Вопрос № 90. Что означает, что в «ахират» человек забудет счастье и беды этой жизни и что означает, что в «ахират» богатство и высокое положение не будет иметь никакого веса? 

Хадис № 69 

الحدیث:69

حَدَّثَنَا عَمْرٌو النَّاقِدُ ، حَدَّثَنَا يَزِيدُ بْنُ هَارُونَ ، أَخْبَرَنَا حَمَّادُ بْنُ سَلَمَةَ ، عَنْ ثَابِتٍ الْبُنَانِيِّ ، عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: يُؤْتَى بِأَنْعَمِ أَهْلِ الدُّنْيَا مِنْ أَهْلِ النَّارِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، فَيُصْبَغُ فِي النَّارِ صَبْغَةً، ثُمَّ يُقَالُ يَا ابْنَ آدَمَ: هَلْ رَأَيْتَ خَيْرًا قَطُّ؟ هَلْ مَرَّ بِكَ نَعِيمٌ قَطُّ؟، فَيَقُولُ: لَا وَاللَّهِ يَا رَبِّ، وَيُؤْتَى بِأَشَدِّ النَّاسِ بُؤْسًا فِي الدُّنْيَا مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ، فَيُصْبَغُ صَبْغَةً فِي الْجَنَّةِ، فَيُقَالُ لَهُ يَا ابْنَ آدَمَ: هَلْ رَأَيْتَ بُؤْسًا قَطُّ؟ هَلْ مَرَّ بِكَ شِدَّةٌ قَطُّ؟، فَيَقُولُ: لَا وَاللَّهِ يَا رَبِّ مَا مَرَّ بِي بُؤْسٌ قَطُّ وَلَا رَأَيْتُ شِدَّةً قَطُّ 

[صحیح مسلم:2804]

Анас бин Малик رضي الله عنه говорит, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

يُؤْتَى — приведут 

بِأَنْعَمِ أَهْلِ الدُّنْيَا — человека, который получал много удобства, благ и комфорта, по сравнению с другими обитателями дунья, 

مِنْ أَهْلِ النَّارِ — но он оказался из обитателей Огня (Ада). 

Человек становится обитателем Огня, когда у него отсутствуют две вещи: иман и такъуа. 

Если у человека есть иман, но отсутствует такъуа, то он сначала попадает в Ад, затем в Рай, но если у человека нет имана, то он из Ада никогда не выйдет. Если же есть и иман и такъуа, то он в Ад не попадет и изначально будет обитателем Рая и это нам говорит Ислам. 

Дальше в этом хадисе говорится:

يَوْمَ الْقِيَامَةِ — в Судный день,

فَيُصْبَغُ فِي النَّارِ صَبْغَةً — окунут его в Ад один раз (на секунду). 

То есть, введут его в Ад на одно мгновение. 

ثُمَّ يُقَالُ يَا ابْنَ آدَمَ: — потом скажут ему:

 «О, сын Адама! (О, человек). 

هَلْ رَأَيْتَ خَيْرًا قَطُّ؟ — видел ли ты блага вообще?

هَلْ مَرَّ بِكَ نَعِيمٌ قَطُّ؟، — пришли ли тебе блага вообще?

فَيَقُولُ: لَا وَاللَّهِ يَا رَبِّ، — Он скажет: нет, Клянусь Аллахом, о, мой Господь!

وَيُؤْتَى بِأَشَدِّ النَّاسِ بُؤْسًا فِي الدُّنْيَا مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ، — И приведут того из людей, у которого было много проблем в этой дунья, но он оказался обитателем Рая.

То есть, среди людей он был из тех, у которого было больше всего проблем, бед и болезней. 

فَيُصْبَغُ صَبْغَةً فِي الْجَنَّةِ، — Окунут его один раз (на секунду) в Рай.

То есть, введут его в Рай на одно мгновение.

فَيُقَالُ لَهُ يَا ابْنَ آدَمَ: — Ему скажут: О, сын Адама! (О, человек),

هَلْ رَأَيْتَ بُؤْسًا قَطُّ؟ — ты когда-нибудь видел беды, проблемы, горе печали?

هَلْ مَرَّ بِكَ شِدَّةٌ قَطُّ؟، — пришли ли тебе тягость и тяжелая жизнь когда-нибудь?

فَيَقُولُ: لَا وَاللَّهِ يَا رَبِّ — Он скажет: «Нет, Клянусь Аллахом о, мой Господь!

مَا مَرَّ بِي بُؤْسٌ قَطُّ — не пришла на меня беда, проблемы, печали или горе вообще,

وَلَا رَأَيْتُ شِدَّةً قَطُّ — и я не видел тяготы, тяжелую жизнь, вообще». 

 «Сахих « Муслим, 2804. 

Этот хадис говорит о том, что мирская жизнь по сравнению с «ахират» ничтожна, ничего не стоит. 

Знатных людей, которые живут в этой жизни очень богато, в Судный день окунут перед людьми в Ад и спросят об их роскошной, богатой жизни и они забудут обо всем этом, забудут о том, как они жили богато. Это означает, что настоящее богатство — это богатство «ахират», настоящее счастье — это счастье в «ахират». 

Человек забудет счастье и богатства этого мира. Сегодня, когда у кого-то есть богатство, он думает, что он преуспевающий человек, но, на самом деле, это униженные люди перед Аллахом. 

Хадис № 70

الحدیث:70

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ، حَدَّثَنَا سَعِيدُ بْنُ أَبِي مَرْيَمَ، أَخْبَرَنَا الْمُغِيرَةُ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، قَالَ: حَدَّثَنِي أَبُو الزِّنَادِ، عَنِ الْأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، عَنِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِنَّهُ لَيَأْتِي الرَّجُلُ الْعَظِيمُ السَّمِينُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لَا يَزِنُ عِنْدَ اللَّهِ جَنَاحَ بَعُوضَةٍ، وَقَالَ: اقْرَءُوا فَلا نُقِيمُ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَزْنًا سورة الكهف آية 105

[صحیح البخاري:4729، صحیح مسلم:2785] 

Абу Хурайра رَضِيَ اللهُ عَنْهُ говорит, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّهُ لَيَأْتِي الرَّجُلُ الْعَظِيمُ السَّمِينُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ – Поистине, придет великий, толстый человек в Судный День

لَا يَزِنُ عِنْدَ اللَّهِ جَنَاحَ بَعُوضَةٍ، — Но он не имеет веса перед Аллахом, даже (весом) крыла комара.

وَقَالَ: — И сказал (посланник Аллаха ﷺ):

اقْرَءُوا — читайте аят:

فَلا نُقِيمُ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَزْنًا — Мы не поставим для них в Судный день весы.

سورة الكهف آية 105 — (сура Аль-Кахф, 105).

 «Сахих» Аль-Бухари, 4729; «Сахих» Муслим, 2785.

«فَلا نُقِيمُ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَزْنًا» — для него не будет никаких весов, по причине отсутствия имана. Это указывает на то, что мирские блага ничего не значат, и в Судный день человеку пользу не принесут. 

Судный День — это такой день, в котором правители, богачи, спортсмены не будут иметь никакого веса перед Аллахом عزّ وجلّ, если у них не будет имана и хороших дел.

  1. Это не говорит о том, что он попал в Ад из-за этих удобств, не означает, что из-за удобств и благ мирской жизни человек попал в Ад. Это имеется в виду, что у него не было имана и такъуа и поэтому он стал обитателем.
  2. «النَّارِ» — это название джаханнама (Ада).
  3.  Иман означает отсутствие ширка и куфра.
  4.  Такъуа — это когда человек защищает себя от грехов.
  5.  فَيُصْبَغُ: — его асль: صَبَغَ, которое означает: غَمَسَ — погрузил, окунул.
  6.  بُؤْسًا — страдания, горе, печали. بُؤْسًا: — это ضُرٌّ وَ بَلَاءٌ — беды, проблемы и печали.
  7. «الْعَظِيمُ» — это тот человек, у которого было богатство, высокий пост, он был правителем, министром и так далее.
  8. «السَّمِينُ» — это человек, у которого было большое тело, спортсмен и так далее.