Мы говорили, что иман – это верить в то пришло в Откровении, не сомневаться, не отказываться и не менять никаких значений и смыслов.
Вахъи нам рассказывает о некоторых качествах Аллаха عز و جل и нам обязательно нужно верить в них. Нельзя менять их смысл, сомневаться в них или отказываться от них.
Среди качеств Аллаха есть такое качество, как رَحْمَةٌ «рахма» – милость и غَضَبٌ «гъадаб» – гнев.
«Рахма» — это милость Аллаха. «Гъадаб» — гнев Аллаха.
«Рахма» имеет два смысла:
1. Качество Аллаха.
2. «Рахма» Аллаха иногда бывает махлюк (создание). Аллах создал какую-то вещь, и мы называем это милостью от Аллаха. Например, про дождь мы говорим: «Это милость от Аллаха», хотя дождь – это махлюк. Надо верить в это качество Аллаха обязательно.
У Аллаха есть прекрасные имена, среди них الرَّحْمَٰنِ Ар-Рахман и الرَّحِيمِ Ар-Рахим, оба имени указывают на качество «рахма».
Аллах عز و جل в Куръане говорит:
الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
«Аллах — Обладатель обширной милости, Обладатель вечной милости».
Сура «Аль-Фатиха», аят 3.
Также Аллах говорит:
وَرَحْمَتِى وَسِعَتْ كُلَّ شَىْءٍ
«Моя милость объемлет всякую вещь».
Сура «Аль-А’раф», аят 156.
«Гъадаб» – это сыфат Аллаха. Антоним для слова «рахма».
Сыфат (صِفَاتٌ) — качество; ед. ч. сыфа (صِفَةٌ)
Мы должны верить в оба эти качества, а положение только Одному Аллаху известно.
Нельзя говорить, что милость Аллаха такая же, как милость человека и нельзя говорить, что гнев Аллаха такой же, как гнев человека.
Оба качества доказаны из Куръана.
Аллах عز و جل говорит:
قُلْ هَلْ أُنَبِّئُكُم بِشَرٍّ مِّن ذَٰلِكَ مَثُوبَةً عِندَ اللَّهِ ۚ مَن لَّعَنَهُ اللَّهُ وَغَضِبَ عَلَيْهِ
Хотите, я сообщу вам, для кого плохим будет воздаяние Аллаха? У того, кого проклянёт Аллах и на кого разгневается!
Сура «Аль-Маида», аят 60.
И Аллах عز و جل говорит:
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا وَغَضِبَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا — А кто убьёт мусульманина преднамеренно,
فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا — тому воздаянием за это будет Ад! Он там пребудет вечно!
وَغَضِبَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ — Аллах разгневается на него и проклянёт.
وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا — Он приготовил для него великие мучения!
Сура «Ан-Ниса», аят 93.
И Господь Миров رَبّ العالمين говорит:
كُلُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَلَا تَطْغَوْا فِيهِ فَيَحِلَّ عَلَيْكُمْ غَضَبِي ۖ وَمَن يَحْلِلْ عَلَيْهِ غَضَبِي فَقَدْ هَوَىٰ
كُلُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ — Кушайте благое, которым Мы вас наделили,
وَلَا تَطْغَوْا فِيهِ — и не проявляйте непослушания,
فَيَحِلَّ عَلَيْكُمْ غَضَبِي — а не то на вас падёт Мой гнев!
وَمَن يَحْلِلْ عَلَيْهِ غَضَبِي فَقَدْ هَوَىٰ — Ведь тот, на кого падёт Мой гнев, успеха уж не добьётся!
Сура «Та Ха», аят 81.
В этом аяте есть два смысла:
1. Аллах говорит:
كُلُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ — Кушайте благое, которым Мы вас наделили,
وَلَا تَطْغَوْا فِيهِ — и не проявляйте непослушания.
«Не проявляйте непослушания» в вопросах харама и халяля. То есть, нельзя от себя запрещать то, что Аллах не запретил. Аллах разгневался на мушриков, потому что они запрещали то, что Он не запретил. У человека нет таких полномочий, чтобы делать какую-то вещь харамом, а если он так поступает, то совершает большой грех и ослушается Аллаха.
Аллах говорит:
كُلُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ — Кушайте то, что является чистым
وَلَا تَطْغَوْا فِيهِ — и от себя не придумывайте, что халяль, а что харам.
Если вы будете от себя что-то запрещать людям, то
فَيَحِلَّ عَلَيْكُمْ غَضَبِي — на вас падет гнев Аллаха.
Это предупреждение тем людям, которые на основе своего кыяса, иджтихада устанавливают харам. Таких людей постигнет гнев Аллаха.
2. Если Аллах عز و جل что-то сделал харам (запретным), то не делайте это халяль (дозволенным), иначе на вас падет гнев Аллаха. То, что Аллах явно запретил, не делайте дозволенным. И не запрещайте то, что Аллах не запретил. Если вы будете так поступать, то это будет ослушанием. Поэтому нужно уверовать в то, что доказано из вахьи (Откровения), подчиняться этому и не вносить никаких изменений.
Этот аят указывает на то, что тех людей, которые на основе чего-то, помимо Откровения, делают в религии что-то харам или халяль, постигнет гнев Аллаха. Потому что создать религию и установить в ней харам и халяль может только Аллах.
Из этого мы поняли, что у Аллахе есть качества رَحْمَةٌ «рахма» — милость и غَضَبٌ «гъадаб» — гнев. Также у Аллаха есть такие качества как: довольство, любовь, наказание и ненависть.