Вопрос № 147. Почему ислам назвал амулеты ширком?

Если человек завязывает на себе что-нибудь, хоть это ниточка, косточка или
что-то другое, или положит это у себя с намерением вылечиться от болезни,
избавиться от убытка, сглаза, или с намерением получить какой-то баракат, то
это является большим ширком, потому что таким образом человек уповает на
эту вещь и надеяться на неё.
Упование и надежда — это компонент поклонения, а поклоняться можно только
одному Аллаху عزّ وجلّ.
Баракат даёт только Аллах عزّ وجلّ и это Качества (صِفَاتٌ) Аллаха عزّ وجلّ и Его
дела (أَفْعَالٌ).
Если человек думает, что какой-то амулет, какой-то предмет, человек или
место даёт баракат, то это является ширк акбар.
Что касается «спасать», то спасение бывает двух видов: спасти через
физически способ, например, дом спасает человека от дождя, то это делает
махлюк, а есть спасение без физического способа, то это только в руках Аллаха
عزّ وجلّ.
Если человек думает, что амулет спасает от сглаза, болезни и беды, то это
является широком.
Принимать лекарства — это действие через физически способ.
Когда вы употребляете лекарства, то в них есть физические вещества,
которые воздействует на организм человека и человек выздоравливает, но
амулет не воздействует через физический способ, амулет работает через
убеждения, через убежденность.
Очень важный вопрос!
Почему, когда человек принимает лекарства, то это не является ширком, а
если он повесил амулет против этой же болезни, то это является ширком?
Потому что лекарство воздействует физическим способом, а физически
способ ислам не запрещает, и физический способ к убеждению не относится. А
амулет работает через убежденность, без физического способа, и поэтому это
является ширком, потому что человек убежден, что этот амулет работает,
поэтому человек уповает на это, но там нет физического способа воздействия.
Когда человек употребляет лекарство, то он знает, что в этом лекарстве есть
какие-то вещества, которые помогают (воздействуют) физически, и это

нормально. Но в амулете нет таких веществ, а вы просто думаете, что амулет
помогает сам по себе, то это называется убеждением, а иметь такое убеждение —
это упование, а уповать можно только на Аллаха عزّ وجلّ, и уповать на другого
является широком акбар.
Когда вы уповаете на амулет, амулет становится для вас маъбудом (объектом
поклонения).
Вы знаете, что упование и надежда — это компоненты поклонения.
Спасение кого-то или наделение баракатом является действием Аллаха عزّ
وجلّ, и когда человек думает, что амулет может помочь, спасти или наделить
баракатом, то он делает амулет сотоварищем (شَرِيكٌ) с Аллахом в Делах Аллаха
عزّ وجلّ (أَفْعَالٌ).
Хадис № 49
7505 — حَدَّثَنَا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الزَّاهِدُ الْأَصْبَهَانِيُّ، ثَنَا أَحْمَدُ بْنُ مِهْرَانَ، ثَنَا عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ مُوسَى، ثَنَا
إِسْرَائِيلُ، عَنْ مَيْسَرَةَ بْنِ حَبِيبٍ، عَنِ الْمِنْهَالِ بْنِ عَمْرٍو، عَنْ قَيْسِ بْنِ السَّكَنِ الْأَسَدِيِّ، قَالَ: دَخَلَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مَسْعُودٍ، رَضِيَ
اللَّهُ عَنْهُ عَلَى امْرَأَةٍ فَرَأَى عَلَيْهَا حِرْزًا مِنَ الْحُمْرَةِ فَقَطَعَهُ قَطْعًا عَنِيفًا ثُمَّ قَالَ: إِنَّ آلَ عَبْدِ اللَّهِ عَنِ الشِّرْكِ أَغْنِيَاءُ وَقَالَ: كَانَ مِمَّا
حَفِظْنَا عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «أَنَّ الرُّقَى وَالتَّمَائِمَ وَالتَّوْلِيَةَ مِنَ الشِّرْكِ» هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحُ الْإِسْنَادِ وَلَمْ يُخَرِّجَاهُ «
Передал Абу АбдуЛлах Мухаммад ибн АбдуЛлах Аз-За́хид Аль-Асбаханий,
которому передал Ахмад ибн Михран, ему передал УбайдуЛлах ибн Муса, а ему
Исраиль, от Майсары ибн Хабиба, который передал от Минха́ля ибн Амра, а тот
от Кайса ибн Ас-Са́кяна Аль-Асадийя, который рассказал:
«Пришёл АбдуЛлах ибн Масъуд к себе домой и увидел на супруге амулет от
лихорадки, он сорвал его и сказал: «Семья АбдуЛлаха не имеет ничего общего с
ширком!» и сказал: то, чему мы научились у пророка صلى الله عليه وسلم — так это то,
что рукъя (в которых есть ширк), и талисманы (амулеты), и приворо́ты, — всё это
ширк!»
«Аль-мустадрак аля сахихайн» аль-Хаким, 7505, хадис сахих.
Аш-Шарха:
دَخَلَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مَسْعُودٍ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَلَى امْرَأَةٍ — АбдуЛлах ибн Масъуд رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ зашёл к
своей супруге
فَرَأَى عَلَيْهَا حِرْزًا مِنَ الْحُمْرَةِ — увидел на ней какой-то амулет или ниточка (حِرْزًا –
переводится: и амулет и ниточка) от лихорадки
(ح ر ز: (الْحِرْزُ) الْمَوْضِعُ الْحَصِينُ.
حِرْزًا – дословно: переводится как الْمَوْضِعُ الْحَصِينُ – убежище: место, где человек
получает спасение, и защищает себя.
Например, когда какой-то человек держит какую-то вещь с намерением, что
эта вещь спасает, защищает от болезни, от сглаза и так далее, то это называется
حِرْزًا, поэтому амулет, талисман, ниточки и так далее, входят в (حِرْزًا), то есть,
человек убеждён, что это его спасёт).
(حِرْزٌ حَرِيزٌ) وَيُسَمَّى التَّعْوِيذُ (حِرْزًا) — талисман то, что защищает).
(الْحُمْرَةِ — это лихорадка)
فَقَطَعَهُ قَطْعًا عَنِيفًا — отрезал (сорвал) это грубо (с грубостью отрезал).
(عَنِيفًا — где нет мягкости, грубо)
(عَنِيفًا) العُنفُ ضِدُّ الرِّفقِ — антоним слова «мягкость»
العَنيفُ: الذي ليس له رِفْقٌ — грубый человек, у которого нет мягкости).
То есть, ибн Масъуд с грубостью отрезал, чтобы научить, что так делать
нельзя, что это ширк.
ثُمَّ قَالَ: إِنَّ آلَ عَبْدِ اللَّهِ عَنِ الشِّرْكِ أَغْنِيَاءُ — потом сказал: поистине, семейство АбдуЛлаха

(семейство ибн Масъуда) не причастны к ширку (то есть, отрекаются от ширка).
(То есть, семейство АбдуЛлаха عَنِ الشِّرْكِ أَغْنِيَاء — является богатыми от ширка, то
есть, не нуждающимися в ширке, значит, отрекаются от ширка).
(آلَ — имеется в виду семейство).
وَقَالَ: كَانَ مِمَّا حَفِظْنَا عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — и сказал: то, чему мы научились (поняли)
от пророка صلى الله عليه وسلم то это было:
(то есть, из того, что мы выучили, что запомнили от пророка صلى الله عليه وسلم)
«أَنَّ الرُّقَى وَالتَّمَائِمَ وَالتَّوْلِيَةَ مِنَ الشِّرْكِ» — заговоры (и так далее, в которых есть ширк) и
талисманы (амулеты и тому подобное) и тавлиъ — это ширк.
الرُّقَى — это множественное число (رُقًى), а единственное число: رُقْيَةٌ.
الرُّقي — бывает трёх видов.
Первый вид:
это когда вы читаете Куръан, то есть, то, что доказано из Куръана и Сунны, то
это дозволено.
В хадисе сказано:
عَنْ عَوْفِ بْنِ مَالِكٍ الْأَشْجَعِيِّ، قَالَ: كُنَّا نَرْقِي فِي الْجَاهِلِيَّةِ فَقُلْنَا يَا رَسُولَ اللهِ كَيْفَ تَرَى فِي ذَلِكَ فَقَالَ: «اعْرِضُوا عَلَيَّ
رُقَاكُمْ، لَا بَأْسَ بِالرُّقَى مَا لَمْ يَكُنْ فِيهِ شِرْكٌ»
Передаётся от Ауфа ибн Малика Аль-Ашджаъийя:
«Мы читали рукъя во времена джахилии и спросили у посланника Аллаха عزّ
وجلّ : как ты на это смотришь?
Он ответил: «Скажите, какие вы читаете рукъя? Нет проблем в тех рукъях, в
которых нет ширка».
«Сахих» Муслим, 2200
То есть, имеется в виду, что вы просите дуа у Аллаха عزّ وجلّ, чтобы Аллах عزّ
وجلّ вылечил, и в этом нет ширка и так далее.
Когда посланник Аллаха ﷺ послушал и то, что было правильно, то он
подтвердил, и это было в начале, но когда пришёл Куръан, и это всё было
отменено, и теперь надо было читать Куръан.
Этот ривайят говорит о том, что рукъя является ширком тогда, когда в этом
есть ширк.
Второй вид:
это слова, которыми человек просит помощь у махлюка, то это является
ширком, потому что просить помощь без физического способа — это дуа, а дуа —
это поклонение, а поклоняться можно только одному Аллаху عزّ وجلّ, и
поклоняться кому-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ, является ширк акбар.
Третий вид:
какие-то маджхуль (непонятные) слова, то это является харамом, большим
грехом, но не ширком.
(وَالتَّمَائِمَ) — талисманы, ниточки и так далее.
تمائم — تعويذات
التَّمَائِم — это множественное число.
جَمْعُ التَّمِيمَةِ – множественное число, وَهِيَ التَّعْوِيذَةُ — это амулет الَّتِي تُعَلَّقُ, то есть, то, что
люди вешают на себя (амулет, камень, дерево, ниточка, талисман, косточка,
железо и так далее).
То есть, любая вещь, про которую человек думает, что это даст баракат,
спасает, защищает от плохого, сглаза и так далее, то это становится تمِيمَة, и это
является ширком.
И это бывает двух видов:

  1. Когда человек пишет что-то из Куръана (аят или какое-то дуа, которое
    доказано из хадиса) на бумаге или на чём-то и вешает на себя, то это
    является нововведением, потому что не доказано из Откровения, но это не
    ширк, потому что человек уповает на Аллаха عزّ وجلّ, то есть, человек лечит
    Куръаном.
  2. То, что не доказано из Откровения и человек повесил (положил) это на
    себя, то он совершил ширк, потому что человек уповает на запись в бумаге
    или на что-то, а уповать надо только на Аллаха عزّ وجلّ عز و جل.
    Упование и надежда — это компонент поклонения, и когда человек уповает на
    амулет или на что-то другое, помимо Аллаха عزّ وجلّ, то это ширк акбар.
    Но когда человек не уповает на этот предмет, а просто думает, что, в
    основном, лечит Аллах عزّ وجلّ, и уповает на Аллаха عزّ وجلّ, а вешает на себя
    амулет, как причину или с каким-то другим намерением повесил на себя амулет,
    но не уповает на амулет, а уповает на Аллаха عزّ وجلّ, то, в таком случае, это
    является ширк асхар (малым ширком).
    وَالتَّوْلِيَةَ – имеет много видов:
  3. Все слова, дела, записи и так далее, которые делают для того, чтобы
    мужчина полюбил женщину или женщина полюбила мужчину — это
    называется «ат-тауль». Так делали при джахилии, чтобы полюбить кого-то
    или для того, чтобы полюбили, то писали «загово́р».
  4. Это колдовство.
  5. Это талисман, ниточки и так далее.
    من شرك — из ширка, то есть, эти три вещи тоже являются ширком.
    Здесь надо знать такой момент, что у этого хадиса есть другие риваяты,
    которые все являются «даиф».
    Например: مَنْ عَلَّقَ تَمِيمَةً فَقَدْ أَشْرَك — «Кто повесил амулет на себя, тот совершил
    ширк», тоже является даиф.
    Пользы хадиса:
    (فِقْهُ الحَدِيثِ — что мы поняли из этого хадиса)
  6. Любую вещь, которую человек повесит на себя для того, чтобы защищать,
    спасать и так далее, используется без физического способа, и это является
    ширком.
  7. Завязывать на себя амулет, ниточку и так далее является ширком.
  8. Уповать на кого-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ, является ширком.
  9. Никто не может принести пользу или вред без физического способа,
    помимо Аллаха عزّ وجلّ, так как польза и вред в руках Аллаха عزّ وجلّ.
  10. Ширк — это не только идолопоклонство, но есть многие вещи, которые
    являются ширком. Например, когда вы уповаете на что-то, то это становится
    ширком.
  11. Существует разница в том, когда какая-то вещь действует через
    физический способ, и в том, что человек думает, что эта вещь работает без
    физического способа.
    Например, когда человек использует что-то, например, лекарство или что-то
    другое, для лечения и так далее.
    И когда человек использует что-то без физического способа и думает, что это
    работает без физического способа, например, амулет и так далее.
  12. Слово «آل» во время сподвижников رضي الله عنهم, в основном, говорили для

супруг, как это доказано из этого хадиса.
Поэтому, где в хадисе сказано «آل» Мухаммад, то, первую очередь, имеются в
виду супруги пророка Мухаммада ﷺ.

  1. Когда ваш «آلٌ», «أَهْلٌ» (семья) делает харам, то вы будете останавливать
    рукой.
    Это является примером, и объяснением хадиса, где сказано: остановите
    рукой, когда вы увидите плохое «мункар».
  2. Этот хадис является примером понимания сподвижников رضي الله عنهم.
    Когда мы говорим, что понимание сподвижников является стандартом, а
    человек говорит: а где мы найдём понимание сподвижников?
    Мы поняли, что в хадисах везде есть понимание сподвижников, которое мы
    находим вместе с этим хадисом, то есть, нет какой-то отдельной книги, которая
    называется «понимание сподвижников». В основном, в хадисах внутри есть
    понимание сподвижников رضي الله عنهم.