Вопрос № 155. Что такое харам (حَرَمٌ) ?

Харам (حَرَمٌ) — это значит: запретное (запрещенное). Когда человек совершает
такое запрещенное дело (حَرَمٌ), то это будет грехом, и человек становится
грешником, а когда человек оставляет его (حَرَمٌ), то получает награду.
Харамом (حَرَمٌ) является только то, что ислам назвал «харамом» (حَرَمٌ), то есть,
если Уахийю (Откровение) скажет, что это запрещенная вещь и это грех, то эта
вещь будет харамом (حَرَمٌ).
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَالْإِثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَأَن تُشْرِكُوا بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا وَأَن
تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ
Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и
скрытые, совершать грехи (ослушание), бесчинствовать без всякого права,
приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого
доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете».
Сура «Аль-А’раф», 33 аят.
قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ — Скажи (о, пророк): поистине, Мой Господь
запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые,
وَالْإِثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ — (запретил) совершать грехи и ослушание, бесчинствовать
без всякого права,
وَأَن تُشْرِكُوا بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا وَأَن تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ – (запретил) приобщать к
Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого довода, и
наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете.
قُلۡ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّیَ – Скажи: мой Господь запретил.
То есть, решение (حُكْمٌ) моего Господа, что эти вещи являются харамом (حَرَمٌ), и
это значит, что харамом (حَرَمٌ) является только то, что Аллах сделал харамом
(حَرَمٌ).
Даже посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم без Откровения не имеет права
назначить, что какая-то вещь будет харамом (حَرَمٌ). Если посланник Аллаха صلى الله
عليه وسلم говорит, что какая-то вещь является харамом (حَرَمٌ), то это является
Откровением.

Аллах عز و جل перечисляет харам (حَرَمٌ):

  1. ٱلۡفَوَ ٰ⁠حِشَ — это множественное число, а муфрад его является (فُحْش فَحْشاء
    فاحِشة ), и дословный перевод القبيحُ , это значит: «худший, плохой»
    (безобразный, мерзкий, отвратительный, скверный, дурной).
    В исламе ٱلۡفَوَ ٰ⁠حِشَ — это прелюбодеяние, то есть, все дела, которые приводят к
    этому или становятся причиной прелюбодеяния.
    Например, парень или девушка, мужчина или женщина дружат, общаются
    перед никахом, то это относится к ٱلۡفَوَ ٰ⁠حِشَ. Например, смотреть какую-то
    фотографию или какое-то видео, которые становятся причиной прелюбодеяния,
    то это тоже относится к ٱلۡفَوَ ٰ⁠حِشَ, и это является харамом (حَرَمٌ). Любые ваши
    деяния, которые становится причиной прелюбодеяния, то есть, побуждают вас к
    прелюбодеянию, относятся к ٱلۡفَوَ ٰ⁠حِشَ.
    Что значит: становится причиной прелюбодеяния?
    Это любой поступок, через который ваш нафс (страсть) побуждает вас к
    половому влечению.
    Например, когда какое-то видео, или разговор, или прикосновение вас
    заставляет думать о прелюбодеянии, то это становится فُحْش, и относится к явным
    (ٱلۡفَوَ ٰ⁠حِشَ مَا ظَهَرَ مِنۡهَا), то, что вы делаете открыто, и скрытым (وَمَا بَطَنَ), то, что вы
    делаете скрытно.
  2. وَٱلۡإِثۡمَ — это каждый грех.
  3. وَٱلۡبَغۡیَ — и ослушание (здесь, имеется в виду ослушание амира, уходить из
    джамаата).
    بِغَیۡرِ ٱلۡحَقِّ — это значит, что прелюбодеяние (فُحْش), ослушание (ٱلۡبَغۡیَ) и грех (لإِثۡمَ), всё
    это без истины (بِغَیۡرِ ٱلۡحَقِّ), то есть, это не дозволено.
  4. И также Аллах عز و جل объясняет вам, что харамом (حَرَمٌ) является:
    وَأَن تُشۡرِكُوا۟ بِٱللَّهِ — чтобы вы шарик делали с Аллахом, то есть, (запретил)
    приобщать к Аллаху сотоварищей,
    (مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا) — в пользу чего Он не ниспослал никакого довода.
    Это не говорит о том, что бывает такой ширк, на который есть довод.
    Это говорит о том, что нет никакого довода на ширк, который вы совершаете.
  5. И также является харамом (حَرَمٌ):
    وَأَن تَقُولُوا۟ عَلَى ٱللَّهِ مَا لَا تَعۡلَمُونَ — чтобы вы не говорили на Аллаха عز و جل то, что вы не
    знаете.
    Имеется в виду, что вы не имеете права в религии сказать что-то без довода.
    То есть, запрещено называть в религии что-то харамом (حَرَمٌ), на счёт чего
    Аллах عز و جل не вынес решение, что это харам (حَرَمٌ). Без Откровения никто не
    имеет права сказать на счёт какой-то вещи, что это харам (حَرَمٌ). В исламе
    полностью объяснено, что является харамом (حَرَمٌ).
    Почему что-то является харамом (حَرَمٌ), то это уже другой вопрос, и ислам это
    не объясняет, так как это не является целью ислама.
    Ислам говорит, что муслим, настоящий мусульманин — это тот, кто будет
    уважать Аллаха عز و جل, будет ценить Аллаха عز و جل, и будет подчиняться
    Аллаху عز و جل.
    Аллах عز و جل сказал, что вам запрещено فُحْش, запрещено вино, запрещено
    прелюбодеяние, запрещено кушать свинину, то человек будет подчиняться из-за
    уважения к Аллаху عز و جل, и такой человек является настоящим мусульманином.
    Услышав это, некоторые джахили говорят, что, значит, ислам нам не даёт
    возможность спросить, почему это харам (حَرَمٌ)?!
    Нет, ислам не забрал у вас это право спросить, наоборот, ислам приказывает,
    ислам даёт такое право, но ислам знает, какой вопрос для вас полезен, а какой
    нет. Ислам запрещает задавать те вопросы, которые бесполезны для вас.

Если ислам на что-то сказал, что это харам (حَرَمٌ), то можно написать
множество книг о мудрости такого решения, но это не является целью ислама.
Если, например, ислам стал бы перечислять эти мудрости, то тогда Куръан был
бы многотомной книгой, которую было бы тяжело изучать, и это бы усложняло
изучение ислама и так далее.
Если Аллах عز و جل (ислам) сказал, что та или иная вещь является харамом
(حَرَمٌ), то мусульманин должен подчиняться в этом, даже если он не знает, какая в
этом мудрость. И это является подчинением (طَاعَ), которое является
поклонением, ведь один из компонентов поклонения — это подчинение.