Вопрос №92. Что означает вера в «кадар» (предопределение)?

Вера в кадар или الإيمان بالقَدر — это убеждение, это عَقِيدَةٌ (акида). Это
такое убеждение, такой يَقِينٌ (якын), иман, что то, что происходит
(случается), Аллах عزّ وجلّ заранее знал и все это у Него записано. И,
вместе с этим, Аллах عزَّ و جلَّ дал человеку выбор и полномочия. То, что
мы говорим, что у Аллаха عزّ وجلّ все заранее написано, не означает, что
Аллах عزّ وجلّ заставил человека, чтобы человек совершал деяния именно
согласно той записи, которая написана у Аллаха عزّ وجلّ.
Обратите внимание, это очень важный момент!
Значит تَقْدِيرٌ или قَدَرٌ, который люди переводят как «предопределение»
не означает, что Аллах عزَّ و جلَّ заранее написал какое-то деяние, какое-то
действие, а потом заставил человека, чтобы он совершил именно так, как
Аллах عزَّ و جلَّ записал. А تَقْدِيرٌ (такдир) или قَدَرٌ ( кадар) — это значит, что
Аллах عزَّ و جلَّ заранее знает, что человек будет совершать такие
действия. Аллах عزَّ و جلَّ дал человеку выбор, полномочия и Аллах عزَّ و جلَّ
заранее знал, что человек будет совершать такие-то действия, что
человек выберет такие-то действия. Аллах عزَّ و جلَّ это заранее знает и то,
что Аллах عزَّ و جلَّ знает, Он пишет.
Например, Абу Джахль был кяфиром и он попадет в Ад. Абу Джахль
это тот кяфир, который враждовал с пророком Мухаммадом صلى الله عليه وسلم
и воевал с ним.
Обратите внимание на важный момент!
Абу Джахль является кяфиром не потому, что Аллах عزَّ و جلَّ заранее
записал, что он кяфир и умрет кяфиром. А наоборот, Аллах عزَّ و جلَّ
заранее знал, что Абу Джахль будет отрицать Ислам, не примет Ислам
до смерти и умрет кяфиром, несмотря на то, что Абу Джахлю Аллах عزَّ و
جلَّ дал полномочия и выбор. Он мог бы принять Ислам в то время, когда
остальные люди принимали Ислам, но он выбрал куфр.
То, что Абу Джахль выберет куфр Аллах عزَّ و جلَّ знал заранее. И
поэтому у Него это было написано. То есть, Аллах عزَّ و جلَّ знал заранее
выбор Абу Джахля и поэтому написал так, что он выберет это.
Надо знать о таком моменте, что, если какой-то человек оставит

деяния и усердие, и потом говорит, что, если в تَقْدِيرٌ (такдире) написано,
что получу успехи, то значит, я все равно получу. А если в تَقْدِيرٌ (такдире)
или قَدَرٌ (кадаре) не написано для меня успехи, то значит, не получу
успехи и говорит, что деяния и усердие не нужны.
Такой человек является джахилем и заблудшим, потому что Ислам
никогда не говорит, чтобы люди оставили действия и усердие, не
говорит, что можно ничего не делать и то, что написано, то так и будет!
Ислам это не сказал. Ислам не сказал, что قَدَرٌ (кадар) и تَقْدِيرٌ (такдир)
будет преградой между человеком и его усердием. Ни в коем случае!
Ислам не сказал, чтобы человек отдыхал и верил, что, «если в такдире
Аллах عزَّ و جلَّ назначил успехи, то получу успехи, а если не назначил, то
не получу и можно отдыхать».
Это не является уроком Ислама, а это, наоборот, действие, которым
человек нарушает урок Ислама. Ислам всегда приказывает об усердии и
это является основным приказом Ислама.
Обратите внимание!
Тот человек, который совершил грех, говорит, что он совершил этот
грех или не получил успехи, потому что в такдири так было написано. Вот
эти слова являются грехом. Он говорит, что совершил грех, потому что
так было написано в قَدَرٌ (кадаре). Например, человек совершает زِنَاءٌ
(прелюбодеяние) и говорит, что совершил его, потому что Аллах عزَّ و جلَّ
написал, что он совершит его. Этот человек является заблудшим и
совершает большой грех и может совершить куфр, потому что знание
Аллаха عزَّ و جلَّ чистое, запись Аллаха عزَّ و جلَّ чистая. Обвинять кадар в
своих грехах — это большой грех. Обвинять кадар Аллаха عزَّ و جلَّ в своих
грехах и не успехах, и нельзя говорить, что, если бы не такдир, то он бы
получил успехи и так далее. Такой человек враждует с Аллахом عزّ وجلّ,
потому что он не уважает Аллаха عزَّ و جلَّ, приписывает «плохое» Аллаху
عزّ وجلّ. Это является преступлением и грехом! Ислам нам дает такой
урок, что нам нельзя что-то «плохое» приписывать к Аллаху عزّ وجلّ.
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит, что Ибрахим عليه السلام сказал:
وَإِذَا مَرِضْتُ فَهُوَ يَشْفِينِ
Когда я заболею, Он меня исцеляет.
Сура «Аш-Шу’ара’», аят 80.
Обратите внимание!
Здесь Ибрахим عليه السلام не сказал, что Аллах عزَّ و جلَّ дает мне болезнь,
а потом дает мне здоровье, что Аллах عزَّ و جلَّ делает меня больным,
потом делает меня здоровым. Он так не сказал. Несмотря на то, что и
болезнь, и здоровье есть в такдире, он это не сказал; не сказал, что
приписывает «болезнь и плохое» Аллаху عزّ وجلّ. А он говорит, «что когда
я заболею, то Аллах عزَّ و جلَّ меня исцеляет (дает мне здоровье)». Это
говорит о том, что ваши грехи, ваши недостатки, ваши неуспехи нельзя
приписывать к Аллаху عزّ وجلّ. Это проявление уважения к Аллаху عزّ وجلّ.

Несмотря на то, что в قَدَرٌ (кадаре) это будет, но из-за уважения к Аллаху
عزّ وجلّ нельзя говорить так. Всем известно, что здоровье и болезнь
решает Аллах عزَّ وجلّ, но приписывать это к Аллаху عزّ وجلّ нельзя.
Поэтому, если человек говорит, «что я совершил грех и Аллах عزَّ و جلَّ
сделал так, что я совершил грех, Аллах это записал и поэтому я
провалил экзамен или не получил успех в своих делах» и так далее то
это будет неуважение к Аллаху عزّ وجلّ и это противоречит урокам
Ислама.
Некоторые люди свою лень, свою небрежность оправдывают قَدَرٌ
(кадаром). Совершив какие-то грехи, ошибки и упущения, они
оправдывают себя кадаром Аллаха عزَّ و جلَّ. Это неправильно и является
неуважением к Аллаху عزّ وجلّ, и это неправильное представление. Есть
много мусульман, которые после своих грехов, преступлений и упущений
спокойно говорят: «ну это же кадар Аллаха عزَّ و جلَّ». То есть, даже если
бы я усердствовал, то не получилось бы так-то и так-то, этим они
оправдывают себя, и это неправильно, никогда пророк صلى الله عليه وسلم и его
сподвижники رضي الله عنهم так не поступали.
Вера в قَدَرٌ — это не значит, что человек грех совершает и
предписывает это к Аллаху, что Аллах عزَّ و جلَّ ему это записал. Человек
совершает преступление, совершает грехи и потом приписывает это к
Аллаху, что Аллах عزَّ و جلَّ так написал. Этим они обвиняют Аллахаعزَّ و جلَّ.
То есть, человек совершил грех, а потом в этом обвиняет Аллаха عزَّ و جلَّ,
и это неправильно. Куръан ясно говорит, что Аллах عزَّ و جلَّ дал выбор
человеку.
(Кадар) قَدَرٌ и تَقْدِيرٌ (такдир) не значит, что человек будет проявлять лень,
будет отсиживаться и говорить, что если написано в تَقْدِيرٌ (такдир), то так и
будет. Это есть причина унижения мусульман. Много мусульман
оправдывают себя и говорят, что — это кадар Аллаха عزَّ و جلَّ, то, что мы
находимся в таком положении, кадар Аллаха عزَّ و جلَّ, что я не учился, не
учусь и так далее.
Это не означает, что «плохое» в такдире تَقْدِيرٌ не написано. Каждая
вещь написана в такдире تَقْدِيرٌ, все написано, как «хорошее», так и
«плохое». Но этим не надо оправдывать свои грехи, недостатки, свои
убытки и так далее. Если что-то случится, то нужно проявлять
довольство и можно говорить, что Аллах عزَّ و جلَّ сделал в Своем кадаре
то, что пожелал. Но это не для оправдания, а это для того, чтобы ты был
доволен кадаром, для проявления довольства: о, Аллах عزَّ و جلَّ, все мои
болезни, проблемы, горе, всем этим я доволен, и я доволен кадаром. Но
это не для того, чтобы себя оправдывать, что это не твоя проблема, и не
твоя вина. Человек, который лежит, отдыхает, а потом, в итоге, на
экзамене получает плохие оценки и говорит, что это قَدَرٌ (кадар) Аллаха عزَّ
و جلَّ. Этим он издевается над قَدَرٌ (кадар) Аллаха عزَّ و جلَّ. И, если, человек
не выполнил то задание, которое перед ним поставили, а потом, по
окончании смеется и говорит, что это же кадар Аллаха عزَّ و جلَّ, то он
просто издевается над кадаром Аллаха عزَّ و جلَّ, защищает себя этими
словами.

В Куръане رَبِّ ٱلْعَـٰلَمِينَ Господь миров говорит:
أَلَا لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ
أَلَا — Знайте! (это для предупреждения),
لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ — для Аллаха الْخَلْقُ (такдир) и الْأَمْرُ (приказ).
Сура «Аль-‘Араф», аят 54.
Обратите внимание на этот аят!
В этом аяте Аллах عزَّ و جلَّ говорит, что две вещи от Аллаха عزَّ و جلَّ:

  1. الْخَلْقُ (такдир), то есть, الإيمان بالقَدر
  2. الْأَمْرُ — хукм, приказ от Аллаха عزَّ و جلَّ.
    Такдир (الْخَلْقُ) — это знание Аллаха عزَّ و جلَّ и Его запись.
    А приказ Аллаха عزَّ و جلَّ — это то, что надо усердствовать. Надо
    получать знания, силу, надо убрать зульм, делать джихад, не надо
    проявлять лень, небрежность (это все «харам») и так далее.
    Аллах عزَّ و جلَّ дал приказ для того, чтобы люди совершали хорошие
    дела, усердствовали в этом: стремитесь, опережайте друг друга в
    совершении хорошего, получайте знания, усердствуйте и так далее!
    Просто так лежать (бездействовать) не является методом пророков и
    методом сподвижников. Сподвижники رضي الله عنهم просто так, без дела не
    лежали, Они усердствовали, несмотря на то, что у них الإيمان بالقَدر (вера в
    кадар) была лучше.
    Это очень важный момент!
    Некоторые люди очень много думают о قَدَرٌ (кадаре), о تَقْدِيرٌ (такдире),
    они размышляют, философствуют и задают разные вопросы, и это очень
    неправильно.
    Обратите внимание!
    (Вера в кадар) الإيمان بالقَدر — это благо от Аллаха عزَّ و جلَّ, которое,
    наоборот, избавляет вас от разнообразных плохих мыслей, чтобы у вас
    не было депрессии. Когда вы будете убеждены в قَدَرٌ и تَقْدِيرٌ, то через это,
    наоборот, вы сможете контролировать свои мысли, и заботы
    уменьшатся. Но некоторые люди, наоборот, начали столько думать о قَدَرٌ,
    что у них появилась депрессия. Они думают: «почему это так, если так,
    то почему так?» и так далее, и этим самым они получают стресс и это
    наказание.
    Кадар Аллаха عزَّ و جلَّ (قَدَرٌ), которое является благом, превратилось для
    них в наказание. Потому что они очень много об этом думают и задают
    очень много вопросов.
    قَدَرٌ (Кадар Аллаха) не для того, чтобы ты о нем (قَدَرٌ) думал, а قَدَرٌ — это
    знание Аллахаعزَّ و جلَّ и Его действия.
    Убежденность в том, что то, что происходит, Аллах عزَّ و جلَّ заранее
    знал об этом и это записал, и на этом все заканчивается.
    Дальше ты должен полностью думать о своем усердии, тщательно
    планировать, усердствовать и не упускать какие-то моменты, и это и есть
    урок Ислама.

Если, например, что-то случилось не так, то все равно ты доволен и
говоришь, что Аллах عزَّ و جلَّ решил для меня так, не обвинять Аллаха عزَّ و
جلَّ, а радоваться, и думать, что в этом для меня есть благо.
قَدَرٌ — это благо от Аллаха عزَّ و جلَّ, что Аллах عزَّ و جلَّ заранее приготовил
план, «что» человек будет кушать и так далее, и не надо так много
переживать.
Надо усердствовать и верить в кадар, и это идеальное воспитание.
Много болезней, проблем, психических расстройств бывают из-за того,
что человек очень много думает на эту тему. О том, что будет со мной,
что будут кушать мои дети, что будет завтра и так далее. Аллах عزَّ و جلَّ
говорит, чтобы вы не переживали, что у Аллаха عزَّ و جلَّ есть для вас план,
вы усердствуйте и не переживайте.
Все это является уроком قَدَرٌ (кадара).
قَدَرٌ — это значит, что ты принимаешь от Аллаха عزَّ و جلَّ все, что
происходит, и чрезмерно не переживаешь.
И это успех и ключ к тому, чтобы человек получил счастье и
успокоение.