Ислам нам объясняет признаки лицемера, их очень много, и Коран нам
подробно это объясняет, так как невозможно узнать эти признаки без знания
Корана.
Если человек внешне показывает свой ислам, но у него присутствует большой
куфр (الكفر الأكبر), то этот человек является мунафиком (مُنَافِقٌ), и у него лицемерие
акбар (نِفَاقٌ أَكْبَرٌ), и он не мусульманин, он является кафиром.
Но когда у человека нет большого куфра (الكفرالأكبر), но у него есть признаки
лицемерия, и это, всего лишь, признаки, то он не является лицемером, не
является мунафиком (مُنَافِقٌ).
Если у человека есть признаки лицемера, то это не значит, что он лицемер.
Например, когда человек врет, то у него есть признаки лицемерия, но он не
лицемер.
Ислам нам объясняет признаки лицемерия для того, чтобы мы сторонились
этого, чтобы у нас не было этих качеств, потому что это не обычные грехи, а это
большие грехи, и потому что это еще является признаком лицемерия.
Хадис № 46
Имам Аль Бухари передает:
33 — حَدَّثَنَا سُلَيْمَانُ أَبُو الرَّبِيعِ، قَالَ: حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ بْنُ جَعْفَرٍ، قَالَ: حَدَّثَنَا نَافِعُ بْنُ مَالِكِ بْنِ أَبِي عَامِرٍ أَبُو سُهَيْلٍ، عَنْ
أَبِيهِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلاَثٌ: إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ، وَإِذَا اؤْتُمِنَ
خَانَ»
Передал Сулейман Абу Рабиъ, которому передал Исма’иль ибн Джаъфар, ему
передал Нафиа ибн Малик ибн Абу А́мир абу Сухайль от своего отца, который
передал от Абу Хурайры, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
«Признаков лицемера три: когда он что-то рассказывает, то врёт, когда
обещает, то обманывает/ не выполняет обещаний, а когда ему что-нибудь
доверят, он не сохранит».
«Сахих» Аль-Бухари, 33; «Сахих» Муслим, 59; «Джамиу» Ат-Тирмизи, 2631.
Абу Хурайра сказал, что пророк ﷺ сказал:
آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلاَثٌ: — признаков лицемером три,
إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ — когда говорит, то врет,
وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ — когда обещает, то нарушает свое обещание, договор.
وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ — когда ему доверяют, то он нарушает доверенное ему.
«Сахих» Аль-Бухари, 33; «Сахих» Муслим, 59; «Джамиу» Ат-Тирмизи, 2631.
Аш-Шарха:
آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلاَثٌ — признаков آيَةُ
(это значит الْعَلَامَةُ – признаки, آيَةُ الْمُنَافِقِ — это значит: الْعَلَامَةُ الْمُنَافِقِ).
Здесь надо знать две вещи:
- Это не говорит о том, что у лицемера всего лишь три признака (в Коране
указывается много других признаков); - الْعَلَامَةُ признаки – это значит «признаки». И это не значит, что такой человек
лицемер, потому что лицемерие — это скрытая вещь, и это знает только
Аллах عَزَّ وَ جَلَّ.
إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ — когда говорит, то врет,
وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ — когда обещает, то нарушает свое обещание (договор).
Например, человек обещал, что завтра придет, но не пришел, то он нарушил
свой договор, свое обещание.
وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ — и когда ему что-то доверяют (أَمَانَةٌ), то нарушает доверенное (خِيَانَةٌ).
В одном риваяте сказано:
«آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلَاثٌ، وَإِنْ صَامَ وَصَلَّى وَزَعَمَ أَنَّهُ مُسْلِمٌ» — признаков лицемера три, даже если он
пост держит, намаз читает, и даже если считает себя муслимом.
«Сахих» Муслим, 59.
У всех этих признаков бывает два вида: - Например, человек врет.
Есть обычная ложь, когда человек врет, не говорит правду; а есть ложь,
которую он говорит в религии, и в этом есть разница.
Когда человек просто врет, то у него, всего лишь, признак лицемера, а когда он
«врет в имане», например, когда он говорит, что он муслим, но обманывает в
этом, то такой человек является лицемер, даже если он намаз читает, пост
держит и считает себя муслимом.
То есть, надо знать: وَإِنْ صَامَ وَصَلَّى وَزَعَمَ أَنَّهُ مُسْلِمٌ — даже если он пост держит, намаз
читает и считает себя муслимом, то есть, это тогда, когда он врет в своем имане. - Например, когда обещает.
Бывает, что человек нарушает обычное обещание, а есть договор с Аллахом
عَزَّ وَ جَلَّ, который является «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ».
Нарушение обычного договора – это когда человек, например, обещал прийти
и не пришел.
А есть договор с Аллахом — это «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ», ислам, и если он нарушит этот
договор, то он является лицемером (мунафиком (مُنَافِقٌ), даже если он читает
намаз, держит пост и считает себя муслимом.
Также нарушение доверия когда, например, ты дал человеку деньги на
сохранение, и он не сохранил и не вернул вовремя, то он нарушил доверенное
ему (خِيَانَةٌ), и это большой грех.
Но когда он нарушает доверенный ему иман, потому что иман — это тоже (أَمَانَةٌ),
то он является лицемером (мунафиком (مُنَافِقٌ), даже если он читает намаз,
держит пост и считает себя муслимом.
خِيَانَةٌ — это нарушение доверия, это антоним слова (أَمَانَةٌ — это доверие).
Например, когда человек берет больше, чем ему положено, например, из
общих денег, то это тоже خِيَانَةٌ.
У каждого греха (ложь, нарушать обещание, человека убить и так далее)
бывают свои разновидности.
Например мурджииты говорят, что из-за лжи человек никогда не становится
кафиром, а хавариджи (такфиристы) говорят, что, если человек соврал, то
значит он является кафиром.
На самом деле надо знать различение (فَرْقٌ) в этом, так как обычная ложь — это
всего лишь грех.
Ложь бывает трех видов:
- Дозволенная ложь (как доказано из хадиса, что можно соврать для
примирения двух мусульман, и это даже не грех). - Когда люди просто врут — это большой грех, это харам.
- Когда ложь является большим куфром (الكفر الأكبر), большим нифаком (نِفَاقٌ
أَكْبَرٌ). Например, когда человек врет на Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, врет в религии.
Аллах عَزَّ وَ جَلَّ в Куръане говорит:
وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَىٰ عَلَى اللَّهِ كَذِبًا
Ну кто же более несправедлив, чем тот, кто возводит навет на Аллаха!
Сура Аль-Ан’ам, 21 аят.
Этот аят говорит, что ложь на Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ — это куфр, то есть, такая ложь —
это куфр.
Поэтому надо быть очень осторожными по отношению слабых хадисов,
потому что слабый хадис — это значит сомнительная вещь, то есть, есть
сомнения в его достоверности от пророка ﷺ.
Человек не имеет права слабый хадис приписывать к исламу, и давать на
основе слабого хадиса фатву или вынести какой-то хукм. Поэтому когда есть
какой-то хадис, то человек должен знать достоверность этого хадиса, и только
тогда он будет использовать этот хадис в качестве доказательства.
Это говорит о том, что грехи бывают разных видов: иногда этот грех является
просто грехом, а иногда этот же грех становится большим куфром.
Манхадж мурджиитов и такфиристов неправильный, а правильный манхадж –
это понимание сподвижников رضي الله عنهم.
Правильный манхадж — это когда обычная ложь считается грехом, не куфром,
а ложь на Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ и Его посланника ﷺ — это большой куфр (الكفر الأكبر).
Оскорбление человека — это грех, но не куфр, а оскорблять Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ — это
уже большой куфр (الكفر الأكبر).
Издеваться над человеком — это грех не куфр, но когда человек издевается над
Исламом, то это большой куфр.
Убить человека — это не куфр, это грех, но убить пророка – это большой куфр
(الكفر الأكبر).
Поэтому вы понимаете хадис только тогда, когда вы поймёте, что грехи
бывают разных видов.
Хадис № 47
34 — حَدَّثَنَا قَبِيصَةُ بْنُ عُقْبَةَ، قَالَ: حَدَّثَنَا سُفْيَانُ، عَنِ الأَعْمَشِ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مُرَّةَ، عَنْ مَسْرُوقٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: « أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا، وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ
النِّفَاقِ حَتَّى يَدَعَهَا: إِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ، وَإِذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ، وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ «
Передал Каби́са ибн ‘Укба, которому передал Суфьян от Аль Аъмаша,
который передал от АбдуЛлаха ибн Му́рры, а тот — от Масрука, который передал
от АбдуЛлаха ибн Амра, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
«Есть четыре свойства, если все они обнаружатся/будут в человеке, то он
окажется чистым/полным лицемером, а если будет часть того, он будет
лицемером частично, пока не избавится от этого.
Вот эти свойства: когда ему доверяют, он нарушает доверие, когда что-то
говорит, то врёт, когда обещает, не выполняет этого, а когда с кем-нибудь спорит,
то прямо оскорбляет своего оппонента».
«Сахих» Аль-Бухари, 34; «Сахих» Муслим, 58; «Сунан» Абу Давуд, 4688;
«Джамиу» Ат-Тирмизи, 2632.
Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًاَ — четыре вещи, если эти четыре качества будут у
человека, то он будет чистым лицемером
(خَالِصًا – чистым: это значит, полностью).
وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ — а тот человек, у которого будет одно качество (привычка,
вещь) из этих четырёх качеств (привычка, вещь)
كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ النِّفَاقِ حَتَّى يَدَعَهَا: — то значит у него есть это качество, признак,
компонент из лицемерия, пока он не оставит это:
إِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ — когда ему доверяют, то он нарушает,
وَإِذَا حَدَّثَ كَذَبَ — когда говорит, то он врёт,
وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ، — когда он обещает, то нарушает.
(غَدَرَ — это нарушать договор, то есть, обман).
وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ — а когда он ругается, препирается, то он оскорбляет.
«Сахих» Аль-Бухари, 34; «Сахих» Муслим, 58; «Сунан» Абу Давуд, 4688;
«Джамиу» Ат-Тирмизи, 2632.
كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا — что это означает?
Первое: он полностью мунафик (مُنَافِقٌ), то есть, он вышел из рамок ислама, он
не мусульманин. Это тогда, когда он перемещает ложь, обман и нарушение со
своим иманом.
كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا — здесь имеется в виду лицемерие акбар (نِفَاقٌ أَكْبَرٌ).
А второе: كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا здесь имеется в виду мунафик в качестве, то есть, его
качества являются качествами мунафика (مُنَافِقٌ).
То есть, он мусульманин, он не кафир: это когда человек говорит обычную
ложь, обманывает, и так далее.
Второе объяснение тоже правильное كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا – и это не значит, что он
является мунафиком (مُنَافِقٌ), который вышел из ислама, это малое лицемерие.
وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ — когда он препирается (فَجَرَ), то он оскорбляет.
فَجَرَ, فُجورًا — это ослушание, уходить из рамки подчинения, оскорблять и так
далее.
Например, когда человек препирается перед судьей: говорит, что эта вещь его,
а на самом деле — не его, или говорит, что он этого не совершил, а на самом
деле, совершал, также к этому относится ложная клятва.
Пользы хадиса:
(فقه الحديثين — что мы поняли из этих хадисов)
- Лицемерие полностью стоит на лжи.
Человек не может быть лицемером (مُنَافِقٌ) без лжи (вранья). Ложь является
ключом к лицемерию, как правда является ключом к иману. - Разница между исламом и лицемерием — это ложь и правда (истина).
- Каждый вид лжи (вранья) является харамом и это большой грех.
Обязанность мусульманина, чтобы он сторонился и никогда не врал, потому
что ложь приносит вред иману, ведь когда человек врёт и обманывает, то та
связь, которая есть между Аллахом عَزَّ وَ جَلَّ и человеком, разрушается, человек
отдаляется от Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, отдаляется от Его Милости и человек
приближается к гневу и наказанию Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ.
Аллах عَزَّ وَ جَلَّ в Куръане говорит:
وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا
Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они
будут призваны к ответу.
Сура Аль-Исра, аят 36.
وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ — и не говори то, на что у тебя нет знания
إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا — то, что вы слушаете то, что вы видите то,
что вы думаете, за всё будет спрос. - Когда вы говорите какой-то хадис, но вы не знаете достоверность этого
хадиса, то на основе этого хадиса вы не имеете право давать фатву.
Является харамом, когда человек на основе какого-то слабого хадиса даёт
фатву, так как это ложь в религии, и он совершает большой грех, а когда человек
преднамеренно придумает хадис или ложный хадис относит к религии, то он
становится кафиром. - (وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ); (وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ، )Когда человек обещал и не выполняет своего
обещания, то он совершает харам, он совершает большой грех и это
является признаком лицемерия.
А признак мусульманина, когда он обещает, то выполняет, то есть, когда он
обещает Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ, мусульманину или кафиру, то он выполняет это
обещание.
Если человек обещает кафиру и не выполняет, то он совершает грех.
Когда человек нарушает обещание, то он совершает грех, отдаляется от
Милости Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, от любви, от бараката Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ.
Ислам нам объясняет, что качество муъмина — это то, что он выполняет свой
договор, обещание.
Про пророков Аллах عَزَّ وَ جَلَّ в Куръане говорит:
وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِسْمَاعِيلَ إِنَّهُ كَانَ صَادِقَ الْوَعْدِ وَكَانَ رَسُولًا نَّبِيًّا
Помяни в книге (Куръане) Исмаила. Воистину, он был правдивым в обещаниях
и был посланником и пророком.
Сура Марьям, аят 54.
إِنَّهُ كَانَ صَادِقَ الْوَعْدِ — его качеством было то, чтобы он выполнял свои обещания
وَكَانَ رَسُولًا نَّبِيًّا — он был посланником пророком.
Аллах عَزَّ وَ جَلَّ в Куръане даёт определение человеку, который совершает
благо: это тот, кто выполняет договора.
وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا – благо делающие перед Аллахом те, которые выполняют
договора (выполняют обещания), когда они обещают.
Сура Аль-Бакара, аят 177.
- (وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ) — когда ему доверяют, то он нарушает доверие.
Когда вам доверили любую вещь, то вы не должны делать в этом нарушение. - Когда вам доверили какой-то секрет (слова), а вы передаете его другим, то
вы нарушили доверие и это является харамом. - (أَمَانَةٌ — это доверие) — это любая ответственность или какой-то пост
(должность).
Если человеку доверили какой-то пост, ответственную должность, то он
должен выполнить все права, а если он не выполняет права, то значит, он
нарушает доверие. - (وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ) — когда он ругается, препирается, то он оскорбляет.
Препираться и ругаться — харам и грех, но в это время оскорблять кого-то, то
это ещё грех, и это является признаком лицемерия. - В исламе для человека есть уважение, поэтому его нельзя оскорблять, так
как оскорблять человека — грех, - «وَإِنْ صَامَ وَصَلَّى وَزَعَمَ أَنَّهُ مُسْلِمٌ»
Бывает так, что человек, который читает намаз, держит пост и считает себя
мусульманином, на самом деле он он мунафик (مُنَافِقٌ), не мусульманин, не в
рамках ислама. - Бывает так, что человек является мусульманином, он показывает свой
ислам и внутри он тоже мусульманин.
Но бывают такие моменты, когда с одной стороны доводы из Откровения
(Слова Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, Его посланника ﷺ), а с другой стороны какая-то культура,
традиция, нация и так далее. Этот человек оставляет религию (Откровение) и
берёт что-то другое, то это скрытое лицемерие, но от этого он кафиром не
становится, но это является большим признаком лицемерия. - Бывает так, что человек совершает грех, потом совершает другой грех, и
думает, что все равно нужно делать покаяние, тогда ничего страшного, что
ещё один грех совершу и так далее.
Например, человек выпил вино и говорит, я стал грешником, тогда можно и
прелюбодеяние и другие грехи совершить, а потом, в один момент сделать
покаяние.
Это очень неправильно, это очень плохое качество и опасная вещь, потому
что мы из этого хадиса поняли, что, когда человек совершил один грех, то у него
есть признак лицемерия, а когда это у него увеличивается, то он становится
мунафиком (مُنَافِقٌ), то есть, приводят его к лицемерию. - (كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ النِّفَاقِ) — то значит, у него есть это качество (признак,
компонент) из лицемерия. Это довод на то, что обычный грех не является
куфром.
Когда человек совершает грех, то он кафиром не становится, а у него бывает
какой-то признак (компонент, привычка «خَصْلَةٌ») из лицемерия, но из-за этого он
не выходит из ислама. Это является опровержением тем, кто говорит, что из-за
греха человек становится кафиром. - Неправильно, когда люди думают, что из-за лжи, обмана и тому подобного
они получат успехи. Для того чтобы человек стал успешным в каких-то
делах ему обязательно нужно, чтобы он не врал, не нарушал договор и
доверие, и не оскорблял других.
- Мы поняли, что у правителей, у тех людей, которые занимаются
политикой, присутствуют эти четыре качества:
● они врут для своей выгоды.
● они не выполняют обещания.
● они нарушают доверие (используют должностные полномочия,
материальные средства не по назначению).
● они оскорбляют друг друга в своей политике и так далее.
Поэтому очень важно для человека, который имеет государственную
должность или занимается политикой, чтобы он сторонился этих четырёх
вещей. - Ислам назвал человека лицемером, если у него есть такие качества как:
ложь, обман, нарушение доверия и оскорбление человека, потому что этим
мусульманин унижает ислам.
Например, если какой-то мусульманин врёт, то видя это, кафир не примет
ислам, потому что кафир считает, что ислам не может воздействовать на
человека, не может исправить человека, не может воспитывать человека.
Когда мусульманин совершает коррупцию, нарушает доверие, нарушает
права, то кафир не принимает ислам, потому что он думает, что ислам не может
сделать человека верным и так далее.
Такими действиями мусульманин подводит и унижает ислам, и ислам назвал
это признаком лицемерия, потому что это очень большие грехи, и это наносит не
только индивидуальный вред для мусульманина, но и для всего ислама в целом. - Основной урок ислама: мусульманин говорит правду, а лицемер говорит
ложь, мусульманин выполняет свои обещания, а мунафик (مُنَافِقٌ) нарушает,
мусульманин не оскорбляет кого-то, а мунафик (مُنَافِقٌ) оскорбляет. - Основная тема ислама — это человек.
Ислам занимается человеком, именно, чтобы он исправил своё поведение,
чтобы человек получил успехи, для него обязательно исправить свое поведение.
Одними из важных условий для того, чтобы человек стал преуспевающим,
является исправление поведения мусульманина, чтобы он оставил эти четыре
качества, эти привычки, так как они влияют на мозг человека и могут привести
его к провалу, болезни и так далее. - Ложь человека — это и есть признак того, что он не успешный человек.
Человек обманывает, чтобы защитить свою предыдущую ложь, чтобы люди не
поняли, что он совершил преступление и грех. Он врёт потому, что он хочет
забрать чьи-то права, или он хочет показать себя великим, а на самом деле он
не успешный человек.