До этого мы сказали, что такое فِقْهُ الحَدِيثِ «фикху-ль хадис» и что такое فِقْهُ الآيَةِ
«фикху-ль аят». Некоторые люди «фикху-ль хадис» или «фикху-ль аят» так же
называют فَوَائِدُ «фаваид», то есть пользы хадиса или аята.
Если человек напишет много польз для аята или хадиса, напишет, что «вот это
доказано, и это доказано…», то это будет считаться хорошим делом?
Некоторые люди думают, что если кто-то напишет много польз для аята или
хадиса, то это хорошо и это указывает на его знание, но это не так.
Если вы обратите внимание, то заблудшие люди, придумывая какое-то
заблуждение в религии, обязательно скажут, что это доказано из такого-то аята
или хадиса, и это есть их فِقْهُ الآيَةِ «фикху-ль аят» или فِقْهُ الحَدِيثِ «фикхуль хадис».
Каждая заблудшая группа или каждая заблудшая секта обязательно упирается
на какой-то аят или хадис. Например, кто-то берет доводом какой-то
недостоверный хадис, кто-то дает неправильное толкование какому-то аяту или
достоверному хадису, и таким образом они вводят в заблуждение людей,
которые думают, что это доказано из религии.
Надо знать, что есть люди, которые вообще не принимают, отказываются от
Куръана или от хадиса, и есть такие, которые говорят, что они принимают и
верят в Куръан и хадис, но они доказывают из Куръана или хадиса в этой
религии то, что не сказал ни Аллах عَزَّ وَجَلَّ и ни пророк صلي الله عليه و سلم, и это тоже
является большим заблуждением, которое запрещает Аллах عَزَّ وَجَلَّ.
Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит:
یَـٰۤأَیُّهَا ٱلَّذِینَ ءَامَنُوا۟ لَا تُقَدِّمُوا۟ بَیۡنَ یَدَیِ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَٱتَّقُوا۟ ٱللَّهَ إِنَّ ٱللَّهَ سَمِیعٌ عَلِیمࣱ
Сура «Аль-Худжурат», аят 1.
یَـٰۤأَیُّهَا ٱلَّذِینَ ءَامَنُوا۟ — «О обладатели имана (те, у которых есть иман)!
تُقَدِّمُوا۟ — Не опережайте
بَیۡنَ یَدَیِ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ — Аллаха и Его посланника
وَٱتَّقُوا۟ ٱللَّهَ — и проявляйте таква перед Аллахом,
إِنَّ ٱللَّهَ سَمِیعٌ عَلِیمࣱ — Аллах — Слышащий, Знающий»
Те люди, которые доказывают из Куръана и Сунны то, что, на самом деле, не
доказано, добавляют новшества в религию, и они опережают Аллаха عَزَّ وَجَلَّ и
его посланника صلي الله عليه و سلم.
Сподвижники رضي الله عنهم являются для нас стандартом, и то, что они поняли из
Ислама и нам передали, например, фард, харам, приказ Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, и так
далее, то нам этого достаточно, нам больше ничего не нужно, и доводом на это
являются слова Господа Миров:
قُلۡ هَـٰذِهِۦ سَبِیلِیۤ أَدۡعُوۤا۟ إِلَى ٱللَّهِ عَلَىٰ بَصِیرَةٍ أَنَا۠ وَمَنِ ٱتَّبَعَنِی وَسُبۡحَـٰنَ ٱللَّهِ وَمَاۤ أَنَا۠ مِنَ ٱلۡمُشۡرِكِینَ
قُلۡ — Скажи (о посланник):
هَـٰذِهِۦ سَبِیلِیۤ — «Это Ислам мой путь.
أَدۡعُوۤا۟ إِلَى ٱللَّهِ — Я призываю к Аллаху
عَلَىٰ بَصِیرَةٍ — на основе довода и доказательства,
أَنَا۠ — я этим занимаюсь
وَمَنِ ٱتَّبَعَنِی — и те, которые последовали за мной.
وَسُبۡحَـٰنَ ٱللَّهِ — И Пречист Аллах,
وَمَاۤ أَنَا۠ مِنَ ٱلۡمُشۡرِكِینَ — и я не из числа мушриков»
Сура «Йусуф», 108 аят.
Поэтому, необходимо рассказывать только те пользы или فِقْهُ الْحَدِيثِ (фикхуль
хадис), на которые есть доводы и доказательства.
Нельзя говорить на какие-то вещи ваджиб или харам, на которые сподвижники
رضي الله عنهم не говорили, что это ваджиб или харам.
Например, возьмем этот хадис, который мы изучаем. Некоторые люди пишут и
объясняют такие пользы хадиса («فِقْهُ الْحَدِيثِ» фикхуль хадис), которые не приносят
никакой пользы, то есть, бывает так, что человек объясняет какую-то пользу,
какой-то нюанс, от которых нет никакой пользы. На самом деле, при
дальнейшем изучении ислама они понимают, что их объяснение, их فِقْهٌ (фикх)
противоречит другому аяту или хадису.
Иногда бывает так, что люди долго и много приводит пользы, и тем самым
отводят от основной цели.
Например, к хадису № 1 некоторые люди пишут, что Джибриль عليه السلام обнял
пророка صلى الله عليه وسلم и это является доводом на то, что можно наказывать и
бить ученика, и некоторые пишут, что можно побить ученика три раза, и это
написано в книгах больших имамов. На самом деле эта польза, которую они
вывели, не имеет никакого отношения к этому хадису.
В этом хадисе объясняются чудеса, ведь когда ангел Джибриль عليه السلام пришел
к пророку صلى الله عليه وسلم и сказал: «Читай», то пророк صلى الله عليه وسلم думал, что
для того, чтобы повторять за каким-то قَارِئٌ (кари) нужно быть образованным,
потому что он не умел ни читать, ни писать, и поэтому пророк сказал: «Я не قَارِئٌ
(кари)», то есть, у меня нет образования, нет способностей, чтобы читать какую-
то книгу или повторять за каким-то قَارِئٌ (кари). Джибриль عليه السلام по приказу
Аллаха عزّ وجلّ обнял пророка صلى الله عليه وسلم и Аллах عَزَّ وَجَلَّ положил способности
в пророка صلى الله عليه وسلم и несмотря на то, что он не был قَارِئٌ (кари), пророк стал
им.
Также в одном хадисе сказано, что ангел Джибриль عليه السلام пришел к пророку
صلى الله عليه وسلم и начал его спрашивать о столпах имана (что такое иман, что
такое Ислам, что такое ихсан и так далее), и в пользах к этому хадису люди
написали, что для получения знаний нужно ходить к учителю, сидеть рядом с
ним и что нельзя получать знания через интернет и так далее. На самом деле
это ложное доказательство («بَاطِلٌ اسْتِدْلال» батыль истидляль).
И много таких вещей пишут в объяснениях (فِقْهُ الآيَةِ (фикхуль аят), فِقْهُ الْحَدِيثِ
(фикхуль хадис) и пользах («فَوَائِدُ» (фаваид), которые приносят только вред, а не
пользу.
В результате этого они только осложняют людям религию и их записи
становятся длинными. На самом деле Ислам легкая и короткая религия, и не
нужно её усложнять и удлинять, поэтому писать надо только те пользы и
объяснения, которые доказаны или же те, которые доказаны из других аятов и
хадисов.