Вопрос № 108. Почему Аллах عَزَّوَجَلَّ приводит свои решения в действие обычными мирскими способами, и что такое такдир.

До этого мы говорили, что у Аллаха عَزَّوَجَلَّ есть Качества – صِفَاتٌ ‘сыфат’, и Деяния – أَفْعَال ‘афъаль’, и разница состоит в том, что для Деяний нужны способы: أَسْبَابٌ ‘асбаб’. 

Например, когда человек дает садака, Аллах عَزَّ وَجَلَّ  ему помогает: это садака послужило причиной того, что Аллах عَزَّوَجَلَّ будет оказывать помощь.

Хадис № 102. 

الحدیث:102

حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ مَنِيعٍ، وَعَلِيُّ بْنُ حُجْرٍ المعنى واحد، قَالَا: حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيل بْنُ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ أَبِي الْمَلِيحِ بْنِ أُسَامَةَ، عَنْ أَبِي عَزَّةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » إِذَا قَضَى اللَّهُ لِعَبْدٍ أَنْ يَمُوتَ بِأَرْضٍ، جَعَلَ لَهُ إِلَيْهَا حَاجَةً، أَوْ قَالَ: بِهَا حَاجَةً

جامع الترمذي:2147] صحیح

Передали Ахмад ибн Маниа и Алийю ибн Худжар с одинаковым смыслом, оба они сказали, что им передал Исмаиль ибн Ибрахим от Айюба, который передал от аль-Малиха ибн Усамы, а тот от Абу Аззы, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда Аллах решает, что некто должен умереть в определённой земле/в определённой местности, Он создаёт там для него какую-то причину, необходимость находиться там, или же сказал, нужду находиться именно там».

عَنْ أَبِي عَزَّةَ، قَالَ – Абу ‘Аззата говорит:

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – сказал посланник Аллаха ﷺ:

«إِذَا قَضَى اللَّهُ لِعَبْدٍ – Когда Аллах عزَّ وجلَّ решает насчет какого-то человека,

أَنْ يَمُوتَ بِأَرْضٍ – что он должен умереть в таком-то месте (в какой-то земле)[1], — например, человек живет в одном месте, а ему записано умереть в другом месте, — то есть, Аллах عَزَّوَجَلَّ решил, что он умрет в таком-то месте, но этого человека там нет, —

جَعَلَ لَهُ إِلَيْهَا حَاجَةً – Аллах عزَّ وجلَّ создаёт для него какую-то причину, нужду находиться именно там, —

то есть, там, где ему написано умереть, Аллах عزَّ وجلَّ создаёт для него такую ситуацию, что он туда едет по каким-то своим делам, —

أَوْ قَالَ: بِهَا حَاجَةً – там у него будет нужда (возникнут какие-то дела).

«Джамиу» Ат-Тирмизи, 2147. Хадис сахих.

Хадис указывает на то, что для приведения Своих решений в действие Аллах عزَّ وجلَّ создает причину, и этот асбаб سَبَبٌ – أسْبابٌ тоже является частью такъдира تَقْدِيرٌ.

Поэтому неправильно так говорить, как некоторые люди, что не нужно особенно стараться, если написано в такъдире, то так и случится, а если не написано, то ничего не получится…

Верить в التقدير такъдир или قَدَرٌ кадар — обязательно, это один из столпов, رُكْن рукнов ислама.

В первую очередь, нужно знать, что такой перевод слова التقدير такъдир или قَدَرٌ кадар как, например, предопределение, судьба, рок, — в основном, неправильный, это не исламские понятия.

Насчёт понятий التقدير такъдир и  قَدَرٌ кадар нужно знать, что в этом вопросе у людей есть недоразумения: некоторые отрицают такъдир и говорят, что такъдира нет, а это заблудшая группа — кадариты «القدريَّة» (аль-кадари́йя). А некоторые думают, что в такъдире и кадаре есть какая-то сила, которая нас заставляет поступать тем или иным образом, и это тоже заблудшая группа, она называется «الجَبْرية» аль-джабари́йя (джабариты). 

Тема такдира легкая, но люди усложнили себе, потому что перевернули это понятие.

Например, некие Ахмад и Махмуд прыгнули с самолета, у Ахмада есть парашют, а у Махмуда нет, — в итоге, Ахмад остался жив, а Махмуд умер. Это значит, что есть мирские способы, которые нужно использовать.

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

يَآ اَيُّـهَا الَّـذِيْنَ اٰمَنُـوْا خُذُوْا حِذْرَكُمْ

 [النساء:71]

О, те, у кого есть иман, возьмите свою осторожность!/ (действуйте с осторожностью).

Сура «Ан-Ниса’», аят 71.

حِذْر: اِحْترَازٌ، وِقايةً ، توْقيةً [хиѯр] – это осторожность, защита, предупреждение опасности.

تَوَقَّى شَرَّهُ : حَذَرَهُ — предостерёгся от опасности — предупредил её. Любой способ, любой инструмент для своей безопасности входит в это понятие, и это не только оружие или то, что защищает на поле боя, это любой способ и это приказ Аллаха عزَّ وجلَّ.

Например, вы стоите, и навстречу вам едет машина, — вам нужно отойти в сторону, чтобы машина вас не задела, и будет глупо, если вы будете стоять и думать, что “если в такъдире написано, что я умру, то значит я умру, а если не написано, то машина не навредит мне”… Такое понятие — против ислама, так как ислам приказывает человеку быть осторожным, чтобы не убить себя и спастись. В этом примере Ахмад себя спас, поступив правильно, а Махмуд ослушался и убил себя, всё очень просто и понятно, но некоторые люди задаются разными вопросами и тем самым осложняют себе понимание. Они говорят, что Ахмад себя спас, значит он поменял свой кадар, или говорят, что Махмуд убил себя, значит он поменял свой кадар, и говорят, что то, что Махмуд прыгнул без парашюта, было написано в такъдире, а значит он не виноват… — и всё это беспочвенно! 

В первую очередь нужно знать, что такъдир – это знание Аллаха عزَّ وجلَّ, а знание Аллаха عزَّ وجلَّ – это Его Качество: صِفَاتٌ сыфат. Человеческий разум ограничен и не понимает Качеств Аллаха عزَّ وجلَّ, поэтому нельзя задаваться подобными вопросами, будто кто-то мог поменять такдир… Главное в этом примере — мы смотрим на действия Ахмада и Махмуда, и ислам нам говорит, что человек может спасти себя, а может убить (человек может сам выбирать, как ему действовать).

Аллах عَزَّوَجَلَّ в Куръане говорит:

مَنْ قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْـرِ نَفْسٍ اَوْ فَسَادٍ فِى الْاَرْضِ فَكَاَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَـمِيْعًاۖ وَمَنْ اَحْيَاهَا فَكَاَنَّمَآ اَحْيَا النَّاسَ جَـمِيْعًا ۚ

[المائدۃ:32]

Тот, кто убьёт человека ни за что (человек никого не убивал, а его убьют) и не за распространение фасада на земле, то он как будто бы убил всех людей! А кто спасёт человека, то он как будто бы спас всех людей на свете!

Сура «Аль-Ма’ида», аят 32.

مَنْ قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْـرِ نَفْسٍ اَوْ فَسَادٍ فِى الْاَرْضِ — кто убил человека, который не убивал другого человека и фасад не делал на земле,

فَكَاَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَـمِيْعًاۖ — как будто он убил всех людей.

وَمَنْ اَحْيَاهَا — а кто дал жизнь, — то есть, спас, —

فَكَاَنَّمَآ اَحْيَا النَّاسَ جَـمِيْعًا ۚ — как будто бы он спас всех людей.

Этот аят служит доводом, что человек может убить другого человека и, также, может спасти его.

На самом деле такъдир – это всё то, что происходит, а Аллах عزَّ وجلَّ обо всём этом заранее знал. Аллах عزَّ وجلَّ заранее знал, как будут поступать Ахмад и Махмуд, но это не говорит о том, что это знание Аллаха عزَّ وجلَّ заставляет Ахмада и Махмуда поступать таким образом, и это не оправдывает поступка Махмуда. Человек может совершать действия, спасать себя или кого-то другого, но Аллах عزَّ وجلَّ при этом заранее знает об их действиях.

Такъдир и кадар не означает, что человек должен оставить усилия, дела. Понятно, что Махмуд поступил неправильно, убив себя, и говорить, что он не сделал ошибку и не совершил греха, потому что это было записано в его такъдире, — неправильно. Эти люди обвиняют такъдир, чистое знание Аллаха عَزَّ وَجَلَّ! 

Аллах عزَّ وجلَّ приказывает человеку стараться, проявлять усердие, использовать инструменты, быть осторожным, просить у Него дуа… Но дальше нельзя копать и раздумывать о такъдире, потому что это из Качеств Аллаха عزَّ وجلَّ.

Правильное понимание такъдира таково, что человеку нужно усердствовать, использовать инструменты, способы, создавать причины для успешного исхода своих дел, просить дуа — и после этого быть убежденным, что никто не может причинить ему вред, если того не пожелает Аллах عزَّ وجلَّ, и быть убежденным, что Аллах عزَّ و جلَّ ему воздаст за его усердие и будет помогать ему.

И это знание Аллаха عزَّ وجلَّ не заставляет человека совершать те или иные поступки, это неправильное понимание, когда люди думают, что раз все записано, то не нужно стараться; зачем делать дуа… — и, в итоге, он оставляет усилия, не просит дуа и так далее. Такой человек ослушается Аллаха عزَّ وجلَّ, потому что Аллах عزَّ وجلَّ говорит, чтобы человек усердствовал и использовал инструменты, — то есть, создавал причины, и эти причины под контролем человека, и человек получит то, по направлению к чему он усердствовал.

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

وَاَنْ لَّيْسَ لِلْاِنْسَانِ اِلَّا مَا سَعٰى

[النجم:39]

И человек получает только то, чего он добился своими стараниями.

Сура «Ан-Наджм», аят 39.

Этот аят говорит о том, что Аллах عزَّ و جلَّ дает человеку то, в чём тот будет усердствовать.

Аллах عزَّ وجلَّ написал для человека то, куда он направит свои усилия, — то есть, Аллах عزَّ وجلَّ знал заранее, какие устремления будут у человека, и Аллах عزَّ وجلَّ посмотрел на его усердие и написал, предписал ему согласно его этим устремлениям. Человек еще не родился, не усердствовал, но Аллах عزَّ وجلَّ всё знал заранее и посмотрел его устремления, его дела, когда он их еще не совершал, и, согласно этому, Аллах عزَّ وجلَّ дал ему, предписал ему то, в чём он будет усердствовать. Аллах عزَّ وجلَّ знает, кто сколько будет стараться, и, в соответствии с этим, Он написал такъдир تَقْدِيرٌ. 

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане приказывает, чтобы люди усердствовали, и после этого говорить, что стараться не нужно, потому что всё заранее записано, — заблуждение. Аллах عزَّ وجلَّ приказал, чтобы мы уверовали в такъдир, это приказ Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, но, также, приказ Аллаха عزَّ وجلَّ – совершать ‘амаль, عَمَلٌ, дела, поэтому, полный иман – это когда у человека есть «إِيمَانٌ» иман, подкреплённый делами, عَمَلٌ [‘амаль], أَعْمَالٌ [а’маль] (мн. ч.), — то есть, усердием.

Понимание такъдира – это убеждённость, что Аллах عزَّ وجلَّ Аль-Кауийю الْقَوِيُّ, Аль-‘Азиз العَزِيزُ — Сильный, Могущественный, Обладатель чести и уважения. Человек должен уповать на Аллаха عزَّ وجلَّ, надеяться на Него и быть убежденным в том, что никто не может причинить ему вреда, если Аллах عزَّ وجلَّ не пожелает этого, Аллах عزَّ وجلَّ приготовил для него план: его رِزْقٌ ризк — то, чем Аллах наделяет: деньги, дети, имущество, ум… — и так далее. Но люди, наоборот, считают, что эта сила и этот план против них, и говорят: «зачем мне стараться?», «зачем мне работать?», «если в такъдире написано, то я это получу, а если не написано, то даже если я буду стараться, то всё равно не получу»… Это понимание неправильно! Это заблуждение, так думать означает ослушание Аллаха عزَّ وجلَّ! Такие люди перевернули понятие такъдира.

التَّقْدِيرُ – ат-такъдир и القَدَرُ аль-кадар приносят человеку успокоение, а они сделали из это источником переживаний, обвиняют такъдир.

التَّقْدِيرُ – ат-такъдир и القَدَرُ аль-кадар – это Качества и Действия Аллаха عزَّ وجلَّ, потому что Аллах عزَّ وجلَّ всё знает заранее, Он знает кто и что будет делать, и, соответственно, кто какую награду получит. Это Качества и Знания Аллаха عزَّ وجلَّ, Он написал это, и это Его Действие.

Если человеку сложно понять тему такъдира и кадара, то это потому, что он сам себе осложнил, так как начал думать о Качествах Аллаха عزَّ وجلَّ, и, понятно, что Качества Аллаха عزَّ وجلَّ человеческий разум охватить не может в силу своей ограниченность, его знания ограничены, и это испытание для человека; а Знание Аллаха عزَّ وجلَّ – это Его качество. Поэтому, когда человек начинает задаваться вопросами и дальше думать про Качества Аллаха عزَّ وجلَّ, то он загружает свой ограниченный разум. 

Ислам чётко и ясно сказал, что мы находимся в испытании и наш разум ограничен, и мы не можем понять природу Качеств Аллаха عَزَّوَجَلَّ.

Например, человек говорит: если Аллах عزَّ وجلَّ является Создателем хорошего и плохого, — то есть, Аллах عزَّ وجلَّ создаёт благие дела и грехи, —  тогда какой выбор может быть у человека?

Ислам нам говорит, что у человека есть выбор, и человек может совершать благие дела, а может совершать грехи, но! Аллах عزَّ وجلَّ заранее знал, что совершит человек, и это всё Аллах عزَّ وجلَّ записал.

Хадис объясняет, что Аллах عزَّ وجلَّ всё записал в соответствии с делами человека, потому что Аллах عزَّ وجلَّ знал все его дела, Аллах عزَّ وجلَّ Создатель всего, и это Качество и Действие Аллаха عزَّ وجلَّ, но человеческий разум охватить этого не может. Поэтому утверждать, что у человека нет выбора, — это куфр, это означает отрицать Откровение, и так делали заблудшие люди, джабариты. Или, наоборот, говорить, что «нет кадара», и «Аллах عزَّ وجلَّ заранее всё не знает», и что «Аллах عزَّ وجلَّ заранее ничего не сотворил», — это куфр, отрицание Откровения, и так заблудилась группа кадариты.

Когда люди обсуждают такдир, то обсуждают Качества Аллаха عَزَّوَجَلَّ, а истинного положения этого человек не знает! Когда сподвижники спросили у посланника Аллаха ﷺ: «о, посланник Аллаха, можно ли опираться на такъдир и оставить дела?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «нет!»

Ислам запретил обсуждать такдир. Ислам не сказал: думайте и обсуждайте, что значит такдир, почему это написано, какое у него положение?..  Ислам сказал: усердствуйте, совершайте дела и, вместе с этим, будьте убеждены, что всё, что происходит, Аллах عزَّ وجلَّ заранее знал и записал это знание, и никто не может принести вам вред и пользу, пока Аллах عزَّ وجلَّ этого не пожелает.

В хадисе сказано:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ:‌‌‌‏ » جَاءَ مُشْرِكُو قُرَيْشٍ يُخَاصِمُونَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْقَدَرِ، ‌‌‌‌‌‏فَنَزَلَتْ:‌‌‌‏ يَوْمَ يُسْحَبُونَ فِي النَّارِ عَلَى وُجُوهِهِمْ ذُوقُوا مَسَّ سَقَرَ ‌‌‌‏ 48 ‌‌‌‏ إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ ‌‌‌‏ 49 ‌‌‌‏ سورة القمر آية 48-49 «.

[صحيح مسلم:2656]

Передаётся от Абу Хурайры, который рассказал: «Пришли к посланнику Аллаха ﷺ мушрики курайшиты и стали спорить с ним/препираться относительно вопроса предопределения/кадара, и были ниспосланы следующие аяты: «В день, когда они будут брошены в Огонь лицами вниз, — вкусите прикосновение ада! Поистине, Мы всё сотворили согласно кадару/ по предопределению». (Сура «Аль-камар» («Луна», «Месяц»), аяты 48–49.)

«Сахих» Муслим, 2656.

Посланник Аллаха ﷺ запретил эти препирательства насчет такъдира и сказал, что они попадут в Ад.

Здесь важный момент такой, что иметь такое представление и говорить, что человек совершает грех потому, что это было написано в такдире, — харам, эти мушрики говорили так, что доказано из Куръана.

Правильным было бы сказать, что человек совершает грехи по собственному выбору, — то есть, человек захотел и совершил грех, а если бы не хотел, то не совершал бы. Он мог себя защитить от греха, и это называется التَّقْوَى такъуа.

Человек совершает грех не потому, что Аллах عزَّ وجلَّ это заранее написал, и эта запись Аллаха عَزَّوَجَلَّ заставляет его совершить грех, а это заранее написано в такъдире потому, что Аллах عزَّ وجلَّ Знал, что человек будет совершать этот грех.

Один смысл «такъдира» и «кадара» – это мера, баланс; и во всём, что сотворил Аллах عَزَّوَجَلَّ, есть баланс. Например, гравитация, которая есть у Земли и у Солнца, или движение всей системы, которое Аллах عزَّ وجلَّ контролирует… То есть, этот баланс Аллах عزَّ وجلَّ создал и назвал его такъдир.

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

ذٰلِكَ تَقْدِيْـرُ الْعَزِيْزِ الْعَلِـيْـمِ

[یسین:38]

Это такдир. Почётный, уважаемый и мудрый!

Сура «Йа Син», аят 38.

У кадара есть и другой смысл: Аллах عزَّ وجلَّ всё знает, и Он записал своё знание, и это знание называется кадар القَدَرُ. То есть, кадар – это Знание Аллаха عزَّ وجلَّ и его запись.

Потом люди заблудились, потому что сказали, что Знание Аллаха عزَّ وجلَّ и Его запись заставляют нас совершать какие-то дела, и по этой причине мы совершаем какие-то грехи или хорошие дела, и у человека нет выбора. Это джабариты, которые заблудились. А некоторые наоборот, сказали, что нет кадара, – это кадариты, и они тоже заблудились.

Правильный же, прямой путь — это то, что между этими понятиями: у человека есть выбор. Человек совершает грех не потому, что в кадаре написано, а по собственной воле. А Аллах عَزَّوَجَلَّ заранее знал, кто какой грех будет совершать, и поэтому Аллах عَزَّوَجَلَّ это записал. То есть, человек грех совершает не потому, что написано, а Аллах عزَّ وجلَّ это знал, — знал, что человек это совершит, поэтому и записал, а не для того, чтобы заставить человека совершить этот грех.

Мы сказали, что для Действий Аллаха عزَّ وجلَّ есть причины: например, из Откровения доказано, что Аллах عَزَّوَجَلَّ пошлёт свою Милость тем (помилует того), кто прощает других. Хадис указывает на то, что человек получает Милость Аллаха عزَّ وجلَّ , когда сам проявляет её по отношению к другим, — то есть, для Действий Аллаха عزَّ وجلَّ есть асбаб أسْبابٌ.

Откровение говорит, что Аллах عزَّ وجلَّ приумножает имущество того, кто даёт садака, — то есть, Аллах عزَّ وجلَّ даёт кому-то имущество, и причиной этому послужили его садака, хорошие дела. И Аллах عزَّ وجلَّ говорит, что Он будет оказывать благо тому, кто оказывает благо другим. 

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

هَلْ جَزَآءُ الْاِحْسَانِ اِلَّا الْاِحْسَانُ

[الرحمن:60]

Разве за хорошие дела воздаётся чем-либо, кроме как благим?

Сура «Ар-Рахман», аят 60.

Это указывает на то, что для того, чтобы получить помощь от Аллаха عزَّ وجلَّ, человеку нужно создавать причины. Точно также для того, чтобы войти в Рай, нужны причины, а также для вхождения в Ад есть свои причины, и нет сомнения в том, что всё это записано в кадаре и такдире, и Аллах عزَّ وجلَّ знает всё. 

Аллах عزَّ وجلَّ знал, кто попадёт в Рай, а кто в Ад, но для этого Аллах عزَّ وجلَّ создал причины (асбаб) и дал человеку выбор и силы приобрести этот асбаб أسْبابٌ. Человек может совершать грехи, если хочет, и может совершать благое. Считать, что у человека нет выбора, и человек совершает ширк потому, что Аллах عزَّ وجلَّ его заставляет, потому что Аллах عزَّ وجلَّ это предписал ему, — это убеждение кяфиров.

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

 وَقَالَ الَّـذِيْنَ اَشْرَكُوْا لَوْ شَآءَ اللّـٰهُ مَا عَبَدْنَا مِنْ دُوْنِهٖ مِنْ شَىْءٍ

[النحل:35]

И мушрики, — те, которые отказались принять ислам, —  говорят: если бы Аллах пожелал, то мы бы никому не поклонялись, кроме Него… 

Сура «Ан-Нахль», аят 35.

Понятно, что ничего не происходит, если не пожелает Аллах عزَّ وجلَّ , но мушрики это неправильно поняли и сказали, что причина их грехов — такдир. И некоторые заблудшие люди говорят, что они совершили грех или какое-то преступление потому, что так было написано в такъдире, — то есть, они обвиняют чистое Знание Аллаха عزَّ وجلَّ и пречистую запись, и это было чертой мушриков.

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

سَيَقُوْلُ الَّـذِيْنَ اَشْرَكُوْا لَوْ شَآءَ اللّـٰهُ مَآ اَشْرَكْنَا

[الانعام:148]

Мушрики, — те, которые совершают ширк, — скоро скажут, что если бы Аллах не пожелал, мы ширк бы не совершали… 

Сура «Аль-Ан’ам», аят 148.

У мушриков было такое убеждение, что они совершают ширк потому, что Аллах عزَّ وجلَّ так хочет, что сам Аллах عزَّ وجلَّ создает такое убеждение в их мозге, а если бы Аллах عزَّ وجلَّ не создавал такого убеждения, они бы ширк не совершали… 

Понятно, что Создатель каждой вещи — Аллах عزَّ وجلَّ. То есть, всё, что человек думает, делает, намеревается и совершает, Создатель этого всего — Аллах عزَّ وجلَّ, Аль-Халик الخَالِقُ, но для Действий Аллаха عزَّ وجلَّ есть причины (асбаб), и это как раз под контролем человека, Аллах عزَّ وجلَّ не решает на основе своего такъдира или своего Знания, Аллах عزَّ وجلَّ решает на основе дел человека, на основе способов и причин. Аллах عزَّ وجلَّ заранее знал, какой выбор сделает человек, какое будет у него наме́рение, какое будет у него дело. То есть, такъдир – это то, что Аллах عزَّ وجلَّ знал заранее, что выберет человек, какое у него будет намерение. Он знал это потому, что Он Всезнающий, и создал это потому, что Он — Создатель всего. Аллах عزَّ وجلَّ создаёт дела человека, но Аллах عزَّ وجلَّ заранее знает, какие дела тот будет совершать, и человек это совершает по своей воле, по своему выбору, его никто не заставляет, и это закон ислама. Когда человека заставили, принудили, тогда с него спроса не будет; даже если он совершит ширк, то не будет за это получать наказания. Поэтому такъдир и кадар – это не такая сила, которая заставляет, и у человека есть свой выбор, он может совершить грех и может совершить благо, и поэтому он получает наказание или награду. Аллах عزَّ وجلَّ заранее всё это знал, потому что Аллах Всезнающий, и это Его Качество, для которого нет начала и нет конца. Когда человек намеревается совершить какие-то дела, Аллах عزَّ وجلَّ создаёт ему его дела. Если человек захочет совершить какое-то дело, и Аллах عَزَّوَجَلَّ не будет создавать эти дела, то не будет никакого испытания. Например, человек захочет поесть свинины, а Аллах عزَّ وجلَّ не будет создавать свинью, тогда испытания не будет; тогда зачем Аллах عزَّ وجلَّ создал эту планету и поселил здесь человека?! 

Для того, чтобы было испытание, Судный день и так далее. Аллах عزَّ وجلَّ создал мозг человека, и мозг у него работает, в мозгу зарождается наме́рение, формируются убеждения; если человек хочет, чтобы у него в этом мозге было хорошее намерение и хорошее убеждение, то он может это выбрать, а если хочет, чтобы у него в мозгу были плохие намерения, плохие убеждения, то он может выбрать это, потому что мозг подчиняется человеку, мозг будет работать так, как хочет человек, и это испытание. Человек может использовать свой мозг правильно, а может неправильно. Аллах عزَّ وجلَّ Создатель, Он создал мозг и то, что возникает в мозге, и сказать, например, что в мозгу человека есть плохие намерения или плохие убеждения потому, что Аллах عزَّ وجلَّ их заложил, ведь Он Создатель всего, а у человека выбора нет, — это убеждение кяфиров.

Понятно, что Аллах عزَّ وجلَّ Создатель всего, но у человека есть выбор, и он может использовать свой мозг так, как хочет; он может использовать свои руки, язык, имущество, всё, что у него есть, правильно или неправильно; он может совершить ширк, куфр, и может совершить хорошие дела, но это не говорит о том, что Аллах عَزَّوَجَلَّ заставляет человека совершать куфр и ширк! 

Для всего, что Аллах عزَّ وجلَّ создаёт, есть причины, и об этом Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

وَمَا ظَلَمْنَاهُـمْ وَلٰكِنْ كَانُـوٓا اَنْفُسَهُـمْ يَظْلِمُوْنَ

[النحل:118]

Не мы им причинили зульм/ боль, они её причиняют сами себе!

Сура «Ан-Нахль», аят 118.

Ясно, что зульм, неприятности, который они ощущали, они создали себе сами, и Аллах عزَّ وجلَّ не делал этот зульм. Поэтому то, что Аллах عزَّ وجلَّ Создатель всего, не говорит о том, что Аллах عزَّ وجلَّ заставляет человека.

Если человек совершает зульм, притесняет, то у него есть выбор: он может делать зульм, а может не делать.

Например, человек по имени Ахмад убил Махмуда, Ахмад – убийца, и это преступление, потому что он совершил это дело. Аллах عزَّ وجلَّ Создатель этого дела, Он Создатель всего, но с Его стороны это не преступление. И говорить, что Ахмад убил Махмуда потому, что это было написано в такъдире, это убеждение кяфира, а сказать, что Ахмад убил Махмуда, и это было написано в такъдире, это убеждение му’мина.

Видите, маленькая вещь и большая разница! И разница в том, что Аллах عزَّ وجلَّ всё заранее знает, Аллах عزَّ وجلَّ знал, что Ахмад убьёт Махмуда, поэтому Он и написал это в такъдире. То есть, такъдир не может быть причиной совершения греха, и, наоборот, грех служит причиной того, что Аллах عزَّ وجلَّ записал это в такъдире. Этот грех служит причиной Действий Аллаха عزَّ وجلَّ, для Его деяний есть причины, а если человек это не понимает, то ему надо знать, что он не может охватить своим разумом Знания Аллаха عزَّ وجلَّ.

В Куръане Аллах عزَّ وجلَّ говорит о тех, которые попали в Ад: когда у них спросят «почему вы попали в Ад?», они скажут, что «потому, что мы не читали намаз». Они не могут сказать «потому, что это было написано в такъдире»… На самом деле, Аллах عزَّ وجلَّ все записал в такъдире, это было решение Аллаха عزَّ وجلَّ, но для этого решения есть причины и это решение соответствует делам человека.

Аллах عزَّ وجلَّ заранее знает, кто какое дело совершит, и поэтому создает эти дела, чтобы у человека было испытание, а если бы Аллах عزَّ وجلَّ не создавал этих дел, то испытаний не было бы.

Итак, те люди, которые хотят обвинить такъдир, говорят, что если бы Аллах عزَّ وجلَّ не пожелал, то я бы не убил этого человека, если бы Аллах عزَّ وجلَّ не пожелал, то я бы прелюбодеяние не сделал, если бы Аллах عَزَّوَجَلَّ не пожелал, то я бы такой грех или такое преступление не совершил… 

Как мы до этого сказали, что у Аллаха عزَّ وجلَّ есть Качества и Деяния, и разница между Качеством и Действием Аллаха عزَّ وجلَّ в том, что для Действия Аллаха عزَّ وجلَّ бывает причина.

То, что Аллах عزَّ وجلَّ записал для человека, для этого Действия Аллаха عزَّ وجلَّ есть причина, а выбор этой причины в руках человека. 

Например, Аллах عزَّ وجلَّ написал в такъдире, что такой-то человек попадёт в Ад; бросать кого-то в Ад это Действие Аллаха عزَّ وجلَّ, но к этому приводят определённые причины, и Откровение подробно рассказывает о них. Аллах عزَّ وجلَّ знает кто попадёт в Рай, а кто попадет в Ад, и если бы Аллах عزَّ وجلَّ решал на основе своего такъдира или на основе своего Знания, тогда зачем Он создал эту планету, отправил Откровение, зачем Он все это рассказал?!

Очевидно, что Аллах عزَّ وجلَّ не решает на основе своего такъдира или на основе Знания, а Его решение на основе дел человека, на основе причин, и когда человек создаёт причину, то Аллах عزَّ وجلَّ в соответствии с этой причиной принимает решение. Например, если человек помиловал другого человека, то Аллах عزَّ وجلَّ  помилует его, если человек совершит благо по отношению к другому человеку, то Аллах عزَّ وجلَّ совершает благо по отношению к нему, если садака даст, то Аллах عزَّ وجلَّ дает имущество ему, а если человек проявит жадность, то Аллах عزَّ وجلَّ уменьшит его имущество, и это всё нам рассказывает Откровение.

Мушрики сказали, если бы Аллах عزَّ وجلَّ не пожелал, то они бы ширк не делали… то есть, надо было, чтобы Аллах عزَّ وجلَّ их заставил не совершать ширка, но закон Аллаха عزَّ وجلَّ таков — “нет принуждения в религии”, а заблудшие люди используют кадар как оправдание.

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

وَاِذَا قِيْلَ لَـهُـمْ اَنْفِقُوْا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللّـٰهُ قَالَ الَّـذِيْنَ كَفَرُوْا لِلَّـذِيْنَ اٰمَنُـوٓا اَنُطْعِمُ مَنْ لَّوْ يَشَآءُ اللّـٰهُ اَطْعَمَهٝ

[یسین:47]

И когда им говорят: расходуйте из тех благ, которыми вас наделил Аллах, неверующие (кяфиры) отвечают верующим: разве нам нужно кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы захотел?!

Сура «Йа, син», аят 47.

Эти заблудшие люди неправильно понимают такъдир, а на самом деле Откровение нам объясняет, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

قَالَ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى يَا ابْنَ آدَمَ أَنْفِقْ أُنْفِقْ عَلَيْكَ

[صحیح مسلم:993]

Аллах Всеблагой, Всевышний, говорит: о, человек (сын Адама), расходуй, и будет расходовать на тебя (Аллах).

«Сахих» Муслим, 993.

Это говорит о том, что Аллах عزَّ وجلَّ приумножит имущество того, кто расходует.

В общем, القَدَرُ кадар – это Знания и запись Аллаха عزَّ وجلَّ, и Знание Аллаха عزَّ وجلَّ – это его Качество, которое не меняется. Он знает всё заранее, и Аллах عزَّ وجلَّ меняет Своё Действие и Своё решение, когда пожелает. Если человек совершит благое, то Аллах عزَّ وجلَّ меняет своё решение и дает ему имущество, дарит ему успокоение, милость и знания, — то есть, когда человек усердствует, Аллах عزَّ وجلَّ ему за это воздаёт.

Поэтому в хадисе сказано:

وَبِيَدِهِ الْمِيزَانُ، يَخْفِضُ، وَيَرْفَعُ

[صحیح البخاري:4684]

И в Его руке весы: он уменьшает и увеличивает.

«Сахих» Аль-Бухари, 4684.

وَبِيَدِهِ الْمِيزَانُ – в Руках Аллаха عزَّ وجلَّ есть весы, 

يَخْفِضُ، وَيَرْفَعُ – посредством которых Он принижает и возвышает (людей)… 

Это указывает на то, что Аллах عزَّ وجلَّ меняет своё решение: кому-то прибавляет, а кому-то убавляет. То есть, Аллах عزَّ وجلَّ смотрит на причины: кого-то испытывает, кому-то больше даёт, кому-то увеличивает ризк и так далее.

Аллах عَزَّوَجَلَّ в Куръане говорит:

قُلْ اِنَّ رَبِّىْ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَّشَآءُ مِنْ عِبَادِهٖ وَيَقْدِرُ لَـهٝ ۚ وَمَآ اَنْفَقْتُـمْ مِّنْ شَىْءٍ فَهُوَ يُخْلِفُهٝ ۖ وَهُوَ خَيْـرُ الرَّازِقِيْنَ

[سبا:39]

Скажи: поистине, Господь увеличивает надел тому из своих рабов, кому пожелает, и уменьшает его; и что бы вы ни израсходовали, Он возмещает вам, и Он Наиучший/ Прекрасный Дарующий!

Сура «Саба’», аят 39.

В этом аяте все сказано:

قُلْ اِنَّ رَبِّىْ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَّشَآءُ مِنْ عِبَادِهٖ وَيَقْدِرُ لَـهٝ — скажи: поистине, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает… 

Слово «الرِّزْقَ» [ризк] означает весь удел.

Это указывает на то, что Аллах عزَّ وجلَّ меняет своё решение: уменьшает или увеличивает удел. 

Мы поняли, что Качество Аллаха عزَّ وجلَّ – это Знание, которое не меняется, так как Он знает, что будет и это менять не нужно. Его запись — это Его Действие, и Он меняет это решение в соответствии с делами человека, Аллах عزَّ وجلَّ Всемогущ, Он Может поменять решение, такъдир.

И второе:

وَمَآ اَنْفَقْتُـمْ مِّنْ شَىْءٍ فَهُوَ يُخْلِفُهٝ — когда вы расходуете, то Аллах возвращает вам больше. 

Откровение нам говорит, что Аллах عزَّ وجلَّ меняет своё решение, и если человек будет усердствовать, то Аллах عزَّ وجلَّ воздаст ему за это.

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

وَاَنْ لَّيْسَ لِلْاِنْسَانِ اِلَّا مَا سَعٰى

[النجم:39]

И человек получает только то, чего он добился своими стараниями (усердием).

Сура «Ан-Наджм», аят 39.

Усердие является обязательной составляющей для мусульманина. Этот аят говорит о том, что когда человек будет усердствовать, он получит успех, и это обещание Аллаха عزَّ وجلَّ.

И, также, в этом аяте говорится, что если человек не будет усердствовать, то ничего не получит. Это указывает на то, что для Деяний Аллаха عزَّ وجلَّ есть причины, и согласно этим причинам Аллах عزَّ وجلَّ принимает решение.

Нет сомнения в том, что Аллах عزَّ وجلَّ наставляет того, кого пожелает, даёт увидеть истину, и вводит в заблуждение того, кого пожелает. Но для того, чтобы человек получил руководство Аллаха (ɦидая هِدَايَةٌ), нужны причины, и для этого Аллах عزَّ وجلَّ ниспослал Откровение, которое и есть руководство (ɦидая). Общий приказ такой, что мы должны придерживаться этого руководства, и для этого существуют причины: человек должен заставить себя и прийти к этому руководству, усердствовать, и только тогда он получит это руководство (ɦидая). Но когда человек не принимает Откровение, не уважает и не обращает на него внимания, то, соответственно, он не получает этого руководства. Все наши дела и наше поклонение служат “причинами”, и всё это, в свою очередь, уасиля وَسِيلَة — способ приблизиться к Аллаху. Если кто-то хочет, чтобы Аллах عزَّ وجلَّ его помиловал и полюбил, дал баракят, имущество (ризк), оказывал Своё руководство, то ему нужно совершать хорошие дела, расходовать имущество и поклоняться Аллаху عزَّ وجلَّ, и это и будут причины для получения им всех этих благ.

А говорить, что Аллах عزَّ وجلَّ заранее все записал, и все знает, и ничего не меняет, и по причине такъдира оставлять дела и оправдывать свои грехи и преступления, — вот это было убеждением мушриков.

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

وَّنَقُوْلُ ذُوْقُـوْا عَذَابَ الْحَرِيْقِ 

  ذٰلِكَ بِمَا قَدَّمَتْ اَيْدِيْكُمْ وَاَنَّ اللّـٰهَ لَيْسَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيْدِ 

[آل عمران: 181-182]

И Мы скажем: вкусите наказание Огнём! Это за то, что уготовили ваши руки, а Аллах не поступает несправедливо со своими рабами!

Сура «Алю ‘Имран», аяты 181–182.

Здесь ясно сказано, что человек попадает в Ад за свои дела, а не по причине такъдира. Такъдир – это Знание Аллаха عزَّ وجلَّ и запись об этом, и Он заранее знает кто куда попадет.

Аллах عزَّ وجلَّ в Куръане говорит:

وَمَآ اَصَابَكُمْ مِّنْ مُّصِيْبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ اَيْدِيْكُمْ وَيَعْفُوْا عَنْ كَثِيْـرٍ

[الشوری:30]

И всё, что постигает вас из бед, это за то, что вы себе уготовили собственными руками, а многое Аллах вам прощает!..

Сура «Аш-Шура», аят 30.

وَمَآ اَصَابَكُمْ مِّنْ مُّصِيْبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ اَيْدِيْكُمْ – любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки,

وَيَعْفُوْا عَنْ كَثِيْـرٍ – и Он прощает вам многое.

[1] Например, человек живет в одном месте, а для него написано, что он умрет в другом месте, то есть, Аллах عَزَّوَجَلَّ решил, что он умрет в таком-то месте, но этого человека там нет.