Вопрос № 82. Где пребывает человек до наступления Судного Дня?

После смерти и до Судного дня человек проводит в «بَرْزَخٌ» (дословно:
шторы и покрывало). Аль-барзах (بَرْزَخٌ) — это место, в котором у людей
будет разное положение.
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит:
‎وَمِن وَرَائِهِم بَرْزَخٌ إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ
«И за ними «барзах» (шторы и покрывало) до того дня, как они будут
воскрешены».
Сура «Аль-Муъминун», аят 100.
Жизнь — это «الحياة» бывает 3-х видов:
‎1. الحياة الدنيا — мирская жизнь;
‎2. حياة البرزخ — жизнь после смерти и до Судного дня.
‎3. الحياة الآخرة — начало Судного дня, когда Аллах عز وجل заново всех
оживит.
‎الحياة الدنيا — когда человек живет в этой дунья: родился и живет до
смерти. Его душа и тело живут единым целым. Бывает время, когда
душа и тело разъединяются и снова объединяются в одно, например,
когда Аллах عزَّ و جلَّ забирает душу во время сна и снова ее возвращает.
‎حياة البرزخ — это «بعد الموت إلى قيام الساعة», то есть, жизнь после смерти до
Судного дня.
В основе душа и тело не едины, и бывает, когда Аллах عز وجل
объединяет их во время спроса в могиле, и тогда он способен
разговаривать.
‎الحياة الآخرة — когда тело и душа вместе навсегда.
Период после смерти и до Судного дня, когда Аллах عز وجل оживит
человека, называется барзах (برزخ), и чтобы человек понял про эту
жизнь, нужно понимать некоторые ее аспекты.
Когда наступает смерть, то душа и тело разъединяются.

О том, как это происходит, есть несколько положений.

  1. Когда душу «муъмина» забирают мягко, с любовью и
    уважением, о душу «кафира» забирают тяжело и с ненавистью.
  2. Когда забирают душу и поднимают наверх, после этого
    муъмину ее возвращают тоже с уважением, а кяфиру с
    ненавистью и неуважением.
  3. Когда душа и тело объединяются и человека заново
    оживляют, чтобы задать вопросы в могиле, а после этого снова
    разъединяют их.
  4. У каждой души разное положение: не все одинаково
    находятся в одном месте после смерти.
  5. Души кяфиров получают мучения
  6. Есть такие муъмины, души которых заходят в Рай в облике
    птицы.
  7. Некоторые души (люди) спят после смерти до Судного Дня, а
    некоторые зайдут в Рай.
  8. Есть души, которым каждый день и вечер будут показывать
    их место в Раю или Аду.
  9. Некоторые души муъминов собираются в хорошем месте,
    подобное Раю, и там Аллах عز وجل их кормит, и будем им
    наслаждение.
  10. В Судный День Аллах عز وجل заново соберет тело, которое
    разложилось, и воссоединит с душой: روح‎ (душа) и جسم (тело)
    снова объединятся.
  11. Жизнь в «барзах» (برزخ – жизнь после смерти) в своей основе
  • это жизнь души
  1. برزخ – «барзах» (жизнь после смерти) – и ее другое имя قبر –
    «кабр» (яма в земле).
    Иногда в Куръане словоقبر и это برزخ.
    Например, посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم говорит, что я увидел Мусу
    عليه السلام, как он читал намаз в «кабре» (здесь «кабр» имеется ввиду
    «барзах»), потому что в этом же хадисе продолжается, что посланник
    Аллаха صلى الله عليه وسلم видел его на небесах.
    Поэтому есть много примеров, когда вы в Откровении и хадисах
    услышите, что в могиле будет так и так, это на самом деле в «барзах».
    На самом деле, это говорится о том периоде, который по-разному
    проходит у людей, и про этот период в некоторых хадисах говорится, что
    это «кабр».
  2. Откровение нам полностью не раскрывает положение жизни
    в «барзахе».
    В тех хадисах, например, где сказано, что чья-то душа заходит в Рай в
    облике птицы, не сказано про каждого верующего. Также в хадисах
    говорится, что кто-то спит, то это не значит, что здесь говорится про
    каждого. Поэтому важно знать, что у каждого человека разное
    положение, и надо знать, что это положение нам Откровение полностью

не объясняет, нам нужно в это верить.

  1. Для всех людей этот период проходит по-разному.
    Чья-то жизнь там как в Раю, в этом «барзахе» этот промежуток для
    кого-то бывает длинным, а для кого-то коротким. Кому-то миллион лет
    почувствуется как несколько часов, а кто-то там спит, кто-то собирается в
    хорошем месте, подобном Раю, кто-то в облике птицы заходит в Рай, кто-
    то будет находится рядом с Раем и кто-то днем и вечером увидит свое
    место в Аду или Раю, у кого-то откроется дверь или окно в Рай, то есть, у
    всех людей будет разное положение в «барзахе».
  2. «Барзах» — это шторы и покрывало, а значит, что он не может
    вернуться оттуда в мирскую жизнь دُنْيا.
    Заблудшие те люди, которые говорят, что люди, которые «аулия́» (أولياء‎
  • покровитель, святой)‎, приходят в эту дунья и смотрят и знают про нас,
    но это не так.
    Куръан говорит, что «барзах» стоит между ними до Судного дня, то
    есть, стоит преграда, за которую он не может перейти.
    Слово «барзах» само за себя говорит о том, что человек не может
    вернуться обратно, кем бы он ни был: даже если он «уалий» или еще кто-
    то.
  1. В «барзахе» человек живет, то есть, это отдельная жизнь.
    Откровение нам говорит о «барзахе», что кто-то там спит, у кого-то там
    Рай, и у кого-то могила расширяется (место в «барзахе» расширяется, в
    окно которого он может видеть Рай и Ад) и так далее. Это все нам
    говорит Откровение, но подробное положение нам не объясняет,
    поэтому нам остается верить и не отказываться от этого, а также не
    стоит от себя сочинять какие-то мысли.
    Все эти моменты доказаны из Куръана и Сунны, которые мы будем
    изучать дальше, إنْ شَآءَ اللهُ.