Вопрос № 86. Почему люди отрицают жизнь после смерти и отрицают Рай и Ад?

Вера в жизнь после смерти и вера в Рай и Ад является основным компонентом имана. 

Жизнь после смерти, Рай и Ад – это истина, в этом нет никаких сомнений; возможно, чтобы солнце не вышло утром, но невозможно, чтобы Аллах عَزَّ وجَلَّ обещал и не выполнил!

Люди не верят в жизнь после смерти, не верят в Рай и Ад потому, что считают Откровение чем-то слабым, они думают, что верить нужно только в то, что можно наблюдать и охватить своим разумом. Эти люди не подчинили свой разум Откровению и, наоборот, подчинили Откровение своему разуму. Они считают человеческий разум, науку стандартом, абсолютной истиной, а жизнь после смерти, Рай, Ад – предположением, у них точной уверенности нет, а есть сомнения насчёт того, что сказал Господь. Вера в Рай и Ад становится слабой, когда человек начинает думать, что его разум и знания это что-то великое, а на самом деле знания человека — это просто капля в море, и весь этот мир, в котором живет человек, является каплей в море.

Аллах عَزَّ وجَلَّ в Куръане говорит:

قُلْ مَتَاعُ الـدُّنْيَا قَلِيْلٌ

[النساء:77] 

Скажи: всё мирское (всё, что есть в мирской жизни) — очень мало́! (если собрать всё мирское, получится очень мало, небольшой объём). 

Сура «Ан-Ниса», аят 77.

Эта планета, на которой мы живем, очень маленькая вещь, и Создатель этой планеты говорит о том, что она мала, а человек ещё меньше: мы видим, что есть моря, горы, воздух и так далее, что намного больше человека.

У человека, который живёт на этой планете, знаний очень мало, и тот, кто считает свои знания великими и на основе этого отрицает знания Аллаха عزَّ وجلَّ является глупцом. Эти люди находятся в убытке и никогда не получат успеха, пока не подчинят свой разум Откровению!

Про знания человека Аллах عزّ وجلّ говорит в Куръане: 

وَمَآ اُوْتِيْتُـمْ مِّنَ الْعِلْمِ اِلَّا قَلِيْلًا 

Вам даровано знаний лишь немного. 

Сура «Аль-Исра’», 85 аят.

Аллах عزّ وجلّ говорит в Куръане:

 وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

[البقرۃ:232] 

Аллах Знает, а вы не знаете! 

Сура «Аль-Бакара», аят 232.

Знания человека, его разум и информация, которой он владеет, очень малы, но психология человека так устроена, что ему его разум и знания кажутся великой вещью. 

Когда человек создает какую-то вещь, то начинает её хвалить, рекламировать и радоваться; но что сложнее создать: компьютер, робота или запустить солнце, чтобы оно работало по расписанию? 

Создать одну клетку в организме намного сложнее, чем создать компьютер, робота и так далее. Но психология человека такова, что он не видит, не замечает того, что создал Господь Миров رَبُّ ٱلْعَـٰلَمِينَ, он видит только то, что он сам создал. 

Человеку нужно размышлять, думать о том, что когда люди создавали компьютер, электричество, искусственный интеллект и так далее, то для этого прилагали много усилий, старались, жизнь тратили на это; а на самом деле создать одну клетку в организме намного сложнее, чем всю технологию, которую придумал человек. 

Человеку нужно подумать, что, создавая какую-то вещь, новую технологию и так далее, мы используем свой разум, и без разума это создать невозможно; а у природы, у Вселенной, которую мы видим, разума нет! И как же то, у чего нет разума, может само себя создать или создать всю эту Вселенную, всё то, что окружает нас? Для того, чтобы что-то создать и контролировать, нужен разум, поэтому только глупый человек может сказать, что природа сама себя создала или всё, что происходит, делает природа.

Да, всё это делает природа, но она всего лишь маленький «махлюк», создание Аллаха عزَّ وجلَّ. Вопрос в том, кто создал эту природу, кто ее контролирует, регулирует процессы и управляет этой системой: эта гравитация, разные силы, гормоны и так далее? 

Человек видит какие-то технологии и удивляется, хвалит это, а ему нужно посмотреть на эту Вселенную: разве её Создатель не более достоин того, чтобы Его восхвалять?! Если человек применит свой разум, то он обязательно убедится в том, что Создателем этой Вселенной является Великий «العَظِيمُ» Господь «الرَّبُّ». Если человек создал какую-то маленькую технологию и из-за этого проявляет высокомерие и превозносит себя, свои знания, и вследствие этого отрицает знания Аллаха عزَّ وجلَّ, то пусть он посмотрит на эти горы, на эти моря, на всю эту систему; и, на самом деле, эти горы и моря всего лишь маленькие создания Аллаха عزَّ وجلَّ.

У Аллаха عَزَّوَجَلَّ есть такие создания, по сравнению с которыми вся эта планета, как капля. Аллах عَزَّ وَجَلَّ выбрал эту планету для того, чтобы человек временно жил на ней для определенной цели. 

В общем, человеческая убежденность становится слабой, когда он думает, что его знания и ум являются великими вещами. Опираясь на свои знания и разум он отрицает Рай и Ад и интерпретирует их, опираясь на свои знания. 

Многие люди отрицают Рай и Ад потому, что не могут охватить это своим разумом и знаниями. 

Обратите внимание!

Если бы сто лет назад кто-то сказал, что будет искусственный аппарат, который будет работать так, как работает человек (то есть, робот), или будет искусственный интеллект, то человек бы не поверил, несмотря на то, что у него разум был в то время, и это указывает на то, что человеческий разум ограничен и многого не понимает. 

Человек, который сто лет назад не смог поверить в то, что будут роботы, то, как он может, на основе знаний и разума, отрицать Рай и Ад, отрицать Создателя, Который создал всю эту Вселенную, для Которого нетрудно создать Рай и Ад?!

Сегодня каждый человек уже знает, что Вселенная такая большая, что если разделить ее на всех людей, то каждый получит даже больше, чем эта планета. Как после этого человек может сомневаться в том, что сказал Господь миров? 

Господь Миров сказал, что в Раю будет очень много места для каждого человека, и в этом Раю человек получит максимальное, полное успокоение и наслаждение, которое не закончится и ему не будет скучно. 

Человек, опираясь на свои знания и разум, отрицает знания Аллаха عَزَّ وجَلَّ и говорит, что не может понять, как после смерти его оживят. 

Надо знать, что в этом и состоит вера: признать то, чего не могут охватить твои знания, разум и наука, принять это, и чтобы твой разум последовал за Откровением, именно это и есть вера. 

Если у человека есть эта вера, он попадёт в Рай, а если у человека этой веры не будет, то он попадёт в Ад. 

Человек, который опирается на свои знания, науку и разум и отрицает знания Аллаха عَزَّ وجَلَّ и отрицает то, что сказал Господь Миров, то это глупый человек, потому что он, опираясь на малую вещь, отрицает великое. 

Человек даже до конца не понимает того, что видит и наблюдает, тогда как он может отрицать то, что говорит Откровение, и то, чего наблюдать он не может?!

В хадисе сказано, что в Судный День эта «дунья» станет как лепёшка и это будет угощением для обитателей Рая.

Хадис № 59

الحدیث :59

٦٥٢٠ — حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ بُكَيْرٍ، حَدَّثَنَا اللَّيْثُ، عَنْ خَالِدٍ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ أَبِي هِلاَلٍ، عَنْ زَيْدِ بْنِ أَسْلَمَ، عَنْ عَطَاءِ بْنِ يَسَارٍ، عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الخُدْرِيِّ، قَالَ النَّبِيُّ ﷺ : «تَكُونُ الأَرْضُ يَوْمَ القِيَامَةِ خُبْزَةً وَاحِدَةً، يَتَكَفَّؤُهَا الجَبَّارُ بِيَدِهِ كَمَا يَكْفَأُ أَحَدُكُمْ خُبْزَتَهُ فِي السَّفَرِ، نُزُلًا لِأَهْلِ الجَنَّةِ» فَأَتَى رَجُلٌ مِنَ اليَهُودِ فَقَالَ: بَارَكَ الرَّحْمَنُ عَلَيْكَ يَا أَبَا القَاسِمِ، أَلاَ أُخْبِرُكَ بِنُزُلِ أَهْلِ الجَنَّةِ يَوْمَ القِيَامَةِ؟ قَالَ: «بَلَى» قَالَ: تَكُونُ الأَرْضُ خُبْزَةً وَاحِدَةً، كَمَا قَالَ النَّبِيُّ ﷺ ، فَنَظَرَ النَّبِيُّ ﷺ إِلَيْنَا ثُمَّ ضَحِكَ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ، ثُمَّ قَالَ: أَلاَ أُخْبِرُكَ بِإِدَامِهِمْ؟ قَالَ: إِدَامُهُمْ بَالاَمٌ وَنُونٌ، قَالُوا: وَمَا هَذَا؟ قَالَ: ثَوْرٌ وَنُونٌ، يَأْكُلُ مِنْ زَائِدَةِ كَبِدِهِمَا سَبْعُونَ أَلْفًا

[صحیح البخاري:6520، صحیح مسلم:2792] 

Передал Яхья ибн Букайр, которому передал аль-Ляйč от Халида, который передал от Саида ибн Абу Хиляля, а тот от Зайда ибн Асляма, который передал от ‘Атаъ ибн Ясара, а он от Абу Саида аль-Худри رضي الله عن, который рассказал, что пророк ﷺ сказал:

«Станет эта планета в Судный День порцией теста; растянет её Всемогущий своей Рукой подобно тому, как вы растягиваете тесто на рассвете, чтобы сделать из него лепёшку, и это станет угощением для обитателей Рая.

Пришёл один иудей и сказал: 

— Да благословит тебя (пусть пошлёт баракят тебе) Обладатель великой Милости, о, Абу аль-Касим! Хочешь, я скажу тебе, какое угощение будет для обитателей Рая в Судный День?

Пророк ответил:

— Конечно.

Он сказал:

— Земля станет, как порция теста…

И всё сказал так же, как рассказывал пророк ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ посмотрел на нас (на своих сподвижников) и рассмеялся так, что стали видны его коренные зубы. 

Иудей сказал: 

— А хочешь, я скажу тебе, с чем они будут кушать эту лепёшку? Они её будут кушать с «балямом» и «нуном».

Сподвижники спросили: 

— А что это такое?

Он ответил:

— Бык и кит-кашалот, и часть от их печени покушают 70 тысяч человек!

«Сахих» Аль-Бухари, 6520; «Сахих» Муслим, 2792.

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الخُدْرِيِّ، — Абу Саид аль Худри رضي الله عنه сказал, что

قَالَ النَّبِيُّ ﷺ : — пророк ﷺ сказал:

تَكُونُ الأَرْضُ — будет эта Земля, будет эта дунья, 

يَوْمَ القِيَامَةِ — в Судный День 

خُبْزَةً وَاحِدَةً – куском теста (одна круглая порция теста, из которой делают лепешку) 

يَتَكَفَّؤُهَا – эту порцию растянет, выпрямит, выровняет 

الجَبَّارُ – Аль-Джаббар (это имя Аллаха) 

بِيَدِهِ – своей Рукой, 

كَمَا – как

يَكْفَأُ – растягивает, выпрямляет 

أَحَدُكُمْ – один из вас 

خُبْزَتَهُ – порцию теста (из которого он собирается делать лепёшку) 

فِي السَّفَرِ – на рассвете.

نُزُلًا – Это будет угощением 

لِأَهْلِ الجَنَّةِ – для обитателей Рая.

فَأَتَى رَجُلٌ مِنَ اليَهُودِ – Один человек из иудеев пришёл

فَقَالَ – и сказал: 

بَارَكَ الرَّحْمَنُ عَلَيْكَ يَا أَبَا القَاسِمِ، — да благословит тебя ар-Рахман, о, абу аль-Касым! 

أَلاَ أُخْبِرُكَ — можно я сообщу тебе

بِنُزُلِ أَهْلِ الجَنَّةِ – об угощении обитателей Рая 

يَوْمَ القِيَامَةِ؟ — в Судный день? 

قَالَ — Посланник Аллаха ﷺ сказал: 

«بَلَى» — конечно! 

قَالَ — Он сказал: 

تَكُونُ الأَرْضُ خُبْزَةً وَاحِدَةً، — будет земля порцией теста (из которой люди делают лепешку),

كَمَا قَالَ النَّبِيُّ ﷺ — он сказал также, как об этом говорил пророк ﷺ. 

فَنَظَرَ – Посмотрел 

النَّبِيُّ ﷺ – пророк ﷺ 

إِلَيْنَا – на нас

ثُمَّ — после этого

ضَحِكَ – посмеялся 

حَتَّى – так, что 

بَدَتْ – стали видны 

نَوَاجِذُهُ – его коренные зубы. 

 ثُمَّ قَالَ – Потом этот иудей сказал:

أَلاَ أُخْبِرُكَ — можно, я сообщу тебе 

بِإِدَامِهِمْ؟ — с чем они будут есть эту лепешку? 

قَالَ: — Этот иудей сказал: 

إِدَامُهُمْ بَالاَمٌ وَنُونٌ – они её будут есть с «балям» и «нун».

قَالُوا: — Сподвижники спросили: 

وَمَا هَذَا؟ — что это?

قَالَ: — Учёный иудей ответил: 

ثَوْرٌ — бык 

وَنُونٌ — и большой кит, 

يَأْكُلُ — будут кушать 

زَائِدَةِ — долю 

كَبِدِهِمَا – их печени 

سَبْعُونَ أَلْفًا   — 70 тысяч (обитателей Рая). 

«Сахих» Аль-Бухари, 6520; «Сахих» Муслим, 2792.

Аш-Шарха 

تَكُونُ الأَرْضُ يَوْمَ القِيَامَةِ خُبْزَةً وَاحِدَةً،  — Будет эта планета (дунья) в Судный День одной порцией теста

Когда человек берёт тесто и делает из этого теста лепёшку, то это тесто называется «خُبْزَة», и готовая лепешка называется хлеб «الخُبْزُ».

يَتَكَفَّؤُهَا الجَبَّارُ بِيَدِهِ كَمَا يَكْفَأُ أَحَدُكُمْ خُبْزَتَهُ فِي السَّفَرِ، — Аль-Джаббар выпрямит (расширит, растянет) это Своей Рукой, как один из вас растягивает и выпрямляет своё тесто для лепешки на рассвете.

كَمَا يَكْفَأُ أَحَدُكُمْ – как один из вас выпрямляет порцию теста, из которой он собирается делать лепешку. 

Меняет её форму, растягивает, выпрямляет, расширяет и становится лепешкой. 

Это говорит о том, что это «дунья» будет в форме куска теста, из которого люди делают лепёшку, и Аллах своей Рукой растянет, расширит, выпрямит и это объясняет Куръан. 

Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит:

وَاِذَا الْاَرْضُ مُدَّتْ 

Когда Земля будет растянута. 

Сура «Аль-Иншикак», аят 3. 

То есть, когда Аллах расширит, растянет эту Землю. 

Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит:

وَاَلْقَتْ مَا فِيْـهَا وَتَخَلَّتْ

И извергнет своё содержимое и опустошится.

Сура «Аль-Иншикак», аят 4.

Этот аят служит объяснением этому хадису, и этот хадис служит объяснением этому аяту. То есть, до Судного Дня эта Земля будет круглой, как порция теста, потом Аллах عَزَّ وَجَلَّ её растянет, выпрямит, и её содержимое (находящееся внутри) выйдет наружу, и Земля превратится в лепёшку.

«الْجَبَّارُ» Аль-Джаббар — от слова «جَبْرٌ»: заставлять, принуждать.

А заставлять можно по-разному, есть два вида принуждения: несправедливость и восстановление ущемлённых прав.

«Зульм» – это когда, например, один человек заставляет другого продать свой дом, а тот продавать не хочет, но он его принуждает, дом забирает, ещё и денег не даёт, и это «جَبْرٌ», а такой человек является «جَبَّارُ». Аллах عَزَّ وَجَلَّ пречист от этого качества. 

Господь Миров накажет «مُجْرِمٌ» преступника и притеснителя, даже если «залим» и «مُجْرِمٌ» не хотят, чтобы их бросали в Ад, но Аллах عَزَّ وَجَلَّ заставит, принудит их. 

Иногда, бывает, в этой дунья люди совершают зульм: какой-то диктатор или кто-то убивают невинных, то Аллах عَزَّ وَجَلَّ забирает у них силу, уничтожает их, забирают у них власть, несмотря на то, что они этого не хотят. И так же Аллах عَزَّ وَجَلَّ бросает «залимов» в Ад, несмотря на то, что «залим» этого не хочет, однако, Аллах عَزَّ وَجَلَّ принудит, заставит их и это принуждение называется «جَبْرٌ» и это Деяние и Качество Аллаха عَزَّ وَجَلَّ. 

Аллахعَزَّ وَجَلَّ  является принудителем «الْجَبَّارُ» Аль-Джаббар для залима и муджрима, и Он победит залима и муджрима, введет их в Ад, накажет и установит справедливость.

نُزُلًا لِأَهْلِ الجَنَّةِ — угощение для обитателей Рая

فَأَتَى رَجُلٌ مِنَ اليَهُودِ فَقَالَ: بَارَكَ الرَّحْمَنُ عَلَيْكَ يَا أَبَا القَاسِمِ، — Сподвижник говорит: пришёл один мужчина из числа иудеев и сказал: пусть Ар-Рахман даст тебе баракят, о, Абу аль-Касым!

أَلاَ أُخْبِرُكَ بِنُزُلِ أَهْلِ الجَنَّةِ يَوْمَ القِيَامَةِ؟  — Можно я сообщу тебе о том, чем Аллах угостит обитателей Рая в Судный День?

قَالَ: «بَلَى» قَالَ: تَكُونُ الأَرْضُ خُبْزَةً وَاحِدَةً، — Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Конечно!» Он сказал: будет земля куском теста,

كَمَا قَالَ النَّبِيُّ ﷺ ، — как об этом сказал пророк ﷺ.

فَنَظَرَ النَّبِيُّ ﷺ إِلَيْنَا ثُمَّ ضَحِكَ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ، — Сподвижник говорит: и посмотрел пророк на нас, после этого рассмеялся так, что стали видны́ его коренные зубы.

ثُمَّ قَالَ: أَلاَ أُخْبِرُكَ بِإِدَامِهِمْ؟ — Этот иудей сказал: можно я сообщу тебе, с чем они будут кушать эту лепёшку?

قَالَ: إِدَامُهُمْ بَالاَمٌ وَنُونٌ، — Иудей сказал: они её будут кушать с «балямом» и «нуном».

قَالُوا: وَمَا هَذَا؟ — Сподвижники спросили: «А что это?»

قَالَ: ثَوْرٌ وَنُونٌ، — Иудей сказал: бык и кит-кашалот,

يَأْكُلُ مِنْ زَائِدَةِ كَبِدِهِمَا سَبْعُونَ أَلْفًا — семьдесят тысяч человек будут кушать часть их печени

Понимание хадиса 

فِقْهُ الْحَدِيثِ  (Пользы хадиса)

  1. Из этого хадиса мы поняли, что эта дунья является маленькой вещью, это маленькая планета, и в Судный День она станет лепёшкой. 
  2. Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Судный день из этой дунья сделает лепёшку, чтобы люди поняли, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ надо всякой вещью Мощен.
  3. Суть этого хадиса в том, что каждому мусульманину нужно верить в то, что сказано в Откровении, даже если он не знает этого положения.
  4. То, что посланник Аллаха ﷺ говорил в этом хадисе, раньше это было ниспослано раньше в Таурате. Этот учёный иудей знал это и это указывает на то, что Господь, который ниспослал Откровение пророку Мухаммаду ﷺ — это тот же Господь, который ниспослал Таурат, и мы поняли, что ислам — это религия всех пророков, общая религия для всех.
  5. Это является доводом, указывающим на то, что хадис тоже является Откровением. Аллах عَزَّ وَجَلَّ через хадисы научил пророка Мухаммада ﷺ тому, что было ниспослано в Таурате, поэтому те, кто отрицают хадисы — это кяфиры, такие же кафиры, которые отрицали Таурат во времена Мусы عليه السلام, потому что, на самом деле, это отрицание Откровения (Уахийю), а Откровение – это не только Куръан, а это Куръан и хадис. Отрицать Откровение – это отрицание знания Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, поэтому, отрицать хадисы равняется отрицанию Куръана, и те, которые различают их и говорят, что тот, кто отрицает Куръан,то он кяфир, а кто отрицает хадисы, тот не кафир, то это неправильно. Только джахиль может сказать, что отрицание хадисов не является куфром. На самом деле, отрицать Откровение (Уахийю) является куфром! 

Людям, которые жили в Макке, посланник Аллаха ﷺ предлагал, призывал к «لَا إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّ», но они отказались и стали кяфирами, то есть, они отказались от хадиса, отказались принимать слова посланника Аллаха ﷺ и стали кяфирами.

  1. Аллах عَزَّ وَجَلَّ сделает из этой планеты лепёшку, чтобы показать людям, что та дунья, которую они считали великой и большой и считали её целью своей жизни – это, всёго лишь, одна лепёшка.
  2. Раньше в такие хадисы некоторым людям было сложно верить, но сегодня мы знаем, что у Аллаха عَزَّ وَجَلَّ есть много планет, звёзд и есть огромное пространство – такое, что эта планета всёго лишь одна лепёшка. Сегодня мы знаем, что, помимо этой планеты, есть огромный космос, и Аллаху عَزَّ وَجَلَّ очень легко перевести людей туда, куда Он сочтёт нужным, и сделать из этой планеты лепёшку.
  3.  «نُزُلًا لِأَهْلِ الْجَنَّةِ» — Угощение для обитателей рая.

Это указывает на особое положение (на уважение) обитателей Рая перед Аллахом عَزَّ وَجَلَّ, они будут в гостях у Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, и поэтому тот, кто хочет быть гостем у Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, то он должен изучать ислам и действовать по исламу. И стать гостем Аллаха عَزَّ وَجَلَّ — это великий успех!

  1. Один иудей приходит к посланнику Аллаха ﷺ и разговаривает с ним, и посланник Аллаха ﷺ его внимательно слушает, и это указывает на то, что в исламе есть толерантность. Ислам — это не такая религия, как некоторые сегодня представляют, то есть, если к некоторым джахилям придёт какой-то кяфир, то они говорят, чтобы он замолчал, что они его слушать не будут.
  2. Когда какой-то человек будет разговаривать об исламе, что-то скажет про ислам и его слова будут соответствовать Откровению, будет довод, то у него надо это принимать, даже если он кяфир, даже если он иудей. 

У некоторых людей есть такое понятие, что надо учиться или довод принимать только у того, у кого будет иджаза, иснад, или его знают, он известный, ему разрешили и так далее, и это всё является заблуждением и препятствием в распространении ислама. 

Ислам не смотрит на личность человека, кто он – известный или неизвестный; ислам смотрит на довод, основы ислама — это довод. Если есть довод, то принимается, даже если это скажет кяфир, а если довода нет, то нельзя принимать, харам принимать, даже если это слова какого-то великого имама. 

Эти люди, которые оставили довод, начали смотреть на личность человека: у кого можно учиться, у кого нельзя и так далее.

Нужно учиться у каждого человека, у которого есть довод, и нельзя учиться у того, у кого довода нет, а довод – это всё ясно: Куръан и Сунна. Если человек предоставил довод, то ты должен принять у него этот довод, кем бы он ни был, и у тебя нет оправдания из-за того, что он неизвестен, или люди сказали не учиться у него и так далее. 

Если есть довод, ты должен уважать Откровение, ты должен уважать довод! 

Этот иудей сказал, и посланник Аллаха ﷺ у него принял, потому что это соответствовало Откровению, то есть, он принимает информацию у иудея, который отрицает даже его пророчество, но он всё равно берёт информацию у этого кяфира и радуется, смеётся и подтверждает эту информацию! 

В этом есть большой урок, что ислам не смотрит на личность! 

Просто люди заблудились, когда начали смотреть на личность и оставлять довод.

  1. Те слова из Таурата и Инджиля, которые соответствуют Куръану и Сунне, то это истина.
  2. Говорить: «بَارَكَ الرَّحْمَنُ عَلَيْكَ» доказано из этого хадиса.
  3.  «ثُمَّ ضَحِكَ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ» – Потом посланник Аллаха ﷺ засмеялся так, что стали видны его коренные зубы «نَوَاجِذُهُ». Это довод, указывающий на то, что смеяться можно и это не запрещено, и те, которые запрещают смеяться, поступают неправильно.
  4. Первая еда обитателей Рая – это печень кита и быка.
  5. Этот хадис передаёт Имя Аллаха «الجَبَّارُ» Аль-Джаббар — это значит, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ — победитель залимов и муджримов, Аллах عَزَّ وَجَلَّ принудит притеснителя и преступника войти в Ад, получить своё наказание.
  6. Из этого хадиса мы поняли, что сейчас планета не плоская, как некоторые думают. 

Люди задают вопросы: что ислам говорит по поводу земли: плоская она или сферической формы? Ислам не пришёл для того, чтобы научить нас какой формы Земля или научить каким-то другим мирским вопросам: как готовить еду, как изобретать и использовать технологии, как сажать деревья, как засевать поле и так далее. Ислам это не изучает и человек сам может через науку может получить эту информацию, и изучать это через свои наблюдения, 

Тема ислама – это: права Аллаха «حَقُّ اللّهِ» и права людей «حَقُّ العِبادِ», а те люди, которые говорят, что в Куръане написано, что земля плоская, не сферической формы, врут! В Куръане так не написано! 

Надо знать, что форма поверхности земли имеет два вида: есть формв и поверхность, которую используют человек для того, чтобы строить дома, засевать поле и так далее, и про эту поверхность в Куръане сказано, что она плоская. 

Аллах عَزَّ وَجَلَّ сделал так, чтобы человек смог построить дом, использовать эту землю и получать из неё пользу. 

Обратите внимание!

Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит: 

وَهُوَ الَّـذِىْ مَدَّ الْاَرْضَ وَجَعَلَ فِيْـهَا رَوَاسِىَ وَاَنْـهَارًا 

[الرعد:3]

Он — тот, Кто распростёр (выровнял) землю, и поставил высокие горы, и устроил, чтобы по ней текли реки..

Сура «Ар-Ра’д», аят 3. 

И Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит про Судный день: 

وَاِذَا الْاَرْضُ مُدَّتْ 

Когда Земля будет растянута… 

Сура «Аль-Иншикак», аят 3.

В одном месте сказано, что «مَدَّ الْاَرْضَ» – Аллах عَزَّ وَجَلَّ растянул Землю, а в другом сказано, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ растянет эту землю.

В одном месте сказано, что земля ровная, а в другом, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ выровняет эту Землю, – это все говорит о том, что есть два вида поверхности. 

Когда Куръан объясняет форму поверхности Земли, то говорит об этом, как о благе для нас, чтобы человек понял, что для него Аллах عَزَّ وَجَلَّ устроил благо, например, что он может строить дом, то есть, есть определенный участок, некоторая территория, которая для вас является плоской, растянутой, ровной, чтобы вы использовали её. 

Что касается общей формы, то она станет плоской, и растянет ее Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Судный день, то есть, как планету полностью. 

 «الْاَرْضُ مُدَّتْ — بُـسِطتْ»: Когда Аллах عَزَّ وَجَلَّ ее растянет. 

Мы видим и Куръан нам говорит, что есть большие горы, они же не плоские, и земля же не ровная, поэтому, то, что в Куръане сказано, что земля плоская и ровная, то это имеется в виду, именно, некоторая определенная территория — для людей какая-то территория ровная, и в другом месте для других людей, какая-то другая территория ровная. 

Обратите внимание, два вида земли! 

Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит: 

 وَالْاَرْضَ مَدَدْنَاهَا وَاَلْقَيْنَا فِيْـهَا رَوَاسِىَ

Мы сделали землю ровной и установили на ней высокие горы. 

Сура «Аль-Хиджр», аят 19.

То есть, есть места ровные и есть неровные. 

Где в Куръане сказано, что земля плоская и ровная, то это имеется в виду определённый участок, территория; а так Куръан сам говорит, что есть большие горы, и не вся земля ровная, плоская и так далее. 

Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит: 

وَالْاَرْضَ مَدَدْنَاهَا وَاَلْـقَيْنَا فِيْـهَا رَوَاسِىَ

Мы сделали землю ровной и установили на ней высокие горы.

Сура «Каф», аят 7.

Аллах عَزَّ وَجَلَّ разделяет: есть земля ровная и есть большие горы, которые не ровные. 

То есть, Аллах عَزَّ وَجَلَّ сам разделил, что какая-то часть земли плоская, ровная для вас, чтобы вы использовали её, а в каком-то месте есть горы, реки.

Ни в коем случае Куръан не говорит, что это форма планеты плоская, а имеется в виду некоторая местность, где живут люди и используют её поверхность для посадки и постройки.

Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит: 

وَاِلَى الْجِبَالِ كَيْفَ نُصِبَتْ * وَاِلَى الْاَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ 

[الغاشیة:19-20]

И (обратите внимание) на то, как Мы установили (утвердили) горы, и на то, как расстелили (выровнял) землю!

Сура «Аль-Гашийа», аяты 19-20.

Поэтому, где Аллах عَزَّ وَجَلَّ говорит:

 بِسَاطًا (сура «Нух», аят 19),

 فِرَاشًا (сура «Аль-Бакара», аят 22),

 مَهْدً (сура «Та Ха», аят 53),

مِهَادًا (сура «Ан-Наба’», аят 6)

 – это говорит именно о той поверхности, которую использует человек. 

Аллах عَزَّ وَجَلَّ говорит: «Это благо для вас», то есть,  Аллах عَزَّ وَجَلَّ сделал для вас благом то, что вы можете использовать эту Землю, Аллах عَزَّ وَجَلَّ растянул, расстелил для вас, и Аллах عَزَّ وَجَلَّ сам объясняет: «مُسْتَقَرٌّ»  — это место, где живут люди и используют поверхность Земли, то есть, место проживания.

Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит: 

وَلَكُمْ فِى الْاَرْضِ مُسْتَقَرٌّ 

И Земля для вас — это то место, где вы живёте и которое используете.

Сура «Аль-А’раф», аят 24.

Аллах عَزَّ وَجَلَّ растянул, то есть, сделал то, где вы живёте, удобным для вас.

Имам аль-Бухари в книге «Сахих» пишет: 

فِرَاشًا (сура «Аль-Бакара», аят 22) – это مِهَادًا

كَقَوْلِهِ – как Аллах عَزَّ وَجَلَّ говорит:

 «وَلَكُمْ فِي الأَرْضِ مُسْتَقَرٌّ» — для вас на Земле место, где вы живёте «مُسْتَقَرٌّ».

То есть, где Аллах عَزَّ وَجَلَّ говорит, что растянул для вас Землю, сделал плоской, ровной, то это имеется в виду именно та территория, где вы живёте, которую используете. Что касается общей формы планеты, то эти аяты не говорят об этом. 

Поверхность земли бывает двух видов: что касается поверхности, которую использует человек, то она является плоской, растянутой, ровной и «مُسْتَقَرٌّ», а второй вид – это поверхность всей планеты. 

Когда вы издалека смотрите на эту планету, то она не ровная, не плоская. 

Если мы посмотрим в Куръан и Сунну, то поймем, что общая формула планеты не плоская, не ровная, потому что Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит, что сделает ее ровной и плоской в Судный день:

 وَاِذَا الْاَرْضُ مُدَّتْ – и когда земля будет растянута, когда Аллах عَزَّ وَجَلَّ выпрямит, выровняет.

Сура «Аль-Иншикак», аят 3.

И в следующем аят Аллах عَزَّ وَجَلَّ говорит: 

وَاَلْقَتْ مَا فِيْـهَا وَتَخَلَّتْ

и извергнется её содержимое и она опустошится… 

Сура «Аль-Иншикак», аят 4.

То есть, выбросит эта Земля то, что есть внутри неё и она станет пустой.

Это говорит о том, что внутри этой Земли содержится много чего, и когда она выпрямится, выровняется, станет плоской, то всё её содержимое выйдет наружу и она станет пустой. 

Когда какую-то шарообразную вещь вы выверните, то ее содержимое выйдет наружу. Например, если вы его растянете яйцо, то содержимое выйдет наружу. 

Это чётко и ясно говорит о том, что сейчас земля не плоская. 

И в хадисе сказано:

تَكُونُ الْأَرْضُ خُبْزَةً وَاحِدَةً – Земля будет в Судный день

خُبْزَةً وَاحِدَةً – куском теста, и это настоящая форма Земли.

Куръан объясняет, что до этого момента земля будет иметь свою форму. Люди будут на этой Земле и Аллах عَزَّ وَجَلَّ их переселит в другое место и заменит им эту Землю, а эту Землю выровняет и сделает плоской, как лепёшку, а содержимое выйдет наружу.

В хадисе сказано:

تَكُونُ الْأَرْضُ خُبْزَةً وَاحِدَةً – земля будет в Судный день лепёшкой,

يَتَكَفَّؤُهَا الْجَبَّارُ – Аль-Джаббар ее выровняет, расправит, растянет

بِيَدِهِ – Своей Рукой,

 كَمَا يَكْفَأُ أَحَدُكُمْ خُبْزَتَهُ – как кто-нибудь из вас распрямляет порцию теста, из которого делает лепёшку.

«Сахих» Аль-Бухари, 6520; «Сахих» Муслим, 2792.

Это говорит о том, что форма Земли сферическая, она похожа на порцию теста, из которой человек готовит лепёшку, и эта порция теста может быть похожа на шар или на яйцо, или около того, в общем, это сферическая форма.

Аллах عَزَّ وَجَلَّ подтверждает, что земля никак не может быть плоской, потому что внутри неё есть много чего и когда она действительно станет плоской, то тогда всё выйдет наружу,

 وَاَلْقَتْ مَا فِيْـهَا وَتَخَلَّتْ – выйдет всё наружу и она станет пустой. 

Сура «Аль-Иншикак», аят 4

  1.  «пусть Ар-Рахман дарует тебе баракят»
  2. «الرَّحْمَنُ» Ар-Рахман – Обладатель обширной милости;
  3.  Абу аль-Касым – это кунья пророка ﷺ.
  4. الخُبْزَةُ: الطُّلْمَةُ: العَجِين – тесто.
  5. الجَبَّارُ — это имя Аллаха عَزَّ وَجَلَّ.
  6.  В одном риваяте слово «يَكْفَؤُهَا» приводится как «يَتَكَفَّؤُهَا».«يَتَكَفَّؤُهَا» — от слова «تَكَفَّأَ», а слово «يَكْفَؤُهَا» — от слова «كَفَأَ», и в обоих словах одинаковый смысл. Оба слова «تَكَفَّأَ وكَفَأَ» переводятся как «تَغَيَّرَ» — изменил, «صَرَفَ» — поменял, «سَاوَى» — выпрямил.
  7. Здесь в пример приводят человека не для ташбиха, не для уподобления, а для для тафсира, для разъяснения, чтобы объяснить смысл этих слов. Потому что Господь Миров знал, что будут такие джахили, которые будут отрицать Качества Аллаха, будут искажать их и будут называть это «таъвилем» и «тафъуидом» и этим будут успокаивать себя. Поэтому Откровение (Уахийю) дает такое объяснение, такой тафсир, что человек не сможет отрицать его. Здесь никто не может сказать, что «Рука Аллаха» здесь – это имеется в виду что-то другое; те люди которые отрицают «Рука Аллаха», отрицают хадисы, они отрицают Откровение (Уахийю)!
  8. فِي السَّفَرِ – на рассвете. Настоящий смысл слова «السَّفَر» — البَيَاضُ : свет. В арабском языке основа «سفر» обозначает: «показать, объяснить, разъяснить, просветить». Утреннее время называется «السَفَرُ», потому что появляется свет.Самая известная книга по арабскому языку «لِسانُ العَرَب» (Лисану ль-араб) передаёт слова поэта:«مِنْ أَوَّلِ اللَّيْلِ حَتَّى يُفْرِجَ السَّفَرُ» — с ранней ночи, пока не забрезжит утренний свет.Автор этой книги ибн Манзур пишет, что «يُرِيدُ الصُّبْحَ »: имеется в виду — утро. الْإِسْفَار – утреннее время, когда появляется свет. ويُقال: أَسْفَرَ الصُّبْحُ إِذَا انْكَشَفَ وَأَضَاءَ إِضَاءَةً لَا يُشَكُّ فِيهِ — говорят (أَسْفَرَ الصُّبْحُ): когда появится свет и не оставит никаких сомнений, что уже утро. А также книга называется «سِفْرٌ».لِأَنَّ مَعْنَاهُ أَنَّهُ يُبَيِّنُ الشَّيْءَ وَيُوَضِّحُهُ — это потому, что книга разъясняет что-то, объясняет.В хадисе сказано «فِي السَّفَرِ» — это значит на рассвете. И это может быть утро, а может быть свет от очага, который разжигают, чтобы готовить эту лепёшку, и время днем тоже имеется в виду.
  9. الْاَرْضُ مُدَّتْ : بُـسِطت – Земля будет растянута, станет плоской. Как вы вытягиваете, растягиваете тесто, чтобы сделать из него лепёшку, точно так же Аллах عَزَّ وَجَلَّ растянет и выпрямит эту Землю.
  10. وَاَلْقَتْ – избавится, выведет наружу от того, что есть в этой дунья
  11. وَتَخَلَّتْ – и станет пустой. То есть, все, что находится внутри этой круглой вещи, выйдет наружу после выпрямления
  12.  نُزُلٌ – это когда человек приходит в гости, и его угощают. 
  13.  الرَّحْمَنُ – Обладатель обширной Милости.
  14.  بَارَكَ – изобилие и достаток
  15. Абу аль-Касым — это кунья пророка ﷺ
  16.  إِدَام: ما يُؤكَلُ مع الخُبْزِ أيّ شيء — это то, что кушают с лепёшкой/с хлебом
  17. На иврите: «بَالَامٌ» — это бык, а «نُونٌ» — большой кит
  18.  Таурат был ниспослан на иврите, и сподвижники не понимали его и поэтому спросили.
  19.  زَائِدَة :قطعةٌ فِي الْجَنْبِ – часть, которая с края, не центральная часть (زَائِدَة  — множественное число: «زَوَائِدُ»).
  20. «سُطِحَتْ — سَطَحَ» – это разровнял «مَدَّ».
  21.  الْاَرْضُ مُدَّتْ : بُـسِطتْ — выпрямит, растянет.