Вопрос № 40. Какими бывают дела: хасанат, сайиат и мубах?

Дела бывают трех видов:
1.الْحَسَنَاتِ (хасанат) — хорошие дела, это множественное число; единственное число: الحسنة.
Это благие, хорошие дела, а по-другому называется خير (хайр).
الحسنة (хасанат) — это любое благое дело, через которое человек получает довольство Аллаха. Когда человек совершает хасанат, то получает ثَوَابٌ (саваб), награду أَجْرٌ (аджр).

2.السَّيِّئَاتِ (сайиат) — плохие дела, это множественное число; единственное число: السَّيِّئَة.
Это плохие дела, الشّر (шарр), через которые человек получает недовольство Аллаха. Это является грехом, за которое бывает наказание.

3.المباح (мубах) — это то, что не является хасанат и сайиат.
Это такие дела, за которые человек не получает саваб, награды и не получит عَذَابٌ мучения, то есть, те дела, за которые нет награды и наказания. Например: кушать рис, играть в футбол являются делами мубах.
Нужно знать, что мубах тоже может стать хасанат, поклонением, если вы этими действиями ищете и получаете довольство Аллаха. Например: изучать физику, химию, биологию, науку, политику, бизнес, различные языки, психологию является мубах, не является благими делами и не является грехом, но когда все эти вещи человек будет изучать с намерением, чтобы принести пользу Исламу, то эти мубах дела становятся поклонением, за которые человек получает аджр, награды и получит довольство Аллаха.
Аллах عَزَّ و جَلَّ в Куръане говорит об этих хороших и плохих, хасанат и сайиат делах людей.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
وَلَا تَسْتَوِى الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ۚ
[فصلت:34]
Не равны хорошее и плохое.
Сура «Фуссылят», аят 34.

Хасанат( الْحَسَنَاتِ) также означает хайр (خير).
Сайиат (السَّيِّئَاتِ) означает шарр (الشّر).

Аллах عزّ وجلّ в Куръане в суре «Аз-Залзаля» говорит:
بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِیمِ
إِذَا زُلۡزِلَتِ ٱلۡأَرۡضُ زِلۡزَالَهَا * وَأَخۡرَجَتِ ٱلۡأَرۡضُ أَثۡقَالَهَا * وَقَالَ ٱلۡإِنسَـٰنُ مَا لَهَا * یَوۡمَىِٕذࣲ تُحَدِّثُ أَخۡبَارَهَا * بِأَنَّ رَبَّكَ أَوۡحَىٰ لَهَا * یَوۡمَىِٕذࣲ یَصۡدُرُ ٱلنَّاسُ أَشۡتَاتࣰا لِّیُرَوۡا۟ أَعۡمَـٰلَهُمۡ * فَمَن یَعۡمَلۡ مِثۡقَالَ ذَرَّةٍ خَیۡرࣰا یَرَهُۥ * وَمَن یَعۡمَلۡ مِثۡقَالَ ذَرَّةࣲ شَرࣰّا یَرَهُۥ
Когда сотрясётся земля так, как ей предписано будет трястись, и выйдет на поверхность её ноша, люди воскликнут: что это?!
В тот день земля будет рассказывать то, что внушит ей твой Господь. В тот день люди воскреснут в разном облике; и тот, кто совершил что-либо хорошее размером с пылинку, увидит это, и тот, кто совершил что-нибудь дурное размером с пылинку, увидит это!..
Сура «Аз-Залзаля», 1 — 8 аяты.

إِذَا زُلۡزِلَتِ ٱلۡأَرۡضُ زِلۡزَالَهَا — Когда сотрясется земля сотрясением,
وَأَخۡرَجَتِ ٱلۡأَرۡضُ أَثۡقَالَهَا — и выведет земля свои тяготы,
وَقَالَ ٱلۡإِنسَـٰنُ مَا لَهَا — и скажет человек: «что это, что случилось?»
یَوۡمَىِٕذࣲ — в тот день (Судный день),
تُحَدِّثُ أَخۡبَارَهَا — она расскажет всю информацию,
بِأَنَّ رَبَّكَ أَوۡحَىٰ لَهَا — потому что твой Господь прикажет ей;
یَوۡمَىِٕذࣲ — в тот день,
یَصۡدُرُ ٱلنَّاسُ — вернутся люди,
أَشۡتَاتࣰا لِّیُرَوۡا۟ أَعۡمَـٰلَهُمۡ — разных видов, чтобы увидеть свои дела.
فَمَن یَعۡمَلۡ مِثۡقَالَ ذَرَّةٍ یَرَهُۥ — Кто совершил дела,
مِثۡقَالَ ذَرَّةٍ — подобно атому, с пылинку
خَیۡرࣰا — благого,
یَرَهُۥ — увидит это,
وَمَن یَعۡمَلۡ — и кто совершил
مِثۡقَالَ ذَرَّةࣲ — подобно пылинки, атому,
شَرࣰّا — плохого,
یَرَهُۥ — увидит это.
В этой суре Аллах عزّ وجلّ хорошее назвал خير (хайр), а плохое назвал شَرٌّ (шарр).

В шариате благое дело это хайр, хасана, амаль солих, и аль-бир.
Плохое дело, то есть, грех — это шар, сайиах, зам, джунах и аль-исм. И хасанах и сайиах в хадисе представление тоже есть.
Хадис №7

Имам Муслим говорит:
حَدَّثَنَا شَيْبَانُ بْنُ فَرُّوخَ ، وَعَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ أَسْمَاءَ الضُّبَعِيُّ ، قَالَا: حَدَّثَنَا مَهْدِيُّ بْنُ مَيْمُونٍ ، حَدَّثَنَا وَاصِلٌ مَوْلَى أَبِي عُيَيْنَةَ، عَنْ يَحْيَى بْنِ عُقَيْلٍ ، عَنْ يَحْيَى بْنِ يَعْمَرَ ، عَنْ أَبِي الأَسْوَدِ الدِّيلِيِّ ، عَنْ أَبِي ذَرٍّ ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: » عُرِضَتْ عَلَيَّ، أَعْمَالُ أُمَّتِي حَسَنُهَا وَسَيِّئُهَا، فَوَجَدْتُ فِي مَحَاسِنِ أَعْمَالِهَا، الْأَذَى يُمَاطُ عَنِ الطَّرِيقِ، وَوَجَدْتُ فِي مَسَاوِي أَعْمَالِهَا، النُّخَاعَةَ، تَكُونُ فِي الْمَسْجِدِ، لَا تُدْفَنُ [صحیح مسلم:553، الأدب المفرد: 230 ]

Передал Шаъбан ибн Фарух и АбдуЛлах ибн Мухаммад Ибн Асмаъ АдДубаийю, оба передают от Махди ибн Маймуна, которому передал Уасыль, вольноотпущенник Абу Уяйны, он передаёт от Яхьи ибн Укайля, а тот — от Яхьи ибн Яъмара, который передал от Абу Асъуада Ад-Дилийя, а он передал от Абу Зарра, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «Мне были показаны хорошие и плохие дела моей уммы и я увидел, что из хороших дел — убрать с дороги то, что причиняет вред (прохожим), а из плохих — мокрóта, оставшаяся в масджиде неубранной».
Абу Зарр رضي الله عنها говорит, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
عُرِضَتْ عَلَيَّ — Мне показали
أَعْمَالُ أُمَّتِي — дела моей уммы.
حَسَنُهَا وَسَيِّئُهَا — хорошие и плохие дела.
فَوَجَدْتُ — я нашёл,
فِي مَحَاسِنِ أَعْمَالِهَا — среди хороших дел моей уммы,
أَذَى يُمَاطُ عَنِ الطَّرِيقِ — я нашёл когда кто-то убрал с пути (дороги) то, что принесёт вред. وَوَجَدْتُ — и нашёл
فِي مَسَاوِي أَعْمَالِهَا — среди плохих дел моей уммы я нашел
النُّخَاعَةَ — мокроту,
تَكُونُ فِي الْمَسْجِدِ — которая бывает в масджиде
لَا تُدْفَنُ — и не убрали»
«Сахих» Муслим 553, Аль Адабуль Муфрад 230.

Аш-Шарха:
عُرِضَتْ عَلَيَّ — показали мне.
Аллах عَزَّ وَجَلَّ приказал, чтобы показали пророку Мухаммаду صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, а как это было Уахъи не объясняет, это положение неизвестно.
عُرِضَتْ — его асль это «арадо», это значит «принести», «показать», значит ظَهَرَ — зохара отдать, بَيِّنَةٌ — байнат» выявить, показать, то есть, показали мне дела мой уммы, а’маль — это множественное число, единственное амаль (дела).
Аллах عَزَّ وَجَلَّ над всякой вещью мощен, и Аллах عَزَّ وَجَلَّ делает некоторые дела, которые являются чудесами пророов, их му’джизат, но пророки это сами делать не могут.
Аллах عَزَّ وَجَلَّ однажды показал пророку صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ дела Уммы.
Умма имеет два смысла:
1. Все те, к которым ниспослан пророк Мухаммад صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, то есть, имеются в виду все люди, потому что он ниспослан для всех.
2. Именно те люди, которые приняли ислам и стали мусульманами.
Здесь «уммати» именно мусульмане.
حَسَنُهَا وَسَيِّئُهَا — хорошие и плохие дела,
فَوَجَدْتُ — я нашёл,
فِي مَحَاسِنِ أَعْمَالِهَا, أَعْمَالِهَا — значит أعمال этой уммы
(فِي مَحَاسِن махасин тоже множественное число и тоже от слова «хусан» красивый, хороший, то есть, добрые поступки и дела).
أعمال — это то, что человек делает, думает, говорит, совершает — это все أعمل (а’маль).
Например, делает рукой, делает ногой, ходит.
الْأَذَى (аль-аза) — это то, что причиняет вред,
يُمَاطُ عَنِ الطَّرِيقِ — уберёт с дороги,
يُزالُ عَنِ الطَّريقِ,
الطَّريقِ – торикъ: это путь,
يُمَاطُ это значит уберет, избавиться от любой вещи (كُلُّ ما يُؤذِي), которая причиняет вред, это может быть камень, колючка, грязь, дерево, животное и так далее.
وَوَجَدْتُ — я нашёл,
فِي مَسَاوِي أَعْمَالِهَا — в плохих делах,
النُّخَاعَةَ — это мокрота,
أي: النُّخامَة البُّزاقةَ, которая бывает в респираторной системе и выходит с кашлем или просто как мокрота, называется النُّخَاعَةَ, النُّخامَة, البُّزاقةَ.
تَكُونُ — которая бывает,
فِي الْمَسْجِدِ — в масджиде,
لَا تُدْفَنُ, от слова (لَا تُدْفَنُ)
دَفَنَ — это значит хоронить.
Раньше в масджиде была земля и, чтобы избавиться от чего на земле, человек засыпал это землей всё, то есть, избавился любым способом

Сейчас, например, если в мечети увидели мокроту, то надо очистить от нее, даже если она на стене. Некоторые люди удивляются, когда слышат такие хадисы и говорят: «как в масджиде может быть мокрота».
Цивилизация, в которой мы сегодня живем, это результат этого хадиса, то есть, люди начинали с таких поступков, то есть, шаг за шагом получали воспитание.
Вывод этого хадиса в том, что Аллах عزّ وجلّ показал пророку صَلَّى ٱللَّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ дела этой уммы: хорошие и плохие.
Из хороших дел — когда человек убрал с дороги что-то вредное или то, что мешало людям, и это хорошее дело.
Из плохих дел — это то, что когда в масджиде была мокрота (слюна, слизь и так далее), и люди после себя не убрали это, то это считалось грехом, плохим делом.

Фикхуль хадис:
1. Дела бывают 2-х видов: الحسنة «хасана» — хорошее, السَّيِّئَة «сайия» — плохое.
2. العَمَلُ الصَّالِح «амалю салих» — это «амаль хасан» и, наоборот, что السَّيِّئَاتِ العَمَلُ «амалю-ссайияти» — это грехи.
3. Нельзя оставлять в мечети мокроту, слюну, слизь и подобное ей, потому что это неуважение к масджиду, приносит вред и людям это не нравится.
Кому-то вред причинять – это харам.
В Сахих Муслим это приводится в главе باب النَّهْىِ عَنِ الْبُصَاقِ، فِي الْمَسْجِدِ فِي الصَّلاَةِ وَغَيْرِهَا (Глава о том, что запрещено в масджиде плеваться, выпускать мокроту (слизь) в намазе или помимо намаза).
4. Если вдруг мокрота вышла непроизвольно, то фард очистить это.
5. Мы поняли, что в этом хадисе указано одно хорошее дело и одно плохое.
Хорошее дело – это то, что приносит людям пользу: убрать с дороги преграду, а грех – это то, что приносит людям вред и неприязнь.
6. Мы поняли, что, если в масджиде есть мокрота или иное, то убрать это обязательно (фард) и нужно убрать не только свое, но и чужое, иначе это будет грех.
7. Мы поняли, что пророк صَلَّى ٱللَّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ не мог сам это делать, поэтому он говорит: «…عُرِضَتْ عَلَيَّ» — мне были показаны, и это значит, что посланник Аллаха صَلَّى ٱللَّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ не знал غيب «’айб»– скрытное, и если бы он все это знал, то не нужно было бы все это ему показывать.
У суфистов есть такое убеждение, что аулия и анбия все знают — и это является ширком, потому что все знать – это качество Аллаха, и уалия и анбия не могут после смерти снова прийти в эту дунья.
8. Убрать с дороги можно что угодно, что мешает другим людям или причиняет боль (дерево, камень, дом, даже масджид или иной предмет).
9. Если ислам говорит, что такое маленькое дело (убрать препятствие с дороги) – это хорошее дело, то избавить людей от большого зульма – это фард и большое дело, поэтому одна из целей ислама – это остановить фасад. Ислам приказывает, чтобы мусульманин остановил зульм и фасад. И невозможно, чтобы человек остановил большой зульм без джамаата, и в находиться джамаъте — фард.
10. Цель ислама – безопасность людей и устранение преград перед людьми, которые могут вызвать неприязнь.
11. Некоторые люди гуляют с собакой там, где есть дети и женщины, и которые боятся собак, и это и есть неприятность, когда вы пугаете кого-то. Создавать препятствие или неприязнь – это грех, поэтому нельзя, чтобы люди ходили с собакой в людных местах, так как это пугает их.
12. Мы поняли, что нельзя умалять какое-то хорошее дело.
13. Люди совершают грех, когда они бросают мусор, потому что это вызывает неприязнь у других людей, то есть, любое дело, которое создает неприятность — это харам.