Вопрос № 9. Что такое шарх, и какое объяснение хадиса правильное?

Что такое шарх, и какое объяснение хадиса правильное?

Мы изучали хадис о начале ниспослания Откровений. Теперь нужно объяснить его, то есть «дать шарх», сделать «ташри́х» تَشْرِيحٌ. «Ташрих» — это объяснение, шарх этого хадиса. Но чтобы дать шарх, нужно знать, что это такое.

«Аш-шарх» (الشرح) в языковом значении — открывать, а применительно к религии означает «ташрих» и «тафсир», — то есть разъяснять.

Когда мы изучаем Откровение, уахью — Куръан и сунну — и даём комментарии, объясняем, мы делаем ташрих или, иначе говоря, даём тафсир. Это и есть аш-шарх الشرح. 

Откровение, которое пришло с неба, — это Куръан и сунна, и это сохраняется. Куръан — это известная книга, которая есть у мусульман, и помимо Куръана есть Откровение, и это хадисы, то есть сунна.

Куръан и сунна, на самом деле, — это матн متن, то есть текст, а вот его объяснение — это «аш-шарх» الشرح и «ат-тафсир» التَّفْسِيرُ. 

Как вы знаете, бывает неправильная интерпретация, неправильное объяснение, неправильный шарх и неправильный тафсир. 

Некоторые люди неправильно объясняют аяты и хадисы, и других вводят в заблуждение, и сами попадают туда. Это неправильный метод! То есть, они сначала строят своё понимание (представление, идеологию), а затем подчиняют аяты из Куръана и хадисы согласно ему. 

На самом деле, это обман, поэтому надо знать, что люди бывают двух видов. Первые — это те, которые подчинились и следуют Куръану и сунне. А вторые — те, которые подчиняют Куръан и сунну себе. И разница между этими людьми в том, что когда Куръан и сунна что-то говорят, то одни из них этому подчиняются, совершают благие дела, их иман увеличивается, — эти люди находятся на прямом пути, — а другие сами придумывают что-то в религии или следуют учёным и своим традициям, противореча Куръану и сунне, делают «таъвиль», то есть изменяют смысл аятов или хадисов, подчиняя этому Куръан и сунну. Когда в каком-то хадисе или аяте приходит информация, противоречащая их представлениям, они изменяют их смысл. И это ложное, (الْبَاطِلَ) «ба́тыль» представление Откровения! Эти люди попали в заблуждение!

Чтобы не попасть в заблуждение надо знать, как правильно понимать Куръан и сунну. Для этого надо знать:

1. Куръан и сунна содержат ясную информацию, которую может понять каждый, ей не требуется какого-то особого объяснения. Куръан и сунну надо оставить так, как есть, не меняя смысла и не придумывая своего объяснения («ташрих» تَشْرِيحٌ).

2. Бывает, Куръан и сунна сами разъясняют, дают ташрих или тафсир التَّفْسِيرُ, — тогда обязательно надо принимать это так, как есть. Например, Аллах عز وجل в Куръане говорит: «те люди, которые уверовали и не смешали иман с зульмом» (несправедливостью). И Куръан сам объясняет, что под «зульмом» имеется в виду ширк.

3. Бывает, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сам объясняет значение, и тогда надо обязательно его принимать. Например, в Куръане сказано, что «когда вы утром увидите, что чёрная и белая нитка отличаются друг от друга, то с этого момента начинайте поститься». Здесь слово «нитка» обозначает не то, чем шьют, а здесь имеется в виду горизонт: когда ночной мрак рассеивается и появляется небольшой свет. В этом и есть отличие чёрной линии от белой. Это сам посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم объясняет.

4. Когда у сподвижников есть одно общее понимание по какому-либо аяту или хадису (или «матну», а это Куръан и сунна), то его обязательно нужно принимать.

Например, общее понимание сподвижников — что ниспосланные Куръан и сунна, это не только для сподвижников, а для всех людей, так как сподвижники сами изучали, выполняли, действовали и передавали дальше табиинам, своим ученикам, и не говорили, что «это касается только нас» (сподвижников).

Например, некоторые говорят, что женщинам закрывать свои волосы на голове, ستر العورة [си́тру ль-‘а́ура], относится только к тому, определённому, времени. Это неправильно, это заблуждение, потому что если бы это было так, то сподвижники не действовали бы согласно этим аятам и не передавали бы эти знания табиинам. Общее понимание сподвижников такое, что это сказано не только для определенного времени, а на все времена. 

Также, некоторые люди говорят, что хадисы — это только для сподвижников, и это неправильно, так как сподвижники действовали по этим хадисам, а затем передавали это табиинам, учили их; если бы эти хадисы и аяты касались только их, они не учили бы табиинов. 

И таких примеров, где нам нужно принимать общее понимание сподвижников, очень много. Религия говорит, что наш иман должен быть таким, как у сподвижников, а иман — это слова и дела (قَوْلٌ «кауль» и عَمَل «амаль»), а значит наши слова и дела должны быть как у сподвижников.

5. То, о чём сказано в Откровении, но ни Куръан, ни хадис этого не объясняет, и нет общего понимания сподвижников в этом вопросе, надо понимать согласно «у́рфу» عُرْفٌ .Например, Куръан говорит, что путнику (مُسَافِرٌ муса́фир) можно объединить вместе два намаза и сократить их: вместо четырёх ракяатов читать два, но Куръан и сунна не объясняют, кого считают путником, поэтому это надо понимать так, как «урф» понимает. То есть «урф» будет определять, кто считается путником, а кто нет. 

Также, в Куръане сказано, что больному можно не поститься, но Откровение не говорит, кто считается больным, и насколько он должен быть болен, это надо понимать «по урфу».

Куръан говорит, что если человек испытывает сильный голод, то ему можно съесть запретные продукты — такие, как свинина и так далее; но Куръан не сказал, каким именно должен быть голод, и кто считается голодным, это определяется согласно «урфу».

«Урф» عُرْفٌ — это любое понимание и источник информации, который будет дозволен. И туда входят:

  • языковое значение (اَللُّغَةُ «аль-лю́г̇а»), наука, общепринятое отношение в обществе, мнение «аш-шу́ра́» الشُّورَى (совет, совещание).

Иногда какой-то хадис рассказывает нам о чём-нибудь из урфа времён пророка и сподвижников, и его нужно воспринимать не как приказ Откровения, а просто как урф. Слова и реакция сподвижников тоже отражает их урф, высказывания учёных, иджтихад (иджтиɦа́д اجْتِهادٌ —это поиск и сбор информации по какому-либо неясному вопросу, касающемуся урфа, с использованием доступных инструментов и технологий) — это всё урф. В общем, урф — это общепринятые нормы, то, как принято у людей.

Резюме этого объяснения такое, что «матн» متْنٌ — текст Откровения — это Куръан и сунна, и сами Куръан и сунна объясняет этот «матн»; но когда объяснений нет, надо смотреть, как это поняли люди, а среди людей, в первую очередь, — это сподвижники رضي الله عنهم!

  1.  عُرْفٌ — общее признание, оценка, определение; обыкновение, обычай.