Вопрос № 64. Является ли частью имана убеждение, что Ислам является полной религией?

Считать Ислам полной религией является обязательным компонентом, обязательной частью имана, и человек не может быть мусульманином, пока у него не будет такого убеждения, что Ислам является полной (камиль كَامِلٌ) религией.
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит:
اَلْيَوْمَ اَكْمَلْتُ لَكُمْ دِيْنَكُمْ وَاَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِىْ وَرَضِيْتُ لَكُمُ الْاِسْلَامَ دِيْنًا
[المائدۃ:3]
Сегодня Я закончил вашу религию/религия стала полной, Я отдал вам свое благо полностью, и Я избрал вашей религией Ислам.
Сура «Аль-Маида», аят 3.

اَلْيَوْمَ — сегодня
اَكْمَلْتُ — Я сделал полной (камиль كَامِلٌ),
لَكُمْ — для вас
دِيْنَكُمْ — ваш دين (дин).
وَاَتْمَمْتُ — и сделал полным (тамам تَمَامٌ),
عَلَيْكُمْ — над вами (то есть, отдал вам полностью),
نِعْمَتِىْ — Мое благо
وَرَضِيْتُ لَكُمُ — и избрал для вас;
(وَرَضِيْتُ — и довольствовался, разрешил, дозволил)
لَكُمُ — для вас
الْاِسْلَامَ دِيْنًا — религию ислам.
وَرَضِيْتُ — от слова: رضء.

Аллах عزّ وجلّ говорит, что دين (дин), в котором есть Его довольство — это только ислам и Он выбрал для вас эту религию.
Если у человека не будет такого убеждения, что ислам является دين (дин) كَامِلٌ (камиль), то он является кафиром, потому что он отрицает Куръан. Что касается уважения к исламу, уважения к Откровению, то туда тоже входит считать Откровение (Уахийю) كَامِلٌ (камиль) и быть убежденным, что помимо Откровения (Уахийю) ничего не является исламом, ничего не является религией (دِينٌ).
اَلْيَوْمَ اَكْمَلْتُ لَكُمْ دِيْنَكُمْ — это великий закон, закон Аллаха عزَّ وجلَّ и он является основой ислама. Это такой великий аят, что даже иудеи сказали, что если бы этот аят был ниспослан им, то они бы праздновали этот день.

Хадис № 29
الحدیث:29

حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ الصَّبَّاحِ، سَمِعَ جَعْفَرَ بْنَ عَوْنٍ، حَدَّثَنَا أَبُو الْعُمَيْسِ، أَخْبَرَنَا قَيْسُ بْنُ مُسْلِمٍ، عَنْ طَارِقِ بْنِ شِهَابٍ، عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ،» أَنَّ رَجُلًا مِنْ الْيَهُودِ، قَالَ لَهُ: يَا أَمِيرَ الْمُؤْمِنِينَ، آيَةٌ فِي كِتَابِكُمْ تَقْرَءُونَهَا لَوْ عَلَيْنَا مَعْشَرَ الْيَهُودِ نَزَلَتْ لَاتَّخَذْنَا ذَلِكَ الْيَوْمَ عِيدًا، قَالَ: أَيُّ آيَةٍ؟ قَالَ: الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلامَ دِينًا سورة المائدة آية 3، قَالَ عُمَرُ: قَدْ عَرَفْنَا ذَلِكَ الْيَوْمَ وَالْمَكَانَ الَّذِي نَزَلَتْ فِيهِ عَلَى النَّبِيِّ ﷺ وَهُوَ قَائِمٌ بِعَرَفَةَ يَوْمَ جُمُعَةٍ».
[صحیح البخاري:45، صحیح مسلم:3017]
Передал Аль Хасан ибн Ас Саббах, который слышал это от Джаъфара ибн ‘Ауна, который передал от Абу Аль’ Умайса, а тому сообщил Кайс ибн Муслим, передал от Тарика ибн Шихаба, а тот от Умара ибн Аль Хаттаба, что как-то один иудей сказал ему:
«О, правитель верующих/амиру ль-муъминин! Есть такой аят в вашей Книге, и вы его читаете; вот если бы он был ниспослан нам, то мы бы сделали этот день праздником!..»
Умар спросил: «Это какой аят?»
Тот ответил: Аят — «сегодня Я закончил вашу религию/религия стала полной, Я отдал вам своё благо полностью, и Я избрал вашей религией ислам» (сура «Аль-Маида», 3 аят).
Умар сказал: «Нам очень хорошо известно, где и когда это было ниспослано пророку ﷺ; он стоял на Арафате, и это был день джумуа/пятница».
«Сахих» Аль-Бухари, 45; «Сахих» Муслим, 3017.

Тарик говорит, что к Умару ибн Аль-Хаттабу رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ,
أَنَّ رَجُلًا مِنْ الْيَهُودِ — пришел мужчина из числа иудеев,
قَالَ لَهُ: — и сказал ему:
يَا أَمِيرَ الْمُؤْمِنِينَ — о амируль муъминин!
أَمِيرٌ — это правитель, ответственный)
الْمُؤْمِنِينَ — это верующие.
Умар ибн Аль-Хаттаб был такой великий человек, что даже кафиры его называли «амируль муъминин».
И те люди, которые не считают его «амируль муъминин», в этом вопросе хуже тех иудеев, кафиров, которые считали его «амируль муъминин».
Этот человек был ученый из числа иудеев, и он пришел, чтобы спросить у амируль муъминин и сказал ему:
آيَةٌ فِي كِتَابِكُمْ — один аят есть в вашей Книге (Куръане),
تَقْرَءُونَهَا — вы его читаете;
لَوْ عَلَيْنَا — если бы над нами,
مَعْشَرَ الْيَهُودِ — людям из числа иудеев,
نَزَلَتْ — был он ниспослан,
لَاتَّخَذْنَا — мы бы взяли
ذَلِكَ الْيَوْمَ — этот день (в котором этот аят был ниспослан),
عِيدًا — праздником (то есть, этот день сделали бы праздником).
قَالَ: — Он сказал (Умар رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ):
أَيُّ آيَةٍ؟ — какой аят?
قَالَ: — Он (иудей) сказал:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلامَ دِينًا (سورة المائدة آية (3
(Сура «Аль-Майда», 3)
قَالَ عُمَرُ: — Сказал Умар:
قَدْ عَرَفْنَا ذَلِكَ الْيَوْمَ — мы прекрасно знаем этот день,
وَالْمَكَانَ — и это место,
الَّذِي نَزَلَتْ فِيهِ — в котором был ниспослан этот аят,
عَلَى النَّبِيِّ ﷺ — на пророка ﷺ,
وَهُوَ قَائِمٌ — и он стоял
بِعَرَفَةَ — на Арафате (Арафат — это место, где люди собираются во время хаджа),
يَوْمَ جُمُعَةٍ — в день جُمْعَةٌ (джумуа, пятницу).

Это такой великий аят, что даже иудеи мечтают о таком аяте и говорят: если бы этот аят был ниспослан нам, то мы бы праздновали этот день. Но, к сожалению, некоторые мусульмане не уважают этот аят, и не считают, что ислам является полным (камиль كَامِلٌ) дин, и они туда добавляют свой адат, свои традиции, свой иджтихад, и слова имамов, учёных и так далее.
Умар رضي الله عنه ответил: «мы прекрасно знаем это место и день, в который был ниспослан этот аят, но разница есть между нами и вами, о, иудеи. Разница такая, что мы, мусульмане, ничего не добавляем в религии, ничего не добавляем из того, что не доказано из Откровения (Уахийю). Поэтому мы не отмечаем этот день, у нас не должен быть какой-то другой праздник, кроме двух праздников, то есть, в исламе праздников только два, и третий мы не можем добавить. А если ты хочешь сказать, что «عِيد ид» — это просто «собрать», потому что «عِيد» дословно переводится: «люди возвращаются в какое-то место», то запомни, что на Арафате люди собираются каждый год, и на джумуа люди собираются на намаз каждую неделю. Арафат — это не такой праздник, чтобы отмечать, это день поклонения в этот день хаджа. А джумуа не такой праздник, чтобы его отмечать и это день поклонения, и люди собираются в масджиде читать намаз. Тем более, Арафат и джумуа не могут быть днём такого праздника, который отмечают, потому что это дни поклонения, но поскольку «عِيد ид» — это собраться где-то или вернутся каждый раз в определённое время вместе, то тогда это является «عِيد ид».
В другом ривайяте говорится:
Риваят — «Джамиу» Ат-Тирмизи, 3044. Хадис — сахих.
عَنْ عَمَّارِ بْنِ أَبِي عَمَّارٍ، قَالَ: » قَرَأَ ابْنُ عَبَّاسٍ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلامَ دِينًا سورة المائدة آية 3 وَعِنْدَهُ يَهُودِيٌّ، فَقَالَ: لَوْ أُنْزِلَتْ هَذِهِ عَلَيْنَا لَاتَّخَذْنَا يَوْمَهَا عِيدًا، قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ: فَإِنَّهَا نَزَلَتْ فِي يَوْمِ عِيدٍ فِي يَوْمِ جُمعَةٍ وَيَوْمِ عَرَفَةَ
[جامع الترمذي:3044]صحیح
Передаётся от ‘Аммара ибн Абу ‘Аммара, он рассказал: «Ибн Аббас прочитал «сегодня Я закончил вашу религию/религия стала полной, Я отдал вам своё благо полностью, и Я избрал вашей религией ислам» (сура «Аль-Ма’ида», аят 3), а рядом находился один иудей, и он сказал:
Вот если бы этот аят был ниспослан нам, мы бы сделали этот день праздником!..
Ибн Аббас ответил: Это было ниспослано в день праздника: день джумуа и день Арафат.
(Это не те праздники, которые люди отмечают, а дни, в которые люди собираются вместе.)

عَنْ عَمَّارِ بْنِ أَبِي عَمَّارٍ — ‘Аммара ибн Абу ‘Аммар говорит:
قَالَ: « قَرَأَ ابْنُ عَبَّاسٍ — прочитал Ибн Аббас этот аят:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلامَ دِينًا
Сура Аль-Ма’ида, аят 3.
.وَعِنْدَهُ يَهُودِيّ — и с ними был иудей
فَقَالَ — и сказал (иудей),
لَوْ أُنْزِلَتْ هَذِهِ عَلَيْنَا — если этот аят был нам ниспослан
لَاتَّخَذْنَا يَوْمَهَا عِيدًا — и ниспослание этого аята взяли ид, праздновали бы.
قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ: — Ибн Аббас сказал:
فَإِنَّهَا نَزَلَتْ فِي يَوْمِ عِيدٍ — это был ниспослан в день ид
فِي يَوْمِ جُمعَةٍ — в день джумуа
وَيَوْمِ عَرَفَةَ — и в день Арафат.
Джумуа — называется «ид», не потому что мы отмечаем его, отмечать его нельзя, так как есть только два праздника в исламе.
Слово «ид» здесь имеет такой смысл: что собираются люди в определённое время в определённом месте, и поэтому джумуа является «ид» и День Арафата является «ид».
«Джамиу» Ат-Тирмизи, 3044. Хадис — сахих.

Этот хадис является доводом и доказательством, что общее понимание и свидетельство сподвижников رضي الله عنهم такое, что этот аят был ниспослан в день Арафата, когда посланник ﷺ Аллаха был на Арафате на хадже.
Наоборот, некоторые люди сочинили ложные хадисы и сказали, что этот аят был ниспослан на гадир хум (غَدِيرِ خَمّ). Гадир (غَدِيرِ) — это «ключ» где вода выходит, а Хум (خَمّ) — это место. Они говорят ложь, что посланник Аллаха ﷺ совершил хадж, потом возвратился в Мадину, и когда дошёл до места гадир (غَدِيرِ), то там посланник Аллаха ﷺ якобы взял руку Али رضي الله عنه и сказал, что ты будешь халифом, и ты являешься «мауля». И когда он это сказал, то Аллах عَزَّ وَجَلَّ ниспослал этот аят и сказал, что вот теперь религия полная. То есть, когда назначили Али رضي الله عنه халифом, то религия стала полная.
Это абсолютная ложь!
Они говорят:
Ложный хадис:
«.. وَهُوَ يَوْمُ غَدِيرِ خَمَّ» ، ثُمَّ أَخَذَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِيَدِ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ، فَقَالَ: «أَلَسْتُ أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ» ، فَقَالُوا: بَلَى يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: «مَنْ كُنْتُ مَوْلَاهُ فَعَلِيٌّ مَوْلَاهُ» ، فَقَالَ لَهُ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ: بَخٍ بَخٍ لَكَ يَا ابْنَ أَبِي طَالِبٍ، أصْبَحَتْ مَوْلَاي وَمَوْلَى كُلِّ مُسْلِمٍ، قَالَ: فَأَنْزَلَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ: {الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي} [المائدة: 3]
«… Это было в День источника Х̇умм. Пророк ﷺ взял руку ‘Али ибн Абу Талиба и сказал: «Разве не я ближе всех к верующим?/ муъминам?»
Люди ответили: «Конечно же! О, посланник Аллаха!»
Пророк сказал: «Тому, кому я близок, близок ему и ‘Али/ ‘Али его мауля».
Умар ибн Аль Хаттаб обратился к ‘Али: «О-о-о, ибн Абу Талиб! Ты теперь мой мауля и мауля всех мусульман!»…
И вот тогда Всемогущий и Всесильный Аллах ниспослал: “Сегодня Я закончил вашу религию/ религия стала полной, и Я отдал вам своё благо полностью” (сура «Аль-Ма’ида», 3 аят.)

وَهُوَ يَوْمُ غَدِيرِ خَمَّ — и это был день гадир хум
مَّ أَخَذَ النَّبِيُّ — потом пророк ﷺ взял
ﷺ بِيَدِ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِب — руку Али ибн Абу Талиба
فَقَالَ — и сказал:
أَلَسْتُ أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ — Спросил людей: Разве я не ближе всех к верующим?/муъминам?
فَقَالُوا — они (сподвижники) сказали:
بَلَى يَا رَسُولَ اللَّه — Конечно же! О, посланник Аллаха!
قَالَ — посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ كُنْتُ مَوْلَاهُ فَعَلِيٌّ مَوْلَاهُ — кому я являюсь мауля, тому Али является его мауля.
فَقَالَ لَهُ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ: Умар Ибн Аль-Хаттаб обратился к Али и сказал:
بَخٍ بَخٍ — это когда человек говорит «ого».
بَخٍ بَخٍ لَكَ يَا ابْنَ أَبِي طَالِبٍ — О-о-о, сын Абу Талиба!
أصْبَحَتْ مَوْلَاي وَمَوْلَى كُلِّ مُسْلِمٍ — Ты теперь мой мауля и мауля всех мусульман!
قَالَ : فَأَنْزَلَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ: — И вот тогда Аллах عَزَّ وَجَلَّ ниспослал:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي
(сура «Аль-Маида», 3 аят.)
Этот хадис является ложным.

Четко ясно сказано в достоверных хадисах, которые мы привели, что этот аят был ниспослан يَوْمِ عَرَفَةَ в день Арафата, а не где-то в غَدِيرِ خَمَّ «гадира Хумм».
И в этом хадисе сказано, что посланник Аллаха ﷺ сказал, что Али является «мауля» всех мусульман, хотя есть Откровение (Уахийю), достоверный хадис в «Сахих» Муслима, где сказано, что, помимо Аллаха, назвать кого-то «мауля» является харам, запрещено! И есть подробный ответ на вопрос «можно ли кого-то назвать «мауля», помимо Аллаха عَزَّ وَجَلَّ?»
На счет غَدِيرِ خَمَّ «гадира Хумм» люди сочинили очень много ложных хадисов, больше ста ложных ривайятов, и единственный достоверный ривайят на счет этого есть в «Сахих» Муслиме, где посланник Аллаха ﷺ обратился к людям и сказал: «я оставляю вам две ценных, важных вещи: первое — это Куръан, а второе мой «ахлюль-байт».
Первое: Куръан — это книга, которую Аллах عَزَّ وَجَلَّ ниспослал для того, чтобы люди изучали его и действовали в соответствии этих знаний. Невозможно изучать и понять Куръан без хадисов, поэтому, где Аллах عَزَّوَجَلَّ в Куръане говорит или посланник Аллаха ﷺ в хадисе говорит, что «держите Куръан», то автоматически туда входят и хадисы тоже.

Вторая вещь: «я оставляю ахлюль байт».
Кто же такие «ахлюль байт»?
Сам Куръан назвал супруг пророка ﷺ «ахлюль байт», то есть, Аллах عَزَّ وَجَلَّ Свидетель, что «ахлюль-байтом» являются супруги пророка ﷺ, то есть, посланник Аллаха ﷺ говорит: «я оставляю своих супруг (своих жен)».
Действительно, каждый ответственный человек при смерти станет переживать за своих жен, а у пророка их было девять, и среди них были и молодые, которым даже нет двадцати лет, и у него нет ни сына, ни родного брата, которым можно было доверить своих супруг. Конечно же, он переживал, и поэтому сказал: «люди, относитесь хорошо к моим супругам, не обижайте их». То есть, на этом «гадир Хумм» (غَدِيرِ خَمَّ) посланник Аллахаﷺ сказал, что он оставляет Куръан, чтобы изучали его и действовали по нему, и автоматически туда входят хадисы, потому что невозможно понимать и действовать без хадисов, и оставляю супруг, не обижайте их. Были некоторые лицемеры, которые хотели напасть на честь супруг пророка ﷺ, поэтому он призывает, чтобы были осторожны, не давали какой-то повод или шанс этим лицемерам, чтобы они не напали или не сочинили ложь на супруг пророка ﷺ, как до этого некоторые лицемеры уже сочинили. И сподвижники ответили призыву и очень хорошо относились к супругам пророка ﷺ.
В этом великом аяте Аллах عَزَّ وَجَلَّ говорит:
اَلْيَوْمَ اَكْمَلْتُ لَكُمْ دِيْنَكُمْ — сегодня Я сделал ваш дин «камиль».
Какая-то вещь становится «камиль» тогда, когда будет следующее:
нет никаких недостатков;
туда что-то добавлять является харамом;
добавлять что-то является бидъа, нововведением и заблуждением.

«اَلْيَوْمَ اَكْمَلْتُ لَكُمْ دِيْنَكُمْ»
Мы поняли, что:
«Дин» был «камиль» при жизни посланника Аллаха ﷺ;
добавлять что-то в этот «камиль дин» является нововведением и каждое нововведение является заблуждением;
то, что ислам говорит, что это обязательно, то это обязательно; и то, что ислам говорит, что это харам, то это харам; что-то изменять в религии является куфр акбар; в этой религии нет недостатков, добавить туда что-то будет куфр акбар; ничего такого не осталось в религии, про что не сказал Аллах عَزَّ وَجَلَّ, поэтому религия является полной (камиль كَامِلٌ);
не правы те люди, которые думают, что иджтихад — это религия, это ложь и неправильное убеждение, потому что религия была камиль (كَامِلٌ) еще до того, как они начали делать иджтихад, еще до их рождения;
мы поняли, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ будет полностью сохранять Откровение (Уахийю) до Судного дня в виде Куръана и Сунны;
Мы поняли, что добавлять в религию свой адат, свои традиции (مَسْلَكٌ) является ложным убеждением. «Камиль (كَامِلٌ) дин» — это значит, нельзя что-то добавлять, религия стала полной ещё до того, когда ещё этих адатов, традиций не было, и добавлять что-то в этот дин является нововведением и заблуждением.
Тот имам, которому люди слепо следуют, делают таклид и считают его слова حُجَّةٌ и доводом, ещё даже не родился, когда Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ сделал ислам полным, сделал свой дин полным.
Должно быть убеждение у каждого мусульманина, что то, что было тогда религией (дин), то только это является религией (дин), и после смерти пророка ‎ﷺ ничего нельзя добавлять в религию, потому что эта религия полная.
‎Посланник Аллаха ﷺ жил после этого аята несколько дней, и в эти несколько дней были ниспосланы некоторые аяты и хадисы, и они тоже являются дин, потому что они как раз относятся к этому аяту, и эти аяты и хадисы являются шарха для этого аята. В этих аятах, которые были ниспосланы после этого аята, не было сказано что-то нового. Просто Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ готовил пророка ﷺ к смерти после этого.
Получается такая общая картина, что Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ здесь обьявил, что религия ислам является полной, этот религия (дин) является «камиль». И после этого, когда вы увидите, что люди заходят в ислам толпами, то это является явной победой, и тогда восхваляйте Аллаха ‎عَزَّ وجَلَّ.
И посланник Аллаха ﷺ готовился к смерти, и последнее, что сказал: О, Аллах, забери меня в такое место, где у тебя находятся почетные и важные люди и это является «резюме» этого аята. И пророк ﷺ умер, когда Господь Миров (ربّ العالمين) ‎ четко и ясно сказал, что религия является «камиль», то значит, иджтихад не может быть частью этого «дин», потому что иджтихад вообще не религия. Люди написали сотни книг по иджтихаду, и там пишут такие вещи, которые не являются Откровения (Уахийю), знать эти книги не обязательно.
Из этого аята мы поняли разницу между «дин» и «дунья».
В этом аяте Аллах عَزَّ وجَلَّ (‎ربّ العالمين) говорит, что «дин» является полной, но Аллах ‎عَزَّ وجَلَّ не говорит, что «дунья» является полной, значит, есть разница между «дин» и «дунья». Если считать «дин и дунья» одним и тем же, то тогда получается, что и «дунья» полная, но все ведь не так. Например, в то время не было компьютера, сейчас есть, значит это «дунья» неполная.
Каждый день новая вещь добавляется в «дунья», но к религии что-то добавлять нельзя, поэтому «дин» полная, а «дунья» неполная, и в этом и есть очевидная разница, что «дин» и «дунья» это не одно и тоже, и что-то добавлять в «дин» является нововведением, а это запрещено и это заблуждение, а что-то добавлять в «дунья» дозволено и даже нужно.
То есть, «дин» и «дунья» — это разные вещи, и если кто-то совершает какую-то вещь в «дин», то будет искать доводы и доказательства, а если кто-то что-то совершает в «дунья», то никаких доказательств не нужно.
В «дин», в основе, все запрещено, кроме того, что доказано из Откровения, а в «дунья», в основе, все разрешено, кроме того, что доказано из религии, что это харам. То есть, в основе, в религии все запрещено, и если вы будете совершать какое-то дело, то вы должны привести сначала довод, а после этого действовать. А в «дунья» можно все делать, кроме того, что запрещено. Например, человек читает намаз в одном ракаате и делает два саджда, и если он совершит третий саджда, то он харам, потому что это не доказано, но если человек создаёт компьютер, автомобиль и самолёт, то это можно, потому что это «дунья» и в ней все разрешено. Почему человек каждый день читает пять намазов: фаджр, зухр, аср, магриб, иша? Потому что в «дин» (религии) и в Откровении (Уахийю) сказано, что надо читать пять намазов, и, если кто-то добавит ещё один намаз, он совершит бидъа, он совершит харам.
Но, например, компьютер, самолёт не доказаны из Откровения (Уахийю), но все равно это дозволено, потому что это не религия, не «дин».
Ислам выбрал месяц Рамадан для поста, что именно в этот месяц эта Умма будет держать пост, и если кто-то поменял Рамадан на другой месяц, то он изменил религию, и он стал кафиром. Ислам нам сказал, что хадж надо совершать в Мекке, ислам выбрал это место, и, если кто-то назначит ещё какое-то место для совершения хаджа, помимо Мекки, то он изменит религию, и станет кафиром, потому что религия полная.
Полная религия — это значит три вещи:
1. Нельзя менять религию, и кто изменит эту религию, то тот является кафиром, потому что полную вещь изменить нельзя, так как она полная.
2. Нельзя что-то добавлять и ввести туда, и если кто-то ввёл туда что-то, то это нововведение (бидъа), и это заблуждение, так как «камиль» — туда ввести что-то нельзя.
3. «Камиль» — это значит, что до Судного дня он будет «камиль», и нельзя что-то убавлять от этого, отделить и убавлять что-то из этого является куфр Акбар.
Например, установлено в религии пять намазов в день, и если люди соберутся и скажут, что теперь люди очень заняты, давайте вместо пяти сделаем два намаза, и сделают иджма на это, то эти люди станут кафирами.
Поэтому очень важно знать разницу между «дин» и «дунья». «Дин» — это то, что доказано из Откровения (Уахийю), например, человек не кушает свинину, потому что это «дин», не ворует, не обманывает, не говорит ложь, не убивает, потому что это харам, это «дин», намаз читает так, как это «дин» приказал. Когда, например, хоронят мертвого мусульманина, то читают джаназа, чтобы Аллах عَزَّ وجَلَّ простил его и это дуа, эта джаназа является «дин», или, например, перед свадьбой делают никах, так как никах является «дин», и процесс развода «талак» тоже является «дин». Что касается мирских моментов, то это мирские дела, в которых нужно придерживаться основных принципов ислама, то есть, не обманывать, не делать зульм, исраф, не быть высокомерным, не делать харам, и так далее.