Вопрос № 97. Насколько это важно познать Аллаха?

Познать своего Господа очень важно, и ключ каждого блага — это познание Аллаха عزَّ وجلَّ и ключ каждого зла — это когда человек не познает Аллаха عزَّ وجلَّ. 

Человек понимает таухид только тогда, когда он познает Аллаха عزَّ وجلَّ. 

Когда человек понял и познал Аллаха عزَّ وجلَّ только тогда он соглашается и будет смиренным с тем, что Аллах عزَّ وجلَّ является его единственным маъбудом, и это человек признает, когда поймет, что Аллах عزَّ و جلَّ является العظيم (Аль-‘Азым) Великим. 

Поэтому, в Куръане наряду с таухидом объясняется, что Аллах عزَّ و جلَّ создал все это и в Куръане часто говорится и повторяется про дела Аллаха عَزَّ وَجَلَّ для того, чтобы люди познали Аллаха عزَّ وجلَّ и чтобы им облегчилось понимание и признание таухида. 

После того, как человек познает Аллаха عزَّ وجلَّ, человек поймет почему Аллах عزّ وجلّ создал Рай и Ад, и после того, как человек познает Аллаха عزَّ وجلَّ, он поймёт почему Аллах сделал что-то харамом и что-то ваджибом, почему Аллах عزّ وجلّ запретил зульм и сказал, что это харам, и почему сказал, что совершать благо (ихсан) по отношению к людям является ваджибом, и это потому, что совершать благо по отношению к людям является Качеством Аллаха عزَّ وجلَّ, а совершать зульм, то это против Качества Аллаха عزَّ وجلَّ. 

Сладость, сила и увеличение имана полностью зависят от того, как человек познал Аллаха عزَّ وجلَّ, то есть, когда человек действительно познает Аллаха عزَّ وجلَّ, то он почувствует сладость имана, вкус имана и у человека увеличивается иман, и он никогда не согласится оставить ислам и не согласится ослушаться Аллаха عزَّ وجلَّ. 

Человек поймет что такое Рай, Ад, поймет ислам, поймет свою мирскую жизнь только после того, как он познает Аллаха عزَّ وجلَّ, поэтому в хадисе сказано, что у Аллаха عزَّ وجلَّ есть девяносто девять Имен и тот, кто познал и понял их, то он попадет в Рай. Здесь имеется в виду, когда человек действительно понял Имена Аллаха عزَّ وجلَّ и познал их, это значит, что он познал своего Господа Аллаха عزَّ وجلَّ и когда человек познал своего Господа, то он попадет в Рай. 

Хадис № 82

الحدیث:82

حَدَّثَنَا أَبُو الْيَمَانِ، أَخْبَرَنَا شُعَيْبٌ، حَدَّثَنَا أَبُو الزِّنَادِ، عَنْ الْأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ:» إِنَّ لِلَّهِ تِسْعَة ً وَتِسْعِينَ اسْمًا، مِائَةً إِلَّا وَاحِدًا، مَنْ أَحْصَاهَا دَخَلَ الْجَنَّةَ» أَحْصَيْنَاهُ: حَفِظْنَاهُ.

[صحیح البخاري:7392، صحیح مسلم:2677]

Передал Абу аль-Яман, которому передал Шуайб, ему передал Абу аз-Зинад от аль-Аъраджа, который передал от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, у Аллаха есть девятосто девять имён, сто без одного; кто познает их, войдёт в Рай. Мы защитили его.» 

«Сахих» Аль-Бухари, 7392; «Сахих» Муслим, 2677.

أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: — Абу Хурайра رَضِيَ اللهُ عَنْهُ говорит, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

«إِنَّ لِلَّهِ — Поистине для Аллаха 

تِسْعَة ً وَتِسْعِينَ — девяносто девять 

اسْمًا — Имён, 

مِائَةً إِلَّا وَاحِدًا — сто, кроме одного.

 مَنْ أَحْصَاهَا — Кто познал их, 

دَخَلَ الْجَنَّةَ — зайдет в Рай». 

أَحْصَيْنَاهُ: حَفِظْنَاهُ — Мы защитили его. 

«Сахих» Аль-Бухари, 7392; «Сахих» Муслим, 2677.

أَحْصَاهَا: أحصى يُحصي ، إحصاءً ، فهو مُحصٍ ، والمفعول مُحصًى  

الإحصاءِ : — имеет три смысла:

1. الإحاطَةُ: أَحْصَى الشَّيْءَ — عَدَّهُ، وَأَحَاطَهُ بِهِ – «охватить»: охватил это своим мозгом, то есть, он охватил своим пониманием. 

2. المَعْرِفَةُ — أَحْصَى الشَّيْءَ — عَرَفَ، قَدَّرَهُ — познал его достоинство, его ценность, его уважение. 

3. الْحِفْظُ: أَحصى الكتابَ: حَفِظَه — защитил, сохранил, то есть, сохранил в своей памяти. 

В другом риваяте Аль-Бухари, 6410 вместо «أَحْصَاهَا» сказано: «يَحْفَظُها» — кто защитит это и сохранит это в своем мозге. 

Имам Аль-Бухари здесь тафсир дает и говорит: «أَحْصَيْنَاهُ: حَفِظْنَاهُ» — Мы защитили их (защитили от утраты, поняли, чтобы не утерять из памяти). 

В книгах по языку также сказано: الإحصاءِ : الحِفظ — сохранить. 

Некоторые люди неправильно поняли слово «حِفْظٌ» (хифз) и сказали, что «حِفْظٌ» означает: «когда выучил наизусть» и это неправильно. Когда кто-то выучил наизусть Имена Аллаха, то это не значит, что он попадет в Рай. 

В этом хадисе не означает «выучит наизусть», поэтому здесь слово: «إحصاءً», которое означает: «познание», чтобы человек познал, понял, и чтобы этим пониманием он защитил и сохранил свой мозг, то есть, чтобы он познал эти имена, понял их смысл, и чтобы согласно этому пониманию сделал свой иман, то есть, защитил свой мозг, защитил свой иман. 

Что значит защитить и сохранить понимание, вы поймёте дальше إنْ شَآءَ اللهُ. 

Например, у Аллаха عَزَّوَجَلَّ есть Имя الْعَفور (Аль-Гафур), Прощающий. Человек должен быть убежденным в том, что Аллах عزَّ و جلَّ прощает, что Аллах عزَّ و جلَّ простит его и дарует Рай. 

Также у Аллаха عَزَّوَجَلَّ есть Имя اَلْعَزِيز  (Аль-‘Азиз), الصَّمَدُ (Ас-Сомад), اَلْغَنِيّ (Аль-Ганий), которые указывают на то, что перед Аллахом عَزَّوَجَلَّ не имеет никакого значения то, что кто-то является чьим-то родственником, сыном, богат он или нет. Также Аллах عزّ وجلّ является اَلْعَلِيم (Аль-‘ Алим), Знающий, Аллах عَزَّوَجَلَّ все знает, поэтому человеку нужно исправить свои дела, потому что Аллах عَزَّوَجَلَّ знает все его дела. 

И согласно каждому имени есть иман. 

Например, Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

إِنَّ ٱللَّهَ بَصِیرُۢ بِٱلۡعِبَادِ 

Поистине, Аллах видит рабов (людей)

Сура «Гафир», аят 44.

Это не говорит о том, что если человек выучил наизусть «بَصِیرُۢ بِٱلۡعِبَادِ», то можно этим ограничиться. В этом предложении есть глубокий смысл и есть своя истина, и она в том, чтобы человек исправил свои дела, так как Аллах عَزَّ وَجَلَّ видит его дела. 

Если человек просто наизусть выучил это предложение: «إِنَّ ٱللَّهَ بَصِیرُۢ بِٱلۡعِبَادِ», то он не выполнил то, что требуется, а нужно, чтобы человек в это верил, познал это и исправил свои дела. 

Это и есть الْمَعْرِفَةُ (маърифа) понимание, и это и есть تَحْفِيظٌ, то есть, то, что человек сохранил и защитил, и в этом хадисе говорится об этом. 

После этого человек просит дуа через эти Имена Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, и когда человек разговаривает об Аллахе عَزَّ وَجَلَّ, то нужно использовать Имя Аллаха عَزَّ وَجَلَّ из тех Имён, которые Аллах عَزَّ وَجَلَّ избрал для Себя. 

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

وَلِلّـٰهِ الْاَسْـمَآءُ الْحُسْنٰى فَادْعُوْهُ بِـهَا

[الاعراف:180] 

И для Аллаха прекрасные Имена, просите у Него через эти Имена. 

Сура «Аль-А’раф», аят 180.

وَلِلّـٰهِ الْاَسْـمَآءُ الْحُسْنٰى — И для Аллаха прекрасные Имена, 

فَادْعُوْهُ بِـهَا — дуа просите у Него через эти Имена. 

Нужно знать, что хадис, в котором собраны именно 99 Имён Аллаха, является даиф, слабым, ни в каком хадисе нет 99 Имён, и в этом содержится мудрость. 

В Куръане и Сунне в одном месте нет этих Имён и когда люди собирают Имена Аллаха عزَّ وجلَّ, то они делают неправильно, потому что есть мудрость в том, что они не собраны в одном месте ни в Куръане, ни в Сунне. Есть много таких моментов, из-за чего люди начинают изучать Куръан и Сунну, и один из этих моментов является то, что Имена Аллаха عزَّ وجلَّ находятся в разных местах. Ислам же не сказал, чтобы Имена Аллаха عزَّ وجلَّ собрали в одном месте, нужно изучать Куръан и Сунну и там приходят Имена Аллаха عزَّ وجلَّ и нужно знать, что в Куръане и Сунне Имён Аллаха عزَّ وجلَّ больше сотни. 

Если человек познал Имена Аллаха عزَّ وجلَّ, то он в Рай попадет. 

В этом хадисе сказано, что если из этих Имён Аллаха عزَّ وجلَّ человек поймёт 99 Имён, то этого будет достаточно, чтобы попасть в Рай. 

Нужно знать, что у Аллаха عزَّ وجلَّ не только девяносто девять Имён, а их много. 

В хадисе имеется в виду, что девяносто девять достаточно и это любые Имена Аллаха عزَّ وجلَّ, которые доказаны из Куръана и Сунны. 

Если Аллах عزَّ وجلَّ не ограничил, то не надо ограничивать эти Имена. Если человек получит الْمَعْرِفَةُ (маърифа) понимание, познание девяносто девяти Имён Аллаха عزَّ وجلَّ, которые доказаны из Куръана и Сунны, то он попадет в Рай. 

«Познал» не значит, что человек только понял смысл, а это означает, что он правильно понял и познал. 

В одном риваяте говорится:

Риваят — «Сахих» Муслим, 2677:

وَإِنَّ اللَّهَ وِتْرٌ يُحِبُّ الْوِتْرَ 

И, поистине, Аллах не чётный, любит нечётное.

[صحیح مسلم:2677]

وَهُوَ وَتْرٌ يُحِبُّ الْوَتْرَ — и Он Аллах нечетный, 

يُحِبُّ الْوَتْرَ — любит нечетное. 

Это указывает на то, что Аллах عزَّ و جلَّ любит нечетное и также в этом Имени есть такая польза, что Аллах عزَّ و جلَّ любит, чтобы человек ночью читал намаз и последний ракаат у него был нечетным, и Аллаху عزَّ و جلَّ это нравится. 

В одном риваяте говорится:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، رِوَايَةً قَالَ:» لِلَّهِ تِسْعَةٌ وَتِسْعُونَ اسْمًا، مِائَةٌ إِلَّا وَاحِدًا لَا يَحْفَظُهَا أَحَدٌ إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّةَ، وَهُوَ وَتْرٌ يُحِبُّ الْوَتْرَ».

 [صحیح البخاري:6410] 

Передаётся от Абу Хурайры: «У Аллаха девяносто девять Имён, сто без одного; кто познает их и сохранит в своей памяти, войдёт в Рай! И Он нечётный, любит нечётное».

«Сахих» Аль-Бухари, 6410.

لِلَّهِ تِسْعَةٌ وَتِسْعُونَ اسْمًا — У Аллаха есть девяносто девять Имён 

مِائَةٌ إِلَّا وَاحِدًا — сто, кроме одного. 

لَا يَحْفَظُهَا أَحَدٌ — Любой, кто это сохранит, 

إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّةَ — зайдет в Рай. 

وَهُوَ وَتْرٌ — и Аллах является нечетным, 

يُحِبُّ الْوَتْرَ — любит нечетное. 

Риваят «Сахих» аль-Бухари, 6410. 

В другом риваяте говорится:

وَإِنَّ اللَّهَ وِتْرٌ يُحِبُّ الْوِتْرَ 

И поистине Аллах وِتْرٌ, Он любит الْوِتْرَ. 

[صحیح مسلم:2677]

«Сахих» Муслим, 2677. 

Также в другом риваяте говорится:

إِنَّهُ وِتْرٌ يُحِبُّ الْوِتْرَ 

Аллах وِتْرٌ и любит الْوِتْرَ. 

[صحیح مسلم:2677]

«Сахих» Муслим, 2677. 

Намаз, который человек читает после последнего намаза, называется وِتْرٌ (витр).

  1.  وَتْرٌ- وِتْرٌ — это нечетное, то что невозможно делить на два.