Вопрос №109. Какие права у Аллаха عزَّ و جلَّ?

Мы изучали, что для того, чтобы получить довольство и любовь
Аллаха عزَّ و جلَّ нужно следовать за Откровением, в первую очередь,
нужно разум подчинить Откровению.
Аллах عزَّ و جلَّ ниспослал Откровение и это является религией, и только
через религию мы можем получить довольство и любовь Аллаха عزَّ و جلَّ.
Что нам объясняет Откровение и какой является цель религии?
Цель Откровения — это, чтобы мы выполнили права Аллаха عزَّ و جلَّ и
права махлюков.
На вопрос: какие же права у Аллаха عزَّ و جلَّ, может ответить только
Уахийю, то есть, Откровение.
Откровение нам объясняет, что права Аллаха عزَّ و جلَّ на человека и
это, чтобы человек поклонялся Аллаху عزَّ و جلَّ, поклонялся только رَبِّ
ٱلْعَـٰلَمِينَ, только Господу поклонялся, что только Он достоин поклонения и
эти права не являются чьими-то правами, кроме Него.
Хадис № 35 объясняет нам права Аллаха عزَّ و جلَّ.
2856 — حَدَّثَنِي إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، سَمِعَ يَحْيَى بْنَ آدَمَ، حَدَّثَنَا أَبُو الأَحْوَصِ، عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ، عَنْ عَمْرِو بْنِ
مَيْمُونٍ، عَنْ مُعَاذٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: كُنْتُ رِدْفَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى حِمَارٍ يُقَالُ لَهُ عُفَيْرٌ، فَقَالَ: «يَا
مُعَاذُ، هَلْ تَدْرِي حَقَّ اللَّهِ عَلَى عِبَادِهِ، وَمَا حَقُّ العِبَادِ عَلَى اللَّهِ؟»، قُلْتُ: اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ، قَالَ: «فَإِنَّ حَقَّ اللَّهِ عَلَى
العِبَادِ أَنْ يَعْبُدُوهُ وَلاَ يُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا، وَحَقَّ العِبَادِ عَلَى اللَّهِ أَنْ لاَ يُعَذِّبَ مَنْ لاَ يُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا»، فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ
اللَّهِ أَفَلاَ أُبَشِّرُ بِهِ النَّاسَ؟ قَالَ: «لاَ تُبَشِّرْهُمْ، فَيَتَّكِلُوا»
Имам Аль-Бухари говорит:
Передает Исхак ибн Ибрахим, он услышал от Яхья ибн Адама,
передает Абу аль-Ахуас, от Аби Исхака, от Амр ибн Маймун, от Муаза

رضي الله عنه.
قَالَ: كُنْتُ رِدْفَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى حِمَارٍ — Муаз رضي الله عنه говорит, что как-то
он сидел позади пророка صلى الله عليه وسلم на осле.
يُقَالُ لَهُ عُفَيْرٌ — и его (осла) звали Ъуфайр.
فَقَالَ: — посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«يَا مُعَاذُ — о, Муаз!
هَلْ تَدْرِي حَقَّ اللَّهِ عَلَى عِبَادِهِ، — Ты знаешь права Аллаха عزَّ و جلَّ на людей?
وَمَا حَقُّ العِبَادِ عَلَى اللَّهِ؟» — и права людей на Аллаха عزَّ و جلَّ?
قُلْتُ: اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ — Я сказал: «Аллах عزَّ و جلَّ и Его посланник лучше
знают».
قَالَ: — Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«فَإِنَّ حَقَّ اللَّهِ عَلَى العِبَادِ — Поистине права Аллаха عزَّ و جلَّ на людей,
أَنْ يَعْبُدُوهُ — чтобы люди Ему поклонялись,
وَلاَ يُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا — и ширк не совершали, вообще.
وَحَقَّ العِبَادِ عَلَى اللَّهِ — И права людей на Аллаха عزَّ و جلَّ,
أَنْ لاَ يُعَذِّبَ — чтобы Аллах عزَّ و جلَّ عزّ وجلّ не наказывал,
مَنْ لاَ يُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا» — кто, вообще ширк не совершает.
فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ — Я сказал: «О, посланник Аллаха.
أَفَلاَ أُبَشِّرُ بِهِ النَّاسَ؟ — Можно я этим обрадую людей?
قَالَ: — Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«لاَ تُبَشِّرْهُمْ — Не обрадуй их (то есть, не говори им это)
فَيَتَّكِلُوا» — иначе они перестанут дела совершать».
«Сахих» Аль-Бухари, 2856; «Сахих» Муслим, 30; «Джамиу» Ат-
Тирмизи, 2643; «Муснад» Ахмад, 22006; «Сунан» Ибн Маджа, 4296.
Аш-Шарха
عَنْ مُعَاذٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ —
Муаз — это сподвижник. Надо говорить مُعَاذُ «Муаз», а не مَعَاذٌ «Мааз»,
потому что مَعَاذٌ — это спаситель, и это качество Аллаха عزّ وجلّ.
قَالَ: — сказал.
كُنْتُ — был я, رِدْفَ
В одном риваяте رَدِيفَ
В обоих хадисах одинаковый смысл.
Его асль رَدِيفَ — быть позади, رادف.
Например, тот, кто сидит на мотоцикле сзади, то он является رَادِف и
رَديف.
النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — То есть, позади пророка صلى الله عليه وسلم сидел.
عَلَى — на, حِمَارٍ — осле.
يُقَالُ لَهُ — назвали его, عُفَيْرٌ — Ъуфайр.
Такая привычка была у пророка صلى الله عليه وسلم животным давать клички.
И дальше мы, إنْ شَآءَ اللهُ будем изучать, что в хадисах есть много такого,
которые доказаны из хадисов, но не является Сунной.
Например, давать клички животным не является Сунной, одевать عِمَامَةٌ
(чалма) не является Сунной.
Также, например в этом хадисе сказано, что посланник Аллаха صلى الله

عليه وسلم путешествовал на верховом животном, на осле, но это не Сунна,
а это было соответственно того времени.
И это мирской момент, это не религия, поэтому, если кто-то катается
на осле, или называет своего осла «Ъуфайр» и так далее, просто из-за
любви к пророку صلى الله عليه وسلم, то может получить награду за любовь к
пророку صلى الله عليه وسلم. Но это ни в коем случае не является религией и
это нельзя называть Сунной.
فَقَالَ: — Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم говорит:
«يَا مُعَاذُ، هَلْ تَدْرِي — о Муаз,
هَلْ — это вопрос.
تَدْرِي — ты знаешь
حَقَّ اللَّهِ — права Аллаха?
حَقَّ — это обязательная вещь, которую ты должен кому-то дать.
عَلَى عِبَادِهِ — на людей.
عِبَادٌ — это множественное число, عَبْدٌ — единственное число.
وَمَا حَقُّ العِبَادِ — и какие права у людей
عَلَى اللَّهِ؟» — на Аллаха?
قُلْتُ: — Я сказал:
اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ — Аллах и Его посланник лучше знают. أَعْلَمُ — это «лучше».
Мы говорим: يعْلَمُ — знает, أَعْلَمُ — более знающий, то есть лучше знает.
Если мы скажем: الله يعلم — Аллах عزَّ و جلَّ знает. А мы говорим: الله أَعْلَمُ —
Аллах عزَّ و جلَّ больше знает.
فَإِنَّ حَقَّ اللَّهِ — Поистине, права Аллаха
عَلَى العِبَادِ — на людей,
أَنْ يَعْبُدُوهُ — чтобы люди Ему поклонялись.
عِبَادَةٌ совершали поклонение.
وَلاَ يُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا — и شَرِيكٌ шарик не делали с Аллахом, вообще.
وَحَقَّ العِبَادِ عَلَى اللَّهِ — и права людей на Аллаха,
أَنْ لاَ يُعَذِّبَ — чтобы Аллах не делал
عَذَابٌ — мучения, наказание
مَنْ — кто, لاَ يُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا — не делает شَرِيكٌ с Аллахом عزَّ و جلَّ شَيْئًا — вообще.
В риваяте «Муснад» Ахмада есть дополнительное предложение:
» فَإِنَّ حَقَّ الْعِبَادِ عَلَى اللهِ إِذَا فَعَلُوا ذَلِكَ أَنْ يُدْخِلَهُمُ الْجَنَّةَ «
فَإِنَّ حَقَّ الْعِبَادِ عَلَى اللهِ — Поистине, права людей на Аллаха عزَّ و جلَّ,
إِذَا فَعَلُوا ذَلِكَ — когда они это делают (то есть, соблюдают таухид, не
делают ширк),
أَنْ يُدْخِلَهُمُ الْجَنَّةَ — чтобы ввести их в Рай.
То есть, права людей на Аллаха عزَّ و جلَّ, что Он введет их в Рай.
Это одно и то же.
Мы говорили, что в хадисе главное – это смысл, цель и суть.
Например, когда человек не совершает ширк, то он попадает в Рай.
Попасть в Рай — это и есть не получить мучения и не попасть в Ад. Права
людей на Аллаха عزَّ و جلَّ — это то, чтобы Аллах عزَّ و جلَّ не наказывал их.
В другом риваяте говорится, что Аллах عزَّ و جلَّ введет их в Рай, то есть,

это получается одно и то же. Хадисы передаются разными словами, а
суть одна и та же.
Поэтому, в хадисах бывают разные слова и это не является целью.
Главное это, чтобы человек понял смысл хадиса. Риваяты могут быть
разные, сподвижник мог передать своими словами, после сподвижников
другие люди могли передать своими словами, но главное — суть. Когда
мы собираем разные риваяты, то общая суть — это урок хадиса.
И мы постоянно говорим, что Куръан отличается от хадиса тем, что
Куръан пришел и слова и смысл его сохранились. Хадисы тоже пришли
от Аллаха عزَّ و جلَّ, но слова там разные. Самое главное, что там смысл и
суть сохранились. А то, что разными словами нам передаются, то в этом
тоже есть очень большое благо.
Например, в одном риваяте говорится, что Аллах عزَّ و جلَّ не наказывает
их. А что значит «не наказывает»?
В другом риваяте говорится, что Аллах عزَّ و جلَّ введет их в Рай, значит,
не наказывал в Аду. Один риваят является шархом (объяснением) для
другого риваята.
В этом риваяте объясняется ответ на очень важный вопрос.
Вопрос такой, что в этом хадисе сказано, что если человек не делает
ширк, то его права, чтобы Аллах عزَّ و جلَّ его не наказал.
Вопрос такой, что если человек не совершал ширк, то он никогда не
попадает в Ад, то есть, человек ширк не совершал, но совершал другие
грехи и, значит, он не попадает в Ад?
Ответ на этот вопрос.
Здесь, когда говорится о том, что не накажет, это имеется в виду, что
вечно не наказывает, то есть, он в Рай попадет.
Если человек в жизни совершал много грехов и Аллах عزَّ و جلَّ его не
простил, и он является муваххид (тот, кто соблюдает таухид и не делает
ширк), то такой человек сначала попадает в Ад, и потом попадет в Рай.
Здесь говорится, что Аллах عزَّ و جلَّ его не накажет, то есть, Аллах عزَّ و
جلَّ его обязательно потом введет в Рай. Не накажет — имеется в виду,
вечно не будет наказывать. Потому что другие аяты и другие хадисы нам
нужно объединять, так как есть другие хадисы, где говорится, что за
грехи будет наказание, за свои грехи человеку будет наказание. Но здесь
имеется в виду, что Аллах عزَّ و جلَّ не накажет его вечно в Аду, не накажет
так, как мушрика накажет вечно в Аду.
Получается, если для мушрика будет вечный Ад, то для муваххида
вечного Ада не будет, и если он совершал грехи, то очистится в Аду и
затем зайдет в Рай.
Дальше в этом хадисе говорится:
فَقُلْتُ — я сказал يَا رَسُولَ اللَّهِ – о, посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم
أَفَلاَ أُبَشِّرُ — можно я сообщу ( أُبَشِّرُ — это от слово أُبَشِّر- обрадовать).
بِهِ — этой вестью, которой ты сказал,
النَّاسَ؟ — людей.
قَالَ: «لاَ تُبَشِّرْهُمْ — посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «не обрадывай
их»,

فَيَتَّكِلُوا — فَيَتَّكِلُوا от слова تِكَال, дословно переводится «уповать» (бросать
дела).
То есть, это значит, что они бросят дела и скажут: «всё равно у нас
таухид есть, и Аллах عزَّ و جلَّ عَزَّ وَجَلَّ нас не накажет», и поэтому они бросят
дела, не будут читать намаз, и ничего не будут делать. Это значит:
оставят дела и будут опираться на то, что Аллах عزَّ و جلَّ сказал, что не
накажет, если не будут делать ширк.
В хадисе «Сахих» Аль-Бухари 1362, как раз это слово:
Когда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم объяснил,
فَقَالَ رَجُلٌ — то один человек сказал:
فَقَالَ رَجُلٌ يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَفَلاَ نَتَّكِلُ عَلَى كِتَابِنَا وَنَدَعُ الْعَمَلَ – о, посланник Аллаха, можно ли
нам опираться на свой такдир, на свой кадр и оставить дела.
أَفَلاَ نَتَّكِلُ نَتَّكِلُ — это значит, оставить дела и опираться на какой-то хадис, и
сказать, что есть хадис, в котором говорится, что муваххидам не будет
наказания, значит, им дела не нужны.
Хадис «Сахих» Аль-Бухари, 5967
Этот хадис повторяет и говорит:
‏»‏ يَا مُعَاذُ ‏» ‏.‏ قُلْتُ لَبَّيْكَ رَسُولَ اللَّهِ وَسَعْدَيْكَ‏.‏ ثُمَّ سَارَ سَاعَةً ثُمَّ قَالَ ‏»‏ يَا مُعَاذُ ‏» — три раза
посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم спрашивает
‏‏ — قُلْتُ لَبَّيْكَ رَسُولَ اللَّهِ وَسَعْدَيْكَ и Му’аз رضي الله عنه отвечает: я здесь, о посланник
Аллаха عزَّ و جلَّ, слушаюсь тебя и подчиняюсь, и счастлив, что я здесь с
тобой
لَبَّيْكَ رَسُولَا للَّهِ وَسَعْدَيْكَ‏ (Му’аз رضي الله عنه три раза сказал).
Хадис «Сахих» Аль-Бухари, «Сахих» Муслим приводят такие слова:
مَا مِنْ أَحَدٍ — любой кто
يَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ — свидетельствует, что нет иляха, кроме Аллаха
وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ — и что Мухаммад صلى الله عليه وسلم — посланник Аллаха
صِدْقًا مِنْ قَلْبِهِ — от чистого сердца
(صِدْقًا — это значит «чисто, искренне», с правдой, нет лицемерия).
مِنْ قَلْبِهِ — от всего сердца
إِلاَّ حَرَّمَهُ اللَّهُ عَلَى النَّارِ — Аллах запретил для него огонь.
«Запретил» — это значит: запретил вечный огонь, вечно он не будет в
огне.
Второй смысл такой, что когда человек совершает куфр, ширк, а потом
скажет «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّه», примет Ислам и сразу умрёт, то он попадает в Рай, в
Ад, вообще, не попадёт, потому что, он сразу умер.
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ — нет маъбуда (مَعْبُودٌ — объекта поклонения), кроме Аллаха عزَّ و
جلَّ.
Если لاَ إِلَهَ — это нафи, إِلاَّ اللَّهُ — это исбат.
Первая часть — это отрицать куфр, а последняя часть — это
подтверждать иман.
Обязательно, чтобы человек отрекся, отрицал, потому что لاَ إِلَهَ — это
отрицание, то есть, чтобы человек отрицал, что ни идолам, ни тагуту, ни
могилам, никому и ничему, которым люди поклоняются, человек этому не

будет поклоняться.
وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ — и что Мухаммад — посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم.
Для одного индивидуала и для всего общества, очень важно, для того,
чтобы исправиться, нужно иметь две вещи: первое: искреннее
намерение; а второе: совершать дела по методу пророка صلى الله عليه وسلم.
И какой-то человек или какое-то общество, никогда не попадёт в
заблуждение, если у них будут эти две вещи. И они не никогда
исправятся, пока этих двух вещей у них не будет. И они никогда не
заблудятся, если у них будут эти две вещи.
Это основное правило: исправить намерение и исправить дела.
Ислам, в первую очередь, тебе говорит: مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ. لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ — исправляет твое намерение, учит кому поклоняться, какое
твоё намерение. مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ — объясняет тебе метод, по какому надо
поклоняться.
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ — поклоняться только одному Аллаху عزَّ و جلَّ
مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ — поклоняться по методу пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم.
И в «Муснад» Ахмаде есть риваят, где говорится, кто сказал لا إلَهَ إلَّا اللَّهُ، и
потом умер на этом, то есть, ширк не совершал, то он обязательно
зайдёт в Рай.
ما مِن عَبْدٍ قالَ: لا إلَهَ إلَّا اللَّهُ، ثُمَّ مَاتَ علَى ذلكَ إلَّ دَخَلَ الجَنَّةَ
Нет такого, кто говорил бы: «нет другого إلَهَ, помимо Аллаха عزَّ و جلَّ » и
не изменил бы своих убеждений до самой смерти, что он не попал бы в
Рай!
«Муснад» Ахмад 22006, хадис сахих.
Некоторые люди не понимают этот вопрос.
Они думают, что понятны права Аллаха عزَّ و جلَّ над людьми, но что
значит: права людей на Аллаха عزَّ و جلَّ? Ответ такой, что Аллах عزَّ و جلَّ
обещал человеку, если он будет соблюдать таухид, не будет делать
ширк, то в Рай попадёт. Вот это обещание – это и есть права.
Аллах عزَّ و جلَّ обязал Сам Себя, это по Милости Аллаха عزَّ و جلَّ, что он
говорит эти права, и это значит, что вы точно попадёте в Рай, вас не
обманут, если вы будете соблюдать таухид.
Вопрос такой: почему посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم запретил Му’азу
رضي الله عنه обрадовать людей?
Ответ такой: в то время люди не знали шарха этого хадиса, и они
могли подумать что, если есть таухид ( есть لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ), то значит,
наказания не будет, и в Ад человек не попадёт. Поэтому посланник
Аллаха عزَّ و جلَّ صلى الله عليه وسلم сказал, чтобы он не рассказывал им этот
хадис.
Когда они поняли шарха этого хадиса, что есть понятие «зайти в Ад
вечно» и есть понятие «зайти временно», и здесь, про которое говорится:
не накажет — это «вечно не накажет». А что касается общего наказания,
то известно из других доводов и доказательств, что муваххида тоже
наказывают, но это временное наказание, чтобы очиститься, а потом

зайти в Рай.
То есть, когда они поняли шарха, то Му’аз رضي الله عنه этот хадис им
рассказал.
Этот хадис говорит о том, что те люди, которые ещё не готовы, им не
надо рассказывать о таких вещах, от которых них будет фитна, здесь
фитна — это значит, что они бросят ислам.
То есть, здесь не говорится о том, чтобы вообще не рассказывали
ислам.
Здесь говорится о том, что нужно готовить людей к исламу, и к чему
они будут готовы, то это нужно им рассказывать. У некоторых людей нет
знания, и когда они слушают некоторые хадисы, то попадают в
заблуждение.
Поэтому Абдуллах ибн Масъуд رضي الله عنه сказал, что надо
рассказывать то, что они понимают.
Абдуллах ибн Масъуд رضي الله عنه сказал:
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ قَالَ:
مَا أَنْتَ بِمُحَدِّثٍ قَوْماً حَدِيثاً لَا تَبْلُغُهُ عُقُولٌ إِلَّا كَانَ لِبَعْضِهِمْ فِتْنَةً.
Передаётся от АбдуЛлаха ибн Масъуда رضي الله عنه:
«Какой бы хадис ты не рассказывал людям, обязательно он будет
кому-то (какой-то части людей) фитной (он послужит фитной)».
Когда ты рассказываешь людям такой хадис, который они не
понимают, то для них (некоторых из них) он будет фитной.
«Мукаддима «Сахих» Муслима».
Здесь надо знать, что есть понятие «тадриджь» (تَدْرِيجٌ — постепенное
продвижение) — постепенно рассказывать людям, чтобы они поняли.
Есть «халал» (خَلَلٌ) — это упущение, «خَلَلٌ» харам, а «تَدْرِيجٌ» дозволен.
Например, человек принимает ислам и ему говорят, что «иди домой, и
если твоя супруга не наденет хиджаб (покрывало не оденет) ты
разведись с ней», то он оставит ислам, потому что он ещё не готов
оставить супругу. Также, например, какая-то женщина принимает ислам,
и ей говорят: «теперь всё, твой муж для тебя харам, ты должна с ним
развестись», то она бросит ислам. Также, например, какой-то человек
принимает ислам, ему говорят, что надо делать нафль, дополнительное
поклонение и так далее, то это против «тадриджа», не надо усложнять
людям.
Или есть такие хадисы, которые касаются такдира или кафира, и если
ты расскажешь им эту тему, то для людей это будет очень сложно, и
люди неправильно поймут.
Например, человек принял ислам, и ему говорят, что у Аллаха عزَّ و جلَّ
есть список, кто из людей попадёт в Рай, и кто попадёт в Ад. Тогда он
может сказать, зачем тогда действовать, если список уже готов, и значит
бесполезно все делать, потому что он ещё не понимает всё эти вопросы.
Ни в коем случае это правило не говорит о том, что людям постепенно
надо рассказывать ислам, то есть, например, говорить человеку, который
принял ислам: «в этом году ты намаз читаешь, на следующий год ты

держишь пост, а ещё через год закат и так далее», то это неправильно.
Этот хадис, ни в коем случаи не говорит о том, что надо скрывать
истину.
Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم не запретил, чтобы людям
рассказывали права Аллаха عزَّ و جلَّ, и права людей. А посланник Аллаха
صلى الله عليه وسلم сказал, что люди оставит дела, и у них есть проблемы, пока
они не поймут, то не рассказывай.
Некоторые люди скрывают вопросы ислама, и оправдывают себя этим
хадисом, и говорят, что если они будут всё рассказывать, то люди
попадут в заблуждение.
Если так скрывать истину, то часть людей, вообще не получат знания,
тем более, что ислам не говорит: «не рассказывайте», то есть, сначала,
нужно людям объяснить.
Даже, если человек хочет рассказать сложный вопрос, то, сначала его
нужно объяснить. Некоторые люди делают «истидлях», то есть, этот
хадис берут как довод и говорят, что людям надо рассказывать только
таухид и акыду, и всё.
Этот хадис говорит о том, что надо не рассказывать людям только в те
моменты, когда люди попадут в заблуждение, и сначала им нужно
объяснить, а потом рассказать, то есть, рассказывать обязательно.
Поэтому не правы те люди, которые запрещают рассказывать
некоторые темы из ислама. Должна быть объяснена каждая тема из
ислама! Их надо рассказывать людям, но сразу не надо вдаваться в
сложные темы.
Скрывать же истину – привычка иудеев.
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане Говорит:
وَلَا تَلْبِسُوا الْحَقَّ بِالْبَاطِلِ وَتَكْتُمُوا الْحَقَّ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ
И не смешивайте истину с ложью, и не скрывайте её, когда она вам
известна!
Сура «аль-Бакара», аят 42.
И это было привычкой христиан.
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане Говорит:
يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لِمَ تَلْبِسُونَ الْحَقَّ بِالْبَاطِلِ وَتَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ
О, люди Писания! Зачем вы смешиваете истину с ложью и скрываете
её, хотя она вам известна?!
Сура «Алю Имран», аят 71.
То есть, если у вас есть знания, то вам нужно об этих вопросах людям
рассказывать!
Поэтому те, которые, оправдываясь этим хадисом, говорят не
рассказывать людям определённые темы, не правы.
И также в достоверном хадисе сказано, что тому, кто скрывал истину,
наденут в Судный День на лицо намордник из Огня!..
Что же касается нашего основного хадиса, о котором с начала урока
идёт речь, то ведь посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم не запретил Муазу

рассказывать людям таухид, объяснять религию; он только сказал, чтобы
он не говорил только об этом достоинстве. То есть, ему нужно
подождать, не говорить пока, людям рано было знать об этом, потому
что они неправильно поймут.
А также посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم говорил, что если бы это не
стало для людей фитной, то он бы перестроил Каабу по-другому: как ее
построил Ибрахим.
Здесь то же: это не было приказом Аллаха عزَّ و جلَّ – перестроить Каабу
– это было просто желанием пророка صلى الله عليه وسلم, это не религия и не
Сунна, и он пожертвовал своим желанием ради того, чтобы у людей не
было фитны.
А если так понимать, что не надо рассказывать людям истины, чтобы у
них не было фитны, тогда и таухид рассказывать, выходит, не надо
было…
Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم в Макке рассказывал людям истину,
были из-за этого и войны, и сколько было людей против, сколько фитны
случилось! Но Аллах عزَّ و جلَّ же не сказал, что раз фитна, то всё, ничего
рассказывать тогда не надо…
Не надо смотреть, есть ли фитна; фитны будут, когда истину
рассказывают, но это не означает, что нужно остановиться и не говорить
больше ничего!
Этот хадис, ни в коем случае, не говорит, что нужно оставить те
Сунны, которые людям не известны. Многие попали в заблуждение в
этом вопросе, они говорят, чтобы «аминь» не говорили громко, руки
дополнительно во время салята не поднимали (при переходе из кыяма в
рукуъ и обратно и перед началом следующего ракаата) потому, что это
будет фитной для тех, кто к этому не привыкли… И много таких
вопросов, когда запрещают, говорят, что в какой местности вы живёте,
так и соблюдайте ту часть религии, к которой там привыкли…
Это неправильно совсем.
Вся религия была новой для людей, они её не понимали, но посланник
Аллаха صلى الله عليه وسلم пришел и рассказал им всю религию. Сподвижники
выполняли всю Сунну, даже перед кяфирами, даже если была фитна –
потому, что они знали, что такое фитна.
Фитна – это когда получается вред для ислама, если человек из-за
этой фитны оставит ислам!..
Например, какой-то мустахаб, совершают дополнительное поклонение,
а у людей из-за этого появляется ненависть к исламу, люди ислам
оставят, то вот это фитна, и тогда лучше этот мустахаб (желательное
действие) оставить. Но то, что обязательно в исламе, об этом
рассказывать тоже обязательно! А доводом этому служит Куръан, аяты,
где говорится, что не нужно истину скрывать.
А люди начинают говорить, что не надо с минбара объяснять, что
Аллах عزَّ و جلَّ находится над Аршем, потому что для них это может быть
фитной, оправдываясь этим хадисом… Неправильно. Неправильно!
Есть достоверный хадис, в котором говорится, что «إِنَّهُ لاَ يَأْتِي الْخَيْرُ بِالشَّرِّ —

благо беды не принесёт!» «Сахих» Аль-Бухари, 1465.
Наоборот, когда будешь рассказывать людям, то фитны не будет!
Куръан и Сунна беды и проблем не принесут!
Вопрос такой возникает: если посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم
запретил Муазу рассказывать этот хадис, тогда почему он его рассказал?
Но ведь посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم не сказал, чтобы не
рассказывать его никогда, а имелось в виду, что пока люди шарха не
понимали, то им не надо рассказывать, и когда они поняли религию, то
обязательно надо им рассказать. И Муаз рассказал этот хадис перед
смертью, чтобы не было на нём греха.
«Сахих» Аль-Бухари и «Сахих» Муслим передают, что
وَأَخْبَرَ بِهَا مُعَاذٌ عِنْدَ مَوْتِهِ تَأَثُّمًا
Муаз рассказал этот хадис, когда почувствовал, что умирает, боясь
греха, чтобы не осталось на нём греха, чтобы истину не скрывать.
Пользы хадиса
(فِقْهُ الحَدِيثِ — что мы поняли из этого хадиса)

  1. Что поклоняться одному Аллаху عزَّ و جلَّ – это Его право требовать
    от людей. Кто поклоняется кому-то ещё, тот нарушает права Аллаха عزَّ و
    جلَّ.
  2. Тем, кто говорят, что изучать религию не обязательно, соблюдать,
    другим объяснять, никакой от этого пользы нет, этот хадис служит
    опровержением. Эти дела – это поклонение, а поклонение — это право
    Аллаха عزَّ و جلَّ. Тем, что вы изучаете религию, соблюдаете её и
    объясняете другим, вы выполняете права Аллаха عزَّ و جلَّ.
  3. Дела тех людей, которые соблюдают ислам просто как традицию,
    не примутся Аллахом عزَّ و جلَّ. Ислам — это не традиция, ислам – это права
    Аллаха عزَّ و جلَّ!
  4. Поклоняться Аллаху عزَّ و جلَّ — это фард, потому что это права
    Аллаха عزَّ و جلَّ над человеком. Есть люди, которые соблюдают права
    детей, семьи, но нарушают права Аллаха عزَّ و جلَّ – это большая
    несправедливость, это зульм, а зульм — это как раз нарушение прав!
  5. Есть люди, которые говорят, что они много делают для других,
    помогают людям, например, врачи и другие, и они говорят, что за то, что
    они приносят столько пользы, то могут не читать салят и так далее, то
    это ложное представление и это неправильно. Права Аллаха عزَّ و جلَّ надо
    выполнять в первую очередь!
  6. Мы поняли, что даже если человек совершит не много ширка, то
    его дела аннулируются, и он нарушает права Аллаха عزَّ و جلَّ, а права
    Аллаха عزَّ و جلَّ на нём так и остаются.
  7. Мы поняли, что надо знать смысл поклонения, потому что это
    обязанность каждого, потому что это права Аллаха عزَّ و جلَّ, а их надо
    знать.
  8. Мы узнали, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم путешествовал
    верхом на осле, а это говорит о его скромности.
  9. Мы поняли, что когда люди принимают ислам, то не нужно им сразу
    рассказывать такие вещи, которые им будет сложно понять, из-за
    которых они могут бросить ислам.
  10. Мы поняли, что очень важно людям совершать الْعَمَلُ амаль – дела,
    прилагать усилия; посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал не
    рассказывать этот хадис, потому что они оставят амаль – значит, дела
    это очень важны! Ради того, чтобы люди не оставили дела, посланник
    Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: не рассказывать им это достоинство, этот
    хадис.
  11. Мы поняли, как хорошо сохраняли сподвижники хадисы пророка
    صلى الله عليه وسلم! Видите, здесь говорится даже о том, как звали этого осла –
    Уфайр. Как подробно всё это сохраняется! Аллах عزَّ و جلَّ сохраняет
    хадисы!
  12. Мы поняли, что этот хадис служит опровержением тем, кто не
    читают салят и говорят, что намаз не обязателен и так далее. Это права
    Аллаха عزَّ و جلَّ! Как это не нужно?! Это очень важно. Те, которые не
    читают салят, нарушают права своего Создателя, и это очень большое
    преступление.
  13. Мы поняли, что те люди, которые будут выполнять таухид и не
    будут совершать ширк, обязательно попадут в Рай.
  14. Этот хадис служит опровержением мурджитам, которые говорят,
    что совершать дела не нужно. Здесь посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم
    говорит Муазу не рассказывать этот хадис, потому что они оставят дела!
    فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ أَفَلاَ أُبَشِّرُ بِهِ النَّاسَ؟ قَالَ: «لاَ تُبَشِّرْهُمْ، فَيَتَّكِلُوا» — Я сказал: «О, посланник
    Аллаха عزَّ و جلَّ! Можно я сообщу эту радостную весть людям?» Он
    сказал: «Не говори им (пока), а не то они понадеются на это (и оставят
    свои дела)».
    Видите, в этом хадисе говорится, что «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ» — это спасение, но
    даже этого не говори, иначе люди оставят дела, значит дела — это очень
    важно!
  15. Этот хадис служит опровержением хавариджам, которые говорят,
    что, если человек совершил грех, то его «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ» не действительно и
    пользы не принесёт, и он становится кяфиром и навечно попадает в Ад.
    Здесь чётко написано, что если у человека есть таухид, то он
    обязательно попадёт в Рай.