Это очень важный вопрос!
Если человек его поймёт, то он поймёт сотни вопросов из ислама.
Пока человек не поймет разницу между этими выражениями, то он не
поймет сотни вопросов из ислама.
Мы говорим, что есть физические способы (طَبِيعِيٌّ أَسْبَابٌ), то есть, когда
есть физическое воздействие, а есть без физические способы.
Какая между ними разница?
Например, когда вы должны кому-то денег, то берёте определённую
сумму из своего имущества и отдаёте долг, то вы совершили это
действие через физический способ.
Но, когда вы просите дуа у Аллаха عزَّ و جلَّ помочь вам рассчитаться с
долгами, то это (дуа) обращение к Аллаху عزَّ و جلَّ происходит без
физического способа.
Также, например, вы что-то кушаете, то это ваше действие через
физический способ, то есть, это физическое действие. А когда вы верите
(вера), то это такое дело, которое не обусловлено физическим способом.
Человек часто совершает какие-то дела, имеющие физические
способы, то есть, он совершает дела через физические действия
(способы), но бывает, что человек совершает дела, не имеющие
физического способа.
Например, при болезни вы принимаете лекарство, и принимать
лекарство — это физический способ, то есть, вы лечите свою болезнь
физическим способом.
Но, если для исцеления от этой болезни вы прочитали Куръан
(делаете заклинание رُقْيَةٌ), то в этом деле нет физического способа (без
физического способа).
Многие вопросы в исламе, связанные с убеждениями, в основном, без
физического способа (без физических воздействий).
Например, если человек заболел, то ислам обязывает его принять
лекарство и запрещает надевать на себя амулет. Потому что приём
лекарства — это дело, имеющие физический способ, а амулет — это то,
что не имеет физического способа, ислам назвал это ширком. Действие
амулета связано с убеждениями, поэтому это дело без физического
способа, а действие лекарства не связано с убеждениями, оно связано с
физическим воздействием (способом).
Поэтому очень важно знать такие понятия: «через физический способ
и без физический способ», так как без этого человек не поймёт многие
вопросы.
Ислам говорит, что нельзя иметь такое убеждение, что инфекция
передается от одного человека к другому.
Некоторые люди неправильно это поняли, так как связывали этот
вопрос с физическим способом. Они подумали, что инфекция не может
передаваться от одного человека к другому, но это неправильно, потому
что это вопрос убеждения! Убеждение не объясняет нам физическое
действие (способ, аспект) какого-то вопроса.
Ислам нам объясняет убеждения!
Если у человека есть такое убеждение, что инфекция передаётся из-за
какого-то суеверия: прилета птицы, появления собаки и так далее, то
значит, человек заболеет.
Или инфекция (болезнь), которая есть у человека, передается через
джинна, или любой другой не физический способ, то это неправильное
убеждение, ислам запрещает иметь такие убеждения.
Ислам говорит о том, что нельзя иметь такие убеждения, что инфекция
передаётся от одного человека к другому по причине суеверия, джиннов
и так далее, то есть, с этим нельзя связывать болезни.
Те люди, которые не знают, что есть физический аспект и не
физический аспект, то они не знают этот вопрос, они будут неправильно
понимать ислам.
Нужно знать, что когда ислам объясняет убеждения, то это связано не
с физическим способом.
Нужно знать, что там, где в Куръане сказано, что кто-то просит помощь
у кого-то, то речь идёт о помощи через физический способ, а дуа,
которое мы просим у Аллаха عزَّ و جلَّ, то это дело без физического
способа.
Например, вы говорите человеку: «дай, пожалуйста, ручку, книгу,
помогите и так далее», то это все через физический способ, это не
является дуа, это не запрещено, и это не ширк.
Но, когда вы приходите к могиле и просите у мёртвого человека о
спасении и помощи, то это дела, не имеющие физического способа, это
ширк.
В этих вопросах главную роль играет: физический и не физический
способы.
Физические способы ислам не запрещает, как, например, применение
лекарства, но ислам запрещает амулеты, потому что это без
физического способа.
Нужно запомните, что все дела, которые не связаны с физическом
способом, а связаны с убеждениями, запрещены, кроме тех, которые
ислам разрешил.
Обратите внимание!
Например, какой-то человек пришёл в свой магазин и увидел, что все
дороги перекрыты и сказал, что сегодня торговля будет плохая. Может
ли он такое говорить? Да, ничего страшного в этом нет, потому что он это
говорит, опираясь на физические способы, так как он видит, что дороги
закрыты. Он это говорит на основе своей практики, когда дороги закрыты,
то у него торговли не бывает.
Но, если этот же человек приходит утром в свой магазин и говорит, что
сегодня будет плохая торговля, потому что первым покупателем была
женщина, а женщина — это признак неудачной торговли, то это будет
суеверием, и ислам говорит, что суеверие — это ширк.
Смотрите: тот же человек, тот же магазин, одинаковые слова: «сегодня
торговли не будет, дела не пойдут», но, в одном случае, человек
никакого греха не совершил, потому что он дал оценку ситуации через
физический способ, а в другом случае, он совершил ширк, потому что он
это сделал без физического способа: через суеверие, через амулет и так
далее.
Суеверия, амулеты, взывания (дуа) — всё это не имеет под собой
физического способа, и это без физического способа, и поэтому это
делать нельзя.
Ещё пример: человек откроет утром свой магазин, и к нему придёт
посетитель и попросит в долг. Продавец, например, скажет: «нет, с
самого утра нельзя в долг давать, а то весь день у меня будут просить в
долг!» и это как раз суеверие (طِيرَةٌ), и это харам, так говорить нельзя,
потому, что его утверждение не основывается на физическом способе.
Без физического способа — это означает, что человек так думает через
убеждения, что, если первое, что я продам, будет в долг, то до вечера
люди у меня будут в долг просить.
Это суеверие, и это касается его убеждений. А всё, что относится к
убеждениям, должно быть доказано через Откровение, а если не
доказано из Откровения, то иметь такие убеждения (верить в это) будет
харам!
Верить (иметь убеждения) нужно только в то, что доказано из
Откровения!
До этого мы изучали, что у человека есть разум, и есть наука, и с
помощью этого он получает информацию, и это не запрещено. Наоборот,
ислам поддерживает развитие науки, использование разума; но есть то,
что выше этого, и это Откровение.
Информация, которая содержится в Откровении, получена не
физическим способом (не физическая информация), не при помощи
науки или разума. Вся информация, которая не относится к науке и
разуму, должна быть доказана из Откровения, и если такая информация
не доказана из Откровения, то принимать такую информацию и верить в
неё нельзя.
Например, какой-то человек умрёт, а люди будут говорить, что это
джинны его убили, то так думать нельзя, потому что Откровение такого
не говорит, что джинн может убить человека. Поэтому то, что относится к
иману и к убеждениям, то нам нужно смотреть: если это доказано из
Откровения, то в это нужно верить, а если не доказано из Откровения, то
верить в это нельзя!
Итак, мы поняли, что есть понятие физический способ и не физический
способ.
Убеждения, в основном, нам объясняют вопросы, которые не касаются
физического способа, не основываются на науке и так далее.
Какой у нас довод на то, что мы сказали?
Какой у нас довод на то, что во все вопросы, которые касаются
убеждений и имана, нельзя верить, пока это не будет доказано из
Откровения, а все вопросы, связанные с физическим способом, не
относятся к иману?
В Куръане очень много доводов на это.
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит:
تِلْكَ آيَاتُ اللَّهِ نَتْلُوهَا عَلَيْكَ بِالْحَقِّ فَبِأَيِّ حَدِيثٍ بَعْدَ اللَّهِ وَآيَاتِهِ يُؤْمِنُونَ
Это аяты Аллаха! Мы читаем их тебе (о, пророк) по истине! Каким же
словам, после Аллаха и Его аятов, вы будете верить?!
Сура «аль-Джасия», аят 6.
Обратите внимание!
Аллах عزَّ و جلَّ здесь говорит:
فَبِأَيِّ حَدِيثٍ بَعْدَ اللَّهِ وَآيَاتِهِ يُؤْمِنُونَ
В какую информацию, каким словам вы будете верить после Аллаха عزَّ
و جلَّ и Его аятов.
Значит, нельзя верить той информации (словам), которая не доказана
из Откровения.
И можно верить только в то, что доказано от Аллаха عزَّ و جلَّ, как
«Уахийю», как аяты из Куръана.
بَعْدَ اللَّهِ — после Аллаха عزَّ و جلَّ,
وَآيَاتِهِ -означает Куръан.
От Аллаха عزَّ و جلَّ приходит информация через Куръан и Сунну, то
есть, через Откровение.
Значит, то, что не доказано из Куръана и Сунне, не должно стать
частью ваших убеждений! А что касается того, что объясняется через
физический способ, то это не касается убеждений и имана, поэтому
ислам этого не запрещает.
Слова, мысли и поступки через физический способ ислам не
запрещает, потому что это не относится к вопросам имана и убеждений.
Даже, если это не доказано из Откровения, то они не запрещены,
потому что эту информацию вы получили через физический способ, и на
не это не нужно подтверждение из Откровения.
Например, когда человек болеет, и у него поднялась температура и
кашель, то мы говорим, что, может быть у него может быть инфекция
(болезнь) в дыхательных органах. Человек может в это верить, и это не
грех, потому что это предположение опирается на физический способ.
Все эти симптомы, эти признаки болезни – это физические признаки, и
нам это говорит о возможности присутствия инфекции. Поэтому
опираться на этот диагноз — это не грех, и это не религия, потому что это
не вопросы убеждения и имана.
Что касается убеждений и имана, всё должно быть строго доказано из
Откровения.
Эта граница очень чёткая.
И в этом аяте Аллах عزَّ و جلَّ Говорит про иман:
يُؤْمِنُونَ — иман!
Значит, иман не должен быть в тех моментах, которые не доказаны из
Откровения «Уахийю».
А что касается физических способов, то это не иман, и, если человек в
это верит, даже если они не доказаны из «Уахийю», то ничего страшного
нет.
Например, для какой болезни нужно применять какое лекарство, то это
не доказано из Откровения.
Например, если человек верит в то, что парацетамол снижает
температуру, то это не куфр, не грех, потому что это не касается имана и
убеждений, и это, вообще, не религия, и этому воздействию есть
физическое объяснение.
Например, человек верит, что антибиотики убивают бактерии, и это не
доказано из Откровения, то в этом нет ничего страшного, потому что это
не относится к религии, это установлено через физические способы,
через научные эксперименты.
فَبِأَيِّ حَدِيثٍ بَعْدَ اللَّهِ وَآيَاتِهِ يُؤْمِنُونَ — Этот аят говорит об убеждениях,
здесь: يُؤْمِنُونَ — иман.
Если вопрос касается имана и убеждений, то
فَبِأَيِّ حَدِيثٍ, — любая информация
بَعْدَ اللَّهِ وَآيَاتِهِ, — после Аллаха عزَّ و جلَّ и Его аятов, то есть, после Куръана и
Сунны.
بَعْدَ اللَّهِ — после «Уахийю» Аллаха عزَّ و جلَّ, а «Уахийю» — это Куръан и
Сунна.
И в подтверждение этому ещё повтор:
وَآيَاتِهِ — и Его аятов.
Значит, любая информация, относящаяся к иману, должна быть
доказана от Аллаха عزَّ و جلَّ, а если не доказана от Аллаха عزَّ و جلَّ, то
верить в это нельзя!