِيرَةِ الْعَرَبِ» (джазирату аль-‘араб) и это для большей безопасности. Если какой-то человек перед людьми примет Ислам, но внутри является кяфиром, то такой человек называется мунафик, но его расчет перед Аллахом и с ним нельзя сражаться. 

Нам нужно знать, что некоторые люди берут этот хадис и обобщают его по своему невежеству и недоразумению, и говорят, что на этой земле либо люди примут Ислам, будут совершать намаз, выплачивать закят, либо с ними нужно сражаться. 

Необходимо знать, что есть аяты и хадисы, которые касаются только территории Макки и окружающей местности, чтобы Макка была в безопасности, и чтобы там не было других религий. 

В Куръане и хадисах для этого особенное положение, и обобщать этот хадис для всего мира, говорить, что это касается всего мира, что на этой планете вообще не должен жить кяфир и если человек не примет Ислам, то с ним нужно сражаться, является невежеством, и это противоречит Куръану, сотням аятам и хадисам. 

Дальше будем изучать, что существует четыре вида кяфиров и один из видов кяфиров это те, которые живут на территории Макки. В Макке жили люди, которые заключили договор, в Мадине жили иудеи, с которыми тоже был договор, однако, макканские мушрики и мадинские яхуды нарушили свои обещания, поэтому для них есть особенные, сильные приказы. Для остальных же видов кяфиров, которые живут в других местах, эти приказы не относятся. 

Обратите внимание! Мы знаем, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم не сражался с людьми, которые жили в Хабаше, в Йемене и было много людей, которые жили под защитой мусульман, жили под договором мусульман. 

Тогда как принимать этот хадис? Этот хадис относится только к определенным людям. 

Понимание хадиса

فِقْهُ الْحَدِيثِ (фикхуль хадис)

  1. أُمِرْتُ — мы поняли, что сам пророк Мухаммад صلّى الله عليه وسلم не имел права создавать религию, потому что религия от Аллаха عزَّ وجلَّ. 
  2. Когда пророк صلى الله عليه وسلم делает какую-то вещь халяль или харам, то это от Аллаха عزَّ وجلَّ. Например, в хадисе решено, что лошадь халяль, и домашний осел харам и это решение (Уахийю) от Аллаха عزَّ وجلَّ. 
  3. Из этого хадиса мы поняли, что хадис на самом деле является Уахийю, потому что в этом хадисе сказано: أُمِرْتُ, которое означает, что «Аллах عزَّ و جلَّ мне приказал», а приказ Аллаха -это и есть Уахийю. Значит мы поняли, что помимо Куръана, Аллах عزّ وجلّ тоже приказывает пророку صلى الله عليه وسلم. 
  4. 4.أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ — война, в своей основе, является ненавистной вещью, макрух, но для того, чтобы остановить фасад, зульм и фитну Ислам разрешает сражаться. 
  5. Надо знать, что в Макке и окружающей территории присутствие других религий, помимо Ислама — это и есть фасад, поэтому и приказано сражаться. 
  6. Мы поняли, что в Макке и окружающей территории не должна быть какая-то другая религия, помимо Ислама. 
  7. حَتَّى يَشْهَدُوا أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ – 

Мы поняли, что только сказать «لا إله إلا الله محمد رسول الله» (Ля иляха илляЛлах Мухаммаду расулюЛлах) недостаточно. Здесь сказано: «يَشْهَدُوا» — «пока они не засвидетельствуют», значит, свидетельствовать — это очень важно. 

  1. وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ، وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ — здесь говорится о важности намаза и закята после имана, то есть, указание на две важные вещи: салят и закят. 
  2. دِمَاءَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ — указывает на то, что если человек живет в Макке или на окружающей территории и не принимает Ислам, отказывается, то является дозволенным сражаться с ним, взять его имущество и положить его в общие расходы. 
  3. وَحِسَابُهُمْ عَلَى اللَّهِ — Если какой-то человек просто перед людьми примет Ислам, но внутри является кяфиром и мунафиком, то такого человека нельзя убивать. Мы будем его считать мусульманином, а расчет его перед Аллахом и он будет отвечать перед Аллахом. 
  4. Мы поняли, что с человеком, который называет себя мусульманином, нельзя сражаться, даже если он является мунафиком. 
  5. Мы поняли, что некоторые люди из числа мунафиков будут в джамаате, выгонять их из джамаата и сражаться с ними не дозволено, и мунафик сам будет отвечать перед Аллахом عزّ وجلّ. Его расчет (хисаб) перед Аллахом и взять с него расчет (хисаб) – это не из дел людей.