Мы говорили, что Ислам состоит из восьми вещей.
Почему в этих восьми вещах нет صَلاَةٌ намаза, нет صَوْمٌ (саум) поста, закята, хаджа?
Ответ такой, что намаз, пост, закят и другие вещи тоже входят туда.
Первым из этих восьми вещей мы сказали иман, и совершение намаза является иманом.
Второе — это таухид, и намаз является таухидом.
Когда мы говорим о хороших делах (عَمَلٌ صالحٌ), то надо знать, что намаз является из амаль салих (عَمَلٌ صالحٌ), и амаль салих (عَمَلٌ صالحٌ) является одним из этих восьми вещей, то есть, праведные дела.
Арканы Ислама (أركان الإسلام) состоят из пяти вещей: это свидетельство «ля иляха илляЛлах» لا إله إلا الله, Мухаммаду расулюЛлах, صَلاَةٌ (салят), то есть намаз, пост, закят, хадж — все эти праведные дела входят туда.
И в общем Ислам состоит из восьми вещей.
Что касается намаза, то он является практикой таухида и имана.
Человек, после того, как познал своего Господа, понимает, что у него есть ربٌ (робб), что его Господом является Аллах, Который является очень большим, الله اكبر Аллаху акбар, больше всего, так, что разум не в силах достичь это. Эта дунья, включая пророков, аулия и уляма (عُلَمَاءُ) — это всего лишь одна планета, которая по сравнению с другими созданиями (مَخْلُوقَاتٌ) Аллаха меньше, чем ذَرَّةٌ (зарра), меньше чем пылинка.
Аллах عزّ وجلّ является الصمد Ас-Сомад, не нуждается в своих творениях, не нуждается в энергии, и энергия это всего лишь Его махлюк, не нуждается во времени, который тоже является Его махлюк, не нуждается в месте, не нуждается в материи, они являются всего лишь Его творениями. Аллах عَزَّ وَجَلَّ является الغني Аль-Гани, Он ни в чем не нуждается, и если все ангелы, пророки, уляма объединятся, чтобы заставить Господа миров, то они не смогут этого сделать.
Сына Нуха عليه السلام, супругу Люта عليه السلام, отца Ибрахима عليه السلام, несмотря на то, что они были близкими родственниками пророков, Аллах عزّ وجلّ бросил в Ад!.. Это указывает на то, что Аллах является Ас-Сомад, Аль-Гани.
Если бы Аллах عزّ وجلّ пожелал кого-то наказать, то никакой посланник не мог бы спросить, почему Аллах это сделал.
Также родители пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم и его дядя стали обитателями Ада. Это указывает на то, что Аллах عزَّ و جلَّ является Ас-Сомад, Аль-Гани, и никто не может Его что-то заставить и Он не нуждается ни в ком и ни в чем.
Когда человек поймет, что Аллах عزَّ و جلَّ является العظيم Аль-Газым, Великим, не нуждающимся, что никто не может Его заставить, Он Ас-Сомад, Аль-Гани, Аль-Акбар, то согласно фитре человека, его естеству, внутренней природе человека, он сам хочет Ему поклоняться. Это само естество человека, его природа, заставляет его, после того, как он признал Аллаха, поклоняться Ему, делать саджда перед Аллахом, и это познание и признание Аллаха عزَّ وجلَّ влияет на него изнутри. Получается, что таухид и иман человека дают ему стимул, мотивируют его изнутри на поклонение. Эту мотивация, которая у него возникает, нужно было проявить в организационном и официальном виде, и которым как раз является намаз, в котором человек стоит перед Аллахом смиренно, проявляя قُنُوتٌ (кунут). Потом делает рукуъ (رُكُوعٌ) поясной поклон, потом делает саджда (سَجْدَةٌ) земной поклон, делает зикр Аллаху, проявляет в намазе хушуъ (خُشُوعٌ) смиренность, внимание дает Аллаху, свою скромность проявляет перед Аллахом عزّ وجلّ.
Человек, который по настоящему познал своего Господа, признал Его великий статус, таухид, автоматически будет читать намаз, даже если его будут заставлять не читать его.
Даже если ты его будешь заставлять не читать он не может перестать читать намаз потому, что Иман и таухид даёт мотив, внутреннюю энергию, ток, стимул, внутреннее движение, и это движение хочет проявить себя, и поэтому Ислам говорит, что не читать намаз — это куфр. Когда человек не читает намаз, это является доказательством того, что у него внутри таухида и Имана нет, у него нет этой силы, силы таухида и силы Имана, нет мотива, нет энергии, которую даёт таухид и Иман.
Поэтому Куръан назвал намаз иманом.
Аллах عَزَّ وجَلَّ в Куръане говорит:
وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ
Аллах не будет забирать/обесценивать ваш иман!
Сура «Аль-Бакара», 143 аят.
Намазы сподвижников, которые намаз читали в сторону بَيْت الْمَقْدِس (байтуль макъдис), Аллах عَزَّ وجَلَّ назвал «Иманом».
Те люди, которые говорят, что у них нормальный Иман, но они не читают намаз, на самом деле врут, потому что это невозможно чтобы у человека был Иман и он не читал намаз. Невозможно чтобы какое-то дерево было живым, и прошел год, а на нем не появились листья, так как эти листья являются признаком жизни. Те люди, которые говорят, что у них нет времени, или они намаз не читают, потому что они больные, или они не читают намаз, потому что они не готовы и так далее, это на самом деле они обманывают сами себя.
На самом деле, отсутствие (невыполнение) намаза довод на то, что у человека нет силы таухида и имана, у него нет той энергии, у него не работает внутренний генератор, который даёт ток, то есть, это система которая внутри даёт ток, отключена.
До этого мы сказали, что ибада — это 7 компонентов:
- Максимальная любовь.
Намаз является практикой той максимальной любви, которая есть у человека для Аллаха. Человек, который познал своего Господа, любит своего Господа и проявляет эту любовь в виде намаза и других поклонений. Люди, которые говорят языком, что они любят Аллаха, но не читают намаз, на самом деле, врут, потому что человек, когда по-настоящему любит Аллаха عَزَّ وجَلَّ, то он обязательно поклоняется Ему, он обязательно читает намаз, он ради Аллаха будет тратить свое имущество, тратить своё время, будет совершать благие дела по отношению к другим людям ( будет соблюдать права людей)!
- Максимальное уважение.
Человек, который говорит «Аллаху акбар» и положит свою правую руку на левую руку, и стоит перед Аллахом с «кунутом» (смиренно, внимательно), то это является признаком уважения. Потом он опускает свою голову перед Аллахом из-за уважения совершает руку’у, потом из-за уважения перед Аллахом опускает (положит) голову на землю, делает саджда. Это и есть уважение, практический вид (практика) уважения.
- Максимальный страх.
Страх, в который входит уважение и любовь, является поклонением, и это только для Аллаха. Когда человек читает намаз, то он это делает из-за того, чтобы не отдалиться от Аллаха, боится наказания Аллаха, и он боится, что испортятся его отношения с Аллахом.
- Дуа.
Намаз — это дуа, и в намазе мы просим дуа.
Итак, все компоненты поклонения проявляются в намазе, в его практическом виде.
- Полное подчинение.
Когда человек читает намаз, то он подчиняется Аллаху, потому что Аллах عَزَّ وجَلَّ приказал это делать.
- Упование на Аллаха.
Когда мы намаз читаем мы уповаем на Аллаха عَزَّ وجَلَّ и проявляем свое упование на Аллаха عَزَّ وجَلَّ.
- Максимальная надежда.
Когда мы читаем намаз, то мы надеемся на Аллаха.
Намаз это великая поклонение, и это является одним из лучших способов отношения с Аллахом.
Настоящий намаз – это тот намаз, который помогает человеку измениться, который удерживает от совершения плохого, останавливает от совершения зульма, который побуждает выполнять права. Сегодня некоторые мусульмане пять раз читают намаз, читают в масджиде, но, к сожалению, в то же время лгут, злословят, проявляют ненависть, зависть, высокомерие, у них нет уважения друг к другу и так далее, хотя Аллах عَزَّ وَجَلَّ четко, ясно в Куръане сказал:
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَىٰ عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ — «Выстаивайте намаз,
إِنَّ الصَّلَاةَ – поистине, намаз
تَنْهَىٰ — запрещает, препятствует, останавливает
عَنِ الْفَحْشَاءِ – от мерзости
وَالْمُنكَرِ – и от грехов».
Сура «Аль-‘Анкабут», 45 аят.
Получается настоящий намаз – это тот намаз, который остановит от совершения грехов, харама. Вы не задумывались, почему у тех людей, которые совершают намаз, не меняется жизнь, и они продолжают совершать плохое? К сожалению, у некоторых людей сегодня намаз, как мертвый намаз, потому что они внимание дают полностью на структуру намаза: как держать руки, пальцы, до куда поднять руки, как поставить ноги, куда нужно смотреть и так далее, то есть, подробно изучают технические моменты намаза, а это на самом деле не основные вещи. Люди не объясняют цель настоящего намаза, и, к сожалению, интерпретация намаза стала традиционной. Люди дают внимание как нужно читать намаз и чрезмерствуют в этом, и во время этого намаза они не вспомнили, не помянули Аллаха, не подумали об Аллахе, то есть, в намазе у них есть все, кроме поминания Аллаха, и это худшее положение.
Если в намазе отсутствуют некоторые сунны или их будет меньше, но при этом в намазе человек думает об Аллахе, то это в тысячу раз лучше, чем намаз, в котором нет духа, пусть даже будет порядок, структура в действиях и много сунны. Человек, который в намазе не думает об Аллахе, не вспоминает Аллаха, а обращает внимание полностью только на его структуру, на его технические моменты, не совершил настоящий намаз, потому что он не выполнил одну из целей намаза.
ربّ العالمين Раббу ль-алямин (Господь Миров) объясняет и говорит:
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ– «Совершайте намаз
لِذِكْرِي – для Моего зикра».
Намаз для того, чтобы ты вспомнил Аллаха; здесь зикр — это слова, которые человек произносит. И также, чтобы человек подумал об Аллахе, обратил своё внимание к Аллаху, поэтому цель намаза: напомнить человеку об Аллахе, чтобы он думал об Аллахе, проявлял خُشُوعٌ «хушуъ» – внимательность, смиренность.
Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит:
إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي
إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ – «Поистине, Я Аллах,
لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا – нет достойного поклонения, кроме Меня,
فَاعْبُدْنِي – Мне поклоняйтесь
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ – и выстаивайте намаз
لِذِكْرِي – для Моего зикра».
Сура «Та Ха», 14.
Некоторые люди думают, что намаз – это маленький вопрос, а в основе – это миссия.
В этом аяте, когда Аллах отправлял Мусу عليه سلام с миссией делать даъват Фараону, сказал: «وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي», которое указывает на то, что обязательно должен быть намаз, чтобы миссия была успешной. Миссия – это хорошо, но намаз — это асль, основа.
Когда целью намаза является зикр, поминание Аллаха, чтобы вы думали об Аллахе, то зачем менять цель и говорить, что целью намаза являются некоторые сунны и если будут некоторые сунны в этом намазе, то это хороший намаз?
На самом деле, хороший намаз – это тот намаз, в котором выполнена цель.
Намаз у людей бывает разный, как и люди бывают разными, как, например, один человек сам ходит и бегает, а другой живет на искусственной вентиляции легких, ему поставили кислород, оба живые, но они разные, точно так же, как и намаз бывает разный. Нет сомнения в том, что сунны, которые в намазе и вне намаза очень важные и очень полезные, мы не говорим, что не нужно выполнять сунны в намазе, и мы не говорим, что намаз, в котором выполнены все сунны и намаз, в котором не выполнены все сунны равняются, нет!
Надо знать, что перед Аллахом дела бывают разными: есть очень важные дела и есть дела, которые «мустахаб», которые меньше, чем важные. Те люди, которые выполняют некоторые сунны, считают себя полноценными мусульманами и не обращают внимание на те важные моменты, которые в Исламе как гора, обманывают себя. Поэтому намаз нужно читать, но в намазе самое важное — это внимание, и намаз является практикой таухида и имана.
Схема по уроку: