Ислам состоит из восьми вещей: первая вещь — это иман, а вторая — таухид. Мы изучали, что Куръан, намаз, дуа и зикр — это практика имана и таухида. Таухид состоит из четырёх вещей, одним которых является поклонение ( عِبَادَةٌ ибада) и она имеет семь компонентов, а намаз является совокупностью этих семи компонентов. Когда мы говорим: «субханаЛлах» سبحان الله, «альхамдулиЛлях» الحمد لله, «ля иляха илляЛлах» لا إله إلا الله, «Аллаху Акбар» الله أكبر, то становится понятно, что эти предложения, этот зикр является словесным или вербальным видом имана и таухида, языком признавая иман и таухид. Якын, который у вас в мозге, вы подтверждаете языком и говорите: «Аллаху Акбар». Вы убеждены, в вашем мозге есть يَقِينٌ (якын), у вас такое убеждение, что Аллах больше всего, и в намазе вы делаете سَجْدَةٌ (саджда) перед Аллахом عَزَّ وَ جَلَّ. В делах, в жизни вы حُكْمٌ (хукм) Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ ставите выше и это есть таухид. Далее вы убеждены, у вас يَقِينٌ (якын), что у Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ нет недостатков, ошибок, слабости и говорите языком: سبحان الله (субханаЛлах) и это подтверждает убеждения вашего мозга.
Далее, вы убеждены, что Аллах عَزَّ وَ جَلَّ обладает прекрасными качествами, что Он Всемогущий, Всезнающий, что Аллах عَزَّ وَ جَلَّ дает нам رِزْقٌ (ризк), ведет всю эту систему и подтверждая свой якын, вы говорите: «альхамдулиЛлях» الحمد لله.
АльхамдулиЛлях الحمد لله — это слова, который подтверждают ваш таухид и убеждения.
Вы убеждены в том, что только Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ нужно поклоняться и что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и если кто-то поклоняется кому-то, помимо Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, то это будет ширком, и подтверждая свои убеждения вы произносите языком: «ля иляха илляЛлах» لا إله إلا الله.
Надо знать, что иман и таухид касаются не только деяния мозга, но также подтверждения языком и делами, поэтому иман и таухид — это إِعْتِقَادٌ, то есть, убежденность (يَقِين якын), слова (قَوْل коуль), дела (عَمَلٌ амаль).
Мы изучали, что Ислам состоит из восьми вещей и говорили, что третьим, которые мы изучали являются знания.
Знания — это когда человек изучает Уахийю, то есть Куръан и Сунну, изучать Куръан и Сунну является фардом и что невозможно понять Куръан без хадиса, поэтому Куръан является Куръан, а хадис является его بَيَانٌ (баян).
Человеку, начинающему изучать Ислам, получать знания, в первую очередь необходимо знать, что такое знание. Знание, которое приближают его к Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ и увеличивают его степень перед Аллахом عَزَّ وَ جَلَّ — это знание Уахийю. Это не является знанием языков, философии, сиры или истории. Арабский язык тоже нужно изучать и несмотря на то, что это не религия, он является важным способом получения знаний.
Арабский язык бывает двух видов:
язык, который является языком Куръана, очень короткий и легкий язык
язык арабского народа, который меняется и в который добавляются разные слова, которых нет в Откровении.
Для мусульманина не является обязательным, чтобы он знал этот язык (арабского народа), потому что он не относится к Куръану и Сунне. То есть, необязательно, чтобы человек знал, что слово «амортизатор» на арабском языке будет: ممتص لصدمات, что «компьютер» или «процессор» это المعالج, что «демократия» это ديمقراطية, а «инженер» — это مُهَنْدِسٌ.
Существуют тысячи слов, которые, конечно, принесут пользу для человека в мирской жизни, но это все не нужно знать человеку, которые не является арабом. Тысячи новых слов арабского языка, которые не относятся к Откровению, и когда человек пытается выучить все эти слова, он тратит свое время и отдаляется от своей главной цели. На арабском языке человек должен знать только Уахийю.
Многие изучают современный арабский язык, думая что это религия, и тратят много лет на это, хотя достаточно тех слов, которые связаны с Откровением. И необходимо объяснять, что есть разница между языком Откровения и современным арабским языком, в котором много новых слов. Язык Откровения очень легкий и небольшой, в отличии от мирского языка, в котором очень много слов.
Надо знать, что такое религия, и что такое исламские знания.
Например, знать имена ученых и имамов и знать исламскую историю или знание сиры не является исламским знанием. Знание — это только то, что знали сподвижники, а то что было после, то это не ислам, это всего лишь асбабы (способы) многие из которых не обязательны. Четвертая вещь — это праведные дела (амалю солих), это любые дела, через которые человек получает Довольство Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ. Солят, саум, закят, хадж, садака, хорошо обращаться с людьми, читать Куръан, делать зикр, выполнять обещания — это все входит в благие дела, и резюме всех этих дел являются две вещи — это соблюдать права Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ и права людей.
Права Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ — это чтобы люди поклонялись только одному Аллаху عَزَّ وَ جَلَّ, и в них входит каждое благое дело, и «амаль солих» по-другому называется «ибада», потому что каждое благое дело, через которое вы получаете Довольство Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ — это ибада и это есть праведные дела «амаль солих».
Что касается права людей, то эти права тоже объясняет Откровение. И, в общем, права людей — это чтобы вы поступали праведно и не делали «зульм» людям. Для того чтобы вы подробно поняли, что такое «амаль солих», надо знать, сколько видов бывают дела человека. То, что человек делает своим мозгом, называется дела мозга, и есть дела, которые человек делает своим телом. Есть такие дела, за которые человек ответственен, то есть, он отвечает за это, потому что он может контролировать это. И есть такие дела, которые человек не может контролировать, например, бывает, что приходят какие-то мысли и так далее. За те дела, которые человек не может контролировать, человек не будет спрошен, потому что Аллах عَزَّ وَ جَلَّ в Куръане говорит:
لَا یُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفۡسًا إِلَّا وُسۡعَهَا
Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей.
Сура «Аль-Бакара», 286 аят.
Спрос будет только за то, что человек может, то есть, Аллах عَزَّ وَ جَلَّ возложил и требует от человека только то, что человеку под силу.
За те дела, которые человек может контролировать, будет спрос, и такие дела бывают двух видов:
это те дела, которые человек совершает своим мозгом, это акида, это иман, поэтому амаль является иман, и иман является амаль, потому что иман — это амаль мозга, функция мозга.
это дела, которые человек совершает своим телом. Эти дела бывают двух видов: те дела, которые человек совершает, например, намаз, или когда человек обманывает и лжёт, то это тоже дела. Второе — это те дела, которых человек сторонится и не совершает, например, сторониться ширка, то это такъва, поэтому такъва — это тоже дела.
И еще дела (амаль) бывают двух видов: это праведные дела «амаль солих», через которые человек получает Довольство Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ, а второе: (الإثم) аль-исм, то есть, грех, через который человек получает недовольство Аллаха عَزَّ وَ جَلَّ.
Надо знать, что праведными делами «амаль солих» считаются, это когда есть три условия.
Первое — это когда в этом деле нет харама, второе условие — это отсутствие бидъа в этом деле, и третье — это правильное намерение.
Надо знать, что бывают праведные дела «амаль солих», которые не принимается, например, когда у человека есть куфр, то его «амаль» не принимается. Бывает, что у человека неправильное намерение, то его «амаль» не принимается, и бывает, что человек кушает харам, то его «амаль» не принимается.
Также, когда человек грешит грех (الإثم), а затем делает покаяние и просит прощение (إِسْتَغْفَرُ делает «истигфар») или же совершает благие дела, то аннулируются его грехи. И надо знать, что дела будут взвешиваться в Судный день.
Когда у человека благих дел будет больше, то он попадет в Рай, а если плохих дел будет больше, то он в попадёт Ад.
Надо знать, что даже если у человека есть иман и таухид, и он читает намаз, или он какой-то ученый, то он тоже может попасть в Ад за свои грехи.
Надо знать, что любой человек, у которого есть иман и таухид, то он обязательно выйдет из Ада и попадёт в Рай, а человек, у которого нет имана и таухида, то он никогда не выйдет из Ада.