Многие люди сегодня задаются этим вопросом. В первую очередь нужно знать, что если у человека появилось намерение изучать Ислам, то это говорит о великом благе от Аллаха к нему, потому что этот человек понял, что изучать Ислам является его обязанностью. Поэтому, если такие вопросы возникают у человека, то нужно благодарить Аллаха عزَّ وجلَّ.
Короткий ответ на этот вопрос такой — человек должен знать, что такое Ислам и что является исламским знанием.
Методология, по которой мы учимся, содержит в себе полный ислам. Настоящий Ислам очень легкий и короткий. Несколько тысяч аятов из Куръана и несколько тысяч хадисов из книг. В книге, которую мы сейчас изучаем собраны все достоверные хадисы.
Если какого-то хадиса нет в этой книге, то это значит, что он не доказан. Поэтому мы назвали эту методологию «الإِسْلَامُ الكَامِلُ الصَّحِيحُ» — полный и достоверный ислам. В этой книге собрана вся религия, все хадисы.
В первую очередь надо знать, что сподвижники правильно поняли Куръан и Сунну, действовали по ним и получили довольство Аллаха.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит :
وَٱلسَّـٰبِقُونَ ٱلۡأَوَّلُونَ مِنَ ٱلۡمُهَـٰجِرِینَ وَٱلۡأَنصَارِ وَٱلَّذِینَ ٱتَّبَعُوهُم بِإِحۡسَـٰنࣲ رَّضِیَ ٱللَّهُ عَنۡهُمۡ وَرَضُوا۟ عَنۡهُ وَأَعَدَّ لَهُمۡ جَنَّـٰتࣲ تَجۡرِی تَحۡتَهَا ٱلۡأَنۡهَـٰرُ خَـٰلِدِینَ فِیهَاۤ أَبَدࣰا ذَ ٰلِكَ ٱلۡفَوۡزُ ٱلۡعَظِیمُ
А опередившие (других людей) (в Вере) и (самые) первые из (числа) мухаджиров [переселившихся в Обитель Ислама] и ансаров [жителей Медины, которые помогли Посланнику Аллаха] и те, которые последовали за ними, с искренностью (в убеждении, словах и делах): доволен ими Аллах, и они довольны Им [Аллахом]. И уготовал Он им (райские) сады, где внизу (под дворцами и деревьями) текут реки, – для их вечного пребывания в них. Это – великий успех!
وَٱلسَّـٰبِقُونَ ٱلۡأَوَّلُونَ مِنَ ٱلۡمُهَـٰجِرِینَ وَٱلۡأَنصَارِ — опередившие и первые из
ٱلۡمُهَـٰجِرِینَ — мухаджиров; люди, которые приняли Ислам в Макке и переселились в Мадину;
وَٱلۡأَنصَار — ансаров; помощники, то есть, речь идёт про жителей Мадины, которые помогли.
وَٱلَّذِینَ — и те, которые,
ٱتَّبَعُوهُم — последовали за ними, بِإِحۡسَـٰنࣲ — прекрасным образом.
То есть те, которые приняли Ислам после хиджры.
رَّضِیَ ٱللَّهُ عَنۡهُمۡ — Аллах ими доволен,
وَرَضُوا۟ عَنۡهُ — и они довольны Аллахом.
وَأَعَدَّ لَهُمۡ — и Аллах приготовил для них
جَنَّـٰتࣲ — Рай, تَجۡرِی — текут
تَحۡتَهَا ٱلۡأَنۡهَـٰرُ — под ним (Раем) реки,
خَـٰلِدِینَ فِیهَاۤ أَبَدࣰا — они вечно там пребудут,
ذَ ٰلِكَ ٱلۡفَوۡزُ ٱلۡعَظِیمُ — это великий успех.
Сура «Ат-Тауба», аят 100.
Этот аят ясно говорит, что сподвижники رضي الله عنهم получили довольство Аллаха. Аллах им доволен, и они довольны Аллахом.
Надо знать, что настоящая цель Ислама — это получить довольство Аллаха. Сподвижники رضي الله عنهم выполнили эту цель.
А теперь каждый разумный человек должен подумать, каким образом сподвижники رضي الله عنهم получили довольство Аллаха?
Разве сподвижники رضي الله عنهم достигли этой цели через суфизм, шиизм или другие «измы»? Нет конечно.
Разве они достигли этой цели придерживаясь мазхаба и делая таклид имамам? В их времена не существовало тысяч книг и фатв, однако это не помешало им добиться своей цели.
Получается, что без приверженности различным сектам, мазхабам, имамам, они смогли выполнили эту свою цель. Они выполнили эту цель, имея у себя только аяты и хадисы. Правильно их поняли и действовали по ним, этого было достаточно.
Мы поняли, что знание Ислама — это то знание, которое было у сподвижников رضي الله عنهم, а то что было придумано после них не является знанием Ислама. Правильное знание — это понимание Куръана и Сунны и действие согласно этим двум вещам.
К сожалению, сегодня люди исказили понятие «исламское знание». Некоторые считают, что не знать настоящее имя какого-то имама является джахлем (невежеством). Например, они говорят: «раз ты не знаешь имя ибн Таймии, и когда он родился, то ты не ‘алим».
Но разве сподвижникам помешало незнание этих вещей получить довольство Аллаха? Нет, не помешало. Значит, эти вопросы не являются исламским знанием, это всего лишь обман.
В Судный день Аллах не спросит тебя читал ли ты такую-то фатву, знал ли ты имя такого-то. В Судный день ты будешь спрошен за изучение Куръана и Сунны, действовал ли ты по Откровению?
Поэтому, в первую очередь, человеку который изучает ислам, необходимо понять, что такое исламское знание. Исламское знание — это понимание Откровения, его смысла. И надо знать, что знанием не является заучивание наизусть, да, в этом есть достоинство, но это необязательно и это не сама цель.
В общем, когда человек спрашивает с чего начинать изучение ислама, то нужно ответить «с изучения смысла Куръана и Сунны, а также действие согласно им. Остальное — это ненужные вещи, которые были придуманы позже.
В нашей книге собраны Куръан и Сунна с правильным разъяснением. Также необходимо знать, что изучение Куръана и Сунны не означает простое знание перевода. Изучая Откровение по нашей методологии вы поймёте его в оригинале, настоящую его форму. А для этого нужно обладать некоторым знанием арабского языка. Поэтому мы как раз параллельно изучаем لُغَةُ القران язык Куръана — его достаточно, чтобы человек понял арабский язык и Куръан и Сунну.
И надо знать, что никогда человек не сможет понять Куръан и Сунну, изучая только арабский язык. Это вообще неправильное представление, что если человек знает арабский язык, то он автоматически понимает Откровение. Есть тысячи людей, знающих арабский язык, среди которых в том числе и профессора, однако они не понимают вахъю и даже могут быть христианами.
Также надо знать, что языковое значение слова может быть одно, а шариатские значение — совсем другое. Например, صوم саум в языке означает остановить, удержать; закят означает очищение; джихад — усердие и т.д.
Также множество исламских терминов пришли с иврита, то есть из языка прошлых пророков. Например, слово «илях», «‘ибада» невозможно понять только с помощью арабского языка.
Но каждый понимает, что если изучать люга, то изучение Куръана и Сунны облегчается. Да, арабский язык не является религией, однако он является важным способом для понимания.
К сожалению, некоторые люди придумали много правил, добавили много новых слов, что сделало обучение затруднительным. И совсем не помогает в изучении Куръана и Сунны. Поэтому, чтобы понять дин (религию) необходим именно старый язык. Потому что в современном арабском множество новых терминов, которые не нужны для понимания Куръана и Сунны.
Язык Куръана — это ‘арабиюн мубин. Язык Куръана и язык арабского народа отличаются. Язык любого народа меняется по воздействием различных факторов: влияние других языков; развитие науки и технологий; политика; медиа и т.д. Конечно, для развития мирской жизни необходимо принимать эти термины, но для Куръана и Сунны эти термины не нужны, так как ислам является полной религией, то что в Куръане есть, это и есть язык Куръана, то, что в хадисе есть, это и есть язык хадиса. Эту разницу надо знать, чтобы не обмануться, не потерять много времени.
Сегодня мы видим множество людей, которые хотят изучать религию, но им говорят, что сначала нужно выучить арабский язык, а когда они его постигают, то все равно не понимают Куръан и Сунну.
Это был короткий ответ на данный вопрос.
Теперь дадим подробный ответ. Исламские знание — это знание вахъю, действие согласно вахъю и донесение его до других. Именно так поступали сподвижники, и нет никаких сомнений в том, что пророки и сподвижники получили довольство Аллаха. У них не было времени на изучение тысячи книг, которые есть сегодня, у них не было времени на изучение такого арабского языка, каким он стал сегодня. Например: интернет, медиа, технология, физика, химия, биология, бизнес, политика — эта современная терминология, но этого нет в Куръане и сунне.
К сожалению, люди поставили такие цели, которые не являются целью ислама. Цель Ислама – это получить довольство Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, а получить Его довольство можно только правильного изучения Откровения, действия по нему.
Сегодня написаны тысячи книг, посвящённые различным убеждениям, мазхабам и другим вещам, но действовать по этим книгам невозможно. И поэтому в обществе сложилась такая традиция, что изучать ислам не является обязанностью каждого человека, а это компетенция определённых людей. На самом деле, это представление является заблуждением.
Неправильно думать, что чтобы понять Куръан и Сунну сначала нужно знать арабский язык, фикх, مَنْطِقٌ «мантык» логику и философию.
Обратите внимание, Аллах عَزَّ وَجَلَّ ниспослал Куръан в среду сподвижников, которые были «الْأُمِّيِّين» — неграмотными.
Раббу ль-‘а́лями́н в Куръане говорит:
هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولًا مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ *
وَآخَرِينَ مِنْهُمْ لَمَّا يَلْحَقُوا بِهِمْ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ * ذَٰلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَاءُ وَاللَّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ
Он, Аллах, — тот, кто выбрал среди необразованных людей посланника, который читает им Его аяты, очищая их и обучая Куръану и сунне, хотя раньше они явно находились в заблуждении! И все последующие, кто примут их путь (сподвижников), не встретив их лично, будут из них. Аллах Великий, Мудрый! Это благо от Аллаха, которое Он дарует тому, кому пожелает. Аллах источник великих благ!
Сура «Аль-Джуму’а», 2 — 4 аяты.
هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ — Аллах Тот, Кто выбрал (сделал, ниспослал) среди неграмотных людей
الْأُمِّيِّينَ — они были неграмотны, потому что не знали науку, философию (но все равно смогли получили успех и в дунья, и в ахыра, потому что они делали то, что сказал Аллах)
رَسُولًا مِّنْهُمْ — посланника из них же
Значит, что он такой же как они, т.е человек, незнающий науку, философию и другие дисциплины. Если бы посланник пришёл к ним из других мест, то люди говорили бы, что он там изучал различные науки, вырос среди других людей, и мы не понимаем его.
В этом аяте Аллах عَزَّ وجَلَّ обьясняет 4 вещи:
1 يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ — Чтение Корана( يَتْلُو это от слова тилява- чтение). Задание пророка какое?! Учить людей как читать Коран.
2 وَيُزَكِّيهِمْ — Воспитание. Как действовать по этим знаниям.
3 وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ — Учить Книгу, понимание Корана.
4 وَالْحِكْمَةَ — И Сунна
وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ — эти люди были в явном заблуждении.
Если вы хотите выйти из заблуждения, прийти к руководству и получить довольство Аллаха, то надо придерживаться метода сподвижников. Этот аят ясный довод, что Аллах عَزَّ وجَلَّ дал понимание сподвижникам, Аллах очистил их, воспитал их, и как сподвижники поняли религию — это правильное понимание. Поэтому для нас понимание сподвижников является стандартом.
Аллах عَزَّ وجَلَّ дальше говорит:
وَآخَرِينَ مِنْهُمْ — и другие из них
Под словами «из них» не имеется ввиду из их нации, а речь идёт о манхадже сподвижников, быть из их джамаата, действовать по их методу. То есть, люди, которые считают общее понимание сподвижников стандартом понимания религии — они из них.
لَمَّا يَلْحَقُوا بِهِمْ — которые не встретили их
Любой человек до Судного дня, который имеет такое же понимание, как у сподвижников, получит такую же награду как и они.
Этот аят служит доказательством, что для каждого человека до Судного дня истинной религией будет только ислам. И человек должен изучать Ислам, действовать по нему точно также как сподвижники.
ذَٰلِكَ فَضْلُ اللَّه — это благо от Аллаха,
يُؤْتِيهِ مَن يَشَاءُ — которое Он даёт, кому пожелает,
وَاللَّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ — и Аллах обладатель Великих благ.
Эти 4 вещи — великое благо от Аллаха. Эти аяты говорят о том, что Ислам подходит любому человеку грамотному или неграмотному. Для того, чтобы понять ислам не нужно изучать какую-то философию или другую науку.
Аллах عَزَّ وجَلَّ даже пророка назвал الْأُمِّيَّ — неграмотный.
الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الْأُمِّيَّ
Те, которые последовали за пророком, неграмотным.
Сура «Аль-А’раф», 157.
Аллах عَزَّ وجَلَّ пророка назвал الْأُمِّيَّ, потому что он не умел писать и читать, не знал философию и другие науки.
И Аллах говорит:
وَمَا كُنتَ تَتْلُو مِن قَبْلِهِ مِن كِتَابٍ وَلَا تَخُطُّهُ بِيَمِينِكَ ۖ إِذًا لَّارْتَابَ الْمُبْطِلُونَ
И ты не читал никаких книг и ничего не мог записывать, а не то бы у приверженцев лжи был повод для недоверия.
وَمَا كُنتَ تَتْلُو مِن قَبْلِهِ مِن كِتَابٍ — Ты не читал прежде ни одного книги
وَلَا تَخُطُّهُ بِيَمِينِكَ — и не переписывал его своей рукой.
إِذًا لَّارْتَابَ الْمُبْطِلُونَ — В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение.
Сура «Аль-Анкябут», аят 48.
То есть, если бы посланник был из другой местности, или был бы человеком, умеющим читать, писать, грамотным, то люди бы сомневались в нем как в пророке, думая, что он прочитал эти умные вещи где-то.
А так, мы знаем, что пророк не умел читать и писать, науку не знал, историю не знал и внезапно он начал декламировать такие великие слова! Соотвественно, он не мог рассказывать Откровение, благодаря своему таланту и грамотности, это Аллах вложил ему эту информацию.
Нужно знать, что Всевышний выбрал для ниспослания Откровения такое место и такой народ, чтобы показать Свои чудеса, показать Свои знамения! Как сказано в Куръане это такое место, где не растёт много зелени, нет садов и рек и т.д. Обычно люди приезжают в разные места любоваться красивой природой, но в Макки этого всего нет. Аллах выбрал именно такое место, где нет мирских благ, и людям очень тяжело жилось. Сегодня людям также неинтересно посетит Макку, в основном люди туда приезжают ради Аллаха, ради религии.
И также был избран народ, который является уммийн (неграмотный), и они не были специалистами в какой-либо сфере, но Аллах в таком месте и такой народ полностью изменил посредством Ислам! Сделал их великими людьми — это знамение Ислама и доказательство того, что Ислам является истинной религией!
Некоторые люди думают, что Куръан и Сунну могут понимать лишь специалисты в области арабского языка, философии, но это лонные представления! Куръан и Сунна были ниспосланы среди людей, которые не являлись специалистами, не были философами, не обладали научными знаниями, они были очень простыми людьми и тем не менее смогли правильно понять Откровение, действовать по нему и тем самым получить довольство Аллаха.
Например, абу Бакр и Умар رضي الله عنهما были такими простыми людьми, не знающими грамматику арабского языка или науку.
И в их время не было книг по фикху, четырёх мазхабов, суфизма, дипломов и сертификатов. Но несмотря на все это, они поняли Куръан и Сунна и стали грамотными учёными, развили свой талант, и Аллах, видя все это, дал им Великое государство! Поэтому те, которые говорят, что человек может стать учёным только после того, как изучит фикх, грамматику, арабский язык, разные усули и множество всего другого — ошибаются.
Обратите внимание, этого всего не было во времена сподвижников, и тем не менее они прекрасным образом поняли вахъю (Откровение), действовали по нему и получили довольство Аллаха.
Аллах Сам сказал, что они получили Его довольство, а это самый почетный, престижный сертификат! Выше этого сертификата нет! Они добились цели, и если вы также хотите добиться этой цели, идите по их пути — это и есть сырат аль-мустакым (прямой путь).