Каждый человек, который является مُكَلَّفٌ мукалляф, должен бояться
Аллаха عزّ وجلّ. Его максимальный страх должен быть перед Аллахом عزّ
وجلّ и это является фардом (فَرْضٌ). Человек не должен проявлять такой
страх ни перед кем, помимо Аллаха عزّ وجلّ, потому что, в таком случае,
это будет ширком, потому что максимальный страх является
компонентом поклонения, а поклоняться можно только Одному Аллаху عزّ
وجلّ.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит про верующего (مُؤْمِنٌ):
وَلَمْ يَخْشَ إِلَّا اللَّهَ
И не боится никого, кроме Аллаха عزّ وجلّ.
Сура «Ат-Тауба», аят 18.
По отношению к поклонению страх делится на два вида:
- Страх, который является поклонением, — это максимальный страх,
и он только перед Аллахом عزّ وجلّ. - Обычный страх (не максимальный), который бывает через
физический способ и такой страх не является поклонением. Этот вид
страха дозволен, например, человек боится змею, как, например, пророк
Муса عليه السلام испугался змею.
Страх — это خَوْفٌ (хауф).
خَوْفٌ — это деяния мозга и это очень важно для человека, и человек
должен контролировать свой страх.
По отношению к контролю страх бывает трех видов: - Страх, который является полезным. Например, если человек
боится чего-то, то он отдаляется от этого и поэтому он находится в
безопасности.
- Страх, который не полезный и не вредный.
- Страх, который приносит человеку вред (вредный страх).
Когда человек боится Аллаха عزّ وجلّ, то он выполняет права (حُقُوقٌ),
если же он боится человека, то он нарушает права (حُقُوقٌ).
Мусульмане по причине страха перед людьми стали униженными.
Мусульмане не учатся, потому что боятся, что, если они будут учиться,
то кто-то может причинить им вред. Мусульмане не призывают к религии
(не делают دَعْوَةٌ), потому что боятся, они думают, что, если начнут делать
دَعْوَةٌ даъват, то кто-то может причинить им вред, и за это они могут
попасть в тюрьму. Мусульмане не находятся в сплоченности с
джамаатом, потому что боятся, и так далее.
И этот страх является гибелью для мусульманина, потому что
невозможна победа, невозможны успехи для мусульман без знания, без
даъвата и без джамаата.
Правильные знания (عِلْمٌ), призыв (دَعْوَةٌ) и джамаат (جَمَاعَةٌ) — все это очень
важно.
Поэтому, основой таухида является то, чтобы человек боялся Аллаха
عزّ وجلّ и не боялся какого-то другого махлюка (مَخْلُوقٌ).