Вопрос №93 Какие бывают столпы Ислама (أَرْكَانُ الإسلام)?

Если у вас спросят: «Какие бывают столпы Ислама?» (ما هي أركان الإسلام
؟),то вы должны ответить, что столпов Ислама «пять» «بُنِيَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ» :

  1. شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ – Свидетельство, что нет никого,
    достойного поклонения, кроме Аллаха عزَّ و جلَّ и что, Мухаммад ‏صلى الله عليه
    وسلم является посланником Аллаха;
  2. وَإِقَامِ الصَّلاَةِ – выстаивать намаз;
  3. وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ – выплачивать закята;
  4. وَالحَجِّ ‏بيت – совершать Хадж (к дому Аллаха عزَّ و جلَّ – Кааба);
  5. صَوْمِ رَمَضَانَ –держать пост в месяц Рамадан.
    Знание об этих пяти арканах Ислама нам даёт хадис.
    Хадис № 32
    Передаёт имам аль-Бухари:
    حَدَّثَنَا عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ مُوسَى، قَالَ: أَخْبَرَنَا حَنْظَلَةُ بْنُ أَبِي سُفْيَانَ، عَنْ عِكْرِمَةَ بْنِ خَالِدٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، رَضِيَ اللَّهُ
    عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ » بُنِيَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا
    رَسُولُ اللَّهِ، وَإِقَامِ الصَّلاَةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَالحَجِّ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ «
    Передал УбайдуЛлах ибн Муса, которому передал Ханзаля ибн Абу
    Суфьян от Икримы ибн Халида, а тот передал от Ибн Умара رضي الله عنهما,
    что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Ислам построен на пяти
    основах:
    свидетельстве, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха
    عزَّ و جلَّ, и что Мухаммад — посланник Аллаха عزَّ و جلَّ, выстаивании салята
    (намаза), выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в
    месяце Рамадан».
    «Сахих» Аль-Бухари, 8; «Сахих» Муслим, 16; «Джамиу» ат-Тирмизи,
    2609; «Сунан» ан-Насаи, 5001.

Аш-шарха
بُنِيَ الإِسْلاَمُ – Ислам построен (дословно)
بَنَى (مَبْنِيٌّ; بِنَاءٌ) — построить
عَلَى خَمْس – на пяти вещах:
شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ – свидетельство, что нет никого, достойного
поклонения, кроме Аллаха عزَّ و جلَّ,
дальше посланник Аллаха ‏صلى الله عليه وسلم говорит:
وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ – и что Мухаммад صلى الله عليه وسلم — посланник Аллаха.
شَهَادَةِ – это свидетельство, убеждение.
Имеется в виду убеждённость в мозге и подтверждение языком. «شَهَادَةِ»
здесь означает убеждённость (يَقِينٌ) и подтверждение языком (إِقْرَارٌ).
То есть, подтверждение языком своего убеждения, что нет никого,
достойного поклонения, кроме Аллаха عزَّ و جلَّ, и Мухаммад صلى الله عليه وسلم
– посланник Аллаха.
وَإِقَامِ الصَّلاَةِ – и выстаивание намазов.
Дословно الصَّلاَةِ означает дуа, мольба.
Здесь имеется в виду пять намазов, которые люди читают днем и
ночью, и которые являются фардом:

  1. Фаджр – утренний;
  2. Зухр – обеденный;
  3. Аср – послеобеденный;
  4. Магриб – после заката;
  5. Иша – последний ночной намаз.
    وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ – Выплачивание закята.
    Дословно الزَّكَاةِ переводится как очищение. То есть, определенную
    часть имущества в определённое время давать определённым людям по
    шариату, и это называется закят, который является обязательным. Когда
    человек отдаёт часть имущества кому-то ради Аллаха عزَّ و جلَّ, то он
    подтверждает, доказывает, что он любит Аллаха عزَّ و جلَّ больше, чем
    имущество. Получается, одна из целей закята: доказать, что ты любишь
    Аллаха عَزَّ و جَلَّ. А тех, кто не выплачивает закят, Аллах عزَّ و جلَّ
    предупреждает о сильных мучениях. Те люди, которые не выплачивают
    закят, думают, что это имущество им Аллах не даровал, а они его
    заработали своим талантом, усердием и так далее, и они любят своё
    имущество больше, чем Аллахаعزَّ و جلَّ.
    وَالحَجِّ –Хадж.
    Хадж также является столпом Ислама. Некоторые учёные считают, что
    это четвёртый рукн (столп), а некоторые считают, что это пятый столп.
    «Хадж» дословно переводится как «посещать какое-то место» (زِيَارَةٌ).
    Когда у человека есть возможность (إِسْتِطَاعَةٌ) в определённое время
    (время хаджа) поехать и совершить хадж, то для него это обязательно.
    Для хаджа надо выехать в Мекку к Каабе, которая называется домом
    Аллаха عزَّ و جلَّ. Вокруг неё нужно сделать обход, который называется
    «طَوَافٌ».

То, что люди делают вокруг Каабы обход, то это не значит, что этот
дом Аллаха عزَّ و جلَّ является объектом поклонения! Это всего лишь
дисциплина (воспитание) Ислама, Аллахعَزَّ و جَلَّ назначил это место и
велел вокруг него делать обход для сплоченности (объединения) и в
этом есть много других мудростей.
Аллах عزَّ و جلَّ сказал нам делать обход – мы делаем, и это абсолютное
уважение по отношению к Аллаху عزَّ و جلَّ. Люди со всего мира
собираются в одном месте, и в этом есть много польз, это Сунна пророка
‏صلى الله عليه وسلم: определенная одежда, в которой нужно ходить возле
Каабы, определённое количество раз совершать обход. Этим человек
говорит, что подчиняется Мухаммаду ‏صلى الله عليه وسلم, что является одним
из этой Уммы, богатый он или бедный, чёрный или белый, нет никакой
разницы. И это указывает на то, что мы на религии Ибрахима ‏عليه السلام.
Хадж не придумывал Мухаммад ‏صلى الله عليه وسلم, это дела Ибрахима‏,
это религия Ибрахима عليه السلام, поэтому хадж является рукном Ислама.
Почему христиане, иудеи не совершают хадж?
Потому что они не на религии Ибрахима ‏عليه السلام.
Каабу не построил Мухаммад ‏صلى الله عليه وسلم, он на тот момент ещё
даже не родился.
Его построил Ибрахим عليه السلام ещё за тысячу лет до появления
Мухаммада ‏صلى الله عليه وسلم и призывал людей к хаджу, и этот призыв на
самом деле был призывом от Аллаха عزَّ و جلَّ.
Поэтому когда люди ходят туда, они говорят: «لَبَّيْكَ», то есть, «я здесь, я
принимаю Твой призыв, о, Аллах, Ты позвал меня на хадж, поклоняться
Тебя, и я здесь, подчиняюсь тебе».
В хадже собирается много людей, и совершают много действий
вместе, и это указывает на практику работы в команде, и это хороший
пример. Люди узнают разные языки, увидят другую культуру и так далее.
وَصَوْمِ رَمَضَان – Пост в месяц Рамадан.
Дословно ‏الصوم переводится как «остановить, воздержаться», а в
шариате الصوم – значит, с утра до вечера не кушать, не пить и не
совокупляться, эти три вещи нарушают пост. Они запрещены с фаджра
до магриба, а с магриба до фаджра это дозволено.
Детям необязательно держать пост.
Также женщинам во время «хайд и нифас» запрещено держать пост,
старым людям, которые не могут держать пост, или женщинам, которые
кормят детей, или беременным женщинам можно пост не держать.
Пост в месяц Рамадан является обязательным (фард)!
А помимо поста в месяц Рамадан есть дополнительные посты,
которые можно держать, и это как раз способ для получения Довольства
Аллаха عزَّ و جلَّ.
В шархе этого хадиса можно написать отдельную книгу, и мы будем
изучать каждую тему отдельно, إنْ شَآءَ اللهُ.
Надо только знать, что у «بُنِيَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ» такая цель, чтобы показать,
что в исламе эти пять столпов очень важны.
Но это ни в коем случае не говорит о том, что ислам – это только эти

пять вещей.
Ислам состоит не только из этих пяти вещей, но эти столпы
обязательны.
يمان بالآخرة – Вера в «ахира» (жизнь после смерти).
Без этого человек не может остаться верующим или мусульманином.
Но يمان بالآخرة в пяти столпах не указано!
Поэтому это не говорит о том, что важны только эти пять вещей.
حقوق العبادة — Права людей.
Это важнейший вопрос в исламе, но здесь не говорится про права
людей.
Знать, что такое «харам» – это очень важно для человека, так как,
совершая его, человек попадает в Ад, но здесь не сказано про харам.
Поэтому не нужно чрезмерствовать в этом вопросе, что в исламе
только эти пять столпов и все. Это только указывает на достоинство этих
пяти вещей, но не говорит, что в исламе только они и все.
Некоторые люди чрезмерствуют в объяснении этого хадиса. Они
преподносят его так, будто бы ислам — это только эти пять столпов и,
если человек все их соблюдал, то он попадет в Рай.
بُنِيَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ – значит: в исламе пять важных вопросов.
Опять же это не говорит о том, что остальные вопросы не
обязательны. Поэтому те, кто пишет, что если выполнять эти пять
столпов, то значит, он действует по полной религии «دين الكمال», и это
ошибочные и ложные слова «بَاطِل».
Мы знаем, что Куръан обязал нас, чтобы мы получали знание,
распространяли призыв «دعوة», делали джихад, выполняли права и
соблюдали другие очень важные вопросы.
В Сахих Муслим есть один ривайят:
عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: «بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسَةٍ، عَلَى أَنْ يُوَحَّدَ اللهُ، وَإِقَامِ
الصَّلَاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَصِيَامِ رَمَضَانَ، وَالْحَجِّ»، فَقَالَ رَجُلٌ: الْحَجُّ، وَصِيَامُ رَمَضَانَ، قَالَ: «لَا، صِيَامُ
رَمَضَانَ، وَالْحَجُّ» هَكَذَا سَمِعْتُهُ مِنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: — Передаётся от Ибн Умара, что
пророкصلى الله عليه وسلم сказал:
«بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسَةٍ، — «Ислам строится на пяти вещах:
عَلَى أَنْ يُوَحَّدَ اللهُ، — в соблюдении таухида (считать Аллаха عزَّ و جلَّ Единым в
поклонении Ему, в Его Качествах, в Его Личности, в Его Действиях).
يُوَحَّدَ — от слова «تَوْحِيدٌ». Таухид – это считать Аллаха عزَّ و جلَّ Единым.
وَإِقَامِ الصَّلَاةِ، — в выстаивании салят(- намаза),
وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، — выплачивании закята,
وَصِيَامِ رَمَضَانَ، — соблюдении поста в рамадане,
وَالْحَجِّ» — и в совершении хаджа
فَقَالَ رَجُلٌ: — Один человек сказал:
الْحَجُّ، وَصِيَامُ رَمَضَانَ، — «Надо в таком порядке перечислять: сначала хадж, а
потом пост в рамадане?»

قَالَ: «لَا، — он (ибн Умар) ответил: «Нет!
صِيَامُ رَمَضَانَ، وَالْحَجُّ» — Соблюдение поста в рамадане и совершение хаджа,
هَكَذَا سَمِعْتُهُ مِنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — так я слышал от посланника Аллаха
صلى الله عليه وسلم.
Риваят «Сахих» Муслим, 16.
Это не имеет большого значения, но ибн Умар رَضِيَ اللهُ عَنْهُ хотел
передать именно так, как услышал.
Ибн Умар رَضِيَ اللهُ عَنْهُ из-за любви к пророку صلى الله عليه وسلم любил все
делать, как посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم и передавать от него
дословно, так, как говорил посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم.
На самом деле, есть другие риваяты, где можно говорить сначала
хадж и можно говорить сначала месяц рамадан.
И надо знать, что хадисы, в основном, нам передают суть (смысл) и
цель, и слова здесь не играют роли, кроме хадисов, где обучают азкары
и дуа.
Например, в одном риваяте «саум рамадан» в другом «сыям
рамадан». Но самое главное, чтобы посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم
сказал про «саум» и «рамадан».
Суть в том, что пророк صلى الله عليه وسلم нам передает то, что делать, а что
не делать.
Поэтому мы часто говорим, что хадис отличается от Куръана тем, что
Куръан — это и слова и приказы, которые в этих словах сохраняются
(оба). А в хадисе сохраняется смысл, и необязательно, чтобы
сохранились, в точности, слова. Поэтому есть риваяты, которые
передаются другими словами, но имеют тот же смысл. Но бывают
хадисы, которые учат нас азкарам и дуа или намазу, то, именно там, и
слова тоже важны.
В одном риваяте
عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: «بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ، عَلَى أَنْ يُعْبَدَ اللهُ، وَيُكْفَرَ بِمَا
دُونَهُ، وَإِقَامِ الصَّلَاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَحَجِّ الْبَيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ»
عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: — Передаётся от Ибн Умара رضي الله
عنهما, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ، — «Ислам построен на пяти вещах:
عَلَى أَنْ يُعْبَدَ اللهُ،- чтобы вы поклонялись Аллаху
وَيُكْفَرَ بِمَا دُونَهُ، — и отвергали поклонение другим, помимо Аллаха,
وَإِقَامِ الصَّلَاةِ، — чтобы выстаивали салят,
وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، — выплачивали закят,
وَحَجِّ الْبَيْتِ، — совершали хадж к дому Аллаха عزَّ و جلَّ,
وَصَوْمِ رَمَضَانَ» — постились в месяце рамадане»
«Сахих» Муслим, 16.
Обратите внимание на ривайят этого хадиса.
В одном ривайяте:

عَنِ ابْنِ عُمَرَ ـ رضى الله عنهما ـ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ‌‌‏.‏ «‏ بُنِيَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ
شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ «
Передаётся от Ибн Умара رضي الله عنهما, что посланник Аллаха صلى الله عليه
وسلم сказал: «Ислам построен на пяти основах: свидетельстве, что нет
никого, достойного поклонения, кроме Аллаха عزَّ و جلَّ, и что Мухаммад —
посланник Аллаха».
«Сахих» Аль-Бухари, 8; «Сахих» Муслим, 16.
Здесь первый столп ислама — это «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ»
В другом ривайяте:
عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: «بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسَةٍ، عَلَى أَنْ يُوَحَّدَ اللهُ»
Передаётся от Ибн Умара, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «Ислам
построен на пяти основах: таухид по отношению к Аллаху»
«Сахих» Муслим, 16.
Здесь первый столп — это يُوَحَّدَ, то есть таухид.
В третьем ривайяте:
عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: «بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ، عَلَى أَنْ يُعْبَدَ اللهُ، وَيُكْفَرَ بِمَا
دُونَهُ»
Передаётся от Ибн Умара, что пророкصلى الله عليه وسلم сказал: «Ислам
построен на пяти основах: чтобы поклонялись одному Аллаху и не
поклонялись никому, кроме Него!»
«Сахих» Муслим, 16.
Это называется رواية بالمعنى.
Это довод на то, что слова, конечно, играют большую роль, но они
могут быть другими.
Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал, именно, «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ»
и смысл этого и есть таухид.
Поэтому смысл «مَعْنًى» «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ» передается в другом
ривайяте как عَلَى أَنْ يُوَحَّدَ اللهُ — это таухид.
А в третьем ривайяте объяснение таухида عَلَى أَنْ يُعْبَدَ اللهُ – чтобы ты
поклонялся Аллаху عزَّ و جلَّ и отрицал другие объекты поклонения, то есть
таухид.
Значит в этих предложениях первый столп ислама — это таухид и
объяснение его «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ», то есть, чтобы ты поклонялся
Одному Аллаху عزَّ و جلَّ и не поклонялся никому, кроме Аллаха عزَّ و جلَّ.
Получается, что слова могут быть разными, но, главное в хадисе
передается смысл.
Поэтому нужно знать, что в хадисе не нужно придираться к словам.
Главное то, что хадис нам передает суть, смысл «مَعْنًى» и приказ. Мы
поняли из этого хадиса, что столпов в исламе пять. Первый столп – это
«لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ», и можно его назвать по другому «таухид».
فِقْهُ الحَدِيثِ
(Что мы поняли из этого хадиса)

  1. Пять вещей очень важные в исламе: правильное убеждение,
    намаз, пост, расходовать имущество «закят», и совершать хадж.
  2. لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ – занимает первое место в исламе, и второе место
    занимает مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ, и без этих слов нет ислама.
  3. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم является рабом Аллаха عزَّ و جلَّ и
    является человеком, поклоняющимся Аллаху عزَّ و جلَّ и является
    посланником.
  4. Выстаивать намаз – это рукн ислама, и намаз занимает очень
    важное место.
  5. Закят занимает очень важное в исламе.
  6. Хадж занимает очень важное место в исламе.
  7. «Саум» — пост в месяц Рамадан занимает очень важное место в
    исламе.
  8. الْعَمَلُ — Деяния занимают очень важное место в исламе.
    Люди, которые говорят, что «главное — это вера, чтобы ты верил, а
    дальше ничего не нужно», то это ложное убеждение (представление)
    «батыль».
    Деяния нужны, так как ислам построен на этих пяти основах.
    Из них расходовать имущество — это الْعَمَلُ, пост в месяц рамадан – الْعَمَلُ,
    хадж – الْعَمَلُ, намаз – الْعَمَلُ.
    Только первый столп – это убеждение, поэтому, кроме убеждения
    нужны الْعَمَلُ (деяния, дела).
    Если кто-то отрицает дела الْعَمَلُ и говорит, что дела не нужны, и
    главное, чтобы было «чистое сердце» и была вера, то это не верно, так
    как дела الْعَمَلُ тоже нужны.
    Нужно понять, что «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ» — это убеждение, намаз – это
    الْعَمَلُ, который человек совершает своим телом, а закят – это الْعَمَلُ, которое
    человек совершает своим имуществом, и пост «саум» — это الْعَمَلُ, который
    человек совершает своим телом и хадж – это الْعَمَلُ, которое человек
    совершает, тратя свое имущество и выполняя обряды поклонения телом,
    вместе с другими людьми.
    Пост «саум» — это такое деяние, которое ты совершаешь в
    одиночестве: ты боишься Аллаха عزَّ و جلَّ и любишь Его, поэтому ты не
    кушаешь.
    Даже, если ты находишься в комнате, в которой стоит холодильник с
    едой, но ты не кушаешь, подтверждая свою любовь к Аллаху عزَّ و جلَّ – это
    и есть любовь к Аллаху عزَّ و جلَّ и страх перед Ним.