Разница между Куръаном и сунной в том, что:
1. الْقُرْآن Куръан — это калямуЛлах كَلَامُ اللَّه: Аллах عزّ وجلّ сказал, Джибриль عليه السلام выслушал и принёс Мухаммаду صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, он это сохранил сначала в своей памяти, а потом в виде записей. Что касается хадисов, то это не كَلَامُ اللَّه калямуЛлах; это тоже Откровение, но его пророк Мухаммад صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ передал своими словами или примером.
Например, как посланник Аллаха صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ совершал салят /читал намаз/, как делал омовение, это видели сподвижники, и они объяснили, передав другим. Здесь Аллах عَزَّ وَجَلَّ отправил ему Откровение, и посланник Аллаха صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ показал, как нужно делать; посланник Аллаха صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сам действовал согласно этому Откровению, сподвижники это увидели и объяснили другим.
Получается: Откровение — от Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, действия — пророка, а слова, которыми объясняется это действие, — от сподвижников.
То есть, хадис может быть словами сподвижника, который передал что-то от пророка صلى الله عليه وسلم. И таких хадисов, в которых записаны не слова пророка صلى الله عليه وسلم, много.
2. Если в намазе вместо суры прочитать какой-то хадис, то намаз не будет действительным, а сама эта замена будет нововведением.
3. Весь Куръан это религия, دين дин, Откровение, وَحْيٌ уахью; а хадисы есть такие, которые религией, دين дин, не являются, а просто описывают некоторые особенности того времени: еду, одежду и так далее.
4. В Куръане нет ни одного недостоверного слова, а хадисы бывают недостоверными, и есть даже ложные; но это не говорит о том, что можно теперь сомневаться в подлинности всех хадисов. Есть достоверные хадисы и недостоверные, и предельно ясно, где достоверные, а где — нет.
У нас сборник достоверных хадисов, и те, которые там есть, те достоверные, а остальные — нет.
Но каждый ли хадис является Откровением? Нет, не каждый.
Хадис, или сунна, — это те слова, дела и ситуации, которые приписываются пророку Мухаммаду صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, и среди этой информации есть и достоверная, и недостоверная.
Если какие-то слова или какую-то информацию называют хадисом, то это ещё не означает, что она достоверна, есть много ошибочной и даже ложной, но несмотря на это мы называем всё «хадисом», давая оценку: «достоверный хадис» или «ложный хадис». Слово «хадис» означает передачу информации. На самом деле, всё, что передается, называется хадисом, а дальше уже нужно выяснять, что является хадисом от пророка, а что от сподвижников, что доказано, а что не доказано, и так далее.
Значит, из всего, что приписано пророку صلى الله عليه وسلم, есть информация достоверная, но есть и много того, что является ложью, что по причине каких-то недоразумений или нарочно приписали пророку صلى الله عليه وسلم.
Поэтому надо знать, что не каждый хадис является Откровением, и не каждый хадис религия. И не все хадисы достоверны.
Те люди, которые возражают, говорят: «Как вы можете считать хадисы религией, Откровением, когда среди них есть много недостоверных и ложных?»
Когда мы говорим, что хадис — это религия, мы не имеем в виду каждый хадис. Слово «хадис» — это общее название; тот же хадис, который является религией и Откровением, وَحْيٌ уахью, и служит доводом, حُجَّةٌ ху́джа, — это именно доказанный, достоверный, который передан от пророка صلى الله عليه وسلم. А поступал он так или иначе потому, что ему было отправлено Откровение.
Надо знать, что большинство хадисов недостоверны, и не доказано, чтобы они принадлежали пророку صلى الله عليه وسلم. Это называется ضَعِيفٌ [даи́:ф] или مَوْضُوعٌ [мауду́:ъ] риваяты. И надо знать, что хадис является недостоверным, ضَعِيفٌ даиф, не только когда в цепочке его передатчиков есть слабость, ضَعْفٌ да́’фун, но бывают и другие виды слабых хадисов.
Мы поняли, что среди хадисов есть достоверные и недостоверные. А когда есть то, что доказано, и то, что не доказано, когда мы знаем, какой хадис достоверный, а какой нет, то это как раз и служит доводом в защиту истинности достоверных хадисов. Если бы мы эту разницу не знали, тогда каждый мог бы придумать хадис; но у нас есть известное количество достоверных хадисов, и каждый из них сохранён, поэтому, если кто-то придумает или добавит какой-нибудь хадис, этот выдуманный хадис никогда не сможет войти в сборники достоверных хадисов.
То, что мы знаем эту разницу между достоверными и недостоверными хадисами, как раз и указывает на то, что достоверный хадис действительно достоверен, и также проясняет, что передано по недоразумению или сочинено специально: слабые и ложные хадисы. И в этом есть разница между христианством, иудаизмом и исламом, потому что то, что сказал пророк Муса عليه السلام, или сказал пророк Иса عليه السلام, не сохранилось, и поэтому, если сегодня кто-то что-то придумает в христианстве, то люди не смогут разобраться, достоверно это или нет.
Что касается ислама, хадисов пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم, то у нас есть достоверная информация от пророка صلى الله عليه وسلم, и когда кто-то выдумывает ложный хадис или приводит слабый, то мы знаем, что этот хадис ложный или слабый.
Как Куръан является религией, دين дин, исламом, так же и хадис является религией, دين дин, и исламом, поэтому никто не имеет права говорить, что будет принимать только то, что пришло в Куръане, а то, что в хадисах, не будет…
Принимать достоверные хадисы такой же фард, так же обязательно, как и Куръан!
Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит:
لَّقَدۡ كَانَ لَكُمۡ فِی رَسُولِ ٱللَّهِ أُسۡوَةٌ حَسَنَةࣱ
Поистине, в посланнике Аллаха есть для вас хороший пример!
Сура «Аль-Ахзаб», 21 аят.
В этом аяте Аллах عَزَّ وَجَلَّ указывает, что в пророке, в посланнике Аллаха, в Мухаммаде صلى الله عليه وسلم «для вас есть хороший пример». Если бы хадисы были недостоверными и не были бы сохранены, то как бы он мог быть для нас примером? Этот аят — довод в защиту того, что раз Аллах عَزَّ وَجَلَّ говорит, что в посланнике Аллаха صلى الله عليه وسلم для вас есть хороший пример, то значит, его хадисы сохранены.
Посланник Аллаха является хорошим примером, образцом для людей вплоть до наступления Судного дня, и это значит, что его слова и дела, касающиеся религии, мы обязаны принимать, и они должны быть сохранены до Судного дня.
- الصَّلاةُ саля́т: молитва (которую совершают, само действие).
- وُضُوءٌ вуду́ъ: омовение.
- [исна́:д] إِسْنَادٌ — цепочка передатчиков хадисов. Например, такой-то передаёт от такого-то, и он услышал от такого-то, и так далее. Например, посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал что-то; его ученик, то есть сподвижник, услышал это и передал какому-то табии́ну, тот услышал и передал другим, и кто-то это записал. А всё это называется иснад إِسْنَادٌ. Исна́д إِسْنَادٌ или са́над سنَدٌ — это цепочка людей, передавших хадис; множественное число — أَسَانِيدُ [аса́:ни́:д]. И есть много хадисов, иснад (إِسْنَادٌ) которых достоверен, صَحِيحٌ сахи́х, а сам хадис не достоверен, ضَعِيفٌ даи́ф.
- مَجْمُوعَةٌ [ма́джьму́:атун] — сборник.