В арабском языке: аль-муфрад (المُفْرَدُ) — это единственное число, например,
мужчина رَجُلٌ. В арабском языке есть двойственное число: аль-мусанна (المُثَنَّى) или
ат-таснийа (التَّثْنِية), например, رَجُلانِ، رَجُلَيْنِ — двое мужчин, и когда больше двух
(множественное число больше двух), то это называется аль-джамъа (الجَمْعُ),
например, книги كُتُبٌ.
Слово «الحُكْمُ» — это единственное число, а множественное число «الأحكام», также
вы знаете, что у слова бывает языковой (لُغَةٌ — язык) смысл «لُغَوِيٌّ», и есть понятие
«إصْطِلاَحٌ» — как это слово используют люди.
Как, например, в шариате, в религии используется какой-то термин, возьмем,
слово «صَوْمٌ»: в языке (لُغَةٌ) имеет значение «воздержание», а в религии «صَوْمٌ» — это
когда человек воздерживается от еды, питья и совокупления с утра до вечера.
Также, например, слово «زَكَاةٌ» в языке (لُغَوِيٌّ) имеет значение «очищение», а в
шариате — это «отдавать определенную часть из определенного имущества
определенным людям».
В слове «الحكم» языковое значение (لُغَوِيٌّ) — это «решение», а в исламе слово
«الحكم» значит: решать, что будет фардом, халялем, харамом, макрух, мустахаб и
так далее, и что будет религией.
Например, мы говорим, что совершать два ракаъата утром — это фард, то есть,
хукм «الحكم» этих двух ракаатов — это фард, или, когда мы говорим, что если
человек зашёл в мечеть, то читает два ракаата, а хукм «الحكم» этих двух ракаатов
- это мустахаб (нафль, сунна).
Также мы говорим, что высокомерие, зависть, показуха, зульм, фасад,
воровство является харамом, то есть хукм этих вещей «запретное», харам
(مَمْنُوعٌ), задавать много вопросов является макрухом. Также мы говорим, что
одежда и все, что касается мирских вопросов, является мубах, то есть, хукм
мирских вещей, в основе, является мубах, то есть, дозволенное, пока ислам не
устанавливает, что определенная одежда (вещь) является фардом или харамом.
Например, ислам говорит, что фардом является одевать такую одежду, которая
закрывает аурат.
Надо знать, что в исламе устанавливать хукм «الحكم» насчет какой-то вещи
может только Аллах عزّ وجلّ, и для человека это не дозволено, то есть, человек по
своему желанию не имеет права устанавливать какой-то хукм, то есть, сказать
на какую-то вещь, что это является харамом или халялем или фардом, или
является религией.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
إِنِ ٱلۡحُكۡمُ إِلَّا لِلَّهِ أَمَرَ أَلَّا تَعۡبُدُوۤا۟ إِلَّاۤ إِیَّاهُ
Хукм принадлежит только Одному Аллаху. Он приказал, чтобы вы
поклонялись только Ему.
Сура «Йусуф», аят 40.
Хукм означает решение относительно какой-то вещи, и хукм бывает двух
видов:
- Хукм насчет мирских вопросов.
Человек имеет право устанавливать хукм (решать насчет) мирских вопросов. - Хукм в религии.
В этом вопросе (в религии) человек не имеет права выносить какой-то хукм.
В религиозных вопросах будет только тот хукм, который ниспослал Аллах عزّ
وجلّ.
Аллах عَزَّ وَ جَلَّ говорит в Коране:
وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ
Те, кто не устанавливает хукм (которые не принимают решений), согласно
тому, что ниспослал Аллах, то такие являются неверующими (кафирами).
Сура «Аль-Маида», аят 44.
Мы знаем, что этот аят был ниспослан, когда иудеи сами устанавливали
(придумывали) некоторые законы, и делали эти законы частью религии, то есть,
от себя что-то добавили в религию, и по этому поводу был ниспослан этот аят.
Это говорит о том, что в религии любое решение устанавливает только Аллах
عزّ وجلّ, то есть, в религии любое решение должно устанавливаться согласно
тому, что ниспослал Аллах عزّ وجلّ, и никто, кроме Аллаха عزّ وجلّ, не имеет права
внести что-то в религию, менять религию или устанавливать какой-то хукм.
Например, путешествовать на самолете — это мирской вопрос (дунья), если
кто-то скажет, что путешествовать на самолете — это будет фард, то есть,
религия, то делает хукм в религии, и это является куфр акбар.
А если человек считает, что путешествовать на самолете — это мубах, не
религия, что это мирской вопрос и придумает законы, согласно которым этот
транспорт будет работать, то это дозволено, и это не куфр, и даже не грех.
В общем, никто не имеет права устанавливать хукм в религии, кроме Аллаха
عزّ وجلّ, поэтому, когда мы говорим «الحَاكِم» только Аллах عزّ وجلّ, то это значит, что в
религии хукм устанавливает только Аллах عَزَّ وَ جَلَّ.