То, что человек получает взамен при совершении каких-то дел называется воздаяние, джазаъ (جزاء).
Если человек совершает хорошие дела, то جَزَاءٌ (джазаъ) тоже будет хорошим, а если человек совершает плохие дела, то соответственно его جَزاءُ (джазаъ), его воздаяние тоже будет плохим.
Джаза (جَزَى) — это фи’аль (فِعْلٌ).
جزَى يَجزي —
давать воздаяние, дать взамен что-то, расчет, решение.
جَزَاهُ
означает:
: قَضَاهُ —
решать, расчет.
جَزَى العَمَلُ:
это
كَفَى، أَغْنَى — воздать.
جَزاءُ
(джазаъ) — это
المُكَافَأَةُ على الشيءِ
, то есть воздаяние.
جَزَاءٌ
(джазаъ) бывает двух видов:
الاجر
(аль — аджр) — это такое воздаяние, которое дается человеку в ответ на его хорошие дела.
أَجْرٌ
(аджр) — это воздаяние, награда.
Часто используется для хороших, добрых дел, для ثَوَابٌ (саваб).
العُقُوبة
(аль — ‘укуба) — это наказание, которое человек получает в ответ за совершение плохих дел.
Воздаяние бывает хорошим и плохим. Если человек совершает хорошие дела, то получит хорошее воздаяние, а если совершит плохие дела, то взамен получит наказание, плохое воздаяние.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
وَالَّـذِيْنَ كَسَبُوا السَّيِّئَاتِ جَزَآءُ سَيِّئَةٍ بِمِثْلِهَا [یونس:27]
Тем же, которые совершили дурное, в воздаяние такой-же вред, какой причинили они.
Сура «Йунус», аят 27.
وَالَّـذِيْنَ كَسَبُوا السَّيِّئَاتِ —
тем, которые совершили السَّيِّئَاتِ (сайиат) плохое, то есть грех,
جَزَآءُ —
воздаяние,
سَيِّئَةٍ —
грехи, плохие дела
بِمِثْلِهَا —
подобное этому.
Господь Миров (رَبِّ ٱلْعَـٰلَمِينَ Роббуль ‘аламин) говорит, что когда человек совершает грехи, то за это ему будет плохое воздаяние, значит будет наказание. Мы говорили, что среди деяний человека бывают السَّيِّئَات (сайиат) дела, грехи.
Обратите внимание: воздаяние — это такое слово, для которого в Исламе есть много терминов.
Это
جَزَاءٌ (джазаъ),
ثَوَابٌ (саваб), الاجر (аджр), قصاص (кысас), العُقُوبة (‘укуба).
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
اِنَّ الَّـذِيْنَ اٰمَنُـوْا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَاَقَامُوا الصَّلَاةَ وَاٰتَوُا الزَّكَاةَ لَـهُـمْ اَجْرُهُـمْ عِنْدَ رَبِّـهِـمْ [البقرۃ:277]
Поистине те, у которых есть иман, которые совершали благие дела, выстаивали салят, отдавали закят — их награда у их Господа!
Сура «Аль-Бакара», аят 277.
اِنَّ الَّـذِيْنَ اٰمَنُـوْا —
Поистине те, которые приобрели иман,
وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ —
и совершали праведные дела,
وَاَقَامُوا الصَّلَاةَ —
и выстаивали намаз,
وَاٰتَوُا الزَّكَاةَ —
и выплачивали закят,
لَـهُـمْ اَجْرُهُـمْ —
для них их аджр,
عِنْدَ رَبِّـهِـمْ —
у их Господа.
В этом аяте говорится, что за хорошие дела Аллах عزّ وجلّ обещает аджр, то есть, воздаяние.
Является убеждением, что за хорошие дела человек получит ثَوَابٌ (саваб), أَجْرٌ (аджр) хорошее воздаяние, а за грехи получит العُقُوبة (‘укуба), и это является частью имана и без этого убеждения человек не может быть муъмином.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
إِنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ * وَإِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي جَحِيمٍ
Поистине, благочестивые окажутся в Раю! А грешники, поистине, окажутся в Аду!
Сура «Аль-Инфитар», 13 — 14 аяты.
إِنَّ —
Поистине
الْأَبْرَارَ
(множественное число) — это те, которые совершают بِرٌّ (благие дела),
لَفِي نَعِيمٍ —
будут в نَعِيم (на’им), в Раю.
نَعِيم —
это одно из названии Рая, значит там много благ.
وَإِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي جَحِيمٍ —
и грешники будут в جَحِيمٍ, то есть, в Аду.
الْفُجَّارَ —
это антоним для слова الْأَبْرَارَ.
الْأَبْرَارَ —
это когда совершают благое, а الْفُجَّارَ — это множественное число от слова فَاجِرٌ (фаджир) — это те, кто совершают грехи.
الْأَبْرَارَ —
это благодеяющие, الْفُجَّارَ — это грешники.
Те, которые совершают благо, будут в Раю, а те, которые совершают грехи, будут в Аду.
Это говорится в Куръане и это является частью нашего убеждения и имана. Если у человека не будет такой убежденности, не будет такого якына (يَقِينٌ), то он совершает куфр.
Эти аяты говорят нам, что воздаянием (جَزاءُ (джазаъ) для человека, совершающему благое — это то, что Аллах عزَّ و جلَّ даст ему Рай.
Рай — это место, в котором есть Довольство Аллаха, где у человека исполнятся все его мечты и где человек будет делать то, что хочет.
Тем, кто совершает грехи, воздаянием (наказанием) от Аллаха عَزَّ وَجَلَّ будут мучения в Аду (джахим جَحِيمٍ, джаханнам).
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
لِیَجۡزِیَ ٱلَّذِینَ أَسَـٰۤـُٔوا۟ بِمَا عَمِلُوا۟ وَیَجۡزِیَ ٱلَّذِینَ أَحۡسَنُوا۟ بِٱلۡحُسۡنَى
Аллах воздаст тем, которые совершали плохое (наказанием равным по своей степени тому, что они совершили) и воздаст Он тем, которые совершали благое, лучшим
أَسَـٰۤـُٔوا۟ – это плохое
Тем, которые совершают плохое, будет плохое воздаяние
أَحۡسَنُوا۟ بِٱلۡحُسۡنَى
أَحۡسَنُوا — от слова хасана (благое).
И тем, которые совершают хорошее, будет хорошее воздаяние.
Этот аят говорит о том, что из-за своих хороших дел, человек получит хорошее воздаяние и за плохие дела, человек получит плохое воздаяние, и такое убеждение является частью нашего имана.
Если у человека нет такого убеждения (якына) и он говорит, что из-за дел человек не будет в Аду или в Раю, то он отрицает Куръан.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
وَذَلِكَ جَزَاءُ الْمُحْسِنِينَ
Таково воздаяние творящим добро…
Сура «Аль-Маида», аят 85
مُحۡسِن
(мухсин) — это тот, кто совершает благое (хасана), а مُحۡسِنِینَ (мухсинин) — благодеяющий.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
وَذَلِكَ جَزَاءُ الظَّالِمِينَ
Таково воздаяние беззаконникам
Сура «Аль-Маида», аят 29.
الظلمين
(это множественное число, от слова الظليم) — это тот, совершает кто зульм, то есть, нарушает права.
Человеку, который совершает хорошие дела, будет хорошее воздаяние, а тому, кто совершает плохие дела будет плохое воздаяние.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
إِنَّ جَهَنَّمَ كَانَتْ مِرْصَادًا
لِّلطَّاغِينَ مَآبًا
لَّابِثِينَ فِيهَا أَحْقَابًا
لَّا يَذُوقُونَ فِيهَا بَرْدًا وَلَا شَرَابًا
إِلَّا حَمِيمًا وَغَسَّاقًا
جَزَاءً وِفَاقًا
Воистину, Геенна ждет (является засадой)и местом возвращения для тех, кто преступает границы дозволенного.Они пробудут там долгие годы (неограниченное время),не вкушая ни прохлады, ни питья (прохладный напиток),а только кипяток и гной (وَغَسَّاقࣰا — отделяемость, там бывает и гной и другая жидкость),(и это) – воздаяние соответственное (полное).
إِنَّ جَهَنَّمَ كَانَتۡ مِرۡصَادࣰا —
джаханнам ждёт
لِّلطَّـٰغِینَ مَـَٔابࣰا —
для непослушных место (طَّغِينَ — это тот, кто ослушается)
لَّـٰبِثِینَ فِیهَاۤ أَحۡقَابࣰا —
эти непослушные проводят в этом аду неограниченное время
لَّا یَذُوقُونَ فِیهَا بَرۡدࣰا —
они не почувствуют (им не дадут попробовать بَرْد — какое-то охлаждение)
وَلَا شَرَابًا —
и не напиток (прохладный вкус или же напиток).
إِلَّا حَمِیمࣰا —
им будет только حَمِيم горячая вода
وَغَسَّاقًا —
отделяемость, в которой бывает и гной и другая жидкость)
جَزَاۤءࣰ وِفَاقًا —
воздаяние полное, и этим воздаянием является Ад.
Дальше Роббуль ‘Алямин в этой же Суре говорит:
إِنَّ لِلۡمُتَّقِینَ مَفَازًا * حَدَاۤىِٕقَ وَأَعۡنَـٰبࣰا
Поистине, тех, которые сторонились грехов, ожидает великий успех! Сады и виноград!
Сура «Ан-Наба’», 31 — 32 аяты.
إِنَّ لِلۡمُتَّقِینَ مَفَازًا —
а для муттакъин مَفَازًا успехи, великие успехи ( مُتَّقِين это множественное число مُتَّقِي,
مُتَّقِن
это те люди, которые сторонятся греха, грех не совершают. Тот, кто защищает себя от греха он является مُتَّقِي, мн.ч. مُتَّقِين
حَدَاۤىِٕقَ وَأَعۡنَـٰبࣰا —
множественное число حَدَاۤىِٕقَ сад, وَأَعنَبًا и виноград.
И дальше Аллах говорит:
جَزَاۤءࣰ مِّن رَّبِّكَ عَطَاۤءً حِسَابࣰا
Воздаяние от твоего Господа будет полным.
Сура «Ан-Наба», 36 аят.
Человек (инсан) является махлюком Аллаха.
Аллах عَزَّ وجَلَّ создал человека и Он хорошо знает природу человека, его мысли и поведение. Аллах عَزَّ وجَلَّ создал эти мысли и поведение, поэтому Аллах عَزَّ وجَلَّ объясняет человеку, чтобы он совершал дела.
За совершенные хорошие дела человек получит награду воздаяние, а за плохие дела он получит наказание, и это воздаяние является великой мотивацией для человека. То есть, человеку за его дела будет «аджр» Рай, и самое большое, великое, что есть в этом Раю — это Довольство Аллаха.
Чем больше у человека хороших дел, настолько он ближе к Аллаху, и столько Аллах عَزَّ وجَلَّ будет доволен им. Например, у одного человека только десять благих дел, а другого человека, который изучает религию, действует по ней, распространяет её, выполняет все права, противостоит «зульму», у него благих дел очень много, то он близок к Аллаху, и для него перед Аллахом есть великое место, и он друг Аллаха.
Мы поняли, что за благие дела будет воздаяние, награда (اجر — аджр).
Настоящее воздаяние — это Довольство Аллаха.
За хорошие дела человек получает Довольство Аллаха, получает Рай, а за плохие дела получает недовольство Аллаха, то есть, попадет в Ад.
Когда человек совершает какое-то дело, то обязательно бывает причина, из-за которой он совершает это дело. То есть, все дела люди совершают из-за своих нужд, и нужды у человека бывают разными, например, физическая нужда: еда, одежда, дом, здоровье, женитьба, дети и так далее. Бывают психологические нужды: любовь, отношения, успокоение, и так далее, бывают социальные нужды: уважение, свобода, безопасность и тому подобное, и эти нужды человека являются самой большой мотивацией.
Но человеку надо знать человеку, что самая большая, великая нужда человека — это Довольство Аллаха. Довольство Аллаха не является какой-то лишней, дополнительной вещью, или хобби, а это основная нужда человека, потому что Аллах является нашим Создателем, и все успехи человека в дунья и ахира находятся у Аллаха.
Люди бывают разными: есть недалекие люди, которые думают ограничено, думают только о своей физической нужде, одежде, еде, доме, детях и так далее. Большой (великий) человек думает как получить Довольство Аллаха, что ему нужно для этого делать.
Когда человек совершает благое дело, то он получит Довольство Аллаха, а когда человек совершает грех, то он получает недовольство Аллаха — это и есть наказание, и это все называется جَزَآء.
Из хадиса доказано, что из-за хорошего или плохого дела человек получает воздаяние.
قَالَ مَالِكٌ: أَخْبَرَنِي زَيْدُ بْنُ أَسْلَمَ، أَنَّ عَطَاءَ بْنَ يَسَارٍ أَخْبَرَهُ، أَنَّ أَبَا سَعِيدٍ الْخُدْرِيَّ أَخْبَرَهُ، أَنَّهُ سَمِعَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، يَقُولُ: إِذَا أَسْلَمَ الْعَبْدُ فَحَسُنَ إِسْلَامُهُ يُكَفِّرُ اللَّهُ عَنْهُ كُلَّ سَيِّئَةٍ كَانَ زَلَفَهَا، وَكَانَ بَعْدَ ذَلِكَ الْقِصَاصُ الْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِ مِائَةِ ضِعْفٍ وَالسَّيِّئَةُ بِمِثْلِهَا، إِلَّا أَنْ يَتَجَاوَزَ اللَّهُ عَنْهَا
[صحیح البخاري:41، سنن النسائي: 4998 ]
Передаёт Малик, которому передал Зайд ибн Аслям, ему передал Атаъ ибн Ясар, которому передал Абу Саид Аль-Худри, который рассказал, что слышал, как посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Когда кто-то принимает ислам и старается быть хорошим мусульманином, Аллах прощает все его грехи, которые он совершил прежде. А после этого будет воздаяние; награда за хорошие дела увеличивается от десяти до семисот крат, а воздаяние за грех остается таким же (не увеличивается), если только Аллах его не простит».
«Сахих» Аль-Бухари, 41; «Сунан» Ан-Насаи, 4998.
Аш-шарха (الشرح объяснение)
إِذَا أَسْلَمَ الْعَبْدُ –
«Когда человек принял Ислам,
فَحَسُنَ إِسْلَامُهُ –
он сделал свой Ислам хорошим (то есть, после принятия Ислама, он сделал свой Ислам хорошим),
حَسَنٌ –
хорошое,
حُسْنٌ –
красота,
حَاسَنَ –
хорошие дела,
إِحْسَانٌ – благое;
«он сделал свой Ислам حَسَنٌ, положил إِحْسَانٌ и حُسْنٌ в свой Ислам» — здесь имеется в виду, что он свой иман не перемещал с куфром, то есть, у него нет куфра.
Когда человек принимает ислам и нет у него лицемерия и куфра, то значит, у него хороший Ислам. Некоторые люди принимают ислам для какой-то своей мирской пользы, у них бывает сомнение (شَكٌّ «шак»), то есть, отсутствует «якын», они показывают ислам, а внутри у них куфр, и эти люди является мунафиками.
Но надо знать, что бывают такие моменты, когда люди поначалу принимают Ислам для какой-то мирской пользы, но потом поймут, что Ислам – это истина, и тогда у них намерением становится: получить Довольство Аллаха.
И это является истинным исламом, даже если أَخْلَصَ «ихляс» у них появится позже, и их Ислам также является прекрасным и хорошим, поэтому надо знать, что для начала «ихлас» не является условием.
Поэтому в Исламе есть такое понятие, что можно привлекать людей к Исламу через мирские пользы, по началу они примут Ислам через мирские пользы, а потом, изучая религию, они познают, что Ислам — это истинная религия и изменят свое намерение, и Ислам у них станет хорошим.
يُكَفِّرُ اللَّهُ عَنْهُ كُلَّ سَيِّئَةٍ —
Аллах простит все его грехи,
كفَّر اللهُ له الذّنْبَ —
يُكَفِّرُ اللَّهُ –
это значит
غفره له –
простит ему,
محاه –
уберет грех,
ولم يعاقبه عليه –
и этого человека не наказывают за эти грехи;
كَانَ زَلَفَهَا –
за те грехи, которые он совершил до Ислама;
زلَفَ إلى يَزلُف –
زَلَفَهَا
это значит
دَنا,اِقْتَرَبَ,تَقَدَّمَ –
приближаться, опережать то, что раньше отправил, значит
تَقَدَّمَ –
раньше он делал это;
زَلَفَهَا، أي: قدَّمها وعَمِلَها قبْل إسلامِه؛ —
дела, которые он совершил до Ислама, грехи, которые он совершил до Ислама, аннулируются все, даже его ширк и куфр.
وَكَانَ بَعْدَ ذَلِكَ الْقِصَاصُ –
и бывает после этого الْقِصَاصُ «кысос» воздаяние.
То есть, когда человек не в Исламе (он кяфир), то его хорошие дела не принимаются, потому что он кяфир, на него исламские приказы не воздействуют, потому что у него есть куфр и он вечно будет в Огне. Но когда он примет Ислам, то те дела, хорошие или плохие, которые он совершил раньше засчитываются; хорошие остаются хорошими, и плохие дела Аллах полностью аннулирует, и это благо от Аллаха, и это воздаяние за принятие Ислама. И это не противоречит исламскому закону, правилу, где говорится, что когда есть куфр, то дела не принимаются. У него все это засчиталось за то, что он принял Ислам.
Закон в Исламе такой, когда человек принимает Ислам, то это благо и милость Аллаха, и Аллах прощает ему все грехи и принимает все его хорошие дела и с этого момента начинается الْقِصَاصُ воздаяние.
الْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا –
подобно десяти, то есть в десять раз больше; за одно хорошее дело пишется подобно десяти хороших дел;
الْحَسَنَةُ –
из предыдущих уроков вы поняли, что такое «аль-хасана»
بِعَشْرِ –
десять
أَمْثَالِهَا
(множественное числе) مِثَالٌ – подобно
وَكَانَ بَعْدَ ذَلِكَ الْقِصَاصُ الْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِ مِائَةِ ضِعْفٍ وَالسَّيِّئَةُ بِمِثْلِهَا، —
награда за хорошие дела увеличивается от десяти до семисот крат, а воздаяние за грех остается таким же (не увеличивается), если только Аллах его не простит
إِلَى – до
سَبْعِ
семь
مِائَةِ –
сто,
سَبْعِ مِائَةِ –
семьсот
ضِعْفٍ –
раз, увеличивается.
Когда человек совершит одно хорошее дело, его награда увеличивается от десяти до семисот раз, значит, он получит больше награды, саваб.
Например, человек дает один динар и для него пишется, что как будто он дал семьсот динар, то есть, Аллах عَزَّ وَجَلَّ дает ему столько саваб.
وَالسَّيِّئَةُ –
это плохое, грех;
بِمِثْلِهَا –
подобно ему, подобно السَّيِّئَةُ; значит за один совершенный грех пишется один грех. Получается, что за один грех человеку записывается один грех и получает один عُقُوبَةٌ.
Например, человек пропустил один намаз, и ему не будет записано то, будто он пропустил десять намазов.
إِلَّا أَنْ يَتَجَاوَزَ اللَّهُ عَنْهَا –
если только Аллах не простит (этот грех ему не запишется).
Благо Аллаха такое великое, что в основе, когда человек совершает грех, то он получает наказание, но часто бывает, что Аллах прощает.
فِقْهُ الْحَدِيثِ (фикхуль хадис)
1. إِذَا أَسْلَمَ الْعَبْدُ
( عَبْد от слова عبادة «ибада») —
это поклонение, то есть, человек создан для поклонения.
2. Каждый человек должен принять ислам, и если человек не примет ислам, то не получит Довольство Аллаха.
3. فَحَسُنَ إِسْلَامُهُ –
люди, которые принимают ислам, бывают 2-х видов:
это те, кто примет ислам и их ислам будет хорошим, то есть, они не перемешают иман с куфром; и есть те, кто так не поступает и после принятия ислама будет совершать куфр в виде شَكٌّ «шакк» — сомнения и так далее, поэтому когда человек принял ислам и его ислам хорош, то он на истине.
4. يُكَفِّرُ اللَّهُ عَنْهُ كُلَّ سَيِّئَةٍ كَانَ زَلَفَهَا، —
когда человек принимает ислам, то все его грехи аннулируются и это является законом ислама, это решение Аллаха.
5. الْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِ مِائَةِ ضِعْفٍ –
Мы поняли, что воздаяние за хорошие дела увеличиваются от 10 до 700 раз. Например, один человек совершил хорошее дело, то ему за это пишется 10 дел, а другому, кто совершил такое же хорошее дело записывается 100 дел, а кому-то записывается 700 дел. Это зависит от интереса, любви, времени и других факторов.
Например, когда человек совершает коллективный намаз, то получит в 25 раз больше награды. Также, когда человек останавливает зульм, которое является хорошим и великим делом, то человек получит за это большую награду.
Если человек небрежен и не может делать зикр, но он заставляет себя делать зикр и ему будет больше награды. Когда нужно, необходимо потратить имущество и он тратит больше, то записывается больше награды, так как это является великим делом. Когда нужно укрепить джамаат, а это дело является самым великим делом, и, например, человек тратит на это время и имуществ, то за это записывается больше награды.
6. وَالسَّيِّئَةُ بِمِثْلِهَا، —
мы поняли, что грех не удваивается
7. Благо Аллаха عز وجل и милость Его رحم в том, что Он не удваивает грехи, а хорошее увеличивает в разы.
8. إِلَّا أَنْ يَتَجَاوَزَ اللَّهُ عَنْهَا-
Аллах عز وجل прощает грехи. Часто бывает, что человек совершает грех, а Аллах его прощает за это, поэтому нельзя говорить на кого-то, что он обитатель ада, быть может Аллах простил его.
9. وَكَانَ بَعْدَ ذَلِكَ الْقِصَاصُ —
И после этого будет воздаяние.
Здесь имеется в виду, что воздаяние за хорошие или плохие дела бывают только после принятия ислама, это закон ислама.
Когда человек не в исламе, то его хорошие дела не принимаются.
Например, если человек не принял ислам и читает намаз, то его намаз не засчитывается из-за его куфра. Если он совершает куфр и совершает помимо этого хорошие дела, то ему не пишется ничего, потому что воздаяние قِصَاصُ начинается только после принятия ислама.
Поэтому, когда мы увидим какого-то кафира, который совершает грех, то надо смотреть, если он совершает грех, тем самым нарушая права людей (حقوق العبيد «хукукуль ибад»), то надо запретить это, так как Ислам нам приказывает, чтобы мы остановили фитну, зульм, фасад. А когда он будет нарушать права Аллаха, то не будешь останавливать его. Например, когда кафир не читает намаз, носит крест, поклоняется идолу, не совершает хадж, не держит пост или женщина не одевает химару (одежда, которая покрывает тело), или человек не в исламе и кушает свинину, то ислам не говорит, чтобы ты его остановил.
То есть, ислам не говорит, что когда кафир кушает свинину, пьет вино или женщина не покрывается, то надо их заставлять отказаться от этого, нет, так как для кафира нет воздаяния «кысас».
Когда посланник Аллаха صَلَّى ٱللَّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ отправил Муаза رَضِيَ اللهُ عَنْهُ в Йемен, то первое, к чему он приказал призывать, это был ислам: «Призывай к исламу и когда они познают своего Аллаха и скажут لا اله الا الله محمد رسول الله и примут ислам, то скажи, что намаз читать обязательно и начали читать…» (Ахмад 1/233, аль-Бухари 1395, Муслим 19, Абу Дауд 1584 и ат-Тирмизи 625.). Это закон ислама, что на тех кафиров, которые с вами живут хукм ислама не устанавливается.
Ислам говорит, что «кысас» начинается тогда, когда человек принял ислам, и в этом хадисе ясно сказано, что именно с этого момента начинается кысас. Когда этот человек принимает ислам, то по милости Аллаха его грехи аннулируются, а хорошие дела засчитываются.
Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:
أُو۟لَـٰۤىِٕكَ ٱلَّذِینَ كَفَرُوا۟ بِـَٔایَـٰتِ رَبِّهِمۡ وَلِقَاۤىِٕهِۦ فَحَبِطَتۡ أَعۡمَـٰلُهُمۡ فَلَا نُقِیمُ لَهُمۡ یَوۡمَ ٱلۡقِیَـٰمَةِ وَزۡنࣰا
Это те, которые выбрали куфр и отрицают аяты Господа и встречу с Ним, — аннулированы их благие дела и не будут установлены для них в Судный День весы/ их хорошие и плохие дела не будут взвешиваться.
أُو۟لَـٰۤىِٕكَ ٱلَّذِینَ كَفَرُوا۟ –
Это те, которые совершили куфр
بِـَٔایَـٰتِ رَبِّهِمۡ وَلِقَاۤىِٕهِۦ –
и отрицают аяты Господа и Судный день
فَحَبِطَتۡ أَعۡمَـٰلُهُمۡ –
Аллах аннулировал их дела (сделал их тщетными)
فَلَا نُقِیمُ لَهُمۡ یَوۡمَ ٱلۡقِیَـٰمَةِ وَزۡنࣰا —
и не будут установлены для них в Судный День весы (их хорошие и плохие дела не будут взвешиваться).
Если кафир совершит плохое или хорошее дело, то это не засчитывается, поэтому ислам не сказал, что когда кафир свинину кушает, пьет запретное, то есть, нарушает права по отношению к Аллаху, то надо его остановить.
А что касается нарушения прав человека, то общий закон ислама такой: когда человек (мусульманин или не мусульманин) или животное нарушает права человека, то надо остановить зульм, так как цель ислама – остановить зульм и установить хукук (права).