Вопрос № 136. Чем отличается куфр акбар от куфра асгар — большой куфр от малого?

Куфр бывает двух видов: первый كُفْرُ الأَكْبَرُ, который выводит человека
из ислама; и второй كُفْرٌ أَصْغَرٌ, который не выводит человека из ислама.
Когда Уахийю говорит, что это куфр и эта вещь выводит человека из
ислама, то это называется «كُفْرُ الأَكْبَرُ», а то, что Уахийю говорит, что это
куфр и эта вещь не выводит человека из ислама, то это называется «كُفْرٌ
أَصْغَرٌ».
Есть некоторые опасные вещи, которые Аллаху не нравятся, такие, как
куфр и ширк, которые выводит человека из ислама, и ислам это
подробно объясняет.
Например, отказываться от Уахийю, издеваться, противоречить,
враждовать, искажать Уахийю и так далее, и это выводит человека из
ислама. Куръан это назвал куфром и ширком и очень часто объясняет
эти вопросы.
И есть некоторые вещи, в которых очень большой грех, но не выводят
человека из ислама, и Уахийю говорит, что это куфр, чтобы люди,
вообще, сторонились этого, а на самом деле, это не куфр. Даже если это
не выводит из ислама, но, все равно, Уахийю назвал это куфром, и эта
вещь называется «دُونَ كُفْرٍ» или «الكُفْرُ الأَصْغَرُ».
Хадис № 43
Имам Аль-Бухари его передаёт:
48 — حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَرْعَرَةَ، قَالَ: حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، عَنْ زُبَيْدٍ، قَالَ: سَأَلْتُ أَبَا وَائِلٍ عَنْ المُرْجِئَةِ، فَقَالَ: حَدَّثَنِي

عَبْدُ اللَّهِ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «سِبَابُ المُسْلِمِ فُسُوقٌ، وَقِتَالُهُ كُفْرٌ»
Передал Мухаммад ибн Аръ‘ара, которому передал Шуъба от Зубайда,
который передал, что он спросил Абу Уа́иля о мурджиитах, и он ответил:
«АбдуЛлах передал мне слова пророка صلى الله عليه وسلم: «оскорблять
мусульманина — это грех, а сражаться против них — это куфр!»
«Сахих» Аль-Бухари, 48; «Сахих» Муслим, 64; «Джамиу» Ат-Тирмизи,
2634; «Сунан» Ан-Насаи, 4115; «Сунан» Ибн Маджа, 69.
Аш-Шарха:
:سَأَلْتُ أَبَا وَائِلٍ عَنْ المُرْجِئَةِ — спросил у Абу Уа́иля о мурджиитах.
المُرْجِئَة от слова إِرْجَاء, а которое переводится التَّأْخِيرُ,
то есть, المُرْجِئَةِ отإِرْجَاء (مَصْدَر — أَرْجَأَ), значит, أَخَّرَ, то есть, оставлять позади,
выкинуть назад.
Обратите внимание!
التَّأْخِيرُ — это значит выкинуть назад, оставлять позади. أَرْجَأَ — это التَّأْخِيرُ.
Почему это так называется?
Первое:
لِأَنَّهُم أَخَّرُوا الأَعْمَال عَنِ الإِيمَان — потому что они выкинули назад дела из имана,
то есть, сказали, что дела не входят в иман и не являются частью имана.
فَقَالُوا — они сказали:
الإِيمَانُ هُوَ التَّصْدِيقُ بِالقَلْبِ فَقَطْ — Иман — это подтверждение сердцем.
То есть, если человек сердцем подтвердил, всё это иман,
وَقَالَ بَعْضُهُمْ: — некоторые из них (мурджиитов) сказали:
الإِيمَانُ هُوَ التَّصْدِيقُ بِالقَلْبِ وَالإِقْرَارُ بِللِّسَانِ»؛ — иман — это подтверждение сердцем и
языком.
Они говорят, что если человек языком и сердцем подтвердил, то это
иман, а дела в иман не входят, то есть, они отделили иман от дел, и это
называется التَّأْخِيرُ, и это переводится الأَرْجَأَ, и поэтому они стали المُرْجِئَة.
Второе:
لِأَنَّهُمْ أَخَّرُوا التَّعْذِيبَ عَنِ العُصَاةِ؛ — они сказали, что грешникам наказания не
будет.
То есть, они сказали, что из-за греха Аллах عزَّ و جلَّ их не накажет, и они
в Ад не попадут. Они оставили наказание Аллаха عزَّ و جلَّ позади, сделали
التَّأْخِيرُ, то есть, они наказание Аллаха عزَّ و جلَّ отделили от грешников.
Третье:
إِعْتَاءُ الرَّجَاءِ — некоторые сказали, что الأَرْجَأَ, на самом деле, это надежда
(الرَّجَاءِ).
То есть, они людям дали надежду, что они грехи могут совершать, и за
это наказания им не будет, и они не выходят из ислама.
Надо знать, что المُرْجِئَة — это группа, которая вышла против хавариджей,
то есть, они придумали эту группу для того, чтобы противоречить
хавариджам, но при этом они начали противоречить пониманию
сподвижников رضي الله عنهم, то есть, правильному пониманию.
Первая проблема:

Группа المُرْجِئَة сказала, что из-за греха человек фасиком (грешником) не
становится, а хавариджи, наоборот, сказали, что из-за греха человек
становится кафиром и выходит из ислама.
Правильное понимание (понимание сподвижников رضي الله عنهم): из-за
греха человек становится грешником, но не становится кафиром.
Вторая проблема:
Группа المُرْجِئَة сказала, что из-за греха человеку наказания не будет, и в
Ад он не попадёт, а хавариджи сказали, что из-за греха человек попадёт
в Ад навечно.
Правильное понимание (понимание сподвижников رضي الله عنهم): из-за
греха человек может попасть в Ад, но там очистится, и из-за своего
имана он обязательно попадёт в Рай.
Третья проблема:
Группа المُرْجِئَة сказала, что дела не является частью имана и поэтому
из-за дел человек кафиром не становится.
Например, даже, если человек убьёт пророка, то всё равно, он не
кафир.
И, наоборот, хавариджи сказали, что из-за греха человек становится
кафиром и выходит из ислама.
Правильное понимание (понимание сподвижников رضي الله عنهم): если
ислам сказал, что эта вещь выводит человека из ислама (хоть это дела
или убеждение), то, значит, выводит человека из ислама.
Например, ислам сказал, что убийство пророка выводит человека из
ислама, то значит, это действие выводит из ислама. Ислам сказал, что
человек, полностью оставивший намаз, является кафиром.
То есть, если ислам сказал, то мы принимаем, и это понимание
сподвижников رضي الله عنهم.
Четвёртая проблема:
Группа المُرْجِئَة сказала, что куфр бывает двух видов: куфр в убеждениях
и в делах. Они сказали, что куфр в делах всегда будет دُونَ كُفْرٍ — малый
куфр, а хавариджи сказали, что из-за каждого греха человек становится
кафиром.
Правильное понимание (понимание сподвижников رضي الله عنهم): ислам
сказал, что есть сорок вещей, которые выходят человека из ислама, и мы
не смотрим на то, что это куфр в убеждениях или куфр в делах.
Если человек полностью оставил намаз или убил пророка, издевается
над исламом или враждует с исламом, значит, он становится кафиром,
даже если это в делах или в убеждениях, нет в этом разницы.
Пятая проблема:
Группа المُرْجِئَة сказала, что иман не увеличивается и не уменьшается.
Правильное понимание (понимание сподвижников رضي الله عنهم): иман
увеличивается и уменьшается.
Мурджииты и хавариджи — это две группы, которые принесли исламу
очень большой вред.
По причине хавариджей люди начали делать такфир, то есть, когда
они видели какую-то вещь, похожую на куфр, то сразу говорили: «ты

кафир». Они друг друга начали называть кафирами, начали убивать друг
друга и разрушился джамаат, и появились многие другие проблемы.
А المُرْجِئَة тоже принесли большой вред, потому что они научили людей,
что дела не нужны, в грехе нет ничего страшного. Они ограничили ислам
только убеждением, и говорили, что дела не нужны.
Дальше в этом хадисе говорится:
سَأَلْتُ أَبَا وَائِلٍ عَنْ المُرْجِئَةِ، — я спросил у Абу Уа́иля о мурджитах.
У мурджиитов было такое убеждение и они сказали, что из-за греха
человек фасиком не становится, и поэтому этот человек приводит хадис,
который он услышал от сподвижника رضي الله عنه, в котором говорится, что
из-за греха человек становится фасиком.
سِبَابُ المُسْلِمِ فُسُوقٌ — оскорблять мусульманина — это грех,
وَقِتَالُهُ كُفْرٌ — а сражаться с ними куфр.
И это есть опровержение мурджиитам.
سِبَاب — это оскорблять, это говорить про чьи-то недостатки, иногда, это
клевета (سِبَابُ).
Есть слово: سِبَاب
سَبَّ يَسُبُّ سَبّاً وَسِبَاباً
سَابَّ يُسَابُّ سَابّاً سِبَاباً وَمُسَابٌّ
Оскорблять – مُسَابٌّ, то есть, то, что люди по урфу считают
оскорблением.
الشَّتْمُ – السِّبَابُ (тоже оскорблять).
«سِبَابُ المُسْلِمِ فُسُوقٌ — оскорблять мусульманина — это грех» — это не говорит
о том, что кафира можно оскорблять. «Муслим» здесь указывает на
достоинство мусульманина.
Общее правило надо знать: если на какую-то вещь в хадисе или в аяте
сказано «харам» и там упоминается слово «муслим», то это не говорит о
том, что «харам» только по отношению к мусульманину, а это слово там
указывает на достоинство мусульманина ««سِبَابُ المُسْلِمِ فُسُق»
فُسُوق — это ослушание, уходить от подчинения, уходить от истины.
فُسُوقٌ называютفِسْقُ, и в Куръане и в Сунне часто приходит это слово
«فِسْقُ».
Слово فِسْقُ переводится الخُرُوجُ – уходить, а что касается шариата, то فِسْقٌ
(الفُسُوقُ) это: الخُرُوجُ عَنِ الطَّاعَةِ — уходить от подчинения, то есть, ослушание,
совершать грех.
Как Аллах عز و جل в Куръане говорит:
وَكَرَّهَ إِلَيْكُمُ الْكُفْرَ — И Аллах не любит, чтобы вы совершали куфр,
وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ — и ослушание.
Сура Аль-Худжурат (Комнаты), 7 аят.
Мурджииты говорят, что в грехе нет ничего страшного и это, на самом
деле, является فِسْقُ.
وَقِتَالُهُ كُفْرٌ — а воевать с мусульманами является куфром.
В одном хадисе посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«لاَ تَرْجِعُوا بَعْدِي كُفَّارًا، يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ»
«Не возвращайтесь после моей смерти к куфру (не становитесь

кафирами), которые будут рубить друг другу шеи (станут убивать друг
друга)!»
لاَ تَرْجِعُوا بَعْدِي كُفَّارًا — не будьте после меня кафирами (не возврашайтесь в
куфр обратно),
يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ — будете убивать друг друга.
То есть, не возвращайтесь в куфр, чтобы убивать друг друга.
«Сахих» Муслим, 65.
Обратите внимание!
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит:
إِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا
Если две группы из мусульман, сражаются между собой, то помирите
их.
Сура Аль-Худжурад, 9 аят.
И дальше говорит про эти две группы, которые сражаются:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь
Аллаха, быть может, вы будете помилованы.
Сура Аль-Худжурад, 10 аят.
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ — Муъмины являются братьями
فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ۚ — примерите же их, делайте между ними перемирие
وَاتَّقُوا اللَّهَ — проявляйте страх перед Аллахом
لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ — чтобы Аллах ниспослал свою Милость.
В Куръане сказано, что человек (мусульманин), который сражается с
мусульманином, не становится кафиром и не выходит из ислама.
Мусульманину сражаться с другим мусульманином является большим
грехом, и за это он попадает в Ад и это запрещенная вещь.
А в этом хадисе сказано:
وَقِتَالُهُ كُفْرٌ — сражаться с мусульманином куфр.
Куръан говорит, что это не куфр, а в хадисе сказано, что это куфр.
Куръан говорит, что это не выводит человека из ислама, а в этом
хадисе сказано, что это является куфром. Как это понимать?
То есть, очевидно, что в этом хадисе «وَقِتَالُهُ كُفْرٌ» — это не тот куфр,
который выводит из ислама, а это и есть «دُونَ كُفْرٍ» или «الكُفْرُ الأَصْغَرُ».
Это довод: то, что шариат, Уахийю назвал куфром, который выводит из
ислама, то это будет «كُفْرُ الأَكْبَرُ»; а то, что шариат назвал куфром, который
не выводит из ислама, то это называется «الكُفْرُ الأَصْغَرُ».
Обратите внимание, в этом аяте говорится, что, несмотря на то, что
они сражались друг с другом, они все равно, являются братьями,
говорится «брат», значит, он не вышел из ислама.
Получается в этом хадисе, имеется в виду «الكُفْرُ الأَصْغَرُ» это (دُونَ كُفْرٍ).

Имам Ат-Тирмизи приводит этот хадис, и дает такое объяснение:
قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ ‏.‏ وَمَعْنَى هَذَا الْحَدِيثِ قِتَالُهُ كُفْرٌ لَيْسَ بِهِ كُفْرًا مِثْلَ الاِرْتِدَادِ. وَقَدْ
رُوِيَ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ وَطَاوُسٍ وَعَطَاءٍ وَغَيْرِ وَاحِدٍ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ قَالُوا كُفْرٌ دُونَ كُفْرٍ وَفُسُوقٌ دُونَ فُسُوقٍ.
قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ — сказал Абу Иса (кунья имама ат-Тирмизи),
этот хадис хороший, достоверный,
وَمَعْنَى هَذَا الْحَدِيثِ قِتَالُهُ كُفْرٌ لَيْسَ بِهِ كُفْرًا مِثْلَ الاِرْتِدَادِ — и смысл этого хадиса —
сражаться с мусульманином является куфром, здесь куфр — не подобен
куфру الاِرْتِدَادِ
(الاِرْتِدَادِ — это когда человек выходит из ислама, обратно в куфр)
وَقَدْ رُوِيَ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ وَطَاوُسٍ وَعَطَاءٍ وَغَيْرِ وَاحِدٍ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ — и также передаётся от
Ибн Абаса, от Тавуса, от Атаъ и других ученых:
قَالُوا – они сказали:
كُفْرٌ دُونَ كُفْرٍ – куфр, который меньше куфра.
От сподвижников доказано слово «كُفْرٌ دُونَ كُفْرٍ», это и есть куфр, который
ученые назвали «الكُفْرُ الأَصْغَرُ», для того чтобы люди это поняли, что этот
куфр не выводит человека из ислама.
«سِبَابُ المُسْلِمِ فُسُوقٌ، وَقِتَالُهُ كُفْرٌ» — убивать мусульманина является куфром(
куфр — имеется ввиду грех).
Это не говорит, что только убивать мусульманина — это грех, но и
кафира убивать – тоже грех, а слово «муслим» используется для его
достоинства.
Например, Муса عليه سلام нечаянно убил кафира, и сказал: это из дел
шайтана, поистине он явный враг, который вводит в явное заблуждение.
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит:
قَالَ هَٰذَا مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ عَدُوٌّ مُّضِلٌّ مُّبِينٌ
Это из дел шайтана, поистине, он явный враг, который вводит в явное
заблуждение.
Сура Аль-Касас, 15 аят.
Обратите внимание!
Муса عليه سلام убил не преднамеренно, то есть, хотел спасти другого, и
ударил, а тот человек умер. Этот человек был кафиром, он был из числа
врагов, и, все равно, Муса عليه سلام, сказал, что он это совершил
неправильно.
Это довод на то, что убивать кафиров тоже «харам».
В другом риваяте этого хадиса:
سَعْدُ بْنُ أَبِي وَقَّاصٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «قِتَالُ المسلم كُفْرٌ وَسِبَابُهُ فُسُوقٌ، وَلا يَحِلُّ
لِمُسْلِمٍ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلاثَةِ أَيَّامٍ».
Саад ибн Аби Ваккас сказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал :
قِتَالُ المسلم كُفْرٌ وَسِبَابُهُ فُسُوقٌ — Сражаться с мусульманином это куфр, а
оскорблять его — грех.
وَلا يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلاثَةِ أَيَّامٍ — и не дозволенно мусульманину
объявлять «бойкот» (не разговаривать со своим братом) больше трех

дней.
«Муснад» Ахмад ибн Ханбаль, 1519, хадис сахих.
Этот хадис имам Аль-Бухари передает в своем «Сахихе», и дает
название главы:
« باب خَوْفِ الْمُؤْمِنِ مِنْ أَنْ يَحْبَطَ عَمَلُهُ وَهُوَ لاَ يَشْعُرُ» — « Глава о том, что мусульманин
боится, что Аллах аннулирует его дела, и он даже не будет знать этого».
وَقَالَ إِبْرَاهِيمُ التَّيْمِيُّ مَا عَرَضْتُ قَوْلِي عَلَى عَمَلِي إِلاَّ خَشِيتُ أَنْ أَكُونَ مُكَذَّبًا.
И сказал Ибрахим ат-Таймия:
« Когда я смотрю на свои дела, то я боюсь, что может быть я лжец (не
настоящий мусульманин).
На самом деле, это были великие люди, но они сами себя судили и
боялись для себя лицемерия.
В этом есть для нас польза, поэтому имам Аль-Бухари и приводит эти
слова.
وَقَالَ ابْنُ أَبِي مُلَيْكَةَ أَدْرَكْتُ ثَلاَثِينَ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كُلُّهُمْ يَخَافُ النِّفَاقَ عَلَى نَفْسِهِ،.
И сказал Ибн Аби-Мулейка:
«Я встретил тридцать сподвижников пророка ﷺ, и все они боялись для
себя лицемерия».
Они не были лицемерами, но боялись для себя лицемерия, это и есть
качество муъмина.
И дальше имам Аль-Бухари приводит от Ибн Аби-Мулейка:
مَا مِنْهُمْ أَحَدٌ يَقُولُ إِنَّهُ عَلَى إِيمَانِ جِبْرِيلَ وَمِيكَائِيلَ —
«Не один из сподвижников Мухаммада ﷺ не говорил, что его иман, как
иман у Джибриля или Микаиля».
Мурджииты же сказали, что у любого мусульманина иман, как имам у
Джибриля, и поэтому имам Аль-Бухари, этот большой учёный, приводит
эти слова в опровержение мурджиитам, хавариджим и другим заблудшим
группам.
И приводит от Хасана Аль-Басри.
وَيُذْكَرُ عَنِ الْحَسَنِ مَا خَافَهُ إِلاَّ مُؤْمِنٌ، وَلاَ أَمِنَهُ إِلاَّ مُنَافِقٌ. وَمَا يُحْذَرُ مِنَ الإِصْرَارِ عَلَى النِّفَاقِ وَالْعِصْيَانِ مِنْ
غَيْرِ تَوْبَةٍ لِقَوْلِ اللَّهِ تَعَالَى {وَلَمْ يُصِرُّوا عَلَى مَا فَعَلُوا وَهُمْ يَعْلَمُونَ} –
Если человек боится для себя лицемерия, то он муъмин, а когда он не
боится для себя лицемерия, и считает себя в безопасности от
лицемерия, то он является лицемером.
Пользы хадиса:
(فِقْهُ الحَدِيثِ — что мы поняли из этого хадиса)

  1. Мы поняли что такое «كُفْرٌ أَصْغَرٌ» (малый куфр).
  2. Мы поняли, что грех не выводит человека из ислама.
  3. Убивать человека — харам, и это большой грех, и по этой причине
    ислам назвал это куфром.
  4. Манхадж сподвижников и табиинов: когда у них спросили про

мурджиитов, они не начинали читать целые лекции, а просто приводили
хадис.
Нам надо знать, что они много не говорили про заблудших людей, и
они изучали хадисы, чтоб не попасть в заблуждение.
Это и есть формула, что надо людям объяснять Коран и Сунна, а не
другие темы.
Когда человек поймет Коран и Сунну, то это автоматически убережет
его от заблуждения.
И довод на это хадис, где пророк ﷺ сказал про 73 течения, одна из
которых попадет в Рай, а остальные попадут в Ад.
Сподвижники не спросили, какие это 72 группы, а попросили
рассказать про ту группу, которая спасется. И нас тоже интересует
именно та группа, которая спасется. Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что
группа, которая попадёт в Рай, это та группа, которая понимает и
действует по Кураъну и Сунне так, как понял я и мои сподвижники.
Это и есть правильный манхадж, что не надо тратить время на
ненужные лекции, а именно надо изучать Коран и Сунна. А когда вы
изучаете Куръан и Сунну и для пользы говорите, что в этом хадисе (или
аяте) есть опровержение мурджиитам или другим заблудшим группам, то
в этом есть польза.

  1. Мы поняли, что если ислам назвал какие-то дела куфром, но из-за
    этого человек не выходит из ислама, то это называется «كُفْرٌ أَصْغَرٌ» («دُونَ
    كُفْرٍ»).
    Например, убивать человека; проявлять высокомерие; обманывать и
    тому подобное, то это не выводит человека из ислама.
    Есть много хадисов, в которых говорится, что то или иное действие
    является куфром; или такой-то человек не из нас; и это, на самом деле,
    куфр, который не выводит человека из ислама «كُفْرٌ أَصْغَرٌ» («دُونَ كُفْرٍ»).
    Хаварджи же делают «истидляль», берут себе в довод эти хадисы и
    говорят, что из-за греха человек попадает в куфр и выходит из ислама.
  2. Оскорблять человека является харам, это грех.
  3. Мы поняли, سِبَابُ المُسْلِمِ فُسُوق — что дела становятся грехом.
  4. Мусульманин достоин особого уважения, и его нельзя оскорблять.
  5. Мы поняли,
    وَلا يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلاثَةِ أَيَّامٍ – «харам» для мусульмана отрекаться, и
    не разговаривать со своим братом более трех дней.
    И это опровержение тем «джахилям», которые делают бойкот братьям
    мусульманам.
  6. «Саляф солих» назвали мурджиитами тех, кто говорит, что амаль
    (дела) не входят в иман; что иман не увеличивается и не уменьшается,
    что иман у всех одинаковый.
    Некоторые заблудшие люди сегодня говорят, что, если человек не
    называет правителя кафиром, то он мурджиит, такое понятие –
    заблуждение.
    Такфир в основе является куфром и харамом, то есть, делать такфир
    человеку, который называет себя мусульманином, в основе, является

харам.
И говорить, что, если человек не делает такфир, он будет мурджиитом

  • это заблуждение.
    Заблуждение мурджиитов в том, что они говорят: можете совершать
    грех, ничего страшного в этом, и они говорят, что в основе только
    убеждения — это религия, а дела не нужны.
    Нельзя просто так называть человека мурджиитом.
    Аллах عزَّ و جلَّ говорит в Куръане:
    وَلَا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ
    Не давайте друг другу клички.
    Сура Аль-Худжурад, 11 аят.
    Такфир и ирджаъ — это разные вещи.
  1. Имам Аль-Бухари в своем «Сахихе» приводит, что
    مَا مِنْهُمْ أَحَدٌ يَقُولُ إِنَّهُ عَلَى إِيمَانِ جِبْرِيلَ وَمِيكَائِيلَ — что не один сподвижник не говорил,
    что его иман подобен иману Джибрииля или Микаиля, и это
    опровержение мурджиитам, которые говорят, что иман у всех
    одинаковый.
  2. Мы поняли что,
    وَقَالَ ابْنُ أَبِي مُلَيْكَةَ أَدْرَكْتُ ثَلاَثِينَ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كُلُّهُمْ يَخَافُ النِّفَاقَ عَلَى نَفْسِهِ،. —
    и сказал ибн Аби-Мулейка:
    Я встретил тридцать сподвижников пророка ﷺ, и все они боялись для
    себя лицемерия».
    Это опровержение шиитам, которые говорят, что сподвижники были
    лицемерами.
    Умар رَضِيَ اللهُ عَنْهُ боялся лицемерия и спрашивал Хузайфу رَضِيَ اللهُ عَنْهُ,
    есть ли его имя в этом списке или нет, и это значит, что он не был
    лицемером.
    Каждый сподвижник боялся для себя лицемерия, и каждый
    мусульманин должен бояться для себя лицемерия, и для этого надо
    смотреть на свои дела, слова и убеждения.
  3. Мы поняли, что в хадисе, где говорится, что лучшее поколение –
    это первые три поколения, но это не говорит, что ислам надо понимать
    так, как поняли эти три поколения. Потому что во времена этих первых
    трех поколений появились мурджииты, хариджиты, шииты, каъдариты и
    другие заблудшие.
    Стандартом является общее понимание сподвижников (не одного
    сподвижника), то есть, когда один сподвижник объясняет, а другие не
    опровергают.
    Поэтому Куръан и Сунну надо понимать так, как поняли сподвижники, а
    не как «саляфы» поняли.