Вопрос № 146. Какая существует формула для того, чтобы человеку понять, что такое ширк?

Аллах عزّ وجلّ عزّ وجلّ в Куръане говорит:
بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ * الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
Сура «Аль-Фатиха», 1-2 аяты.
بِسْمِ اللَّـهِ — С именем Аллаха
الرَّحْمَـٰنِ — Обладателя обширной милости,
الرَّحِيمِ — Обладателя вечной милости.
الْحَمْدُ لِلَّهِ — Вся хвала Аллаху
رَبِّ الْعَالَمِينَ — Господу миров!
Если кто-то вместо «бисмиЛлях» (بِسْمِ اللَّـهِ) скажет: «бисми Мухаммадин» (بِسْمِ
مُحَمَّدٍ), то он станет мушриком, совершит большой ширк, и также, если человек
вместо: «الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ» скажет: «الْحَمْدُ لِمُحَمَّدٍ رَبِّ الْعَالَمِينَ», то он совершит большой
ширк и выйдет из Ислама.
Почему он станет мушриком?
В Куръане или хадисе же не сказано, что, если кто-то говорит таким образом,
то станет мушриком.
Для того, чтобы человек это понял, надо знать, что необязательно, чтобы в
Куръане было сказано, что это действие, убеждение или идеология является
ширком, и только в таком случае будет ширком, если там об этом будет сказано,
и если в Куръане не сказано, что эта вещь является ширком, то не будет
ширком.
В Куръане не сказано, что тот, кто вместо «بِسْمِ اللَّـهِ» сказал «بِسْمِ مُحَمَّدٍ» стал
мушриком, и в Куръане не сказано, что если кто-то вместо Аллаха عزّ وجلّ сказал,
что Мухаммад является رَبِّ الْعَالَمِينَ, то стал мушриком.
Но надо знать, что то, что в Откровении (в Куръане и Сунне) сказано для
Аллаха عزّ وجلّ, то это только для Аллаха عزّ وجلّ, в противном случае, это
является ширком.
Например: بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
Когда человек начинает какое-то дело, то он просит помощь у Аллаха عزّ وجلّ.
Если он вместо того, чтобы просить помощь у Аллаха عزّ وجلّ, начинает просить

помощь у какого-то пророка, то он становится мушриком, потому что Куръан
говорит, чтобы сказали: бисмиЛлях «بِسْمِ اللَّـهِ», и это для Аллаха, Куръан говорит:
«الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ» — Вся хвала Аллаху, «رَبِّ الْعَالَمِينَ» — это Аллах.
Если кто-то скажет, что для кого-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ, тоже есть хвала
«الْحَمْدُ» или есть кто-то другой «رَبِّ الْعَالَمِينَ», помимо Аллаха عزّ وجلّ, такой человек
он становится мушриком и совершает ширк.
В Куръане нигде не сказано, что, если кто-то на махлюк скажет «رَبِّ الْعَالَمِينَ»
Господь Миров, то он становится мушриком. Но даже, если в Куръане этого нет и
при этом кто-то скажет на махлюка «رَبِّ الْعَالَمِينَ» Господь Миров, то человек
становится мушриком, потому что в Куръане сказано, что «رَبِّ الْعَالَمِينَ» Господь
Миров — это для Аллаха عزّ وجلّ.
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ:- Аллах عزّ وجلّ является «رَبِّ الْعَالَمِينَ» Господь Миров.
Давать кому-то какую-то долю из этого является ширком, потому что ширк —
это когда вы делаете сотоварища «شَرِيكٌ», обобщаете или отдаете какую-то долю.
В каких вещах делать кого-то сотоварищем «شَرِيكٌ» с Аллахом عزّ وجلّ или
давать какую-то долю является ширком?
Понятно, что делать сотоварищей «شَرِيكٌ»с Аллахом عزّ وجلّ является ширком, и
давать кому-то какую-то долю из того, что предназначено для Аллаха عزّ وجلّ, то
это является ширком.
Для некоторых людей это сложно понять, но, на самом деле, это очень
важный вопрос.
Формула на самом деле очень простая. То, что говорится в Откровении о
Качествах Аллаха عزّ وجلّ, о том, чтобы поклонялись только Аллаху عزّ وجلّ, то это
все для Аллаха عزّ وجلّ, и в этом обобщать кого-то или давать какую-то долю
кому-то является ширком, пока само Откровение не скажет, что такие-то
качества или имена бывают также и у махлюка.
Обратите внимание, это очень важный момент.
Например, в Откровении сказано, что слово «Аллах» предназначено только
для Аллаха عزّ وجلّ, и никто не имеет права на какого-то человека сказать
«Аллах».
В Откровении сказано, что Аллах عزّ وجلّ является «الرَّحْمَن» Ар-Рахман, и никто
не можешь назвать кого-то «الرَّحْمَن».
В Откровении сказано, что Аллах عزّ وجلّ является «الرَّحيم» Ар-Рахим, но в
Откровении сказано, что на человека тоже можно сказать «رَحيم» Рахим. Значит,
Ар-Рахман нельзя, а Ар-Рахим можно говорить, можно потому, что Откровение
на человека говорит «رَحيم» Рахим.
Также, Откровение говорит, что Аллах عزّ وجلّ — Знающий и Откровение на
человека тоже говорит «знающий», Откровение говорит, что Аллах عزّ وجلّ
Красивый и Откровение говорит, что на человека тоже можно сказать красивый.
Значит, есть такие слова, которые Откровение говорит и для Аллаха عزّ وجلّ и для
человека, значит, эти слова можно говорить для Аллаха عزّ وجلّ и для человека,
но надо знать в этом разницу, так как разница в них есть, хоть и слова
одинаковые.
Там, где какие-то слова доказаны для Аллаха عزّ وجلّ, но не доказаны для
махлюка, то в таком случае придавать это для махлюка является ширком.
Например, Откровение говорит, что у Аллаха عزّ وجلّ есть знания, и также
Откровение говорит, что у человека тоже есть знания. Получается, на человека
тоже можно говорить, что он знающий. Если бы из Откровения не было
доказано, что на человека можно говорить, что он знающий, то в таком случае
это был бы ширк, потому что это слово было уже сказано для Аллаха عزّ وجلّ.
Точно также в Откровении сказано, что Аллах عزّ وجلّ Живой и про человека

тоже так сказано. И таких много вещей, где какое-то слово используется и для
Аллаха عزّ وجلّ и для человека. Но если какое-то слово пришло только для
Аллаха عزّ وجلّ, и не сказано для человека, то говорить это для махлюка является
ширком.
Например, в Откровении сказано, чтобы поклонялись Аллаху عزّ وجلّ, но нигде
в Откровении не говорится, чтобы поклонялись человеку. В таком случае,
говорить на человека маъбуд «مَعْبُودٌ» (объект поклонения), или что человеку
можно поклоняться, то является ширком. Если бы даже в Откровении не было
бы сказано, что нельзя поклоняться кому-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ, то в любом
случае поклоняться кому-то было бы ширком, потому что в Куръане сказано,
чтобы поклонялись Аллаху عزّ وجلّ, то есть, это слово используется только для
Аллаха عزّ وجلّ и не используется для другого.
Обратите внимание!
В Откровении сказано, чтобы просили помощь только у Аллаха عزّ وجلّ, значит,
просить помощь у кого-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ, является ширком. Но когда мы
изучаем Откровение, то видим, что там есть такие моменты, когда кто-то просит
у кого-то помощь.
Например, говорится, что Зулькарнайн просил помощь у людей, но разницу в
том, что Зулькарнайн просил помощь через физический способ.
Значит, в основе, просить помощь у кого-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ, является
харам, является ширком, потому что дуа принадлежит только Аллаху عزّ وجلّ.
Но там, где Откровение разрешает, то это имеется в виду помощь через
физический способ.
Также в Откровении говорится, что польза и вред только в Руках Аллаха عزّ
وجلّ. Принести пользу и причинить вред не может никто, помимо Аллаха, а если
кто-то считает, что помимо Аллаха عزّ وجلّ есть кто-то, который может принести
пользу или причинить вред, то он совершает ширк. Но мы также видим, что
махлюк тоже приносит пользу и причиняет вред. Например, когда человек
употребляет фрукты, то это ему приносит пользу, а когда он выпьет яд, то это
причиняет вред. Мы должны смотреть, чем они отличаются: там, где говорится,
что ваши убеждения должны быть такими, что только Аллах عزّ وجلّ приносит
пользу и причиняет вред, то это имеется в виду абсолютно, а там, где махлюк
приносит пользу и причиняет вред, то это имеется в виду через физический
способ. Употреблять фрукты — это физический способ: человек его кушает и это
приносит пользу, также яд причиняет вред через физический способ.
В общем, то, что из Откровения доказано для Аллаха عزّ وجلّ, то это будет
только для Аллаха عزّ وجلّ и давать какую-то долю из этого кому-то, помимо
Аллаха عزّ وجلّ, будет ширком.
Например, из Откровения доказано, что вы должны любить Аллаха عزّ وجلّ
больше всего, но из Откровения так же доказано, что можете любить махлюка.
Разница в том, что любовь бывает двух видов: максимальная любовь и
любовь меньше этого. Максимальной любовью вы должны любить только
Аллаха عزّ وجلّ, и после этой любви вы можете любить других, а из этой
максимальной любви вы не должны какую-то долю давать кому-то.
Из Откровения доказано, что вы должны бояться Аллаха عزّ وجلّ, и значит,
страх принадлежит Аллаху عزّ وجلّ, но из Откровения мы знаем, что можно
бояться махлюка. Когда мы изучаем это, то понимаем, что есть в этом разница:
Откровение говорит, что можно бояться, как, например, пророк Муса عليه السلام
боялся змеи, этого посоха, который превратился в змею, и также есть другие
доводы.
Из этого мы понимаем, что страх, который можно проявлять перед созданием

(махлюком), это такой страх, который бывает через физический способ, а страх
перед Аллахом عزّ وجلّ — это такой страх, в котором есть и любовь и уважение, то
есть, страх без физического способа.
Откровение говорит, что достаток, изобилие (баракат «بَرَكَةٌ») дает только Аллах
عزّ وجلّ.
Если у кого-то будет убеждение, что кто-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ, может дать
достаток, изобилие (баракат «بَرَكَةٌ»), то это будет ширк, потому что Откровение
не говорит, что кто-то другой тоже может дать баракат «بَرَكَةٌ».
Если кто-то говорит, что в каком-то дереве, камне или человеке есть баракат,
то это ширк и человек становится мушриком и выходит из Ислама, потому что то,
что сказано для Аллаха عزّ وجلّ, он обобщает и дает из того, что принадлежит
Аллаху عزّ وجلّ, какую-то долю кому-то другому. Дать кому-то баракат — это
действие (فِعْلٌ) Аллаха عزّ وجلّ, и получается, что этим самым человек делает
сотоварища (شَرِيكٌ) с Аллахом عزّ وجلّ в действии (فِعْلٌ) Аллаха عزّ وجلّ. Поэтому,
когда человек убежден, что какая-то могила или дерево, камень дают баракат, то
он совершает ширк.
Получается такая формула, что то, что сказано для Аллаха عزّ وجلّ будет
только для Аллаха عزّ وجلّ, пока Откровение не использует этот термин для кого-
то другого.
Из Откровения доказано, что для Аллаха عزّ وجلّ нет начала и конца. Если
человек говорит, что у какого-то махлюка нет начала и нет конца, то он
совершает ширк, потому что это качество Аллаха عزّ وجلّ, и он отдал качество
Аллаха عزّ وجلّ кому-то другому.
Из всего этого мы поняли:

  1. То, что сказано в Откровении для Аллаха عزّ وجلّ, это только для Аллаха عزّ
    وجلّ и обобщать или давать долю из этого является ширком.
  2. Когда в Откровении что-то будет сказано для Аллаха عزّ وجلّ и также это
    же слово будет сказано для махлюка, то, в таком случае, мы будем
    искать, какая в этом разница.
    Например, в Откровении говорится, что Аллах عزّ وجلّ Знающий и также для
    махлюка есть это слово, но разница в том, что Аллах عزّ وجلّ все знает, а махлюк
    все не знает и так далее.
    Поэтому, тем людям, которые говорят: «докажите нам, что просить дуа у
    мертвых будет ширком» ответ такой, что в Откровении сказано, чтобы дуа
    просили только у Аллаха عزّ وجلّ и дуа принадлежит только Аллаху عزّ وجلّ, и это
    автоматически становится хаас «خَاصٌّ», то есть, только для Аллаха, пока не будет
    доказано, что можно просить дуа у кого, помимо Аллаха عزّ وجلّ.
    Просить дуа у кого-то, помимо Аллаха عزّ وجلّ, является ширком, потому что
    дуа принадлежит Аллаху عزّ وجلّ, и в Откровении не сказано для кого-то еще.
    Надо также знать, что когда человек делает кого-то сотоварищем (شَرِيكٌ) с
    Аллахом عزّ وجلّ , то это не значит, что человек по-настоящему отдает какую-то
    долю, а сотоварищ (شَرِيكٌ) означает, что человек считает в своих убеждениях,
    идеологии, в своих действиях, что есть доля для кого-то. Например, вы считаете,
    что у какого-то идола есть какие-то полномочия, но, на самом деле, никаких
    полномочий нет, но это вы в своем убеждении, в своем мозгу даете ему эту
    долю.