Принять ислам очень легко. Если человек выполнит несколько
моментов, то он станет мусульманином.
- Он должен признать, что Аллах عزَّ و جلَّ является его Господом, то
есть, быть убеждённым в том, что Аллах عزَّ و جلَّ его Создатель, Хозяин, в
том, что Аллах عزَّ و جلَّ ведёт всю эту систему и в том, что только Ему
Одному нужно поклоняться. - Он должен быть убеждён в том, что только ислам является
истинной религией и ислам является его религией. Все пророки
исповедовали ислам, и Книги Таурат и Инджиль — это тоже книги
ислама. - Человек должен быть убеждён, что Мухаммад صلى الله عليه وسلم его
пророк, и мусульманин признаёт всех пороков, и считает их своими
пророками, которые являются примером для нас. Если бы мусульмане
признавали только пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم, то тогда бы в
Куръане не было подробных рассказов о других пророках. Все пророки:
Адам, Ибрахим, Иса, Муса, Лют عليهم السلام и другие являются примером
для нас. Но последним пророком является Мухаммад صلى الله عليه وسلم,
поэтому всем нужно придерживаться того Откровения, которое он
получал.
Также надо быть убеждённым в том, что все пророки были на одном
пути, все они исповедовали одну религию. Если человек придерживается
религии Мухаммада صلى الله عليه وسلم и Откровения, с которым он пришёл,
то, значит, он придерживается пути всех пророков и всех Откровений.
Если кто-то родился до рождения Мухаммада صلى الله عليه وسلم, то ему
нужно было придерживаться пути пророка Исы عليه السلام. Сегодня мы
также на пути пророков и Мусы, и Исы عليهما السلام, но, что касается
шариата, то для нас обязательно придерживаться шариата Мухаммада
صلى الله عليه وسلم.
Хадис № 33
56 — (34) حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ يَحْيَى بْنِ أَبِي عُمَرَ الْمَكِّيُّ، وَبِشْرُ بْنُ الْحَكَمِ، قَالَا: حَدَّثَنَا عَبْدُ الْعَزِيزِ وَهُوَ ابْنُ
مُحَمَّدٍ الدَّرَاوَرْدِيُّ، عَنْ يَزِيدَ بْنِ الْهَادِ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ عَامِرِ بْنِ سَعْدٍ، عَنِ الْعَبَّاسِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ،
أَنَّهُ سَمِعَ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، يَقُولُ: «ذَاقَ طَعْمَ الْإِيمَانِ مَنْ رَضِيَ بِاللهِ رَبًّا، وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا، وَبِمُحَمَّدٍ
رَسُولًا»
Аббас ибн Абдуль Мутталиб رضي الله عنه услышал от пророка صلى الله عليه
وسلم, что он сказал:
ذَاقَ طَعْمَ الْإِيمَانِ — Получил иман
مَنْ رَضِيَ بِاللهِ رَبًّا — тот, кто доволен тем, что Аллах عزَّ و جلَّ его Господь,
وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا، — что Ислам — его религия,
وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولًا — что Мухаммад — его посланник.
«Сахих» Муслим, 34; «Джамиу» ат-Тирмизи 2623; «Сунан» Абу Давуд,
1529.
Аш-Шарха:
ذَاقَ — означает «получил, попробовал»
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит:
كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ
«Каждый человек вкусит (получит) смерть».
Сура «Алю Имран», аят 185.
طَعْمَ — дословно «вкус»
ذَاقَ طَعْمَ – «получил вкус», попробовал.
Например, человек пробует соль — это и есть ذَاقَ طَعْمَ, попробовал на
вкус, или человек кушает виноград, то это ذَاقَ طَعْمَ, то есть, получил вкус
винограда.
В данном хадисе речь идёт про иман,
ذَاقَ طَعْمَ الْإِيمَانِ — Получил «ощутил» вкус (сладость) имана
مَنْ رَضِيَ — тот, кто доволен
Получается, что Ислам — это не религия принуждения. Человек сам
должен быть довольным (رَضِيَ) — это и есть условие имана.
То есть, человек должен быть доволен и должен быть убежденным от
чистого сердца тремя вещами:
- بِاللهِ رَبًّا — тем, что Аллах عزَّ و جلَّ его Господь. Аллах عزَّ و جلَّ является
Халиком (خالق), Он все создал; Он Малик (مالك) — Хозяин: Он اَلْقَيُّوم — ведёт и
контролирует систему; Он اَلْمَعْبُود — истинный объект поклонения, которому
нужно поклоняться. - وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا — тем, что ислам его религия. Должно быть убеждение,
что только ислам является религией Аллаха (الخالق) — Создателя, и что,
помимо ислама нет другой истинной религии. До этого мы изучали, что
ислам — это истинная религия (الإسلام هو الدين الحق), поэтому мы должны быть
уверены в том, что все, что сказано в исламе – это истина и это является
правильным убеждением (العقيدة الصحيحة).
Аллах عزَّ و جلَّ нам говорит, что только ислам является истинной
религией, поэтому нет другого пути, чтобы получить Довольство Аллаха.
Помимо ислама все религии являются ложными (باطل). Кроме этого,
любые убеждения, идеология, законы, слова, дела будут считаться
ложными (باطل), если противоречат исламу. Когда ислам говорит
«истина», то это будет истиной, а когда ислам говорит «ложное» (باطل), то
это будет ложным. Поэтому наши убеждения должны соответствовать
тому, что говорит ислам.
Например, ислам сказал, что единобожие (تَوْحِيدٌ), любовь к Аллаху,
страх перед Аллахом, подчинение Аллаху и Его посланнику, то есть,
подчиняться Аллаху по методу посланника — это истина.
И, наоборот, ислам сказал, что куфр, ширк, нововведения, разделение
на группы, говорить в исламе без довода, плохой нрав, обман, злословие
- это «ложное» (باطل).
Это формула для того, чтобы человек принял ислам: человек должен
быть убежден, что истина — это то, что ислам назвал истиной, а «ложное»
(باطل) — это то, что ислам назвал «ложным» (باطل).
Если ислам назвал что-то грехом, то человек должен верить (быть
убежденным) в том, что это грех, и без этого человек не может считаться
мусульманином.
- وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولًا — Должно быть убеждение, что Мухаммад صلى الله عليه وسلم —
посланник Аллаха. До этого мы изучали шарх этих слов «محمد رسول الله».
В одном риваяте сказано:
عَنْ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ، عَنْ رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلمأَنَّهُ قَالَ: «مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ الْمُؤَذِّنَ أَشْهَدُ أَنْ لَا
إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، رَضِيتُ بِاللهِ رَبًّا وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولًا، وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا، غُفِرَ
لَهُ ذَنْبُهُ»
Кто скажет в то время, пока муаззин произносит «азан»: я
свидетельствуют, что нет другого, достойного поклонения, кроме Аллаха,
единого, нет у Него сотоварищей; и что Мухаммад Его раб и посланник;
доволен я Аллахом Господом, Мухаммадом посланником, и исламом
религией, то Аллах простит ему его грехи».
«Сахих» Муслим, 386; «Сунан» Абу Давуд, 525; «Сунан» Ан-Насаи,
679; «Сунан» Ибн Маджа, 721.
От Са’да ибн Аби Ваккаса رضي الله عنه сообщается, что посланник
Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ الْمُؤَذِّنَ — Кто сказал, услышав муаззина (тот, кто призывает
на молитву):
Муаззаин – это человек, который дает «азан» (объявление, призыв на
молитву)
أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ — Я свидетельствую, что нет никого достойного
поклонения, кроме Аллаха عزَّ و جلَّ,
وَحْدَهُ — Он Единый.
То есть, Он Единый, кому принадлежит поклонение, Он Единый в
Своих Качествах, Делах, в Своей Личности.
لَا شَرِيكَ لَهُ — у Него нет сотоварища (нет партнера, соучастника) ни в
поклонении, ни в Его Делах, ни в Его Качествах, ни в Его Личности.
وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ – и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его
посланник.
Раб Аллаха (عَبْدُهُ) — это значит, что он поклоняется Аллаху عزَّ و جلَّ, что
он человек. Многие люди думают, что пророк не человек, а «Нур» (свет),
что Аллах создал его из Своего «Нура». Но здесь четко и ясно сказано
«раб» (عَبْدُهُ), и это очень важное убеждение.
رَضِيتُ بِاللهِ رَبًّا وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولًا، وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا — «Я доволен тем, что Аллах عزَّ و جلَّ —
мой Господь, Мухаммад — мой посланник, а ислам — моя религия».
Если человек это сказал во время «азана»,
غُفِرَ لَهُ ذَنْبُهُ — то Аллах عزَّ و جلَّ простит ему его грехи».
«Сахих» Муслим, 386; «Сунан» Абу Давуд, 525; «Сунан» Ан-Насаи,
679; «Сунан» Ибн Маджа, 721.
Некоторые учёный разногласили о том, когда нужно говорить это дуа.
Правильно то, что это дуа нужно говорить тогда, когда муаззин скажет:
«أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ »
«أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ ٱللَّٰهِ»
И на это явный довод (ظاهر) то, что мы видим из этого хадиса.
Конечно, если человек скажет это дуа после азана, то это не будет
считаться грехом.
Правильно будет говорить это дуа тогда, когда слышим слова
муаззина, мы повторяем их и дальше продолжим говорить это дуа.
Этот хадис также передается:
عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ، أَنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلمقَالَ: «يَا أَبَا سَعِيدٍ، مَنْ رَضِيَ بِاللهِ رَبًّا، وَبِالْإِسْلَامِ
دِينًا، وَبِمُحَمَّدٍ نَبِيًّا، وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ»، فَعَجِبَ لَهَا أَبُو سَعِيدٍ، فَقَالَ: أَعِدْهَا عَلَيَّ يَا رَسُولَ اللهِ، فَفَعَلَ، ثُمَّ قَالَ:
«وَأُخْرَى يُرْفَعُ بِهَا الْعَبْدُ مِائَةَ دَرَجَةٍ فِي الْجَنَّةِ، مَا بَيْنَ كُلِّ دَرَجَتَيْنِ كَمَا بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ»، قَالَ: وَمَا هِيَ يَا
رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: «الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ، الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ»
Передаётся от Абу Саида Аль Худри رضي الله عنه, что посланник Аллаха
صلى الله عليه وسلم сказал:
О, Абу Саид! Тот, кто доволен тем, что Аллах его Господь, что Ислам
его религия и что Мухаммад его пророк, то он обязательно зайдёт в Рай
(стало «وَجَبَتْ»). Это очень понравилось Абу Саиду и он сказал: повтори, о,
посланник Аллаха (это предложение)! (Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم)
повторил, и потом сказал: И второе то, что я хочу тебя сказать — это то,
чем поднимается человек на сто степеней в Раю. Между двумя
степенями расстояние как между небесами и землёй. Спросил (Абу
Саид): А что это, о, посланник Аллаха? (Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم)
сказал: это джихад на пути Аллаха, это джихад на пути Аллаха (повторил
посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم).
«Сахих» Муслим, 1884
Абу Саид аль Худри رضي الله عنه говорит, что посланник Аллаха صلى الله عليه
وسلم сказал:
يَا أَبَا سَعِيدٍ، — О Абу Саид
مَنْ رَضِيَ بِاللهِ رَبًّا — кто доволен тем, что Аллах عزَّ و جلَّ его Господь
وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا — и что Ислам его религия
وَبِمُحَمَّدٍ نَبِيًّا — и что Мухаммад его пророк,
وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ — он обязательно зайдёт в Рай (стало «وَجَبَتْ»).
وَجَبَتْ — это обязательно
فَعَجِبَ لَهَا أَبُو سَعِيدٍ — Это очень понравилось Абу Саиду.
فَقَالَ: — Он сказал:
أَعِدْهَا عَلَيَّ يَا رَسُولَ اللهِ — повтори, о, посланник Аллаха (это предложение).
فَفَعَلَ — (Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم) повторил.
ثُمَّ قَالَ: — Потом (посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم) сказал:
«وَأُخْرَى يُرْفَعُ بِهَا الْعَبْدُ مِائَةَ دَرَجَةٍ فِي الْجَنَّةِ — И второе то, что я хочу тебя сказать —
это то, чем поднимается человек на сто степеней в Раю.
مَا بَيْنَ كُلِّ دَرَجَتَيْنِ — Между двумя степенями расстояние
كَمَا بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ — как между небесами и землёй.
قَالَ — Спросил (Абу Саид):
وَمَا هِيَ يَا رَسُولَ اللهِ؟ — А что это, о, посланник Аллаха?
Что это поднимет человека на сто степеней?
قَالَ: الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ – (Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم) сказал: это
джихад на пути Аллаха
الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ — Это джихад на пути Аллаха (повторил посланник Аллаха
صلى الله عليهوسلم ).
«Сахих» Муслим, 1884.
Что такое الْجِهَاد — дословно переводится «усердие». Любое усердие для
Ислама — это будет джихад.
Воевать против зульма, фасада и фитны — это и есть джихад.
(Зульм — это несправедливость, фитна — это искушение, фасад — это
порча и нечестие на земле.)
Пользы хадиса
(فِقْهُ الحَدِيثِ — что мы поняли из этого хадиса)
- Обязанностью человека являются три вещи, и без этих трех вещей
человек не будет мусульманином, он не получит иман. - Для имана очень важно, чтобы человек был доволен этим, чтобы
он это принимал сердцем. Многие люди говорят языком, что они
мусульмане, а сердцем они не принимают, и такого человека называют
лицемер «مُنَافِقٌ». Лицемер «مُنَافِقٌ» — это тот, кто показывает Ислам, а внутри
у него Ислама нет, и он кафир. - Нет принуждения в религии. Нельзя кого-то принудить, чтобы он
принял Ислам, потому что Аллах عزَّ و جلَّ твой Господь, Ислам твоя
религия и Мухаммад صلى الله عليه وسلم твой пророк. На эти три вещи нужно
быть довольным от сердца, и это условие для имана.
لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ — Нет принуждения в религии
Сура Аль-Бакара, аят 256.
Поэтому в хадисе сказано: مَنْ رَضِيَ بِاللهِ رَبًّا، وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا، وَبِمُحَمَّدٍ نَبِيًّا — кто был
доволен Аллахом как Господом, исламом как религией, и Мухаммадом
صلى الله عليه وسلم как его посланником. - Правильный иман только у того человека, который принял Ислам.
Тех людей, которые принимают другие религии, люди тоже называют
их верующими. То есть, когда человек во что-то верит, то люди его
называют верующим.
На самом деле, вера есть у всех, даже у тех, кто поклоняется идолам,
но разница в том, что есть вера, которая «правильная», а есть «не
правильная» вера.
«Правильная вера» у человека будет только тогда, когда он примет
Ислам, и пока он не примет Ислам, то его вера не принимается, Аллах عزَّ
و جلَّ его веру не принимает. - Человек будет мусульманином тогда, когда он будет доволен
исламом. Это очень важный и очень глубокий момент.
Что значит: быть довольным исламом?
Это значит: быть довольным тем, что говорит Ислам: например, то, что
ислам запретил, в этом ты проявляешь свое довольство.
Например, ислам сказал женщине одевать хиджаб, и женщина не
будет возражать, и будет довольна этим. Ислам сказал, что мужчина
должен кормить свою семью, должен работать и так далее, и мужчина
должен быть доволен этим. Потому что это Аллах عز و جل сказал, это Его
решение, это Ислам сказал, и он должен быть доволен. И есть многие
другие обязанности мужчины, и мужчина не должен говорит: «почему
я?», «почему женщина не должна нести эту ответственность и так
далее?»
Тем, что Ислам сказал, человек должен быть довольным, и он не
должен проявлять ненависть к чему-либо из Ислама.
То, что Ислам запретил, он должен быть доволен тем, что запрещено.
Например, ислам запретил алкоголь, то есть, вино пить, ислам
запретил воровать, убивать, притеснять кого-то, ислам запретил
нарушать чьи-то права, ислам запретил сплетни, злословие, обман и так
далее.
То, что ислам сделал фардом, человек должен быть доволен этим.
Ислам обязал человека, чтобы он выполнял права Аллаха и права
людей и так далее, и этим он должен быть доволен.
- Человек должен быть довольным, что Аллах عزَّ و جلَّ его Господь.
Человек должен быть доволен тем, что Аллах عزَّ و جلَّ даёт тебе, тем,
что Аллахعزَّ و جلَّ человеку писал такдир, то есть, всем тем, что от
Аллаха, ты должен быть доволен этим. - وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولَ — чтобы человек считал Мухаммада صلى الله عليه وسلم своим
посланником.
Это значит, чтобы у человека было убеждение, что для меня Аллах عزَّ
و جلَّ ниспослал пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم, я не буду оставлять
إِتِّبَاعٌ, то есть, последование за пророком صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, не буду оставлять
إِتِّبَاعٌ, ради кого-то, ради какого-то имама.
Многие люди ради своего масхаба, ради своего масляка, своей группы,
ради какого-то «- изма», ради своей традиции готовы оставить Сунну
пророка صلى الله عليه وسلم.
У мусульманина должно быть убеждение, что وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولَ — Мухаммад
посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم.
Если есть достоверный хадис от Мухаммада صلى الله عليه وسلم, то он
должен это принимать и не должен оставлять хадис ради слов какого-то
имама, учёного, традиции и так далее. - مَنْ رَضِيَ — Кто был доволен.
Значит, в делах человек должен проявлять искренность и правильное
намерение. - Мы поняли, что مَنْ رَضِيَ значит, не только языком сказать: «Аллах عزَّ
و جلَّ мой Господь» и всё, а именно, он должен быть доволен, что Аллах
عزَّ و جلَّ мой Господь.
Есть много людей, которые говорят, что Аллах عزَّ و جلَّ их Господь, а
потом идут к могилам и там просит у них (мертвых) дуа, несмотря на то,
что они говорят, что они мусульмане. Эти люди не довольны, что Аллах
عزَّ و جلَّ их Господь, они бы не делали такое, если они действительно
были бы убеждены и довольны тем, что Аллах عزَّ و جلَّ их Господь. - مَنْ رَضِيَ — это значит, что есть люди, которые языком говорят, что
они мусульмане и Мухаммад صلى الله عليه وسلم пророк, но в своих
убеждениях, в своих делах противоречат Мухаммаду صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. И
делают некоторые нововведения (بِدْعَةٌ) ради своего устаза, и ради своего
шейха, ради своей группы или масхаба, готовы оставить Сунну пророка
صلى الله عليه وسلم. Значит, они не довольны от сердца тем, что Мухаммад صلى
الله عليه وسلم его посланник, значит, они не получат эту сладость имана. - Когда человек сказал три вещи: Аллах عزَّ و جلَّ мой Господь, Ислам
моя религия и Мухаммад صلى الله عليه وسلم мой пророк, то такого человека ты
не имеешь права называть кафиром.
Здесь чётко и ясно сказано, что человек, который сказал эти три вещи,
то он получил иман. Ты не имеешь право делать ему такфир, пока он не
совершит именно определённый куфр, определённые условия. - Общее правило такое, что кто намаз не делает, то он кафир.
Это доказано из откровения и у нас такое убеждение, но есть такие
люди, когда они намаз не читают, то ты не имеешь право сказать им, что
они кафиры, или относиться к ним как к кафирам.
То есть, пока он говорит эти три вещи: он говорит, что Аллах عزَّ و جلَّ
мой Господь, Ислам моя религия и Мухаммад صلى الله عليه وسلم мой пророк.
Когда человек говорит эти три вещи, то ты обязан относиться к нему
как к мусульманину. Почему?
Потому что в этом хадисе сказано, что этот человек получил иман.
Если, например, какой-то человек зарезал животное, а люди говорят,
что он намаз не читает, то люди задают такой вопрос: «можно ли кушать
мясо, зарезанное человеком, не читающим намаз?»
Да, можно, если он говорит три вещи, что Аллах عزَّ و جلَّ мой Господь,
Ислам моя религия, Мухаммад صلى الله عليه وسلم мой пророк. Потому что в
этом хадисе сказано, что когда человек сказал эти три вещи и был
доволен этим (а то, что он доволен или недоволен нам не понять, потому
что это в его сердце, и это знает только Аллах عزَّ و جلَّ), то мы должны
относиться к нему, как к мусульманину. Эти слова обязывают относиться
к человеку как к мусульманину, например, мы не имеем права говорить,
что если человек не совершает намаз, то его зарезанное животное
нельзя употреблять в пищу, потому что ислам говорит, что человек
получил иман.
В этом вопросе нет противоречий.
В общем смысле, если человек не совершает намаз, то перед Аллахом
عزَّ و جلَّ он является кафиром, это доказано из Откровения.
Но, в частном случае, если человек говорит эти три слова, то к нему
относиться как к кафиру нельзя, и на это указывает данный хадис. То
есть, если человек сказал эти три вещи, то он получил иман, а человек,
имеющий иман — это мусульманин, и значит, можно есть мясо, которое он
зарезал. - Настоящий مُؤْمِنٌ — это тот, который получил сладость имана.
Теперь каждому из нас следует подумать над вопросом: получил ли он
вкус имана?
Если он чувствует сладость имана, то, значит, он مُؤْمِنٌ, а если не
чувствует сладость имана, то значит, что он должен увеличивать свой
иман, должен любить свою религию, проявлять усердие и так далее.
Когда человек принимает Ислам, то эти три вещи ему обязательны.
Четвертое
Человек должен свидетельствовать и сказать «أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّٰهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ
مُحَمَّدًا رَسُولُ ٱللَّٰهِ», то есть, «Нет достойного поклонения, кроме Аллаха и
Мухаммад – Его посланник صلى الله عليه وسلم».
Пятое
Человек должен быть убежден, что у имана есть шесть столпов:
- Вера в Аллаха, в то, что Аллах عزَّ وجلَّ является Создателем, для
Него нет начала и конца, Он не имеет недостатков, Он — Всезнающий,
Всемогущий, Он ни в чем не нуждается, у Него нет детей, нет сына, нет
Ему подобного, только Он является – Халик, а все остальное –
«махлюк», и только Он Единственный достоин поклонения! - Вера в ангелов.
Ангелы – это «махлюк» Аллаха. Аллах عزَّ وجلَّ их создал из света
(Нура), они подчиняются Аллаху عزَّ وجلَّ, они не совершают грехи, не
ослушаются Аллаха عزَّ وجلَّ. - Вера в Книги Аллаха.
Человек должен верить во все ниспосланные Книги Аллаха عزَّ وجلَّ.
Аллах عزَّ و جلَّ ниспослал Книги для руководства людей.
В разные времена были разные «صُحُفٌ» – это свитки, которые Аллах
ниспослан для руководства для людей.
Таурат был ниспослан пророку Мусе عليه السلام, Забур – пророку Дауду
عليه السلام, Инджиль – пророку Иса عليه السلام, и Къуран является последней
книгой, и Куръан – книга, защищаемая Аллахом عزَّ وجلَّ. Остальные книги
не защищены и не сохранены, то есть, в остальных книгах имеются
искажения. - Вера в Посланников.
Человек должен верить во все посланников Аллаха عليهم السلام.
Аллах عزَّ و جلَّ для «махлюка»в разные времена отправлял разных
пророков, чтобы они руководили людьми: Адама, Нуха, Ибрахима, Мусу,
Ису عليهم السلام. И Мухаммад صلى الله عليه وسلم является последним пророком, и
после него никто не получит пророчества. Нужно иметь убеждение, что
пророки عليهم السلام были самыми лучшими людьми. И то, что говорят
суфисты и другие люди, что «аулия» лучше пророков, то это является
заблуждением. - Вера в Судный день.
Человек должен верить в Судный день, что смерть — это не конец, и
после смерти есть жизнь, расчет, в Судный День будут стоять перед
Аллахом عزَّ و جلَّ.
Люди, которые выполняют права Аллаха عزَّ و جلَّ и права людей,
попадут в Рай, а люди, которые нарушают права Аллаха عزَّ و جلَّ и права
людей, попадут в Ад.
Рай и Ад вечны!
Рай – это место, где человек наслаждается, получает Довольство
Аллаха عزَّ و جلَّ и блага. Ад – это место, где человек получает Гнев
Аллаха عزَّ و جلَّ и мучения.
- Вера в «قَدَرٌ», такдир (تَقْدِيرٌ).
Что значит вера в такдир (تَقْدِيرٌ)?
Все то, что происходит и случится, то Аллах عزَّ و جلَّ это все знал
заранее и записано у Него. Аллах عزَّ و جلَّ не заставил человека
совершить какое-то действие, у человека есть выбор, он волен
совершать любые дела: хорошие или плохие. Аллах عزَّ و جلَّ дал человеку
этот выбор. Выбор человека Аллах عزَّ و جلَّ заранее знал, и на основании
этого знания записал.
Шестое
Человек должен быть убежден, что в Исламе есть пять столпов. - Свидетельство «أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّٰهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ ٱللَّٰهِ» — нет достойного
поклонения, кроме Аллаха عزَّ و جلَّ.
Нет اَلْمَعْبُود — истинного объекта поклонения, помимо Аллаха عزَّ و جلَّ! مَعْبُود
– это тот, кому поклоняются.
То есть, нельзя поклоняться кому-то, помимо Аллаха عزَّ و جلَّ.
إِلَٰه – тот, кому поклоняются. Нет إِلَٰه, помимо Аллаха عزَّ و جلَّ. И Мухаммад
صلى الله عليه وسلم является посланник Аллаха. - Намаз.
Совершать намаз должен каждый مُكَلَّفٌ – ответственный,
совершеннолетний, у кого имеется разум и для مُكَلَّفٌ намаз является
фард! - Закят – это определенная часть имущества, которое нужно
расходовать из своего имущества в определенное время определенным
людям.
Он обязателен тем людям, у которого есть определенное количество
имущества. - Пост в месяц рамадан.
В месяц рамадан каждый مُكَلَّفٌ, то есть совершеннолетний, у которого
есть здоровье, должен держать пост, но если человек болеет, или есть
другие причины, то человек может пост не держать. - Хадж.
Если есть финансовая возможность и здоровье позволяет, то
мусульманин должен поехать в Макку к Дому Аллаха عزَّ وجلَّ и совершить
хадж.
Седьмое
Человеку, принявшему Ислам, обязательно подтверждение языком,
что он является мусульманином.
Например, человек может признавать, что Ислам – это истинная
религия, но сам себя не будет считать мусульманином, допустим,
считает себя атеистом, христианином, иудеем или кем-то другим, то он
не является мусульманином.
Он должен сказать: «я являюсь مُسْلِمٌ», то есть, мусульманин.
Слово «мусульманин» не является арабским словом, а «مُسْلِمٌ» — это
арабское слово, и доказано из Къурана и Сунны.
Человек должен подтверждать, что он является مُسْلِمٌ и его религия
Ислам, что он принимает обязательства и запреты, которые есть в
Исламе. То есть, то, что в Исламе обязательно, он считает
обязательным, а то, что запрещено, считает запрещенным.
Например, Ислам говорит, что нужно помогать бедным, хорошо
обращаться с родителями, поддерживать связи с родственниками, быть
верным, то это все является обязательным (وَاجِبٌ), и он это принимает.
Не приближаться к тому, что Ислам запрещает.
Например, ислам говорит, что ظُلْمٌ (несправедливое отношение) — это
«харам»: обман, воровство, нарушать доверие, нарушать договор,
убивать, причинять вред и так далее, то мусульманин считает это
запрещенным.
Если у человека будут эти семь вещей, то он будет мусульманином.
После этого он изучает намаз и начинает его совершать. Потом он
получает обязательное знание, которое мусульманин должен получать.
Если, например, человек ещё не выучил намаз, то может смотреть на
бумагу и совершать намаз таким образом.
Общее правило: человек делает то, что он может и как сможет.
Все эти вышеперечисленные моменты в Исламе обязательны, и
человек их должен совершать, если может.
Например, если у него нет возможности совершить хадж, то он не едет
на хадж. Если, например, нет возможности платить закят, то не платит;
если не позволяет здоровье, то может не держать пост и так далее.
Человек может совершать запретные вещи, если человек вынужден, и
в этом случае, это не считается грехом — это общее правило Ислама.
Ислам говорит, что на человека вменяется в обязанность только по
мере его возможностей, и человек отвечает по мере своих
возможностей.
Доводом на это является аят из Къурана.
Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:
لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا
Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей.
Сура аль-Бакара, 286.
اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا – Аллах عزَّ و جلَّ не требует (не возлагает, не положил)
نَفْسًا — на человека какие-то обязательства,
إِلَّا وُسْعَهَا — только по мере его возможностей.
То есть человек, делает только то, что он сможет.
В этом аяте два смысла:
- то, что человеку по силу, то он должен это делать;
- а то, что человеку не под силу, он может не делать, для него это не
будет грехом.
Если человек не может читать намаз стоя, то он может делать это
сидя, ему необязательно стоять, и если он не может сидя, то пусть
читает лежа, то есть, он будет делать намаз так, как ему позволяет его
положение.
То же самое касается и других обрядов поклонения.
Например, если человек болен, то он может не держать пост. Но, если
человек может сделать, но делает, то это будет грехом.
Это общая формула Ислама: человек выполняет повеления Ислама
настолько, насколько он может, а за то, что он не может выполнить по
тем или иным уважительным причинам, то за это на нём не будет греха.
Многие люди, которые принимают ислам, думают, что, если принял
ислам, то на следующий год обязательно ехать совершать хадж, или
платить закят. Человек не едет на хадж, не платит закят, если у него нет
на это возможностей, и нет в этом греха.
Так же, например, если человек вынужден, то есть, очень сильно
голодный, и у него нет никакой другой еды, то он может кушать свинину,
и не будет в этом греха.
Также нужно отметить один важный момент, что многие люди считают,
что если мусульманин совершит то, что ислам запрещает (какой-либо
грех), то это значит, что он выходит из Ислама, что он не мусульманин, и
это также является заблуждением.
Необходимо знать, что есть сорок вещей, которые выводят человека
из ислама.
Например, человек совершил воровство, прелюбодеяние,
употребление опьяняющих напитков, то это всё является грехом, и за это
Аллах عزَّ و جلَّ наказывает человека.
Но это такие грехи, за совершение которых человек не выходит из
ислама.
Если мусульманин совершит такие вещи, которые ислам назвал
грехом, то такому мусульманину нужно делать تَوْبَةٌ (покается) перед
Аллахом عزَّ و جلَّ, и покаяние تَوْبَةٌ аннулирует грехи человека.
Нужно знать такие вещи, что будет грехом, если человек не совершит
то, что ислам обязал для него, и будет грехом то, что человек совершит
запрещенное Аллахом عزَّ و جلَّ.
Когда человек совершил грех, то он стал грешником, но это не значит,
что он вышел из ислама. И когда человек, после совершения греха,
покается (делает تَوْبَةٌ), то его грехи аннулируются.
Нужно знать, что покаяние (تَوْبَةٌ) – это искреннее сожаление о том, что
он совершил, с твёрдым намерением впредь не совершать этот грех, и
после этого просит у Аллаха عزَّ و جلَّ прощения.
И также нужно знать, что если человек, который после греха сделал
покаяние (تَوْبَةٌ), и после этого вновь совершил этот грех, то это не значит,
что Аллах عزَّ و جلَّ его больше не простит.
Человек заново должен покаяться (принести покаяние (تَوْبَةٌ) и Аллах عزَّ
و جلَّ будет прощать его до тех пор, пока он будет делать покаяние (تَوْبَةٌ),
даже если он снова и снова возвращается к этому греху. У человека есть
неограниченное количество для совершения покаяния (تَوْبَةٌ) и Аллах عزَّ و
جلَّ всегда принимает покаяние (تَوْبَةٌ) человека.
Для покаяния (تَوْبَةٌ) есть несколько обязательных условий:
- الإِخْلاَصٌ — Искренность (намерение).
- نَادَمَةٌ – Сожаление (о совершенном грехе).
- Оставление этого греха.
- Твёрдое намерение впредь не совершать этот грех.
- Если он нарушил права кого-либо, то он старается исправить
содеянное. Например, если человек воровал у кого-то имущество, то он
должен это вернуть хозяину.
Обратите внимание на три момента!
Первое
Если человек мусульманин, то это не значит, что он не будет
совершать грех, и всегда будет чистым от грехов.
Мусульманин, когда совершает грех, то постоянно делает покаяние
(تَوْبَةٌ) и просит прощения у Аллаха. Все люди совершают грехи, и пусть
люди не думают, что, например, если какой-то человек преподает ислам,
то значит, он не совершает грех. Даже если такие, например, не пьют
вино, не делают «зина», но у них бывает зависть, показуха, высокомерие
и это больше, чем «зина» и так далее.
Все люди совершают грехи, но, при этом, обязательно нужно делать
покаяние (تَوْبَةٌ).
تَوْبَةٌ – дословно: вернуться.
То есть, человек от ослушания Аллаха عزَّ و جلَّ возвращается к
послушанию Аллаху عزَّ و جلَ, к Его Милости.
Второе
Покаяние (تَوْبَةٌ) – это не значит, что у человека есть всего лишь один
шанс, что можно принести только одно покаяние (تَوْبَةٌ), и после этого
другие покаяния (تَوْبَةٌ) не принимаются.
Покаяние (تَوْبَةٌ) можно и нужно делать всегда, до самой смерти, и Аллах
عزَّ و جلَّ будет принимать это покаяние (تَوْبَةٌ).
Третье
Не нужно откладывать покаяние (تَوْبَةٌ), и думать, что пока человек
молодой, или пока не совершит какие-то грехи, то можно отложить
покаяние (تَوْبَةٌ). Нужно сразу делать покаяние (تَوْبَةٌ) после совершения
греха.
إِسْتَغْفَرُ- просить прощения.