Для ответа на этот вопрос мы изучим следующий хадис, в котором объясняется, что целью Ислама является спасти человека от Ада и ввести его в Рай, а также то, каким образом человек может это сделать.
Хадис № 22
حَدَّثَنَا ابْنُ أَبِي عُمَرَ، حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُعَاذٍ الصَّنْعَانِيُّ، عَنْ مَعْمَرٍ، عَنْ عَاصِمِ بْنِ أَبِي النَّجُودِ، عَنْ أَبِي وَائِلٍ، عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ، قَالَ: كُنْتُ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي سَفَرٍ، فَأَصْبَحْتُ يَوْمًا قَرِيبًا مِنْهُ وَنَحْنُ نَسِيرُ فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ أَخْبِرْنِي بِعَمَلٍ يُدْخِلُنِي الْجَنَّةَ، وَيُبَاعِدُنِي عَنِ النَّارِ، قَالَ: « لَقَدْ سَأَلْتَنِي عَنْ عَظِيمٍ وَإِنَّهُ لَيَسِيرٌ عَلَى مَنْ يَسَّرَهُ اللَّهُ عَلَيْهِ، تَعْبُدُ اللَّهَ وَلَا تُشْرِكْ بِهِ شَيْئًا، وَتُقِيمُ الصَّلَاةَ، وَتُؤْتِي الزَّكَاةَ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ، وَتَحُجُّ الْبَيْتَ « ثُمَّ قَالَ: « أَلَا أَدُل ُّكَ عَلَى أَبْوَابِ الْخَيْرِ: الصَّوْمُ جُنَّةٌ، وَالصَّدَقَةُ تُطْفِئُ الْخَطِيئَةَ كَمَا يُطْفِئُ الْمَاءُ النَّارَ، وَصَلَاةُ الرَّجُلِ مِنْ جَوْفِ اللَّيْلِ، قَالَ ثُمَّ تَلَا: تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ سورة السجدة آية 16 حَتَّى بَلَغَ يَعْمَلُونَ سورة السجدة آية 17، ثُمَّ قَالَ: « أَلَا أ ُخْبِرُكَ بِرَأْسِ الْأَمْرِ كُلِّهِ وَعَمُودِهِ وَذِرْوَةِ سَنَامِهِ؟ « قُلْتُ: بَلَى يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: « رَأْسُ الْأَمْرِ الْإِسْلَامُ، وَعَمُودُهُ الصَّلَاةُ، وَذِرْوَةُ سَنَامِهِ الْجِهَادُ «، ثُمَّ قَالَ: « أَلَا أُخْبِرُكَ بِمَلَاكِ ذَلِكَ كُلِّهِ؟ « قُلْتُ: بَلَى يَا نَبِيَّ اللَّهِ , فَأَخَذَ بِلِسَانِهِ قَالَ: « كُفَّ عَلَيْكَ هَذَا « , فَقُلْتُ: يَا نَبِيَّ اللَّهِ وَإِنَّا لَمُؤَاخَذُونَ بِمَا نَتَكَلَّمُ بِهِ؟ فَقَالَ: « ثَكِلَتْكَ أُمُّكَ يَا مُعَاذُ وَهَلْ يَكُبُّ النَّاسَ فِي النَّارِ عَلَى وُجُوهِهِمْ أَوْ عَلَى مَنَاخِرِهِمْ إِلَّا حَصَائِدُ أَلْسِنَتِهِمْ [جامع الترمذي: 2616، سنن ابن ماجه:3973 ]صحیح
Передал ибн Абу Умара, которому передал АбдуЛлах Ибн Муаз ас-Санъаний от Маъмара, который передал от ‘Асыма ибн Абу ан-Наджуда, а тот — от Абу Уаиля, который передал от Муаза ибн Джабаля, который рассказал: Я был с пророком ﷺ в походе и однажды подошёл к нему поближе, и мы продолжили путь; я спросил его: «О, посланник Аллаха! Научи, какое дело заведёт меня в Рай и отдалит от огня Ада?»
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Поистине, ты спросил меня о великой вещи.
Действительно, это легко для того, кому Аллах сделает это лёгким: ты должен поклоняться одному Аллаху и не примешивать туда другие объекты поклонения/не совершать ширка, выстаивать салят/намаз, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан и совершить хадж к Дому Аллаха». Потом он добавил: «А хочешь, я покажу тебе дороги, ведущие к этому благу? Пост — это щит (защищающий от Ада) и садака тушит грехи так же, как вода тушит огонь, и так же салят, совершаемый ночью (дополнительный намаз/тахаджуд)». И он прочитал из Куръана: «Они оставляют свои постели и встают совершить салят/намаз…» (сура «Ас-Саджда», 16 и 17 аяты), и сказал потом: «А хочешь, я скажу тебе, что является головой всей религии, его опорой и вершиной горба/центром, основой и вершиной?»
Я ответил: «Конечно, о, посланник Аллаха!»
Он ответил: «голова — это сам ислам/принять ислам, его опора/столб — салят, а вершина горба — джихад». Потом прибавил: «а хочешь, я скажу тебе, что сделает дорогу к этой цели ровной?»
Я ответил: «Конечно! О, пророк Аллаха!»
Он взялся за свой язык и сказал: «возьми под контроль вот это».
Я сказал: «О, пророк Аллаха! А разве мы будет держать ответ за то, что говорим?!»
И он ответил: «Крепко запомни, о, Муаз! А разве же есть какая-то другая причина, по которой люди будут брошены в Ад вниз лицами или своими ноздрями, как не за то, что они произносили недозволенное/харам своими языками?!»
Ат-Тирмизи 2616, Ибн Маджа 3973, хадис сахих.
Аш — Шарха (объяснение)
Муаз Ибн Джабаль говорит, что он был с пророком в сафаре, и имам аль-Хаким в другом риваяте передаёт, что это было в походе на Табук, и этот риваят («Аль Хаким» 3605) является «даиф» (слабый), потому что его передаёт Маймун бин Аби Шабиб от Муаза (да будет доволен им Аллах) и не доказано, что Маймун слышал от Муаза. А также известно, что Маймун является «мудаллисом» (тот, кто скрывает своего учителя), а когда мудаллис передаёт через «ан-ана» («от-от»), то такой «риваят» (передача) не принимается, за исключением тех риваятов, которые находятся в «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим», потому что все риваяты, которые находятся в этих двух сборниках, имеют множество других свидетельствующих им риваятов, и абсолютное большинство этой Уммы (общины) свидетельствуют о достоверности этих двух сборников.
Итак, Муаз спрашивает посланника Аллаха ﷺ о тех делах, которые введут его в Рай и защитят от Ада, и посланник Аллаха ﷺ говорит, что он спрашивает о великом, но оно может быть легким для того, кому облегчит Аллах عَزَّ وجَلَّ, и это значит, что необходимо просить дуа у Аллаха عَزَّ وجَلَّ для того, чтобы Он облегчил это, и одним из лучших таких дуа является:
رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
«Раббана аатина фид дунья хасана, уа филь аахирати хасана, уа кыина азабан нар»
О, наш Господь, даруй нам в дунья (мирской жизни) благо, и в «ахырате» (последней жизни) благо, и защити нас от мук Огня!
Сура «аль-Бакара», аят 211.
Дальше посланник Аллаха ﷺ объясняет, что является столпами, основами Ислама «аркануль-Ислам», а, именно, таухид Аллаха عَزَّ وجَلَّ: поклонение только одному Аллаху عَزَّ وجَلَّ и уединение Его в Его Качествах и Атрибутах, не приобщая в них никого и ничего в сотоварищи Ему, то есть, не совершать ширк, затем идёт совершение обязательных молитв в течение дня, выплата закята, пост в Рамадан и хадж.
Как мы видим «свидетельство» (аш-шахада) и салят (молитва) всегда стоят на первых местах, и это потому, что они имеют особое положение, в отличии от других столпов Ислама. Например, человек обязан выплачивать закят при наличии определённых условий: достаточное количество имущества на протяжении определённого времени, также и пост: его обязан держать только тот, кто не находится в пути, или тот, кто не имеет серьёзных заболеваний, и так далее, и то же самое хадж: его обязан совершить тот, у кого есть такая возможность. Но что касается салята (молитвы), то она не имеет таких условий и её обязан совершать каждый, и в этом великая польза, что ежедневно выполняя молитву, человек постоянно держит связь со своим Господом, что в свою очередь напоминает ему об ответственности перед Ним, и воздерживает от совершения плохих дел.
Дальше посланник Аллаха ﷺ сообщает о тех делах, которые являются путями к благу, и перечисляет пост, и называет его щитом, что означает, что пост также является защитой и причиной воздержания от искушений этого мира («шахауат»), что в свою очередь воспитывает в человеке волю и стойкость. И здесь не имеется в виду пост в Рамадан, однако, речь идет о добровольных постах, так как о посте в Рамадан уже было сказано выше. Также посланник Аллаха ﷺ говорит, что милостыня (садака) тушит или гасит грехи так, как вода тушит/гасит грехи. И на самом деле, каждое благое дело является причиной прощения грехов.
Аллах عَزَّ وجَلَّ в Куръане говорит:
إِنَّ ٱلۡحَسَنَـٰتِ يُذۡهِبۡنَ ٱلسَّيِّـَٔـاتِۚ
«поистине благие дела аннулируют плохие».
Сура «Аль Худ», аят 114.
Дальше посланник Аллаха ﷺ говорит о добровольных молитвах в течении ночи, и здесь мы понимаем, что ночные молитвы (тахаджуд) можно читать в любое время ночи: от начала и до конца ночи будет считаться ночная молитва, потому что в хадисе сказано مِنْ جَوْفِ اللَّيْلِ
— «мин джауфи лейль».
Слово «джауф» означает внутри («в»), то есть, в течении ночи если человек совершает молитву, то это будет считаться тахаджуд.
И дальше посланник Аллаха ﷺ читает следующие аяты из Суры ас-Саджда:
تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمۡ عَنِ ٱلۡمَضَاجِعِ يَدۡعُونَ رَبَّهُمۡ خَوۡفًۭا وَطَمَعًۭا وَمِمَّا رَزَقۡنَـٰهُمۡ يُنفِقُونَ
Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили.
فَلَا تَعۡلَمُ نَفۡسٌۭ مَّآ أُخۡفِىَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعۡيُنٍۢ جَزَآءَۢ بِمَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ
Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.
Сура «Ас-Саджда», аяты 16 – 17.
Затем посланник Аллаха ﷺ говорит:
أَلَا أ ُخْبِرُكَ بِرَأْسِ الْأَمْرِ كُلِّهِ وَعَمُودِهِ وَذِرْوَةِ سَنَامِهِ؟
«хочешь я тебе сообщу о том, что является главой всей религии, и её столпом, вершиной?» Здесь в значении «религии» приходит слово «الْأَمْرِ амр», то есть, посланник Аллах ﷺ сообщает о том, что главой всей религии является Ислам.
Дословно слово «Ислам» означает «безопасность» и «подчинение». Ислам является религией всех пророков, и неправильно то, что многие люди думают, что Ислам — это религия арабов.
Дальше в хадисе говорится, что столпом Ислама является салят и вершиной его является джихад. Джихад – это усердие, и в данном случае усердие на пути Аллаха عَزَّ وجَلَّ. Сюда может входить любое усердие, которое проявляет человек для достижения Довольства Аллаха, и ошибкой является также то, что многие люди считают, что джихад — это исключительно «сражение, война». Что касается сражения, то это только лишь один из видов джихада, который совершается только тогда, когда нет другого пути для устранения препятствия на Пути Аллаха عَزَّ وجَلَّ, или несправедливости и притеснения, и только при соблюдении определённых условий.
Дальше посланник Аллаха ﷺ указывает на одно из самых важных дел, которое является причиной и одним из самых важных средств достижения вышеперечисленных целей, и это язык! Пока человек не начнёт держать свой язык под контролем, пока он не начнёт контролировать то, что он говорит, не выпрямится его религия и не достигнет он успеха в ней. Всё начинается с контроля языка: нрав, Аллахобоязненность, воспитание, понимание, мудрость и так далее, и всего этого не будет, пока человек не научится контролировать свой язык.
Этот аспект важен не только для простых мусульман, но и ещё в большей степени важен для тех, кто объясняет религию и обучает ей людей, потому что, когда учёные говорят в религии без довода, это приводит ко многим проблемам.
Итак, что означает контролировать свой язык:
- Не говорить то, что является харам (что запретил Аллах عَزَّ وجَلَّ). Сюда входят: ложь, оскорбления, сплетни, пустословие, злословие, обман, гыба (говорить о ком-то плохое за его спиной), слова высокомерия, слова мерзости «фауахиш», или такие разговоры с женщиной, с которой нет никаха (не в браке), которые приводят к страсти и запретным действиям, прелюбодеянию, и так далее.
- Не говорить в религии без довода.
- Не причинять боль человеку своим языком (издёвки и насмешки) или, например, когда человек признаётся другому в любви, для того чтобы использовать его или её в своих корыстных целях.
- Говорить истину.
- Говорить благое и полезное. И здесь необходимо отметить, что многие люди понимают этот вопрос «контроль языка» так, что лучше стараться как можно больше молчать и не говорить, однако это ошибка, и это также может стать причиной вреда людям, потому что часто бывает так, что говорить необходимо, но человек молчит. Контроль языка не означает молчать, контроль языка означает не говорить вредное и бесполезное, и, наоборот, говорить благое и то, что приносит пользу или исправляет вредное. Иногда говорить является джихадом, и это есть путь пророков, и они всегда говорили Истину и порицали порицаемое, и доносили до людей знание посредством своего языка и дел.
Дальше по хадису: Муаз удивленно спрашивает посланника Аллаха ﷺ о том, что неужели человек будет наказан за свой язык, и посланник Аллаха ﷺ говорит следующие слова, которые требуют пояснения:
ثَكِلَتْكَ أُمُّكَ يَا مُعَاذُ — (дословно) «да потеряет тебя твоя мать, о, Муаз!»
Нужно знать, что эти слова не являются дуа или проклятием, эти слова всего лишь были привычной формой того «урфа» (общества, времени, традиции) и они не несут в себе прямого смысла, однако они означают что-то, вроде «запомни о, Муаз» или «заруби себе на носу, о, Муаз», или «что с тобой о, Муаз, пойми, что…!?» и тому подобное.
И посланник Аллаха ﷺ говорит, что именно за язык людей бросают в Ад лицами вниз, и в общем смысл этого предложения такой: «запомни о, Муаз, большинство мусульман попадут в Ад по причине своего языка!»
Понимание хадиса
فِقْهُ الْحَدِيثِ
(Пользы хадиса)
1. Мы поняли, что самым важным для человека является спастись от Огня и попасть в Рай, и нет ничего, что могло бы быть важнее и серьёзнее этого.
2. Мы поняли, что спастись от Огня и попасть в Рай на самом деле легко, если человек искренне будет просить об этом Аллаха عَزَّ وجَلَّ.
3. Для того, чтобы человек попал в Рай, для этого не нужно давать присягу какому-то шейху, придумывать какой-то тарикат и так далее. Подчинение Аллаху عَزَّ وجَلَّ и есть путь, ведущий в Рай и защищающий от Огня.
4. Мы поняли, что человек попадает в Рай по причине своих дел, а тот хадис, где сказано, что человек не попадёт в Рай по причине своих дел, кроме, как по Милости Аллаха عَزَّ وجَلَّ, то здесь имеется в виду, чтобы человек не думал, что раз он то-то и то-то делает, то ему Рай уже обеспечен, чтобы он не обольщался и не полагался полностью на свои дела, однако чтобы он боялся и ещё больше старался и надеялся на Милость Аллаха عَزَّ وجَلَّ.
Аллах عَزَّ وجَلَّ в Куръане говорит:
جَنَّـٰتُ عَدۡنٍۢ يَدۡخُلُونَهَا تَجۡرِى مِن تَحۡتِهَا ٱلۡأَنۡهَـٰرُۖ لَهُمۡ فِيهَا مَا يَشَآءُونَۚ كَذَٰلِكَ يَجۡزِى ٱللَّهُ ٱلۡمُتَّقِينَ
Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки. Они получат там все, чего пожелают. Так Аллах воздает богобоязненным,
ٱلَّذِينَ تَتَوَفَّـٰهُمُ ٱلۡمَلَـٰٓئِكَةُ طَيِّبِينَۙ يَقُولُونَ سَلَـٰمٌ عَلَيۡكُمُ ٱدۡخُلُواْ ٱلۡجَنَّةَ بِمَا كُنتُمۡ تَعۡمَلُونَ
Тем, которых ангелы умерщвляют праведниками, говоря: «Салямун аляйкум! Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали».
Сура «ан-Нахль», аят 32.
Этот аят ясный довод на то, что дела являются причиной входа в Рай.
5. Мы поняли, что таухид (уединение Аллаха عَزَّ وجَلَّ в поклонении, в Его Личности, Его Именах, Качествах и атрибутах) является самым важным и первостепенным аспектом для человека.
- Если человек поклонялся кому-то, помимо Аллаха, то совершал ширк.
- Мы поняли, что религия человека не может держаться без салята (молитвы), потому что салят является одним из основных столпов.
- Объясняется важность всех столпов ислама.
- Три вещи (нафль) являются дверями к благому «хайру»: пост, молитва «тахаджуд» и садака.
- Указано на достоинство дополнительного поста, и это очень хорошее воспитание.
- Садака является очень хорошим способом, чтобы аннулировать свои грехи.
- Шахада «أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ ٱللَّ» является «голова» имана, религии, и она является целью.
- Джихад (усердие) является целью ислама, чтобы человек получал знания, действовал по исламу, распространял эти знания и укреплял свой джамаъат.
- Когда какой-то алим или муфтий говорит без довода, то они будут падать в Ад лицами вниз.
- «لَقَدْ سَأَلْتَنِي عَنْ عَظِيمٍ» — Ты меня спросил о великой вещи. Мы поняли, что в религии некоторые вещи бывают великие, то есть, великие цели.
- Мы поняли, что мусульмане будут падать в Огонь по причине своего языка, то есть, нужно очень сильно контролировать свой язык, и это является ключом к «таква». Попасть в Рай и спастись от Огня Ада – это является целью ислама. Также «салят», добрые дела, джихад, «таква» являются целью религии.
Мы поняли, чтобы получить Довольство Аллаха, недостаточно просто верить (иметь иман) в Аллаха عَزَّ وجَلَّ, а необходимо ещё совершать дела, и доводом на это служит следующий хадис:
Хадис № 23
َخْبَرَنَا أَحْمَدُ بْنُ الْحَسَنِ بْنِ عَبْدِ الْجَبَّارِ، حَدَّثَنَا يَحِيَى بْنُ مَعِينٍ ، حَدَّثَنَا الْحَكَمُ بْنُ نَافِعٍ ، عَنْ شُعَيْبِ بْنِ أَبِي حَمْزَةَ ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ أَبِي حُسَيْنٍ ، عَنْ عِيسَى بْنِ طَلْحَةَ ، قَالَ : سَمِعْتُ عَمْرَو بْنَ مُرَّةَ الْجُهَنِيَّ ، قَالَ : جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَقَالَ : يَا رَسُولَ اللَّهِ ، أَرَأَيْتَ إِنْ شَهِدْتُ أَنْ لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ ، وَأَنَّكَ رَسُولُ اللَّهِ ، وَصَلَّيْتُ الصَّلَوَاتِ الْخَمْسَ ، وَأَدَّيْتُ الزَّكَاةَ ، وَصُمْتُ رَمَضَانَ ، وَقُمْتُهُ ، فَمِمَّنْ أَنَا ؟ قَالَ : « مِنَ الصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ «
[صحیح ابن حبان: 3438، صحيح ابن خزيمة:2212]صحیح
Передал Ахмад ибн аль-Хасан ибн Абдуль-Джаббар, которому передал Яхья ибн Маин, ему передал аль-Хакям ибн Нафиъ от Шуайба ибн Абу Хамзы, который передал от АбдуЛлаха ибн АбдурРахмана ибн Абу Хусайна, а тот от Исы ибн Тальхи, который рассказал, что слышал, как Амр ибн Мурра АльДжуханийю рассказывал:
Пришёл как-то к пророку ﷺ один человек и сказал ему: «О, посланник Аллаха! Что ты скажешь, если я принесу свидетельство, что нет никого, кто был бы достоин поклонения, кроме Аллаха عَزَّ وجَلَّ, и что ты посланник Аллаха, буду совершать пять салятов/намазов, выплачивать закят, поститься в рамадан и выстаивать салят его ночами/буду читать тахаджуд в рамадан, то к каким людям я буду причислен?»
Посланник Аллаха ответил: «Ты будешь из правдивейших, и будешь из сподвижников».
Ибн Хиббан 3438, Ибн Хузайма 2212, хадис сахих.
Этот хадис говорит о том, что человек, который уверовал в Аллаха عَزَّ وجَلَّ, а затем совершал дела согласно этой вере, является правдивейшим («сыддык»), то есть, тем, кто делает то, что говорит, соответствует своим словам и убеждениям. А также он будет из числа свидетелей («шухада»), и в данном случае речь о сподвижниках, потому что
Аллах عَزَّ وجَلَّ в Куръане говорит:
وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ بِٱللَّهِ وَرُسُلِهِۦٓ أُوْلَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلصِّدِّيقُونَۖ وَٱلشُّهَدَآءُ عِندَ رَبِّهِمۡ لَهُمۡ أَجۡرُهُمۡ وَنُورُهُمۡۖ وَٱلَّذِينَ كَفَرُواْ وَكَذَّبُواْ بِـَٔـايَـٰتِنَآ أُوْلَـٰٓئِكَ أَصۡحَـٰبُ ٱلۡجَحِيمِ
Уверовавшие в Аллаха и Его посланников — это правдивейшие («сыддыкуун») и свидетели («шухадаа»), и они находятся возле своего Господа, и им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
Сура «Аль-Хадид», аят 19.