Вопрос № 96. Что такое познание Аллаха, и почему это одна из основополагающих целей ислама.

Вторая цель ислама – это مَعَرِفَةُ اللَّه [маáрифатуЛлáх]: познание Аллахаعَزَّ وجَلَّ . 

Познание Аллаха عَزَّ وجَلَّ — это узнать Господа миров, Его Качества, познать Его Величие, познакомиться с Его Деяниями. Ислам пришёл для того, чтобы люди познали своего Господа, Его Качества, Его Действия. 

Когда посланник Аллаха ﷺ получил Откровение в первый раз, то испугался. Он пришёл домой и лёг, а Аллах عَزَّ وجَلَّ ниспослал суру «аль-Мудассир» и сказал:

يَآ اَيُّـهَا الْمُدَّثِّرُ قُمْ فَاَنْذِرْ وَرَبَّكَ فَكَـبِّـرْ 

О укутавшийся! Встань и увещевай! И о величии своего Господа говори людям! 

Сура «Аль-Мудассир», аяты 1 — 3.

وَرَبَّكَ فَكَـبِّـرْ  – объясняй людям, что Аллах عَزَّ وجَلَّ велик. 

Это указывает на то, что даъават с начитается того, чтобы объяснить людям Величие Аллахаعَزَّ وجَلَّ . То, что человеку известно о созданиях Аллаха, то это всего лишь маленькая часть того, что Аллахعَزَّ وجَلَّ  Создал. Наша планета, на которой мы живём, меньше чем солнце, и солнце, в свою очередь, очень мало по сравнению с другими звёздами. 

Аллах عَزَّ وجَلَّ в Куръане говорит, что когда Он хочет что-то создать или сделать, то стоит Ему сказать «Будь!», как это сбывается. Настолько Он Велик! 

Аллахعَزَّ وجَلَّ  в Куръане говорит:

اِنَّمَآ اَمْرُهٝٓ اِذَآ اَرَادَ شَيْئًا اَنْ يَّقُوْلَ لَـهٝ كُنْ فَيَكُـوْنُ 

[یس:82]

Поистине, когда Аллах желает сделать что-то, то стоит Ему сказать «Будь!», как это сбывается. 

Сура «Йа син», аят 82.

И Аллахعَزَّ وجَلَّ  в Куръане говорит:

اِنَّ اللّـٰهَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيْرٌ

[البقرۃ 20]

Поистине, Аллах всё может! /над всякой вещью мощен! 

Сура «Аль-Бакара», аят 20.

Те люди, которые задают вопрос «Кто создал Аллаха?», не познали своего Господа, и считают Аллахаعَزَّ وجَلَّ  какой-то созданной вещью. 

Аллах عَزَّ وجَلَّ выше этого! Аллах عَزَّ وجَلَّ  является [Аль-Кайю́м] القَيُّومُ, у него не было начала и не будет конца. Аллах عَزَّ وجَلَّ [Ас-Сомáд] الصَّمَدُ, [Аль-Ґанúй] الغَنِيُّ: Он не нуждается во времени, энергии, материи или месте, так как всё это Его создания, и Он Сам в них не нуждается, Он [Ас-Сомáд] الصَّمَدُ. 

Человек, который уверовал в Аллаха عَزَّ وجَلَّ , обязательно должен познать своего Господа, познать своего Аллаха عَزَّ وجَلَّ . И это является второй целью ислама. 

Познать Аллахаعَزَّ وجَلَّ является фардом, на что указывает хадис о том, как посланник Аллаха ﷺ отправлял Муаза رضي الله عنه в Йемен. Он сказал, что первое, к чему он должен будет призвать людей — это к познанию своего Господа; а когда они познают своего Господа, тогда нужно им объяснить про пять ежедневных салятов /намазов/ и так далее.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

فَإِذَا عَرَفُوا اللَّهَ فَأَخْبِرْهُمْ أَنَّ اللَّهَ قَدْ فَرَضَ عَلَيْهِمْ خَمْسَ صَلَوَاتٍ 

[البخاري:14 ]

И когда они познают Аллаха объясни им, что Аллах обязал их совершать пять салятов /намазов/ ежедневно.

«Сахих» аль-Бухари, 14.

Те люди, которые просят помощи /дуа الدعاء/ у кого-то помимо Аллахаعَزَّ وجَلَّ , не познали своего Господа; кто-то просит у идолов, кто-то у могил, кто-то говорит «о пророк, помоги», кто-то говорит: «о Али, помоги», — это те люди, которые не познали Господа Миров. Если бы они поняли, насколько Велик Аллах عَزَّ وجَلَّ , то не просили бы у кого-то помимо Него. 

Аллахعَزَّ وجَلَّ  в Куръане говорит:

وَمَا قَدَرُوا اللّـٰهَ حَقَّ قَدْرِهٖۖ وَالْاَرْضُ جَـمِيْعًا قَبْضَتُهٝ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَالسَّمَاوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِيْنِهٖ ۚ سُبْحَانَهٝ وَتَعَالٰى عَمَّا يُشْرِكُـوْنَ

Они не проявили по отношению к Аллаху должного уважения, а вся Земля в Судный день будет сжата в Его кулаке, и небеса будут свёрнуты Его правой Рукой. Пречист Он и выше того, что Вы причисляете Ему в качестве сотоварищей! /выше вашего ширка!/ 

Сура «Аз-Зумар», аят 67.

 «وَمَا قَدَرُوا اللّـٰهَ حَقَّ قَدْرِهٖ: وما عظَّم الله حقّ عظمته» — они не проявили по отношению к Аллаху должного уважения», — они не делали таъзым التَّعْظِيمُ: не проявили уважения к Аллаху عَزَّ وجَلَّ . 

Это указывает на то, что таъзым /уважение/ – это очень важный компонент поклонения. Когда человек правильно поймёт и познает своего Господа, Аллаха عَزَّ وجَلَّ облегчит ему дела, ему очень легко станет делать что-то ради Аллахаعَزَّ وجَلَّ : облегчится совершение хороших дел, увеличится такъуа التَّقْوَةُ, то есть человеку станет легко сторониться грехов, а главное — он поймёт цель своей жизни. Те люди, у которых нет такъуа, не могут не совершать грехов, они впадают в харам حرام, оставляют ваджиб واجب. Их основная проблема в том, что они не познали своего Господа. Если бы они познали, насколько Велик Аллах, то никогда не совершали бы того, что совершают. 

Если бы люди действительно поняли величие Аллахаعَزَّ وجَلَّ , поняли, кто такой Аллах عَزَّ وجَلَّ, они никогда не совершали бы того, что Аллах عَزَّ وجَلَّ назвал харамом, что Аллах عَزَّ وجَلَّ запретил, и никогда не оставляли бы того, что Аллах عَزَّ وجَلَّ  сделал ваджибом. 

Те люди, которые на один уровень с Откровением ставят слова имамов, не уважают Откровение. Они не ценят Аллаха عَزَّ وجَلَّ должным образом и не проявляют должного уважения по отношению к Нему عَزَّ وجَلَّ. Они не познали Аллаха عَزَّ وجَلَّ. Если бы они действительно познали, кто такой Аллах عَزَّ وجَلَّ , то проявили бы уважение, и никогда бы не подумали, что слова имама и Откровение равны, или что есть что-то помимо Откровения, что тоже является религией. 

Познание Аллаха عَزَّ وجَلَّ является высшей степенью имана, и насколько у человека увеличивается познание Аллахаعَزَّ وجَلَّ , настолько у него увеличивается и такъуа, и настолько у него увеличивается подчинение приказам Аллаха. 

Пророки были теми людьми, которые хорошо познали Аллаха عَزَّ وجَلَّ, после них — сподвижники, и после — каждый человек, кто хорошо познал Аллаха عَزَّ وجَلَّ.

Хадис № 81

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ سَلَامٍ، قَالَ: أَخْبَرَنَا عَبْدَةُ، عَنْ هِشَامٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ عَائِشَةَ، قَالَتْ:» كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَمَرَهُمْ، أَمَرَهُمْ مِنَ الْأَعْمَالِ بِمَا يُطِيقُونَ، قَالُوا: إِنَّا لَسْنَا كَهَيْئَتِكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّ اللَّهَ قَدْ غَفَرَ لَكَ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِكَ وَمَا تَأَخَّرَ، فَيَغْضَبُ حَتَّى يُعْرَفَ الْغَضَبُ فِي وَجْهِهِ، ثُمَّ يَقُولُ: إِنَّ أَتْقَاكُمْ وَأَعْلَمَكُمْ بِاللَّهِ أَنَا 

[صحیح البخاري:20]

Передал Мухаммад ибн Салям, ему передал ‘Абда от Хишама, который передал от своего отца, а тот от ‘Аиши, которая рассказала: «Когда посланник Аллаха ﷺ приказывал что-то сподвижникам, он говорил им сделать то, что было им по силам. Сподвижники сказали: «Поистине мы не такие как ты, о посланник Аллаха, — поистине тебе Аллах простил прошлые грехи и будущие!» Посланник Аллаха гневался так, что можно было это понять по его лицу, и говорил: «Поистине я больше вас имею такъуа /уважения к Аллаху, не позволяющего совершать грехи/, и больше вас знаю Аллаха!»

«Сахих» аль-Бухари, 20.

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَمَرَهُمْ  

 – когда посланник Аллаха ﷺ приказывал что-то сподвижникам, 

أَمَرَهُمْ مِنَ الْأَعْمَالِ بِمَا يُطِيقُونَ

 – он говорил им делать то, что было им по силам.

قَالُوا  – сподвижники сказали:

إِنَّا لَسْنَا كَهَيْئَتِكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ

 – «Поистине мы не такие как ты, о посланник Аллаха,

إِنَّ اللَّهَ قَدْ غَفَرَ لَكَ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِكَ وَمَا تَأَخَّرَ، —

 поистине Аллах простил тебе прошлые грехи и будущие!» 

فَيَغْضَبُ حَتَّى يُعْرَفَ الْغَضَبُ فِي وَجْهِهِ، —

 Посланник Аллаха гневался так, что это можно было понять по его лицу,

ثُمَّ يَقُولُ: إِنَّ أَتْقَاكُمْ وَأَعْلَمَكُمْ بِاللَّهِ أَنَا —

 и говорил: «Поистине я больше вас имею такъуа /уважения к Аллаху, не позволяющего совершать грехи/, и больше вас знаю Аллаха!» 

Здесь имеются в виду дополнительные дела, такие как совершение тахаджуда, дополнительный пост, дополнительные азкяры, чтение Куръана и так далее. 

Это доказано из другого риваята:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، أَنَّهَا قَالَتْ: سُئِلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَيُّ الْأَعْمَالِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ؟ قَالَ:» أَدْوَمُهَا، وَإِنْ قَلَّ، وَقَالَ: اكْلَفُوا مِنَ الْأَعْمَالِ مَا تُطِيقُونَ».

[صحیح البخاري:6465]

Передаётся, что ‘Аиша رضي الله عنها сказала: «Пророка ﷺ спросили, какое дело любимее Аллаху, и он сказал: «Такое дело, которое человек сможет выполнять регулярно /постоянно/, даже если оно незначительно». И также он говорил: «Беритесь за те дела, которые сможете выполнить!»

«Сахих» аль-Бухари, 6465.

И есть много других хадисов, в которых указывается, что речь здесь идёт о дополнительном поклонении. 

Этот хадис является великим, в нём содержится много формул:

1.         إِذَا أَمَرَهُمْ، أَمَرَهُمْ مِنَ الْأَعْمَالِ – когда приказывал им что-то… — здесь говорится про приказ, но имеется в виду добровольные дела, нáфиль النافل. Это указывает на то, что когда от посланника Аллахаﷺ исходит приказ, то он, в основе, мустахаб: желательное действие. Этот приказ — для «истихбáб», поэтому все приказы, которые приходят в хадисах, являются, в основе, мустахабом, пока не будет доказательства того, что это ваджиб. И это служит опровержением тем людям, которые утверждают обратное. 

Этот хадис ясно объясняет, что посланник Аллахаﷺ даёт приказ, и этот приказ — «мустахабб»: желательное действие.

2.        Основа ислама — облегчать, а усложнять его является большим грехом, и даже иногда это ведёт к искажению: تَحْرِيفٌ – тахрúф — искажение. 

3.        Нужно придерживаться золотой середины в выполнении дополнительных поклонений. То есть в мустахаб делах (дополнительных, желательных) нужно держаться правила середины, и это является уроком ислама.

4.        Религию осложняют, когда какую-то вещь, которая не является ваджибом, делают «ваджибом», или когда какую-то вещь, которая не является харамом, делают харамом, или считают грехом то, что Откровение не назвало грехом.

5.          Принимать в религию слабые хадисы является осложнением ислама, и это является грехом.

6.        Осложнение религии – это когда пишут много книг и удлиняют учёбу, потому что удлинять какую-то вещь тоже является осложнением.

7.        Когда долго и много пишут шарх и тафсир, то это тоже осложняет ислам. 

Обратите внимание!

Ислам запрещает излишнее усердие в дополнительном поклонении и говорит, что людям не должно быть сложно, а люди написали сотни тысяч книг, изучение которых отдаляет от важного. 

Сподвижники رضي الله عنهم тоже могли писать книги, но они этого не делали, в то время столько книг по исламу не было, поэтому и действовать по религии было легче, и поэтому они получили успех. Когда появились сотни тысяч книг по исламу, люди перестали действовать по исламу, потому что они только и читают всю жизнь эти книги.

Это указывает на то, что писать книги не является решением, а, наоборот, книги могуть быть проблемой. 

8.        Объявлять дозволенным то, что запрещено исламом, это не облегчение, а искажение ислама. Когда Откровение называет что-то ваджибом, а человек говорит, что это не ваджиб, и думает, что он тем самым облегчает религию, на самом деле искажает ислам (делает тахриф تَحْرِيفٌ).

9.        Если что-то названо харамом или ваджибом, это надо принимать как есть, и не должно там быть никаких облегчений. Оставить фард является грехом, но если человек не может выполнить, или у него нет сил совершить какой-то ваджиб, то тогда ему это простительно. Потому что Аллах عَزَّ وجَلَّ в Куръане говорит:

 لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا 

[البقرۃ:286]

Аллах не возлагает на человека / Аллах не обязует/ больше того, что он сможет выдержать (возлагает только по мере его возможностей). 

Сура «Аль-Бакара», аят 286.

10)  فَيَغْضَبُ حَتَّى يُعْرَفَ الْغَضَبُ فِي وَجْهِهِ   – гневался так, что можно было это понять по его лицу». Это указывает на то, что когда надо, гневаться можно, а для того, чтобы остановить зульм, гневаться является фардом.

11.      إِنَّ أَتْقَاكُمْ وَأَعْلَمَكُمْ بِاللَّهِ أَنَا — 

«Поистине, я больше вас имею такъуа», — это указывает на то, что насколько человек знает Аллаха عَزَّ وجَلَّ , настолько у него и такъуа. И самой большой пользой того, что человек познаёт Аллаха عَزَّ وجَلَّ , является то, что ему облегчаются дела — получение знаний, да’ват /призыв/, такъуа, совершение праведных дел, быть с джамаатом и так далее. 

  1.  أَطاقَ عَمَلاً: قَدِرَ عَلَيْهِ – иметь силы, быть в силах выполнить это дело. Поэтому يُطِيقُون  означает, что они делали то, на что у них хватало сил и возможностей.