Вопрос №17. Понимание хадиса №1 فِقْهُ الْحَدِيثِ (фикхуль хадис)

Как вы поняли, что فِقْهُ الْحَدِيثِ (фикхуль хадис) — это, что мы поняли из этого
хадиса, а فِقْهُ الآيَةِ (фикхуль аят) — это то, что мы поняли из этого аята.
فِقْهُ الْحَدِيثِ (фикхуль хадис)

  1. В этом хадисе сказано:
    «ثُمَّ حُبِّبَ إِلَيْهِ الْخَلَاءُ» — понравилось пророку صلى الله عليه وسلم одиночество.
    «Сахих» Аль-Бухари, 3; «Сахих» Муслим, 160.
    Это говорит о том, что уединяться в пещере было до Откровения, до Ислама.
    Ислам не учит нас, чтобы мы сидели в пещере, наоборот, мы видим, что
    посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ часто находился в пещере, но после
    ниспослания Откровения (Куръана), когда он получил Ислам, то он вышел
    оттуда (из пещеры) и больше не возвращался туда. Это говорит о том, что в
    Исламе нет такого понятия, как сидеть в пещере, заниматься медитацией и так
    далее, так как Ислам — это миссия.
  2. В суре «Аль-Мудассир» Аллах عَزَّ وَجَلَّ вначале приказывает пророку صلى الله
    عليه وسلم.
    Аллах عَزَّ وَجَلَّ ниспослал аяты:
    یَـٰۤأَیُّهَا ٱلۡمُدَّثِّرُ – О, завернувшийся (в одеяло).
    (Как вы поняли из этого хадиса, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم пришел
    домой и завернулся в одеяло).
    یَـٰۤأَیُّهَا ٱلۡمُدَّثِّرُ — о завернувшийся!
    قُمۡ — встань
    فَأَنذِرۡ — и увещевай!
    Сура «Аль-Мудассир», 1-2 аяты
    Это приказ Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, что Ислам — это миссия, и не говорится здесь, что
    надо сидеть дома. Когда посланник Аллаха صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ получил приказ, то

встал и до самой смерти продолжал эту миссию и эта миссия будет
продолжаться до Судного дня. Эта миссия была обязанностью пророков и когда
процесс ниспослания пророков остановился, то каждый, кто находится на пути
пророков, должен продолжать эту миссию.

  1. Мы поняли, что распространять Ислам является фардом, и это حُكْمٌ (хукм).
    Это был приказ пророкам, и после пророков — это приказ каждому человеку,
    который находится на пути пророков.
  2. Мы поняли, что когда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم еще не получил
    пророчество, то в этой местности уже было представление о том, что нужно
    поклоняться Одному Аллаху عَزَّ وَجَلَّ и были некоторые люди, которые
    поклонялись по методу пророков. Они были на религии пророков, были
    мусульманами, например, Мухаммад صلى الله عليه وسلم, Варака رضي الله عنه, Абу Бакр
    رضي الله عنه.
  3. Мы поняли из этого хадиса, что Сунна, которой надо придерживаться — это
    та Сунна, которая доказано из Откровения.
    Например, из этого хадиса доказано, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم
    находился в пещере, но это не является Сунной для мусульман, потому что это
    было еще до ниспослания Откровения и это не является Откровением.
  4. «مَا أَنَا بِقَارِئٍ»
    «Я не умею читать».
    «Сахих» Аль-Бухари, 3; «Сахих» Муслим, 160.
    Мы понимаем, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم не мог читать и писать, так
    как он был неграмотным в этом вопросе.
  5. Самые первые аяты, которые были ниспосланы это:
    اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ
    Сура «Аль-‘Алак», 1 аят.
  6. «فَرَجَعَ بِهَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَرْجُفُ فُؤَادُهُ، فَدَخَلَ عَلَى خَدِيجَةَ بِنْتِ خُوَيْلِدٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، فَقَالَ:
    زَمِّلُونِي زَمِّلُونِي، فَزَمَّلُوهُ حَتَّى ذَهَبَ عَنْهُ الرَّوْعُ»
    Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم вернулся с сильно бьющимся сердцем, вошёл
    к Хадидже, дочери Хувайлида, رضي الله عنها, и сказал: «Укройте меня, укройте
    меня!» Она его укрыла, пока не прошёл его страх…
    «Сахих» Аль-Бухари, 3; «Сахих» Муслим, 160.
    Это довод на то, что пророк صلى الله عليه وسلم был обычным человеком, и у него не
    было качеств «маъбуда», которые присущи только Одному Аллаху عَزَّ وَجَلَّ.
  7. Мы поняли, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сам не придумал эту
    религию, не создал и не провозгласил сам себя пророком.
  8. Посланник Аллаха صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ не готовился к пророчеству, а получил
    пророчество внезапно.
  9. То, что супруга пророка и его близкие приняли Ислам, уверовали в его
    пророчество, и в то, что Варака رضي الله عنه объяснил — это довод на то, что Ислам
    является истинной религией. Они лучше знали пророка صلى الله عليه وسلم, они знали,
    что пророк Мухаммад صلّى الله عليه وسلم никогда не обманет.
  10. То, что пророк صلى الله عليه وسلم смог сразу повторять и читать за ангелом
    Джибрилем عليه السلام является доводом на то, что Куръан — это чудеса, знамения
    пророчества и довод на то, что Ислам — истинная религия.
  11. Некий невежественный (جاهل «джахиль») человек говорит, что в пещере
    приходил не ангел Джибриль, а приходил шайтан, и что Куръан, который
    получил пророк صلى الله عليه وسلم, принес ему шайтан. Этот человек джахиль и ему

надо сначала прочитать Куръан. Шайтан никогда не приказывал людям
совершать благо (благие дела ), выполнять права Аллаха и людей.

  1. Те люди, которые думают, что может быть Куръан не от Аллаха عز وجل, а
    от кого-то другого, то им сначала надо изучать Куръан, понимать ислам, и тогда
    они поймут, что эту религию ислам никто не может создать, кроме Аллаха عز
    وجل. Разве возможно создать такое кому-то, помимо Аллаха? — Нет, конечно.
  2. «الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ» — указывает на то, что в знании очень важную роль играет,
    именно, письменная трость (قَلَم «калям») и это доказано сегодня. Например,
    когда вы пишете рукой, то активируется область мозга, которая позволяет вам
    лучше запоминать написанное. Поэтому знания нужно записать и в том аяте
    Аллах عز وجل объединил знания и «калям». Это указывает на то, что написание —
    это один из эффективных методов получения знания, то есть, человек слушает,
    говорит, читает и еще пишет.
  3. «الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ» говорит о том, что знания, которые человек получает через
    «калям» — это, знания в науке (натуральная, социальная), и в этом есть свое
    достоинство: это указывает на необходимость «науки».
  4. عَلَّمَ الإِنْسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ‏ — из этого мы поняли, что каждый человек сам по себе не
    может получать знания в религии. Знания в религии приходят только через
    Откровение, то есть, от Аллаха عز وجل. Сам человек не может это узнать через
    науку и разум.
  5. اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ — из этого доказано بِسۡمِ ٱللَّ «бисмиллях» — во имя Аллаха, его
    достоинство, и что это дуа. Если начинать какое-либо дело со слов
    «бисмиллях», то Аллах عز وجل в эти дела положит баракят, и дает вам
    способность, силу.
  6. Мы поняли, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم еще до получения
    пророчества, Откровения, был хорошим человеком.
  7. Мы поняли, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم никогда не врал, даже до
    пророчества. Довод на это то, что супруга его сказала: «وَتَصْدُقُ الحَدِيثَ» — «И ты
    никогда не врешь».
  8. أَنْصُرْكَ نَصْرًا مُؤَزَّرًا — из этого мы поняли, что обязанность человека — помогать
    пророкам, а после пророков эта помощь должна быть религии исламу. Поэтому
    обязанность каждого мусульманина — помогать исламу, укреплять джамаъат, и
    это является фардом, это и есть помощь пророкам.
  9. لَمْ يَأْتِ رَجُلٌ قَطُّ بِمِثْلِ مَا جِئْتَ بِهِ إِلَّا عُودِيَ — из этого мы поняли, что люди вначале
    возражали пророкам, но потом принимали их.
  10. وَكَانَ يَكْتُبُ الْكِتَابَ الْعِبْرَانِيَّ، فَيَكْتُبُ مِنَ الْإِنْجِيلِ بِالْعِبْرَانِيَّةِ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكْتُبَ. – Несмотря на то,
    что в Таурате и Инджиле есть искажение, как об этом доказано из Куръана и
    Сунны, какая-то часть из них сохранена.
  11. فَإِذَا المَلَكُ الَّذِي جَاءَنِي بِحِرَاءٍ جَالِسٌ عَلَى كُرْسِيٍّ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ — Из этого мы поняли, что
    Мухаммад صلى الله عليه وسلم увидев ангела, был убежден, что это был ангел и он
    принес пророчество.
  12. Когда Хадиджа (супруга пророка صلى الله عليه وسلم) услышала его, то она
    убедилась в том, что это является пророчеством. Доводом на это служат ее
    слова: ««أَبْشِرْ» — Возрадуйся!», и она уверовала в это и знала, что это
    пророчество.
  13. Мы поняли, что без Откровения человек расстраивается.
  14. Если бы Мухаммад صلى الله عليه وسلم врал, то не намеревался бы броситься с
    горы.
  15. Мы поняли, что когда второй раз было ниспослано Откровение, то это
    были первые слова суры «Аль-Мудассир».