Вопрос № 80. Будет ли жизнь после смерти, или же смерть это конец всего?

Откровение – это те знания, которые получали пророки от Аллаха. Мы
обязаны верить в эту информацию, и это называется иман.
Те люди, которые не верят в Откровение, отрицают знания, которые
пришли от их Господа. Они думают, что смерть – это конец всего, и нет
никакой жизни после смерти.
Те люди, которые не верят в Откровение, проявляют свою глупость, у
них нет никакого довода и никакой силы, чтобы отрицать то, что
написано в Откровении.
У человек есть всего лишь разум и наука, через которые он получает
какую-то долю информации, и он не способен отрицать ту информацию,
которую получает из Откровения, и он не должен этого делать!
Неверующие люди думают, что нет никакой цели жизни, что после
смерти жизнь заканчивается, и нет никакой жизни после смерти.
На самом деле Господь Миров, наш Создатель, нам объяснил по-
другому. Аллах говорит, что жизнь, которой мы живём в настоящее
время, это всего лишь временная жизнь, и когда человек умирает, то у
него начинается настоящая жизнь. Эта жизнь всего лишь путешествие, и
это не является целью, а настоящая жизнь начинается только после
смерти.

Путешествия всегда существуют для какой-то цели. Когда Аллах
оживит всех после смерти, то наступит Судный День, все люди будут
собраны перед Аллахом и будут спрошены за свои дела и убеждения. Те
люди, у которых были правильные убеждения и праведные дела,
попадут в Рай по Милости Аллаха, а те люди, у которых были
неправильные убеждения и неправильные дела, попадут в Ад. Об этом
нам говорит Откровение.
Аллах в Куръане говорит:
‎وَيَقُولُ الْإِنسَانُ أَإِذَا مَا مِتُّ لَسَوْفَ أُخْرَجُ حَيًّا * أَوَلَا يَذْكُرُ الْإِنسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ وَلَمْ يَكُ شَيْئًا * فَوَرَبِّكَ
لَنَحْشُرَنَّهُمْ وَالشَّيَاطِينَ ثُمَّ لَنُحْضِرَنَّهُمْ حَوْلَ جَهَنَّمَ جِثِيًّا
И человек говорит: «Ну неужели же после того как умру, я буду
снова оживлён?!» Но почему же он не думает о том, что он был создан,
хотя до того его просто не было?! Клянусь твоим Господом! Непременно
Мы вас соберём!..
Сура «Марьям», 66 – 68 аяты.
‎وَيَقُولُ الْإِنسَانُ أَإِذَا مَا مِتُّ لَسَوْفَ أُخْرَجُ حَيًّا – и скажут люди: неужели после того,
как я умру, я буду оживлен?!
То есть, Аллах говорит, что люди отрицают жизнь после смерти.
‎أَوَلَا يَذْكُرُ الْإِنسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ وَلَمْ يَكُ شَيْئًا – а почему человек не думает (не
вспоминает), что Аллах его до этого создал, хотя его не было?
То есть, человека не было, а Аллах дал человеку существование, и
это довод на то, что Аллах может оживить человека!
‎فَوَرَبِّكَ لَنَحْشُرَنَّهُمْ وَالشَّيَاطِينَ ثُمَّ لَنُحْضِرَنَّهُمْ حَوْلَ جَهَنَّمَ جِثِيًّا – клянусь Твоим Господом,
мы их обязательно воскресим и соберем!
Аллах в Куръане говорит:
‎أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ
Неужели вы думаете, что Аллах вас создал просто так? И что вы не
будете к Нам возвращены?!
Сура «аль-Муъминун», аят 115.
Неужели вы думаете, что Аллах вас создал зря, и вы не будете
возвращены к Нам? То есть, Аллах говорит, что вы обязательно будете
возвращены после смерти к Аллаху.
И Аллах в Куръане говорит:

‎وَعُرِضُوا عَلَىٰ رَبِّكَ صَفًّا لَّقَدْ جِئْتُمُونَا كَمَا خَلَقْنَاكُمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ بَلْ زَعَمْتُمْ أَلَّن نَّجْعَلَ لَكُم مَّوْعِدًا * وَوُضِعَ الْكِتَابُ
فَتَرَى الْمُجْرِمِينَ مُشْفِقِينَ مِمَّا فِيهِ وَيَقُولُونَ يَا وَيْلَتَنَا مَالِ هَٰذَا الْكِتَابِ لَا يُغَادِرُ صَغِيرَةً وَلَا كَبِيرَةً إِلَّا أَحْصَاهَا
وَوَجَدُوا مَا عَمِلُوا حَاضِرًا وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا
Вас соберут перед Аллахом рядами/ они будут построены перед
Аллахом рядами так, как Мы вас создали в первый раз, но вы думаете,
что Мы не предназначили для вас какого-то срока/ определённого срока
(который наступит в Судный День); и поставят Книгу (каждый увидит
свою Книгу деяний), и ты увидишь тех, кто преступали законы Аллаха,
как им будет тяжело от того, что будет написано в их Книгах, и они
скажут: «О, горе нам! Что с этой Книгой?! Там не оставлены ни наши
мелкие дела, ни большие, всё записано!» И обнаружат всё, что
совершили, перед собой… (сура «аль-Кяхф», 48-49 аяты). 
‎وَعُرِضُوا عَلَىٰ رَبِّكَ صَفًّا لَّقَدْ جِئْتُمُونَا كَمَا خَلَقْنَاكُمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ — они будут собраны перед
Аллахом и стоять рядами так же, как Аллах вас создал и вы стояли в
первый раз,
‎بَلْ زَعَمْتُمْ أَلَّن نَّجْعَلَ لَكُم مَّوْعِدًا – но вы думали, что Аллах вам не
предназначит какого-то срока, обещанный момент встречи, который
наступит в Судный День.
‎وَوُضِعَ الْكِتَابُ فَتَرَى الْمُجْرِمِينَ مُشْفِقِينَ مِمَّا فِيهِ — и поставят книгу (каждый человек
увидит свою книгу), и ты увидишь преступников (тех людей, которые
отрицали Откровение и не действовали по нему), которым будет очень
тяжело увидеть то, что написано в этой книге.
‎وَيَقُولُونَ يَا وَيْلَتَنَا مَالِ هَٰذَا الْكِتَابِ لَا يُغَادِرُ صَغِيرَةً وَلَا كَبِيرَةً إِلَّا أَحْصَاهَا ۚ — они скажут: «О,
горе нам, что это за книга, которая не оставила ничего, ни маленькие, ни
большие дела – все записано в ней!»
То есть, когда они получат эти книги, где будут описаны их деяния,
то скажут: «О, горе нам! Что это за книга, в которой записаны все дела: и
маленькие и большие, все в ней охвачено».
‎وَوَجَدُوا مَا عَمِلُوا حَاضِرًا وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا — они обнаружат перед собой все,
что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо.
Судный День – это основная цель, потому что без этого дня не
будет цели. Если человек не будет спрошен, то какой смысл у этой
жизни?
Аллах в Куръане говорит:
‎أَوَلَمْ يَرَ الْإِنسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِن نُّطْفَةٍ فَإِذَا هُوَ خَصِيمٌ مُّبِينٌ * وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ قَالَ مَن يُحْيِي الْعِظَامَ
وَهِيَ رَمِيمٌ * قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ

Разве человек не видит, что Мы создали его из зиготы, а он ещё и
открыто препирается!.. приводит для Аллаха подобие и забыл, из чего
был создан?! Говорит: «Ну кто оживит кости, когда они разложатся?..»
Скажи: «Их оживит тот, кто создал их в первый раз, Он же сведущ
обо всех творениях!» (сура «Йа, Син», 77 – 79 аяты).
‎أَوَلَمْ يَرَ الْإِنسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِن نُّطْفَةٍ فَإِذَا هُوَ خَصِيمٌ مُّبِينٌ — разве человек не думает,
что Мы создали его из نُّطْفَةٍ — зиготы, а он стал явно препираться?!
‎وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ قَالَ مَن يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ – приводит примеры/
сравнения для Аллаха и забыл о том, что был создан для определённой
цели, и говорит: «Кто может оживить кости, когда они разложатся?»
‎قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ – скажи: «Оживит их тот Аллах,
который создал их в первый раз. И Он обо всех сотворениях Знающ».
У людей неправильное представление, что существует только эта
жизнь, и когда она закончится, то на этом все закончится. Аллах не
оставит просто так человека после смерти!
Аллах в Куръане говорит:
‎أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَن يُتْرَكَ سُدًى
Ну неужели же человек полагает, что будет оставлен просто так?!
(сура «аль-Кыяма», аят 36).
Когда спросили посланника Аллаха:
‎ Хадис «Сахих» Муслим, 9:
«يَا رَسُولَ اللهِ مَا الإِيمَانُ؟» قَالَ: «الإِيمَانُ أَنْ تُؤْمِنَ بِاللهِ وَمَلَائِكَتِهِ، وَكُتُبِهِ، وَرُسُلِهِ، وَلِقَائِهِ، وَتُؤْمِنَ بِالْبَعْثِ
الآخِرِ»
Спросили: «О, посланник Аллаха! Что такое иман?» Он ответил:
«Это когда ты веришь в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, во встречу
с Ним и веришь в то, что в Судный День все будут воскрешены».
Из этого хадиса мы поняли, что мы должны быть убеждены во
встрече с Аллахом, и это и есть основной момент Судного Дня.
Посланник Аллаха сказал, что каждый человек будет
разговаривать с Аллахом без переводчика.
 Хадис № 15

‎67 — (1016) حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ حُجْرٍ السَّعْدِيُّ، وَإِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، وَعَلِيُّ بْنُ خَشْرَمٍ — قَالَ ابْنُ حُجْرٍ: حَدَّثَنَا،
وقَالَ الْآخَرَانِ: — أَخْبَرَنَا عِيسَى بْنُ يُونُسَ، حَدَّثَنَا الْأَعْمَشُ، عَنْ خَيْثَمَةَ، عَنْ عَدِيِّ بْنِ حَاتِمٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ
صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا سَيُكَلِّمُهُ اللهُ، لَيْسَ بَيْنَهُ وَبَيْنَهُ تُرْجُمَانٌ، فَيَنْظُرُ أَيْمَنَ مِنْهُ فَلَا يَرَى إِلَّا مَا
قَدَّمَ، وَيَنْظُرُ أَشْأَمَ مِنْهُ فَلَا يَرَى إِلَّا مَا قَدَّمَ، وَيَنْظُرُ بَيْنَ يَدَيْهِ فَلَا يَرَى إِلَّا النَّارَ تِلْقَاءَ وَجْهِهِ، فَاتَّقُوا النَّارَ وَلَوْ بِشِقِّ
تَمْرَةٍ» زَادَ ابْنُ حُجْرٍ: قَالَ الْأَعْمَشُ: وَحَدَّثَنِي عَمْرُو بْنُ مُرَّةَ، عَنْ خَيْثَمَةَ مِثْلَهُ، وَزَادَ فِيهِ «وَلَوْ بِكَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ» وقَالَ
إِسْحَاقُ: قَالَ الْأَعْمَشُ: عَنْ عَمْرِو بْنِ مُرَّةَ، عَنْ خَيْثَمَةَ
Передали Али ибн Худжр АсСаадийю, Исхак ибн Ибрахим и Али
ибн Хашрам, которым передал Иса ибн Юнус, ему передал Аъмаш от
Хайсамы, который передал от Ади ибн Хатима, который рассказал, что
посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Не останется такого, с кем бы
не поговорил Аллах безо всякого переводчика! Человек посмотрит
направо и не увидит ничего, кроме своих дел, посмотрит налево и увидит
только свои дела, посмотрит вперёд и увидит огонь прямо перед своим
лицом!.. Защищайте себя от этого огня хотя бы даже просто кусочком
финика (таким незначительным садака)»…
Ибн Худжр прибавлял к этому: передаётся от Аъмаша, которому
передал Амр ибн Мурра от Хайсамы всё то же, но ещё «и даже добрым
словом!»
«Сахих» Муслим, 2348; «Сахих» Аль-Бухари, 6539.
Ади ибн Хатим передаёт, что посланник Аллаха сказал:
‎مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا سَيُكَلِّمُهُ اللهُ، — не останется ни одного из вас, с кем бы не
поговорил Аллах.
То есть, Аллах поговорит с каждым.
‎لَيْسَ بَيْنَهُ وَبَيْنَهُ تُرْجُمَانٌ، — не будет между Аллахом и человеком
переводчика.
‎فَيَنْظُرُ أَيْمَنَ مِنْهُ فَلَا يَرَى إِلَّا مَا قَدَّمَ، — когда человек посмотрит направо, то
увидит только свои дела,
‎وَيَنْظُرُ أَشْأَمَ مِنْهُ فَلَا يَرَى إِلَّا مَا قَدَّمَ، — когда он посмотрит налево, то увидит
только свои дела.
‎وَيَنْظُرُ بَيْنَ يَدَيْهِ فَلَا يَرَى إِلَّا النَّارَ تِلْقَاءَ وَجْهِهِ، — когда он посмотрит вперед, то
увидит Огонь перед своим лицом.
‎فَاتَّقُوا النَّارَ وَلَوْ بِشِقِّ تَمْرَةٍ – защищайте себя от этого огня, хотя бы
кусочком финика!
زَادَ ابْنُ حُجْرٍ: قَالَ الْأَعْمَشُ: وَحَدَّثَنِي عَمْرُو بْنُ مُرَّةَ، عَنْ خَيْثَمَةَ مِثْلَهُ، وَزَادَ فِيهِ «وَلَوْ بِكَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ» —
Ибн Худжр прибавлял к этому: передаётся от Аъмаша, которому передал
Амр ибн Мурра от Хайсамы всё то же, но ещё «и даже добрым словом!»

«Сахих» Муслим, 2348; «Сахих» Аль-Бухари, 6539.
Шарха (объяснение)
‎مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا سَيُكَلِّمُهُ اللهُ، — нет среди вас такого, с кем не поговорит
Аллах (обязательно поговорит).
В риваяте «Сахих» Аль-Бухари сказано:
إِلاَّ وَسَيُكَلِّمُهُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ- с кем не поговорил бы в Судный День Аллах!/
обязательно поговорит.
В риваяте «Сахих» аль-Бухари сказано:
‎لَيْسَ بَيْنَ اللَّهِ وَبَيْنَهُ تُرْجُمَانٌ — не будет между Аллахом и человеком
переводчика.
Аллах даст человеку возможность разговаривать с Ним без
переводчика – то есть, человек будет понимать тот язык, на котором
Аллах будет с ним говорить. Какой это язык, как это будет происходить и
так далее, это известно Одному Аллаху.
Возникает такой вопрос, что в Куръане Аллах говорит, что Он не
поговорит с кяфиром. Тогда почему здесь сказано, что Он поговорит с
каждым?

  1. В Судный День есть разные моменты, положения. Будет такой
    момент, когда Аллах с кяфирами говорить не будет, но есть другой
    период, в котором Аллах поговорит с каждым.
    Насчет Судного Дня есть общее правило, что этот День будет
    очень длинным, и в нём будут разные периоды.
    Будет такой период, когда люди увидят свои дела, будет такой
    период, когда Аллах сделает человека слепым, будет такой период,
    когда человек будет разговаривать, и будет такой период, когда не
    сможет говорить. Будет такой период, когда Аллах не будет говорить с
    кяфирами, и будет такой период, когда Аллах поговорит с каждым.
  2. В хадисе сказано, что Аллах спустится в облике судьи и тогда
    поговорит со всеми. А где сказано, что Аллах не поговорит с ними, то
    именно в Своем настоящем облике не поговорит.
    ‎فَيَنْظُرُ أَيْمَنَ مِنْهُ فَلَا يَرَى إِلَّا مَا قَدَّمَ، — когда человек посмотрит направо, то
    увидит только свои дела, которые отправил впереди себя.

‎وَيَنْظُرُ أَشْأَمَ مِنْهُ فَلَا يَرَى إِلَّا مَا قَدَّمَ، — когда он посмотрит налево, то увидит
только свои дела, которые отправил впереди себя.
‎وَيَنْظُرُ بَيْنَ يَدَيْهِ فَلَا يَرَى إِلَّا النَّارَ تِلْقَاءَ وَجْهِهِ، — когда он посмотрит вперед, то не
увидит ничего, кроме Огня перед своим лицом.
‎فَاتَّقُوا النَّارَ وَلَوْ بِشِقِّ تَمْرَةٍ – защищайте себя от этого Огня хоть (даже)
кусочком (половиной) финика.
То есть, дайте хоть кусочек финика как садака ради Довольства
Аллаха. Расходуйте на пути Аллаха, даже если у вас нет обильного
имущества, хоть кусочек финика, и это вас защитит от Огня.
И в одной версии посланник Аллаха добавил:
«وَلَوْ بِكَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ»Спасайте себя от Огня, даже через хорошие,
приятные слова.
То есть, если у вас нет ничего, чтобы потратить, то сделайте
(попросите) хотя бы дуа.   
1) Если у вас что-то попросят, а у вас ничего нет, то вы делаете
для него дуа, скажете приятные слова. В хадисе сказано: والكلمة الطيبة صدقة –
Приятное слово – тоже садака.
2) كَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ – это «ля иляха илляЛлах». 
3) Это в общем хорошие, приятные слова. Если вы будете приятно,
культурно разговаривать, проявлять благой нрав, то это будет вас
защищать от огня. كَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ – это полезная речь, от которой нет никакого
вреда другому человеку. 
В одном риваяте передаётся:
عَنْ عَدِيِّ بْنِ حَاتِمٍ، عَنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنَّهُ ذَكَرَ النَّارَ فَتَعَوَّذَ مِنْهَا، وَأَشَاحَ بِوَجْهِهِ ثَلَاثَ مِرَارٍ، ثُمَّ
قَالَ: «اتَّقُوا النَّارَ وَلَوْ بِشِقِّ تَمْرَةٍ، فَإِنْ لَمْ تَجِدُوا، فَبِكَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ»
«Сахих» Муслим, 2350:
Передаётся от Ади ибн Хатима, что когда посланник Аллаха صلى الله
عليه وسلم говорил про Огонь, то попросил у Аллаха от него защиты и
трижды отвернулся лицом (такой жест показал) и сказал: «Защищайте
себя от Огня хотя бы кусочком финика! А если не найдёте (вообще
ничего), то хотя бы добрым словом».
 عَنْ عَدِيِّ بْنِ حَاتِمٍ، عَنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – Ади ибн Хатим رضي الله عنه
рассказал, что когда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم 
 أَنَّهُ ذَكَرَ النَّارَ فَتَعَوَّذَ مِنْهَا – помянул Огонь, то попросил у Аллаха дуа,
чтобы Он защитил от этого Огня, 
 وَأَشَاحَ بِوَجْهِهِ ثَلَاثَ مِرَارٍ – и трижды отвернул своё лицо (из неприязни к
этому), говоря: «Пусть Аллах защитит! Пусть Аллах защитит! Пусть
Аллах защитит!». 

 ثُمَّ قَالَ ‏»‏ اتَّقُوا النَّارَ – Потом сказал: «Защищайте себя от Огня, 
 وَلَوْ بِشِقِّ تَمْرَةٍ – даже если через кусочек финика, 
 فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَبِكَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ – а если вы у себя ничего не найдёте, тогда
говорите хотя бы приятные слова». 
В другом риваяте говорится: 
عَنْ عَدِيِّ بْنِ حَاتِمٍ، قَالَ ذَكَرَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم النَّارَ فَأَعْرَضَ وَأَشَاحَ ثُمَّ قَالَ ‏»‏ اتَّقُوا النَّارَ ‏»‏ ‏.‏
ثُمَّ أَعْرَضَ وَأَشَاحَ حَتَّى ظَنَنَّا أَنَّهُ كَأَنَّمَا يَنْظُرُ إِلَيْهَا ثُمَّ قَالَ ‏»‏ اتَّقُوا النَّارَ وَلَوْ بِشِقِّ تَمْرَةٍ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَبِكَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ
‏»‏ ‏
«Сахих» Муслим, 2349
Передаётся от Ади ибн Хатима, что когда посланник Аллаха صلى الله
عليه وسلم помянул Огонь, то как бы отстранился от него и отвернулся
(выказал неприятие) и сказал: «Защищайте себя!» Снова отстранился и
отвернулся, что мы подумали, будто он его видит!
Польза хадиса
1.  Мы поняли, что смерть это не конец, и после смерти есть жизнь.
2.  Каждый человек встретит Аллаха и будет говорить с ним без
переводчика.
Аллах عزَّ و جَلَّ говорит:
وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُم مُّلَاقُوهُ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ
Сура «аль-Бакара», аят 223.
Побойтесь Аллаха! и знайте, что вы с ним встретитесь… Обрадуй
же уверовавших!
Также Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الْإِنسَانُ إِنَّكَ كَادِحٌ إِلَىٰ رَبِّكَ كَدْحًا فَمُلَاقِيهِ * فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ * فَسَوْفَ يُحَاسَبُ حِسَابًا يَسِيرًا *
وَيَنقَلِبُ إِلَىٰ أَهْلِهِ مَسْرُورًا * وَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ وَرَاءَ ظَهْرِهِ * فَسَوْفَ يَدْعُو ثُبُورًا * وَيَصْلَىٰ سَعِيرًا * إِنَّهُ كَانَ
فِي أَهْلِهِ مَسْرُورًا * إِنَّهُ ظَنَّ أَن لَّن يَحُورَ * بَلَىٰ إِنَّ رَبَّهُ كَانَ بِهِ بَصِيرًا
О, человек! Ты стремишься, прилагаешь усилия ко встрече со
своим Господом. Ты его встретишь! И тот, кому дадут его Книгу в правую
руку и потом рассчитают его лёгким расчётом, вернётся к своей семье
радостным!
Но если же дадут Книгу из-за спины, то человек станет просить
смерти, но попадёт в Огонь!.. Он был в мирской жизни радостным! Он
полагал, что не вернётся к Аллаху…

Но нет! Поистине, его Господь смотрел на него!
Это говорит о том, что в Судный День вы встретите ваши семьи:
детей, мужей, жен, родителей и т. д. Будет момент, когда вы будете от
них убегать, а будет момент, когда вы будете встречаться. Поэтому надо
запомнить, что в Судный День будут разные периоды, и одно другому не
противоречит. Есть сложные моменты, когда вы будете убегать. И опять
же не каждый убежит от своих родственников, убегут те грешники, о
которых сказал Аллах عَزَّ و جَلَّ. Будет момент, когда вы ни о ком не будете
думать, а будут моменты, когда вы встретите свою семью.
«А тот, кому его книга будет вручена из-за спины…»
В Судный День каждому будет вручена книга, в которой будут
записаны все дела человека, и кому она будет вручена сзади, из-за
спины, это уже плохой признак, и в этот момент он не будет счастлив, он
попросит смерти, он попадёт в Огонь. Он наслаждался мирской жизнью и
ничего не делал для религии. Он был в этой мирской жизни радостным
(он был в мирской  жизни счастливым, искал удобств и не изучал
религию, не изучал Откровение и не действовал в соответствии с ним),
он думал, что не вернётся к Аллаху. Но, поистине, его Господь смотрел
на него». 
Сура «Аль-Иншикак», аяты 5 – 15.

  1. Мы поняли, что ислам идеальным образом воспитывает
    человека: сначала объясняет убеждения, а потом через убеждения
    объясняет дела. То есть, ислам рассказывает, что если вы совершите
    хорошие дела, то попадёте в Рай, получите довольство Аллаха, а если
    вы будете совершать плохие дела, то попадёте в Ад. Ислам действует
    через убеждения, не просто так, и это является самой лучшей
    мотивацией.
  2. Мы поняли, что Аллах عَزَّ و جَلَّ будет разговаривать. Есть люди,
    которые отрицают качества Аллаха, атрибуты Аллаха, а здесь четко и
    ясно сказано: «Аллах поговорит», — значит, Аллах поговорит, это Его
    сыфат (качество). 
  3. Мы поняли, что за садака, даже если оно будет совсем
    маленьким, вы получите за него награду. Надо расходовать своё
    имущество ради Аллаха, и не обязательно для этого быть богатым, даже
    если это будет финик, Аллах عَزَّ و جَلَّ примет это. 

Имам Ан-Насаи пишет главу о том, что надо давать даже малое
садака:
النسائي باب قليل صدقة

  1. Садака защищает человека от Огня.
  2. Приятные, хорошие слова защищают человека от Огня.
  3. Мы поняли, что садака и хорошие дела объединились в этом
    хадисе. Это указывает на то, что ту награду, которую вы получаете,
    расходуя своё имущество, вы можете получить через слова, главное,
    чтобы намерение было правильным и язык использовался правильно. 
  4. Хорошие дела аннулируют грехи.
  5. Хорошие дела защищают человека от Огня, и через хорошие
    дела человек попадает в Рай. То, что человек попадает в Рай не через
    хорошие дела не значит, что не нужно их совершать, это говорит о том,
    что Милость Аллаха главнее, чем хорошие дела. Это для того, чтобы
    человек уповал именно на Аллаха и совершал хорошие дела. Когда
    человек совершает благие дела и уповает на них, это плохо. Нужно
    совершать благое и уповать на Аллаха, и тогда человек попадёт в Рай.
    Это и есть смысл хадиса, в котором сказано, что человек не попадает в
    Рай через свои хорошие дела, а попадает по Милости Аллаха. В этом
    хадисе нет отрицания, что хорошие дела не нужны. 
  6. Мы поняли, что дела являются частью имана.
  7. Мы поняли, что дела нужны. И те люди, которые думают, что
    дела не нужны, как, например, мурджиты, являются заблудшими. Садака
    – это хорошее дело, и хорошие дела и хорошие слова как раз защищают
    вас от Огня.
  8. Мы поняли, что язык и повергает человека в Огонь, и защищает
    от него.  
  9. Даже малым благом не нужно пренебрегать. Не думайте, что
    кусочек финика это мало, не надо на это презрительно смотреть.
    Поэтому в хадисе сказано:
    ‎ لا تَحقِرَنَّ مِنَ المَعْرُوف شَيْئًا، وَلَو أنْ تَلقَى أخَاكَ بوجهٍ طليقٍ 
    ‎لا تَحقِرَنَّ مِنَ المَعْرُوف شَيْئًا — не смотрите с презрением на хорошие дела, 
    ‎وَلَو أنْ تَلقَى أخَاكَ بوجهٍ طليقٍ — даже если вы просто встречаете своего
    брата с приятным лицом.

Хадис «Сахих» Муслим, 2626.
Когда человек встречает брата и улыбается, это называется الإِبْتِسَامَةُ
аль-ибтисама. Это тоже считается хорошим делом, за которое будет
награда. 

  1. В Судный День не нужен будет переводчик. Это указывает на
    то, что не нужен никакой посредник между Аллахом и человеком. Ислам
    ниспослан именно для того, чтобы люди поклонялись Аллаху напрямую,
    без посредников. Напрямую, без посредника — это и есть основной урок
    ислама. В Судный день Аллах عز و جل будет разговаривать напрямую, и
    человек будет Его понимать. 
    Поэтому люди, которые просят у мертвых, чтобы те попросили за
    них у Аллаха, совершают ширк. Они приводят примеры с президентом
    или начальником, что когда вы хотите попасть к ним на приём, то
    обязательно нужен какой-то знакомый, посредник, который вас
    познакомит или передаст ваши слова. Это абсолютно неправильное
    сравнение: 
  2. Президент не знает, какое у тебя положение, а Аллах знает. 
  3. Нельзя Аллаха ни с кем сравнивать. Аллах как раз говорит, что
    примеры, которые они приводят, являются ширком. 
  4. Аллах عز و جل говорит, чтобы просили у Него, и Он будет
    отвечать. А президент такого не говорит. 
  5. В Судный День человек увидит свои дела: посмотрит налево,
    направо и там будут представлены его дела. 
    Аллах в Куръане говорит: 
    فَمَن یَعۡمَلۡ مِثۡقَالَ ذَرَّةٍ خَیۡرࣰا یَرَهُۥ ۝ وَمَن یَعۡمَلۡ مِثۡقَالَ ذَرَّةࣲ شَرࣰّا یَرَهُۥ
    Кто совершит малейшее добро, увидит это в Судный День, а кто
    совершит малейшее зло, увидит и это!..
    Сура «аз-Зальзаля», 7-8.
  6. Ислам приказывает, чтобы мы старались не попасть в Ад. 
    Поэтому Аллах говорит: 
    ‎يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ * وَلَا تَكُونُوا
    كَالَّذِينَ نَسُوا اللَّهَ فَأَنسَاهُمْ أَنفُسَهُمْ أُولَٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ  * لَا يَسْتَوِي أَصْحَابُ النَّارِ وَأَصْحَابُ الْجَنَّةِ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ
    هُمُ الْفَائِزُونَ 
    О, верующие! Остерегайтесь совершать грехи перед Аллахом! И
    пусть посмотрит каждый, что приготовил он на завтра (на Судный День).

Не совершайте грехи перед Аллахом, поистине, Аллах Знает, что вы
совершаете!
И не будьте похожи на тех, которые забыли про Аллаха. На самом
деле они забыли самих себя! Это и есть грешники!
Не равны обитатели Огня обитателям Рая! Жители Рая — это те,
которые достигли успеха!
Сура Аль-Хашр, 18 — 20 аяты.
‎يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ — о те, которые уверовали. Проявляете такъаа
перед Аллахом!
‎وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ ۖ— и пусть человек посмотрит, что он приготовил
на завтра (для Судного дня). 
‎وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ — проявляйте такъуа перед Аллахом,
поистине, Аллах осведомлен о том, что вы совершаете.
‎وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ نَسُوا اللَّهَ — не будьте подобны тем, которые забыли
Аллаха (забыли права Аллаха, забыли для чего Аллах нас создал,
забыли про встречу с Аллахом), —
‎فَأَنسَاهُمْ أَنفُسَهُمْ ۚ— они забыли самих себя.
‎أُولَٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ — они являются грешниками!
‎لَا يَسْتَوِي أَصْحَابُ النَّارِ وَأَصْحَابُ الْجَنَّةِ ۚ— не равны обитатели Огня
обитателям Рая.
‎أَصْحَابُ الْجَنَّةِ هُمُ الْفَائِزُونَ — обитатели Рая, они – достигшие успеха.
Сура «Аль-Хашр», аяты 18—20. 
Также Аллах сказал: 
‎يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ
‎ О те, которые уверовали! Защищайте себя и свои семьи от Огня,
топливом для которого служат люди и камни!..
Сура «Ат-Тахрим», аят 6.

  1. Обязательно будет спрос за наши дела. 
    Поэтому Аллах говорит: 
    ‎فَوَرَبِّكَ لَنَسْأَلَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ * عَمَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ
    «Клянусь твоим Господом! Мы непременно всех их спросим о том,
    что они совершали».
    Сура «аль-Хиджр», 92—93 аяты.
  2. Когда вы говорите про Ад, наказание или какую-то плохую
    вещь, то нужно просить у Аллаха от этого защиты. Можно говорить والعياذ
    بالله о, Аллах! Дай мне спасение, защити от этого!»
  3. Мы поняли, что будет расчёт. 
    Аллах عز و جل говорит: 
    ‎وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ فَلَا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئًا وَإِن كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ أَتَيْنَا بِهَا وَكَفَىٰ بِنَا
    حَاسِبِينَ
    Поставят Весы Справедливости для Судного Дня, и никому не
    будет причинено ни малейшей несправедливости — Мы приведём всё,
    даже такое, что размером с горчичное зёрнышко. Достаточно Нас для
    расчёта! (сура «аль-Анбийя», аят 47).
    ‎وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ — в Судный День Мы установим Весы
    справедливости, 
    ‎فَلَا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئًا — и ни с кем не поступят несправедливо. 
    ‎وَإِن كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ — если найдется нечто весом с горчичное
    зернышко, 
    ‎أَتَيْنَا بِهَا ۗ — Мы принесем его. 
    ‎وَكَفَىٰ بِنَا حَاسِبِينَ — довольно того, что Мы ведем счет!
    Сура «Аль-Анбийа», аят 47.
    Эти доводы говорят о том, что смерть это не конец, разумные люди
    это понимают, поэтому нам нужно к этому готовиться.