До этого мы изучали, что ислам состоит из восьми компонентов.
Первое — это иман الْإِيمَان.
Иман الْإِيمَان — это убеждённость без тени сомнений в истинности достоверной информации, которая ниспослана в Откровении, не отрицая и не отказываясь от неё. Если у человека нет твёрдой убеждённости в том, достоверность чего подтверждена и доказана, он сомневается или отказывается в это верить, это называется куфром.
На самом деле, иман/الْإِيمَان означает отсутствие куфра.
Мы будем подробно изучать то, что доказано из Откровения, и здесь мы кратко перечислим некоторые важные моменты.
1. Убеждённость в том, что Аллах — Создатель: الخَالِق [Аль Ха́ликъ], Он не مَخْلُوق [махлю́къ]: то есть Его никто не создал, у Него нет ни конца, ни начала, у Него есть прекрасные Имена, прекрасные Качества и прекрасные Деяния, и если кто-то спросит: «кто создал Аллаха?», то сам этот вопрос неправильный, потому что Аллах — это Личность الذَّات, у Которой нет начала и нет конца, Его никто не создал, Он не махлюкъ, Он не создан!
Если Аллаха не создали, Он не создан, то как можно спросить «кто Его создал?» Такой вопрос неправильный.
Бывают неправильные вопросы. Например, кто-то спросит вас: «Кто сделал ваш нос железным?» Это неправильный вопрос, потому что ваш нос не железный, тогда почему люди спрашивают «кто его сделал железным?» Поэтому, вопрос «кто создал Аллаха?» — неправильный, так как Аллах не создан, и такого вопроса быть не может.
2. Личность Аллаха, ذَاتُ اللَّهِ [ѯа́ту Ллах], над ‘аршем, а ‘арш над небесами.
3. У Аллахаعزَّ وجلَّ есть Прекрасные качества, атрибуты, сыфаты, и быть убеждённым в этом — обязательно; обязательно верить в то, что сказано насчёт Аллаха в Откровении, вахью/ وَحْيٌ, не надо искажать, не надо менять и не надо отрицать то, что сказано в Куръане и сунне насчёт Аллаха, и не надо придумывать что-то от себя.
Например, Откровение — вахью/ وَحْيٌ — говорит, что у Аллахаعزَّ وجلَّ есть Милость, что Он всё знает и “надо всякой вещью Мощен” — всемогущ; если какой-то человек скажет: «Нет, мы не можем сказать, что Аллах всё знает, мы отрицаем это качество — знание — потому что знание в мозгу, и если мы скажем, что у Аллаха есть знания, то значит придётся подтвердить, что у Аллаха есть мозг», — такой человек заблудший, «джахиль» (جَاهِلٌ [джа́ɦиль]), потому что он свой разум — «акль» (عَقْلٌ[‘акль]) — не подчинил Откровению. Подчинить свой разум Откровению — это и есть иман/الْإِيمَان , и не надо придумывать от себя то, чего нет в Откровении.
Также, когда человек говорит, что мы не можем верить в то, что у Аллаха есть Милость, потому что это будет означать, что у Аллаха есть сердце, или: мы не можем сказать, что Аллах разговаривает, мы не можем подтвердить كلام الله[каля́му Ллах], потому что если мы скажем, что Аллах разговаривает, то нам придется признать, что у Аллаха есть рот, у Аллаха есть язык и так далее, то этот человек — заблудший, потому что он свой разум не подчинил Откровению!
Также, если человек скажет, что мы не можем подтвердить, что Аллах над аршем потому, что если мы так скажем, то это будет означать, что мы Аллаху определили место, направление и так далее.
Всё это не что иное, как заблуждение, потому что иман الْإِيمَان подразумевает убеждённую уверенность в том, что достоверно известно об Аллахе из Откровения, не отрицания и не задавая лишних вопросов.
Аллах сказал, что у Него есть знания, — всё, нужно в это верить и не надо от себя ничего придумывать, что: «если мы подтвердим знания, то нужно будет признать наличие мозга»… и так далее; или: «лучше не признавать милость Аллаха, чтобы не пришлось приписывать Ему сердце, и отрицать то, что Он разговаривает, чтобы не пришлось приписать Ему наличие органов речи — язык и так далее»…
Всё это заблуждение, это неправильно! Иман الْإيمان означает твёрдую уверенность в истинности той информации, достоверность которой подтверждена, нужно остановиться на этом и дальше от себя не додумывать.
То, что Аллахعزَّ وجَلّ сказал о Себе в Откровении, — пророкصلى الله عليه وسلم ничего не изменял, сподвижники оставили всё, как есть; нам тоже надо так и оставить: не менять, не искажать и не придавать иного смысла.
4. У Аллахаعزَّ و جَلّ есть деяния: الأفعَال [аль-аф’аль]; Аллах Всемогущий, Он всё может; Он создал и контролирует эту систему, которая работает, и Он Господь Миров ربُّ العالمين [раббу ль-‘алями́н].
5. Поклоняться нужно только Одному Аллаху, и это фард каждому человеку; и право Аллаха требовать это от человека. Поклоняться кому-то помимо Аллаха — ширк, и человек, который совершает ширк, будет вечно в аду.
Максимальная любовь принадлежит одному Аллаху, бояться больше всего нужно только Аллаха, — потому, что Он наш Создатель, الخَالِقُ Аль-Халикъ; и нужно стараться добиться Его Дружбы, Его Довольства, и нужно бояться Его недовольства.
6. “Аллаху Акбар” الله أكْبَرُ означает, что Аллах больше всего, больше Него нет никого и ничего; слова «Аллаху Акбар» — это слова имана и зикра.
7. “СубханаЛлах” سُبْحانَ الله— Аллах Пречист, Ему не подобают качества махлюка; у Него нет начала и нет конца, Он не болеет, у Него нет слабостей, Он Пречист от всего этого; Он не совершает ошибок, зульма, несправедливости, Он не обманывает; “СубханаЛлах” سُبْحانَ الله — Он Пречист от таких качеств.
8. Альхамду лиЛляхالحَمدُ للّه означает: вся хвала принадлежит Аллаху; Он прекрасный Господь رَبٌّ [рабб], Он послал Свою милость, у Него прекрасные качества, Он всё знает и всё может, и Его создания что-то могут только тогда, когда Он пожелает.
9. Связь между Аллахом и человеком (халиком и махлюком) — это Откровение, это ислам; как человек обращается с исламом — это и есть его отношение к Аллаху, потому что Аллахعزَّ وجَلّ ниспослал ислам и судит согласно исламу. Если человек изучает ислам, действует согласно исламу, то перед Аллахом он хороший, Аллах доволен им; а когда человек не изучает ислам, не выполняет права ислама, то перед Аллахом он плохой человек и Аллах им не доволен.
10. После смерти есть жизнь, и Аллах عزَّ و جَلّ оживит всех, это называется يَوْم القِيَامَة [я́уму ль-кыя́ма]: Судный день. Аллахعزَّ وجَلّ будет лично спрашивать: изучали вы ислам или нет, выполняли приказы ислама или нет; Аллах будет доволен теми, кто изучал ислам и действовал согласно исламу, такие люди попадут в рай, а те, которыми Аллах будет недоволен, попадут в ад.
11. Райجَنَّةٌ [джа́нна] — это такое место, где сады, где есть бла́га Аллаха, и, самое главное, там люди увидят Аллаха, там Довольство Аллаха, и рай будет вечно.
А ад — это такое место, где Огонь, где наказание и мучения, и это будет вечно!..
Хорошие люди попадают в рай, а плохие в ад.
12. Фард или ваджиб — это те дела, которыми Аллах нас обязал, и если их не совершать, это будет грехом, и Аллах будет недоволен этим.
Например, совершать салят/ намаз — фард; знания получать — фард; действовать согласно полученным знаниям — фард; доносить до других —фард.
13. Харамحَرَمٌ [харам]: это те дела, которые Аллах عزَّ و جَلّ запретил, совершать их — грех, и когда человек совершает это, Аллах им недоволен. Например: пить вино, убивать…
14. Грех ذَنْبٌ [занб].
Когда человек не выполняет фард, он совершает грех, когда совершает харам, то тоже совершает грех.
В исламе грех — это те дела, которыми человек получает недовольство Аллаха, а это бывает в двух случаях:
человек совершает какой-то харам;
человек не выполняет какой-нибудь фард.
Например, те, которые не изучают ислам, не получают знания, — совершают грех, и тогда Аллах ими недоволен; и также: лгать, причинять вред, воровать, злословить…
15. Благие дела:الْحَسَنَةٌ [аль-ха́сана]. Когда человек совершает хорошие дела, он этим получает Довольство Аллаха, и эти дела называются الْحَسَنَةٌ аль-ха́сана.
Например, сказать «السلام عليكم» [ассаляму ‘аляйкум], получать знания… — этим человек получит Довольство Аллаха.
16. У человека есть два ангела,كِرَامًا كَاتِبِينَ [кира́ман кя́тибин], которые записывают все его дела: и грехи, и благие дела.
Ангелы записывают эти дела, и это становится книгой, صَحِيفَة [сахи́фа], которую человек получит в Судный день; тот, кому её дадут в правую руку, получит успех, — значит, у него хороших дел больше, чем грехов; а те, которые получат эту книгу в левую руку, успеха не получат, они попадут в ад!
В Судный день все дела взвешиваются, и у кого хороших, благих дел будет больше, те получат успех и попадут в рай, а те, у кого грехов будет больше, плохие дела перевесят, тех Аллах либо простит, либо они попадут в ад.
17. Человек обязательно должен соблюдать права Аллаха и права махлюка, созданий.
Права Аллаха — требовать, чтобы человек поклонялся одному Аллаху; права махлюка — ожидать, что люди будут совершать благо по отношению друг к другу и не будут делать зульма, не будут поступать несправедливо по отношению друг к другу.
18. Если мусульманин попадёт в ад за какие-то грехи, он потом оттуда выйдет и войдёт в рай, потому что у него есть иман.
- عَرْشٌ[‘арш] — трон.
- множественное число – ذُنُوبٌ[зуну́б]: грехи.
- غِيبَةٌ [г̇ы́ба]: плохо говорить о человеке в его отсутствии.
- множественное число –الحَسَناتُ [аль-хасана́т]: благие дела.
- ذَنْبٌ [занб] — грех.