Вопрос № 132. Может ли человек, который произносит шахаду «أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ»и читает намаз, быть кяфиром и мушриком?

Кафир — это человек, который совершает куфр, а мушрик — это человек,
который совершает ширк.
Очень распространенный вопрос: человек, который говорит «أَنْ لاَ إِلَهَ
إِلاَّ اللَّهُ» и читает намаз, может ли стать кафиром или мушриком?
У некоторых людей есть недоразумение, и они говорят, что если
человек намаз читает, называет себя мусульманином и читает намаз в
сторону Каабы, он не может быть кафиром или мушриком, и они
приводят в качестве довода некоторые слабые и ложные хадисы и
делают «истидляль» (استضلال — вводить в заблуждение),
На самом деле, любой человек может стать кафиром, когда он
совершит куфр, читает он намаз или не читает.
Если человек читает намаз, но совершит куфр или ширк, то у него
аннулируются и намаз, и все хорошие дела.
Ислам нам говорит, что есть определенные вещи, которые являются
куфром и ширком, и если кто-то совершит это, то он будет кафир, даже
если он намаз читает.
Например, человек читает намаз, но не верит в Судный День, то такой
человек — кафир. Также, например, человек, который читает намаз, но
поклоняется идолам, то он — кафир и мушрик, даже если он читает намаз
в сторону Каабы.
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит, обращаясь к пророкам:
وَلَقَدْ أُوحِىَ إِلَيْكَ وَإِلَى ٱلَّذِينَ مِن قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ ٱلْخَٰسِرِينَ.
Поистине, Мы отправили тебе Откровение (Мухаммад) и тем
пророкам, которые были до тебя: «Если ты совершишь ширк, то
тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из
потерпевших убыток».
Сура аз-Зумар, аят 65

Мы знаем, что пророки грехи не совершают (они — مَعْصُومٌ), и они для нас
пример, а в этом аяте Аллах عزَّ و جلَّ нам объясняет, что даже, если
пророк совершит куфр и ширк, то его дела будут аннулированы и он
попадёт в Ад.
Это довод на то, что любой человек может совершать куфр и ширк, и
надо быть очень осторожными, даже если человек произносит шахаду.
Есть понятие «такфир» – это когда человек называет кого-нибудь
кафиром, то это уже другой вопрос.
Ошибаются те ученые, которые говорят, что человеку, который читает
намаз в сторону Каабы, нельзя делать такфир, нельзя называть его
кафиром.
Называть кафиром (делать такфир) — это одно, а совершать куфр — это
другое.
Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит:
وَإِذْ قَالَ لُقْمَٰنُ لِٱبْنِهِۦ وَهُوَ يَعِظُهُۥ يَٰبُنَىَّ لَا تُشْرِكْ بِٱللَّهِ إِنَّ ٱلشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ
Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О, сын мой! Не
приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие (ширк) является
великой несправедливостью».
Сура Лукман, аят 13
Сын Лукмана является муслимом и, все равно, Лукман предупреждает
его не совершать ширк.
И Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит:
ذَٰلِكَ هُدَى ٱللَّهِ يَهْدِى بِهِۦ مَن يَشَآءُ مِنْ عِبَادِهِۦ وَلَوْ أَشْرَكُوا۟ لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُوا۟ يَعْمَلُونَ
Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым
путем тех из Своих рабов, кого пожелает. Но если бы они совершили
ширк, то стало бы тщетным все, что они совершали.
Сура Аль- Ан’ам, аят 88
Дела становятся тщетными, значит, его дела, его намаз уже
аннулируются и пользу ему не принесут, если он совершает ширк или
куфр.